ТОП 10:

Суверенный Татарстан.— М., 1997.— С.50.




На X сессии Верховного Совета Республики Татарстан были подведены итоги состоявшегося референдума. С докладом «О мерах по реализации государственного суверенитета, вытекающих из итогов референдума о ста­тусе республики Татарстан, состоявшегося 21 марта 1992 года, выступил Ф.Х.Мухаметшин. Он отметил: «Если попытаться кратко сформулировать главный результат референдума 21 марта 1992 года, всенародное голосова­ние юридически подтвердило факт становления суверенного государства, основа которого была заложена Декларацией о государственном суверени­тете республики». Докладчик оценил Декларацию «как своеобразную точку отсчета в проведении политики демократических реформ» и подчеркнул, что «народ доказал свою приверженность главным идеям Декларации».

В докладе была дана всесторонняя характеристика обстановке накануне референдума, состоянию межнациональных отношений. В докладе это было оценено следующим образом: «Подготовка и проведение референдума про­ходили в сложнейшей общественно-политической обстановке. И об этом нельзя сегодня не сказать особо. Вокруг проблемы о неотьемлемом праве народа Татарстана на свободное, демократическое волеизъявление велась настоящая борьба. Ситуация складывалась, я прямо скажу, очень непростая. В ход было пущено все. В некоторых средствах массовой информации Рос­сии нагнетались нездоровые страсти. Грешили этим и отдельные местные издания. Людей, проживавших в Татарстане, запугивали ужасами Карабаха. Пытались противопоставить татарскому народу русский. Велась работа по расколу населения по национальному признаку». Докладчик отметил и неприглядную роль Прокуратуры Российской Федерации, со стороны ко­торой была предпринята попытка открытого вмешательства в проведение всенародного голосования и дано указание о закрытии избирательных уча­стков. В случае невыполнения этого распоряжения виновные должны были привлекаться к ответственности. «Это беспрецедентный в мире случай", -сказал докладчик. Депутаты и другие участники сессии обратили внимание на следующие слова Мухаметшина: «Естественно, возникает много вопро­сов. Для чего, спрашивается, была развернута широкая кампания дезин­формации и искажения сути происходящих в нашей республике процессов по российскому телевидению? Кому было выгодно в десятках тысяч экзем­пляров завозить в Татарстан оскорбительные по содержанию листовки? А ведь на все это было израсходовано сотни тысяч, миллионы народных денег».

Очень важно, что, как отметил Мухаметшин, проведение референдума всецело соответствовало всем международным нормам. «Следует отметить, - сказал он, -- что в период подготовки, непосредственно в день прове­дения референдума и в последующие дни заявлений и жалоб от граждан, представителей общественных организаций, трудовых коллективов, средств массовой информации, наблюдателей государств СНГ, республик и обла­стей Российской Федерации, между народных организаций, а также пред­ставлений Прокурора республики Татарстан на нарушение Закона «О ре­ферендуме Республики Татарстан», которые могли бы повлиять на резуль­таты голосования, в Центральную комиссию референдума, Верховный суд Республики Татарстан не поступало».


В докладе особое место было уделено итогам референдума. Мухаметшин особо подчеркнул высокую активность избирателей. К избирательным ур­нам пришло 2132351 человек, т.е. 82% всех избирателей. Причем число лиц, положительно ответивших на вопрос референдума, среди татар и русских было примерно одинаковым.

Докладчик с учетом результатов референдума уделил большое место определению взаимоотношений между Россией и Татарстаном. Он указал на наличие трех подходов. Один подход предполагал присоединение Татар­стана к федеративному договору. Другой подход сводился к немедленному провозглашению государственной независимости. Третий же подход пред­полагал сохранение «status quo». Мухаметшин отверг все эти подходы. Дей­ствительно, референдум был проведен не для того, чтобы наравне со всеми субъектами Российской Федерации присоединиться к федеративно­му договору, и не для того, чтобы обособиться от России. В качестве цели он преследовал устаноааение особых договорных отношений с Российской Федерацией. В результате этого за республикой должны быть закреплены следующие права;

