Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шуро. — 1918. № 15.
депутатов, включив в эти Советы представителей других национальностей пропорционально их численности. 4. до объявления Штата признать власть Советов, но если туда войдут представители мусульман пропорционально своей численности и если Советы не пойдут против желаний мусульман. Полк будет бороться всеми силами против тех, кто идет против образования Штата»274. 31 января Всероссийское Мусульманское Харби Шуро, Мусульманский военно-окружной комитет Казанского военного округа, Мусульманский Казанский гарнизонный комитет, полковой комитет Мусульманского 95-го полка, ротные комитеты 95-го полка приняли совместное обращение «Братья русские - - Солдаты, Крестьяне и Рабочие!». В нем говорилось, что уже второй месяц в городе распространяются «темные провокационные слухи» о том, что Вошуро и другие мусульманские организации «хотят арестовать местную советскую власть». В обращении ставился такой вопрос: «Нам ли, мусульманской революционной демократии, целыми веками угнетенным старым режимом, Вашим братьям, жившим бок о бок добрососедски мир-; но в течение веков, суждено ссориться в яркие дни солнца свободы?». И1 давался ответ: «Нет, нет и нет». В документе со всей проникновенностью говорилось: «Не верьте этим провокаторам и в корне пресекайте провокации в самом зародыше ее. Революционная мусульманская демократия всегда шла, идет сейчас,: пойдет впредь рука об руку, плечо о плечо со всей Российской революционной демократией». Подчеркивалось, что мусульманская революционная демократия «не против господства труда, а за него, не против Советов, а] за них»275. Однако ответного доверия к ней со стороны местной Советской! власти не было. Ее (Советской власти) лидеры К.Грасис, Я.Шейнкман сис-j тематически вносили целенаправленный раскол среди делегатов съезда. Есть все основания полагать, что был искусственно создан и конфликт вокруг вопроса о банковских ценностях. 19 декабря общее собрание Всероссийско-] го Мусульманского Военного Шуро вынесло следующее постановление: «1. Сознавая чрезвычайную сложность проведения реформы о национа-j лизации банков, Всероссийское Мусульманское Военное Шуро категорически настаивает на постепенном проведении этой реформы в жизнь пя определенному детально разработанному плану. Поспешное при настоящих условиях и неумелое проведение реформы недопустимо в интересах самого] народа.
2. Вместе с тем Шуро находит, что в виду провозглашенного лозунга о| самоопределении народов и ввиду образования нового автономного штата] «Поволжья и Южного Урала», как федеративной части Российского госун дарства, достоянием которой и являются суммы банков данной террито-] рии, переводы золотого запаса и прочих ценностей из пределов г.Казани других городов будущего Поволжского штата недопустимы. 274 Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шуро. — 1918, 31 янв. -1 * Там же. 3. На стальные ящики — сейфы банков, параллельно с печатями Совета, должны быть наложены печати Шур и присутствие представителей его в комиссариате обязательно»276. О том, насколько важным был этот вопрос, показал вывоз Комучем золотых запасов в Самару. Тем самым был нанесен огромный урон Российской казне, ибо значительная часть золота и драгоценностей пропала бесследно. Между тем реализация предложений Вошуро могла в значительной мере помочь их сохранности. Казанские большевистские лидеры не были согласны и с политикой Совета Народных Комиссаров в вопросе о заключении сепаратного мира с Германией. Не поддерживали они также его линию на федерализацию России и создание в ней национальных республик. Многие делегаты съезда, не относящие себя к большевикам, были готовы к сотрудничеству с ними. К примеру, Усман Токумбетов в вопросе о мире критически воспринимал Троцкого, призывавшего «закончить войну, мир не заключать». Он говорил: «Чтобы удержать завоевания революции от удара милитаризма, мы должны заключить мир. Теперь условия тяжелы, а дальше будут еще тяжелее. Вильгельм крепко сидит на троне и угрожает нам. Революции там нет, только немедленный мир гарантирует нам свободу»277. Эти слова были произнесены 20 февраля, когда Ленин с огромным перенапряжением сил боролся против большинства своих соратников, отвергавших мир как единственное средство сохранения завоеваний революции. Поэтому он нуждался в поддержке. И она ему оказывалась.