- государственное устройство и территория Татарстана;

принятие и изменение Конституции и республиканских законов, контроль за их соблюдением;

установление административно-территориального устройства, орга­низация местного самоуправления;

- урегулирование прав и свобод человека и гражданина;

- гражданство Республики Татарстан;

- установление системы органов законодательной, исполнительной и
судебной власти;

- финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование, ос­
новы ценовой политики;

- республиканский бюджет, налоги и сборы;

обеспечение развития энергетической системы, транспорта, путей сообщения, информации и связи;

- природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение эко­
логической среды, охрана памятников истории и культуры;

- регулирование вопросов здравоохранения, защиты семьи и материн­
ства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социачьное обес­
печение, а также воспитания, образования, науки, культуры, физической
культуры и спорта;

- оборонное производство и определение порядка продажи военного
оборудования и техники;

- осуществление внешней политики и развитие международных отно­
шений, заключение международных договоров;

- судоустройство, прокуратура, адвокатура, нотариат, кадры правоох­
ранительных органов, уголовно-процессуальное законодательство; амнис­
тия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное, арбитраж-
но-процессуальное законодательство;

- административное, административно-процессуальное, трудовое, се-


мейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство; законо­дательство о недрах, охране окружающей среды; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

• проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Перечислив эти права, докладчик отметил, что это далеко «не полный перечень направлений развития нашего суверенитета в плане повышения статуса республики. Он указал, что в связи с этим «предстоит большая работа Верховного Совета, Президента и правительства республики по подготовке всех законов, указов и других нормативных документов». Ф.Х.Му-хаметшин закончил свой доклад следующими словами: «Мы выбрали свой путь и будем целеустремленно, неуклонно идти по нему во благо всех, кто родился, живет и будет жить на земле многонационального Татарстана"31".

Определенным результатом референдума следует считать также съезд народов Татарстана, состоявшийся 23 мая 1992 г., где были определены основы национальной политики. В качестве таковых в докладе Председателя Верховного Совета Ф.Х.Мухаметшина были определены принципы под­линного интернационализма, межнационального сотрудничества, добросо­седства, национального самоопределения, свободное и равноправное раз­витие языков и право республики на государственный суверенитет.

6 ноября 1992 г. была принята Конституция Республики Татарстан, 'закрепившая выраженную на референдуме волю граждан о превращении республики в суверенное государство. В первых же строках этого документа говорится, что «настоящая Конституция принимается и провозглашается в соответствии с результатами народного голосования (референдума) о госу­дарственном статусе Республики Татарстан». Первая ее статья воплотила в жизнь суть Декларации и референдума: «Республика Татарстан -- суверен­ное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики. Суверенитет и полномочия госу­дарства исходят от народа. Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан». В статье 59 Конституции говорится, что «законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязатель­ствам Республики Татарстан», а статья 60 закрепляет неприкосновенность территории республики. 61-я статья следующим образом закрепляет взаи­моотношения России и Татарстана: «Республика Татарстан - - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российс­кой Федерацией—Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». При этом важно подчеркнуть, что эта статья была зафиксирована до подписания двухстороннего договора.

Конституция Татарстана вызвала нападки со стороны определенных кругов России, не желавших установления равноправных отношений между Рос­сией и Татарстаном. Поскольку противники суверенитета Татарстана груп-

"" Доклад цитируется по книге: Мухаметшин Ф,Х. Республика Татарстан... — С.11 —12.


пировались вокруг Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И.Хасбула­това, на его имя за подписью Ф.Х.Мухаметшина было послано следующее письмо:

«6 ноября 1992 года завершила свою работу XII сессия Верховного Совета Республики Татарстан. Подавляющим большинством голосов народ­ных депутатов Республики Татарстан была принята новая Конституция суверенного Татарстана.

Конституция Республики Татарстан законодательно закрепила измене­ния, происшедшие в ее государственно-правовом статусе, начала которых заложены в Декларации о государственном суверенитете Республики Та­тарстан 30 августа 1990 года и в итогах всенародного референдума 21 марта 1992 года.

Новый Основной Закон стал важной вехой в формировании правового суверенного демократического государства — Республики Татарстан, в обес­печении политической и экономической стабильности в регионе, в даль­нейшем упрочении и углублении межнационального мира и гражданского согласия между народами республики.

Однако происходящие в республике демократические преобразования, отвечающие коренным интересам ее многонационального народа, не уст­раивают определенные политические силы в Российской Федерации. Про­цесс суверенизации во многих бывших автономиях по-прежнему воспри­нимается ими как стремление местных правящих элит сохранить свою власть. Идет сознательная дискредитация объективного процесса реформи­рования национально-государственного устройства Республики Татарстан, создающей свою новую государственность, традиционной дружбы между населяющими ее народами.

Неблаговидную роль в этом играют некоторые средства массовой информации. Последний пример тому -- выступление 12 ноября текущего года в телевизионной программе «Утро» телекомпании «Останкино» на­родного депутата России, ответственного секретаря Конституционной комиссии Верховного Совета Российской Федерация О.Г.Румянцева. В сво­ем интервью он подверг вольному толкованию ряд положений статей новой Конституции Республики Татарстан. Считаем, что отдельные его высказывания идут вразрез с продолжающимся переговорным процессом между руководством Татарстана и России, ставят под сомнение искрен­ность желания найти долгожданное согласие между нашими республиками, Объективно это способствует нагнетанию нездоровых политических страс­тей в обществе, ведет к разжиганию межнациональной розни между наро­дами.

В этих условиях Президиум Верховного Совета Республики Татарстан со всей ответственностью заявляет, что никому не удастся спровоцировать в республике обстановку политической нестабильности, поставить под со­мнение традиционные многовековые узы дружбы, братства и согласия между людьми разных национальностей.

Мы убеждены, что предстоящее подписание договора между Республи­кой Татарстан и Российской Федерацией отвечает устремлениям наших


народов. Принятая Конституция суверенного Татарстана будет способство­вать этому. Она исходит из принципов самоопределения народов, их равно­правия, уважения прав человека, территориальной целостности, сохране­ния с Российской Федерацией—Россией исторически сложившихся всесто­ронних связей».

Письмо это несколько утихомирило противников суверенитета Татар­стана.

Однако это вовсе не означало, что противники суверенитета сложили оружие. В ходе подготовки Конституции Российской Федерации они с новой силой ринулись на суверенные права Татарстана. В ходе работы конституционного совещания они пытались ввести в проект Конституции России положения, умаляющие и дискредитирующие саму идею нового типа федеративных отношений. Они отказывали Татарстану в установлении с Российской Федерацией договорно-конституционных отношений и в праве на законодательную инициативу. В связи с этим Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев и Председатель Верховного Совета Ф.Х.Мухамет-шин 25 июня 1993 г. сделали совместное заявление об участии представи­телей Республики Татарстан в работе Конституционного совещания и его органов. В нем выражались обеспокоенность ходом первого этапа работы Конституционного совещания, сомнения в том, что в новом Основном Законе Российской Федерации "найдут отражение и получат закрепление необратимые политические перемены, происшедшие в республике за пос­ледние годы". "Нельзя создавать новую Конституцию Российской Федера­ции, определяющую судьбу ее многонационального народа, в угоду амби­циям определенных политических кругов, нельзя не считаться с интереса­ми республик", — говорилось в заявлении. Документ заканчивался следую­щими словами: "Считая невозможным в этих условиях свое дальнейшее участие в работе Конституционного совещания и его органов, выражаем уверенность, что в дальнейшем политическая мудрость, добрая воля во­зобладают в решении судьбоносных вопросов, и остаемся приверженными нашему стремлению строить отношения между Республикой Татарстан и Российской Федерацией на основе договора о взаимном делегировании полномочий"182.

Итак, продвижение республики от декларации к полномасштабному договору с Российской Феедрацией становилось главной задачей, стояв­шей перед республикой.