Конечно, и для национальных лидеров готовность сотрудничать с Советской властью не означала перехода на большевистские позиции. Многие положения и конкретные действия большевизма ими не воспринимались. В своем выступлении Д.Алкин говорил, что большевики-жирондисты, большевики-монтаньяры и «первая [группа] преследует строительную цель, а вторая вводит социализм штыком и нагайкой». д.алкин по своему характеру был прямолинейным и потому откровенно критически воспринимал оппонентов. «Я, — говорил он, — не целую рук Ленина — вот и контрреволюционер». Будучи социалистом ортодоксального толка, он был не в состоянии воспринять террор и преследования инакомыслящих: «Если бы был жив сам Маркс, то ужаснулся бы извращенным пониманием своего учения и, пожалуй, прослыл бы буржуем и контрреволюционером»278. Однако местные большевики Я.Шейнкман и К.Грасис, выступавшие против мира, а также не воспринимавшие решений 111 Всероссийского съезда о провозглашении России добровольной федерацией свободных народов, препятствовали работе съезда мусульманских воинов, готового к всестороннему сотрудничеству с Казанским Советом. До сих пор неизвестны многие резолюции Мусульманского съезда. Между тем они принципиально меняют взгляды, долгое время господствовав- 7Ь Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шуро. "Там же. — 1918, 20 февр. ""Там же. — 17 февр. Лек. шие среди историков. Для этого достаточно ознакомиться с некоторыми документами, принятыми съездом. Газета «Известия Всероссийского Мусульманского Шуро» опубликовала их и сделала тогда же достоянием широкой общественности. 31 января 1918 г. в № 13 газеты напечатано следующее решение II Всероссийского Мусульманского съезда: «Считать роль Всероссийского Учредительного Собрания исчерпанной. Дальнейшую борьбу за Учредительное Собрание считать лишенной определенного смысла и реального содержания, ибо мы, воины-мусульмане, как получившие от революции должное и первое свое желание самоопределения, если в будущем окажутся в Российской Республике партии, стремящиеся к сбору или созыву Всероссийского Учредительного Собрания, -то мы громогласно заявляем, что мы, воины-мусульмане, к таким партиям ни примыкать, ни поддерживать их не можем». Примечательно также и обсуждение следующей резолюции: «Центральный Исполнительный Комитет Советов р.,с. и кр. [рабочих, солдатских и крестьянских] Депутатов, реорганизованный II Всероссийским съездом Советов р.,с. и кр. деп. являлся истинным выразителем и j защитником интересов беднейшего народа, рабочих, солдат, крестьян -после третьего съезда Советов приобрел большой авторитет своей тактикой j в деле зашиты завоеваний революции. Поэтому II Всероссийский Мусульманский Военный Съезд признает его высшим органом Советской власти и изъявляет уверенность в том, что] этот орган, стоящий на страже социальной революции, будет обращен в Федеральный Совет Российской Федеративной Республики со включением I представителей трудящихся (солдат, рабочих и крестьян) всех национальностей на пропорционально-национальных началах». За нее проголосовало 13 делегатов. Против резолюции не было подано ни одного голоса. Однако 18 человек воздержались от голосования. Это! говорит о том, что возрастало число людей, склонных к поддержке новой власти, но что у них еще не было к ней полного доверия. О стремлении! большинства делегатов съезда связать решение вопроса о национальной! государственности на справедливой основе и на базе Советской власти! говорит также и следующий проект резолюции, который должен был быть! предложен делегатам съезда:
«II Всероссийский Мусульманский Военный съезд, обсудив вопрос о! власти в проектируемом У рало-Вол же ком штате, постановил: В проектируемом У рал о-Волжском Штате, как в центре, так и на мес-1 тах, должна быть Советская власть, организованная на национадьно-про-1 порциональных началах, проводимая среди выборщиков рабочих, солдат и| крестьян. Для образования высшей власти в штате должен быть созван съезд! советов, который из своей среды выделяет для управления Штатом цент-1 ральный исполнительный комитет солдатских, рабочих и крестьянских де-Я путатов и совет народных комиссаров на начааах коллегии, по каждому! ведомству. Всякие покушения на целостность Штата и на высшую рабоче-кресть янскую власть [штата] должны быть в корне подавляемы всеми вооруженными силами Штата»279. До созыва Законодательного собрания штата предполагалось создание Временного правительства республики - Совета Народных Комиссаров, выделив его из Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Последний включал в себя представителей земств, городов, по что во-телеграфных и железнодорожных союзов, национальных организаций, коллегии Милли Меджлиса и Башкирского Курултая. § 5. Большевики говорят «НЕТ» штату Со съездом, который был так лояльно настроен к Советской власти, можно было договориться. Однако руководители Казанского Совета и местной большевистской организации Я.