Договор с Россией

30 ноября Шаймиев официально обратился в Верхов­ный Совет России с предложением о закреплении в Российской Консти­туции договорно-конституционных отношений между Республикой Татар-

-18' Цит. по: Мухаметшин Ф.Х. Республика Татарстан... — С.77—78.


стан и Российской Федерацией. Однако продвижение к договору было очень медленным и трудным.

В декабре одновременно с референдумом по принятию новой конститу­ции России прошли выборы в Государственную Думу. В Татарстане эти выборы, так же как и референдум, не состоялись, и российская Консти­туция не была принята. На избирательные участки из 2 638 886 явилось только 367 088 избирателей, т.е. менее 25%. Из них за принятие российской Конституции проголосовало всего 88 758 человек. Это было выражением недовольства ходом переговоров по вопросу о заключении двухстороннего договора между Россией и Татарстаном.

Действительно, российская сторона все более и более отходила от уже согласованных позиций, оказывала давление на республику, и особенно по части бюджетных взаимоотношений. /В ходе подготовки договора между правительствами Татарстана и России~было подписано 12 соглашений, в том числе по вопросам таможни, бюджета, обороны, высших учебных заведений и т.д. Анализ этих документов показывает, что уступка со сторо­ны Татарстана была сделана по всем без исключения вопросам. По сути дела, эти уступки в концентрированном виде были заложены в договор, подписанный 15 февраля 1994 i\_J

Время и условия подписания этого документа были невыгодными для Татарстана. Зима была холодной. Не хватало тепла в домах и учреждениях. Российские нефтепроводы сократили прием татарской нефти. В результате остановились многие нефтепромыслы. Начались увольнения и сокращения рабочих. Это был нажим на республику.

В этих условиях приходилось идти на уступки российской стороне. При­шлось отойти от ряда ранее согласованных позиций. Наиболее неизменной и более приемлемой частью этого документа была только преамбула, где говорилось, что стороны исходят из признания принципов самоопределе­ния и свободного волеизъявления народов. О компромиссном характере договора свидетельствовало и то, что Татарстан напрямую не был признан суверенным государством и субъектом международного права. Такое при­знание было опосредованным через признание в преамбуле договора Кон­ституции Татарстана, где написано, что он объединен с Российской Феде­рацией на основе Конституций России и Татарстана и через настоящий договор.

Положительным моментом договора явилось признание земли, ее недр и всей собственности Татарстана в качестве достояния многонационально­го народа Татарстана. Большое значение имеет и признание Татарстаном права на самостоятельную международную экономическую деятельность. Признавалось также право Татарстана вступать в международные отноше­ния, устанавливать связи с иностранными государствами, заключать с ними договоры и соглашения.

Договор признавал за Татарстаном собственное гражданство. Однако, в отличие от ранее согласованного проекта, много полномочий было переда­но России и в совместное ведение. Милиция, суд, прокуратура оставались


в российском ведении. За Россией было закреплено 17 полномочий, за Татарстаном -- 15. В совместном ведении — 23 полномочия.

Договор вызвал недовольство как в России, так и в Татарстане. В Мос­кве российского Президента обвиняли в уступчивости, в развале страны и грозили даже импичментом. В Татарстане Шаймиева также критиковали в излишней уступчивости. Подлинную оценку договору смогли дать руково­дители России. Ельцин так охарактеризовал его:

«Так, в 1994 году для решения очень сложных и спорных вопросов с Татарстаном мы впервые использовали принципиально новый конституци­онный элемент. Имею в виду двухсторонний договор о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами власти. Тогда он выполнил роль своего рода «скорой политической помощи». Предотвра­тил опасность раскола Федерации»^83.

Премьер-министр РФ В.С.Черномырдин дал аналогичную оценку, ска­зав, что подписанный документ «позволил уберечь Россию от распада»184.

Высокую оценку Договору дал также президент Российской Федерации В.В.Путин. Во время посещения Казани в марте 2000 г. он назвал М.Ш.Шай­миева одним из основателей современной Российской Федерации.