Шейнкман и К.Гра-сис находились в оппозиции как к Советскому правительству, так и к военному съезду. Более того, они вели за собой и ряд делегатов левой фракции. Парадокс заключался в том, что руководители Совета и местных большевиков уже не доверяли ни татарским большевикам, ни Мусульманскому социалистическому комитету и готовили планы по ликвидации съезда. Они связались с Подвойским, который был комиссаром по военным делам в Советском правительстве, и попросили у него помощи для разгона съезда, а также попросили остановить приближающуюся к Казани Финляндскую татарскую бригаду. Телеграмма об этом была перехвачена руководителями Вошуро и оглашена на съезде. Вот ее текст:
«Петроград, Мари инский дворец, Подвойскому. В Казань следует первый мусульманский финляндский мусульманский стрелковый полк силою до трех тысяч человек полной боевой готовности. Ввиду демобилизации местных полков и еще до окончания формирования пехоты красной гвардии скопление мусульманской силы в Казани нежелательно. Прошу задержать его в пути и расформировать, не допустив прибытия Казань»280.Телеграмма была подписана председателем гарнизонной коллегии Шелыхмановым. В результате стало ясно, в какой мере отвечают власти на доверие к ним со стороны мусульман. Было принято следующее постаноштение: «1. Потребовать немедленного задержания телеграммы № 498 Шелыхма-нова о расформировании 1-го Финляндского Мусульманского полка. 2.Потребовать немедленной отставки Шельгхманова. 3.Принять все меры к беспрепятственному прибытию полка в Казань. 4.Довести до сведения Комитета по военным делам, что воины-мусуль
-''' Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шуро. — 1918, 1 янв. !Ч"Там же. — 20 (7) февр. 5. Предложить местным военным организациям потребовать немедленного переизбрания Сов. С., Р. и Кр. Деп. [Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов] «- м. Фракция левых социалистов съезда также потребовала «телеграмму Шелыхманова как ничем не обоснованное опасение задержать», решило потребовать отставки Шелыхманова и «принять конкретные меры в беспрепятственном прибытии полка в Казань». Однако при принятии этого решения, как писали газеты, «многие члены фракдии отсутствовали»242. Не случайно на пленарном заседании съезда представителями национальной секции, которой было поручено подготовить резолюцию по вопросу о власти, было сказано, что она не успела это сделать ввиду того, что левая фракция не пришла на ее заседание. У левой же фракции был свой проект резолюции с безоговорочным приветствием Советской власти. Представитель этой фракции Камиль Якубов нежелание принять ее проект оценил как попытку «очернить левую фракцию в глазах народа». На это Усман Токумбетов сказал, что «он до тех пор останется при своем мнении, пока фракция не перестанет ходить по стопам Грасиса». Предложение представителей левой фракции о принятии приветственной телеграммы Советской власти подверглось бурному обсуждению. В своем выступлении Ильяс Ал-кин указал на ошибки Советской власти, которая силой оружия подавляет выступления мусульман Туркестана, где большевики «пулеметами защищают великорусскую нацию». Он обвинил Петроград, «который хочет вернуть централизм», и заявил так: «Будем приветствовать власть в лице Советов, когда там будут наши избранники, наши представители. Если съезд неосторожно вынесет приветствие той власти, которая истребляет мусульманские республики, что скажет нам история? Я не против Советов, но против засевших там элементов. Везде деятельностью Советов руководит кучка демагогов вроде Грасиса в Казани, Калисова в Ташкенте. Они напоминают времена Ивана Грозного. Пока не будет наших представителей в Советах, приветствовать их не можем» И все же резолюция с некоторыми поправками была принята. В ней говорилось, что «2 Всероссийский Мусульманский Военный съезд признает существующую центральную власть -- Совет Народных Комиссаров, как временную общефедеральную власть впредь до окончательного установления и организации отдельных федеративных штатов». «Вместе с тем, — говорилось в резолюции, — съезд выражает уверенность, что Совет народных Комиссаров впредь не повторяя и не совершая] своих ошибок в национальном вопросе в прошлом (национализация ap-i мии, вопрос реорганизации власти на местах) и в настоящем, будет в своей разумной государственной политике проводить не только на словах, но и на деле в реальную жизнь политику действительного самоопределения народов».
В заключительной части резолюции содержались следующие строки, свидетельствующие о ее компромиссном характере: «Вместе с тем съезд находит, что все шаги и действия советской власти, направленные к| К| Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шуро. — 20 (7) февр. м:Там же. — № 15. осуществлению требований трудящихся масс, вполне отвечают интересам мусульманской демократии, - - и заявляет, что мусульманская демократия в лице мусульман-солдат будет поддерживать эту рабоче-крестьянскую власть в осуществлении их лозунгов на пользу всей российской демократии и демократии всего мира»2". Многие газеты, в частности газета, выходившая в Самаре, отмечали, что на съезде были приняты резолюции по текущему моменту и об отношении к Совету Народных Комиссаров. Более того, съезд осудил право эсеровского большинства Учредительного собрания, которое «отказалось утвердить диктатуру пролетариата и этим показало свое непримиримое отношение к существующей власти рабочих и крестьян»2*4. Позиция принципиальной поддержки Советской власти нашла отражение и в резолюции «Власть в Штате»: «В предполагаемом Средне-Волжском и Южно-Уральском штате власть как в центре, так и на местах, должна быть Советской на национально-пропорциональных началах. Для организации власти немедленно должен быть созван учредительный съезд советов с представительством на национально-пропорциональных началах. Учредительный съезд избирает Центральный Исполнительный Комитет Советов Солдатских, Крестьянских и Рабочих Депутатов на национально-пропорциональных началах. Центральный Исполнительный Комитет утверждают комиссариаты... по коллегиальному принципу, ответственные перед Цека»2*5. В окончательном виде решение съезда о создании штата было следующим: «1. Второй Всероссийский Мусульманский Военный съезд, состоящий главным образом из представителей мусульман тюркского племени, населяющих территорию между южным Уралом и средним течением Волги, принимая во внимание национальные, экономические и прочие интересы мусульман тюркского племени и других народностей, населяющих эту территорию, находит необходимым образование в этих пределах автономной Идиль-Уральской (Волжско-Уральской) Советской Республики, входящей в состав Российской Федеративной Советской Республики. 2. Границы этой республики должны быть проведены с расчетом наимень 3. Исходя из вышеизложенного принципа в состав И дел ь-Уральской а) вся Уфимская губерния; б) восточная половина Казанской губернии (а именно: г.Казань, Ка 'ч1 Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шуро. -- 1918, 26 (13) февр. гм Солдат, рабочий, крестьянин. — 1918, 24 февр. :я? Там же.