Став главой Российского государства, В.В.Путин обозначил пути совер­шенствования взаимоотношений РФ и РТ. Нельзя сказать, что они одно­значно ведут к упрочению суверенитета Татарстана. Однако не приходится сомневаться в том, что при любом исходе Договор между РФ и РТ войдет в историю как документ, открывший путь к становлению подлинного федерализма в России и ставший важной вехой на пути становления суве­ренного Татарстана.

Бесспорно, что договор неоднозначный. Кроме значительных отступле­ний от первоначальных договоренностей, в нем заложено немало того, что действительно способствует укреплению суверенитета. Наибольшим завое­ванием является экономическая самостоятельность, закрепление за Татар­станом его собственности и права на международную деятельность. Эти возможности Татарстан использует активно. Татарстан ведет самостоятель­ную внешнеэкономическую деятельность, в ряде стран имеет свои пред­ставительства. Президент Татарстана встречается с главами ряда государств на равноправной основе. Особо теплые отношения сложились у него с Президентом Турции. Его визит в Финляндию 13—15 октября 1999 г., встречи с главами государства и парламента подтвердили, что западный мир воспринимает его как главу государства, находящегося в особых отно­шениях с Российской Федерацией. Там Татарстан был назван первопроход­цем, являющим собой пример для других. Спикер парламента Финляндии назвала Минтимера Шаймиева выдающимся политиком европейского мас­штаба.

В настоящее время Татарстан переживает активный процесс превраще­ния в подлинно суверенное государство. При этом республике приходится

4 Российская газета, 1997, I нояб. Красная звезда, 1997. 3 окт.


преодолевать трудности, связанные с сохранением и развитием имперских начал в России. Последнее проявляется в политике Москвы на Северном Кавказе, где нарушаются права народов и права человека. Угроза самой России, возникающая по вине неразумных политиков, является также и угрозой Татарстану. Может развалиться не только Россия, но и замедлиться процесс демократического развития Татарстана.

Однако процесс становления Татарстана как мощного и процветающего государства необратим.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой книге обозначен путь длиною в три с лишним тысячи лет. Точка отсчета - это дата появления первого известного нам государства наших предков гуннов. Вполне понятно, что история государ­ственности от периода гуннов до начала третьего тысячелетия во многом обозначена схематично и далеко не полно. Более того, в книге даже не упомянуты некоторые тюркские государства, такие, например, как Аварс­кий каганат, поскольку они представляли лишь подробности обозначенно­го пути развития государственности тюрко-татар. Изучение этих подробно­стей в контексте истории государственности татарского народа, несомнен­но, дело будущего.

Автор сознательно выделил лишь те государства, которые логически продолжали друг друга и свидетельствуют о непрерывности исторического процесса. Такой подход соответствует основным этапам становления татар как самостоятельного тюркского народа. Он свидетельствует о многокорне­вом характере происхождения татарского народа. История татарского наро­да сложна, многранна и трудна для восприятия. Через толщу столетий произошло его становление. Когда-то выдающийся ученый-историк Хади Атласи писал, что из всех наук, сделавших человека человеком, несомнен­но, важнейшей является история. Эта наука в процессе своего становления была свидетелем происхождения татарского народа и сохранила память об этом. Задача историка заключается только в том, чтобы заставить загово­рить эту память. Ошибаются те, кто считает, что татары произошли лишь из какого-то одного корня.

В науке уже давно идут споры о происхождении татарского народа. Есть сторонники булгарской теории, согласно которой нынешние татары про­исходят от булгар. Некоторые ученые категорическим образом отвергают нынешнее наименование народа, которое, по их мнению, им было навя­зано со стороны. Есть и сторонники ордынского происхождения татарского



 

народа. Однако постепенно пробивает дорогу признание многокорневого происхождения современных татар.