в) северо-восточная часть Симбирской губернии (а именно: части с г) северо-восточная часть Самарской губернии (а именно: части с пре д) западная часть Оренбургской губернии, примыкающая к Уфимской е) южная часть Пермской губернии (а именно: части с мусульманским ж) части Вятской губернии, примыкающие к Казанской и Уфимской Во всех частях Идиль-Уральской Республики в деле осуществления ее территориальной автономии все ветви мусульманского тюркского племени должны действовать в полном контакте и помогать друг другу. Если осуществление автономии Идиль-Уральской Республики в вышеозначенных пределах окажется почему либо невозможным, то все мусульмане тюркского племени должны употреблять все свои моральные и материальные силы к тому, чтобы осуществить национальный Штат, хотя бы в меньших пределах»286. Действительно, лидеры Вошуро чувствовали, что их теснят со всех сторон. Они видели ликвидацию Советами одну за другой самопровозглашенных автономий и протестовали против этого. Против них, казалось бы, были все: Центральная Советская власть, находившаяся к ней в оппозиции, местная советская администрация и, наконец, свои национальные большевики. Со всей подробностью эта ситуация освещена в книге Р.Вали-ева на татарском языке "Болак арты республикасы". То, что случилось в последующем, не было для них неожиданностью. А дальше произошло следующее. Часть левых делегатов, покинувшая съезд, снова вернулась. Непреклонен был Мирсаид Султан-Галиев, доверие которого к Советской власти в то время казалось безмерным. Он вошел в революционный штаб, созданный 26 февраля Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов для борьбы с руководством Мусульманского Военного съезда. На 28 февраля планировались торжества по поводу провозглашения Урало-Волжского штата. Они должны были проходить на Театральной пло-шади. Чтобы не допустить этого, штабом было решено арестовать ночью руководителей съезда. И это было сделано руками самих мусульман: братьев Ильяса и Джангира Алкиных. У.Токумбетова арестовал отряд красногвардейцев во главе с Х.Урмановым. Известная часть татарского населения, которую в официальной историографии принято было называть «отсталой», в знак протеста вышла на :хь Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шуро. — 1918, № 16. улицу. На Юнусовской площади состоялся митинг. Толпа направилась к дому Гайнана Ваисова, говорившего, по словам газеты «Кояш», «одними устами» с Советом. Стали раздаваться выстрелы, в результате которых был убит Вайсов. Ясно, что это была провокация. Но с чьей стороны -- так и не удалось выяснить. Были проведены торжественные похороны Ваисова как активного сторонника Советской власти. Со своей стороны Вошуро также создало революционный штаб во главе с Г.Монасыповым. События приобретали угрожающий характер. Конечно, если бы Шуро пошло на дальнейшее обострение борьбы, неминуемо произошло бы столкновение и неизвестно, чем бы оно закончилось. Большинство членов Шуро выступало за мир и согласие и потому было против такого исхода. В итоге было заключено соглашение, по которому арестованные освобождались, а съезд начал работу по реализации Штата. При явном превосходстве сил такое соглашение не всех устраивало. Некоторые газеты называли его позорным, недостойным мусульманской демократии и требовали его разрыва. 21—22 марта большевиками в спешном порядке был созван съезд Советов 11 губерний, на котором Грасис, ссылаясь на решения III Всероссийского съезда Советов, пытался подменить идею штата идеей губернской республики. Однако И.Алкин на вопрос Грасиса о том, нужен ли России федеративный строй, заявил, что вопрос о Российской Федеративной республике уже решен III Всероссийским съездом Советов и потому не нуждается в обсуждении. Лидеры Казанского Совета слабо представляли вопросы устройства России и откровенно не воспринимали идеи федерации. Тем не менее они знали одно: надо во что бы то ни стало подменить идею штата другой безнациональной идеей. Так появился замысел создания Казанской республики, которая была всего лишь бумажной. Ибо она была слишком далека от реализации национального, в данном случае татарского, вопроса. Зато власть в этой республике оказывалась целиком и полностью в руках местных большевиков. Несмотря на то, что была достигнута договоренность ни с чьей стороны не предпринимать каких-либо шагов по обострению обстановки. Совет продолжал работу по укреплению своих сил. Хотя за Булаком, куда перенес свою работу съезд после ареста своих лидеров, никаких вооруженных формирований не создавалось, был пушен слух о наличии там «железных дружин». Их. конечно же, не было. Однако слухи об этом давали повод для вооруженного вторжения в забулачную часть города. С этой точки зрения представляет интерес «Ультиматум Мусульманского Комиссариата Казанской Рабоче-крестьянской Республики штабу районной милиции и «Железным дружинам», расположенным в мусульманской части города». Вот что там было написано: «Мусульманский комиссариат при едином учреждении, защищающем интересы мусульманских рабочих и бедных крестьян при Казанском Совете рабочих и крестьянских депутатов, не может согласиться с пребыванием в Казани вооруженных контрреволюционных групп, засевших в мусульманских слободах и скрывающих буржуйство за ширмой осуществления национальных идей». Это была мотивировка ультиматума, а сам он «предлагает штабу районной милиции и железным дружинам сдать в течение двух часов мусульманскому комиссариату все оружие, розданное и спрятанное в различных местах буржуазией в мусульманской части города». И это не все. Требовалось сдать организаторов этих дружин. Ясно, что это был приказ никому, ибо никаких железных дружин, а следовательно, и их организаторов не было. Однако указывалось, что в случае невыполнения его «Мусульманский комиссариат примется сам за сборку оружия, находящегося в мусульманской части города — в «Забулачной республике». «В случае, если в результате несдачи оружия в городе начнутся бои, то мусульманский комиссариат всю ответственность возлагает на «Железную дружину». Это был ультиматум не только несуществующим «железным дружинам», но и всему мусульманскому населению: «Мусульманский комиссариат имеет в достаточном количестве пушек, пулеметов и пехоты для борьбы с элементами, противодействующими его намерениям. По приказанию комиссариата эти силы приступят к исполнению своего революционного долга и не будут останавливаться ни перед чем». И действительно, в мусульманскую часть города были введены вооруженные силы. Поскольку никаких железных дружин не было, оказывать сопротивление тоже было некому. В записке на имя В.ИЛенина 7 августа 1919 г. М.Султан-Галиев писал: «Ликвидация Всероссийского Мусульманского Совета, Всероссийского Мусульманского Национального Совета, Национального парламента мусульман внутренней России в момент, когда все они угрожали превратиться в активных противников большевизма, - вот моя основная заслуга перед революцией». В записке особо подчеркивается, что «декреты об их устранении были изданы лишь после совершившегося факта». Кроме вооруженных и опасных ультимативных методов ликвидации идеи Идель-Уральского штата, предпринимались и весьма мирные убаюкивающие шаги по успокоению общественного мнения. Именно в дни ликвидации идеи штата было опубликовано положение о Татаро-Башкирской республике. Совнарком РСФСР постановил передать Караван-Сарай в Оренбурге в руки трудящихся башкир, а башню Сююмбике в Казани трудящимся татарам. Газета «Правда» в номере от 14 марта 1918 г. опубликовала материал о передаче этой башни. Она писала: «Бесновалась она [буржуазия]... потому, что башня передается трудовому народу... Провокация ей не удалась и передача состоялась». Неизвестно только, зачем эта башня нужна была трудовому народу. Тем более что конкретный хозяин башни не обозначен. Татарскому народу нужна была не какая-то отдельная башня, а республика. Да и башкирам Караван-Сарай в Оренбурге без признания их республики тоже вряд ли был нужен. Идея Идель-Уральского штата базировалась на советской основе. В случае ее реализации история Советского государства, как подлинно федеративного, могла бы пойти по демократическому пути. Восторжествовала бы не диктатура, а демократия, не определение прав народов сверху, а подлинное самоопределение. Проект Волжско-Уральской республики, или штата, не был осуществлен. Причиной тому не только противодействие местных большевиков Казани. Не оказалось взаимопонимания между самими татаро-башкирскими лидерами. Они не смогли обеспечить полного доверия между татарами и башкирами, и другими народами края. Не хватило убедительной агитации среди русского населения. Однако провал идеи штата не означал окончательного отказа от возрождения национальной государственности татарского народа. Впереди еще стояли не менее серьезные испытания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.037 с.) |