Очень актуальны сегодня следующие слова выдающегося татарского историка Газиза Губайдуллина: «Известно, что нет такого народа в мире, который не был бы сформирован из разных этнических элементов. Любую вещь можно познать, разложив ее на слагающие ее части. Так и народ. Если при рассмотрении любой системы мы не изучим ее элементы, то не можем считать, что познали ее. Знать — значит понять его жизнь, культуру, другие особенности, его историю».

Хотя в данной книге история происхождения татарского народа не является главной рассматриваемой проблемой, автор, излагая историю го­сударственности, опирался именно на нее. Категорически отвергая прин­цип противопоставления одного периода истории татарского народа другим ее периодам, автор одновременно отстаивает принцип единства и целост­ности истории его государственности.

Народ, имеющий богатую историю государственности, всегда оказыва­ется в состоянии преодолеть трагические периоды своего развития. Этих периодов на пути исторического развития татарского народа было немало. Однако он смог показать свою жизнеспособность и умение с честью и достоинством выходить из, казалось бы, безвыходных исторических ситуа­ций. Конец татарских государств, и особенно Казанского ханства, каза­лось, навсегда подвел черту под величием татарского народа. Тогда чуть ли не в один миг были уничтожены величайшие духовные ценности, накоп­ленные в течение многих столетий, материальные богатства, поражавшие современников. Казалось бы, был уничтожен сам народ. Однако он, словно сфинкс, снова воскрес, продемонстрировав величайшую силу самосохра­нения. Это доказательство, что у народа можно отнять все, однако, не уничтожив его самого, невозможно лишить его богом данной созидатель­ной силы. Даже оказавшись под пятой одной из самых беспощадных монар­хий, каковой являлась Россия на рубеже XIX и XX вв., татарский народ пережил новый ренессанс. Он воссоздал экономическую основу своего развития и на этой основе возродил свою культуру, литературу и искусст­во, продемонстрировав себя, как выразился известный башкирский уче­ный Б.Х.Юлдашбаев, как образцовая мусульманская нация.

Все это придало ему силы для возрождения национальной государ­ственности. XX в. в этом отношении заложил прочные начала. Путь от идеи Идель-Уральского штата до суверенной республики Татарстан - убеди­тельное доказательство этому.


В результате на политической карте мира начат обозначаться, правда, еще в контурном виде, Татарстан. При просмотре через увеличительное стекло там можно вычитать, что это суверенное государство - - субъект международного права. Однако эти слова даже через лупу еще не всякий в состоянии прочитать. Они еще не обозначились в той же мере четко, как, скажем, «Узбекистан» или «Казахстан», которые оказались обозначенными на этой карте как бы автоматически, сразу же после развала СССР.

Что касается Татарстана, то его путь куда более сложный, чем путь указанных братских республик и народов. Татарстан выходит на междуна­родную арену постепенно. Он имеет непосредственные экономические от­ношения с рядом государств Запада и Востока. С некоторыми из них он поддерживает политические контакты. Ряд научных учреждений республи­ки, такие, как Академия наук Татарстана, Национальная библиотека и архивы республики, имеют договора и соглашения со многими соответ­ствующими учреждениями зарубежья. Они входят в международные сооб­щества.

Особыми являются взаимоотношения России и Татарстана. На основе двухстороннего договора Татарстан объединен с Российской Федерацией в соответствии с конституциями двух стран и самого договора. Именно по­этому судьба Татарстана связана с судьбой России. Одним из главных вопросов является место этой страны в мировом содружестве XXI в. Здесь нет и не может быть какой-либо фатальности- У России есть возможность выбора пути своего развития. Она может стать подлинно демократическим государством с реальными федеративными отношениями или оставаться по-прежнему централизованной державой, желающей сохранить контроль над всем от «А» до «Я». От Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Махачкалы. Или она станет децентрализованной асимметричной федера­цией.

В результате своих особых взаимоотношений с Россией Татарстан создал модель своего собственного развития. Эта модель, с одной стороны, являет собой реальные условия для демократического развития России, с другой - становится условием превращения Татарстана в подлинное суверенное государство. Вовсе не случайно, что эта модель, как уникальное историчес­кое создание, стала инструментом в решении сложнейших вопросов взаи­моотношений между федерациями и национальными государственными образованиями в многонациональных государствах. Во время переговоров в Рамбуйе по вопросу о статусе Косово в его взаимоотношениях с Югосла­вией, участникам переговоров в качестве образца была предложена татар


станская модель. Эта модель рассматривается как инструмент регулирова­ния взаимоотношений Абхазии и Грузии, Крыма и Украины.

Однако было бы неправильно рассматривать эту модель как закончен­ную юрид и ко-правовую конструкцию. В ней еще много незаконченного, незавершенного. Она может обрести радужную перспективу только при условии демократического развития и превращения России в подлинную асимметричную федерацию. XXI век для России - шанс, которым можно воспользоваться, но можно и упустить. Война против Чечни серьезно под­рывает этот шанс и демонстрирует возможность превращения России в имперскую дубину. Это может привести и к полному распаду России.

Что касается перспектив восстановления государственности Татарстана, то можно сказать, что при любом исходе событий восстановление истори­ческой справедливости неизбежно. Постепенно, может быть, для многих незаметно Татарстан станет признанным субъектом международного права. Не приходится сомневаться в том, что он, в конечном счете, обретет реаль­ное политическое признание.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Фарукшин М.Х. История национальной государственности длиною в три

тысячи лет.......................................................................................................... 1

Введение........... :................................................................................................ 6

Глава I. Государства гуннов...........................................................................11

§ 1.Начало............................................................................................... 11

§ 2. Возникновение государственности........................................... 16

§ 3. Гунны в Европе............................................................................... 22

§ 4. Триумф Аттилы.............................................................................. 25

Глава П. Тюркский каганат............................................................................37

§ 1. Начало каганата............................................................................. 37

§ 2. Ашины............................................................................................... 40

§ 3. Управление государством........................................................... 44

§ 4. Каганат распадается............................................................................ 47

Глава III. Хазарский каганат..........................................................................52

§ 1. Образ жизни..................................................................................... 54

§ 2. Управление страной............................................................................ 56

§ 3. Войско и военные действия......................................................... 57

§ 4. Религия............................................................................................. 58

§ 5. Взаимоотношения с соседями.................................................... 63

Глава IV. Государства булгар..........................................................................66

§ 1. Волжско-Камская Булгария........................................................ 70

Глава V. Золотая Орда......................................................................................94

§ 1. Управление государством........................................................... 105

§ 2. Преемники Золотой Орды........................................................... 115

Глава VI. Казанское ханство...........................................................................120

§ 1.Начало ханства.................................................................................... 120

§ 2. Система управления государством.................................................... 124

§ 3. Последняя битва за Казань.......................................................... 141

§ 4. Организация управления Казанским краем............................. 165

Глава VII. Конец татарских государств......................................................... 170

Глава VIII. Идель-Уральский штат................................................................184

§ 1.Большевики и национальный вопрос........................................ 184

§ 2. Идель-Уральский штат................................................................. 195

§ 3. За дело берется Военное Шуро................................................ 209

§ 4. Военный съезд говорит «ДА» штату................................................ 215

§ 5. Большевики говорят «НЕТ» штату.......................................... 230

Глава IX. Становление Татарстана...............................................................242

§ 1.«Даешь Татаро-Башкирскую республику!»...................................... 242

§ 2. Москва — за автономный Татарстан....................................... 258

§ 3. «Ни Уфы вам, ни Казани!»......................................................... 269

§ 4. Уфа говорит Казани: «Нет!».............................................................. 275

§ 5. Татарстан: первые шаги.............................................................. 285

§ 6. «Бей султангалиевцев!».............................................................. 295

§ 7, Преодоление трудностей межнациональных отношений... 307

Глава X. Республика становится суверенной...............................................335

§ 1.Как принималась декларация?................................................... 335

§ 2. Как реал и зовы вал ас ь декларация?............................................... 404

§ 3. Референдум в Татарстане........................................................... 408

§ 4. Договор с Россией........................................................................ 474

Заключение........................................................................................................ 480

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.026 с.)