ТОП 10:

ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ



Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики,

сознавая историческую ответственность за судьбу многонационального народа республики;

свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, населяю­щих Российскую Федерацию;

отмечая несоответствие статуса автономной республики интересам даль­нейшего политического, экономического, социального и духовного разви­тия ее многонационального народа;

171 Текущий Архив Государственного Совета Республики Татарстан, ф.Р-3610, оп.1, д.1916, л. 134-135.

"4Там же.-Л. 140.


реализуя неотъемлемое право татарской нации, всего народа республи­ки на самоопределение;

стремясь создать демократическое правовое государство, ПРОВОЗГЛАШАЕТ государственный суверенитет Татарии и преобразу­ет ее в Татарскую Советскую Социалистическую Республику -- Республику Татарстан.

1.Земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на террито­
рии Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа.

2. Татарская ССР гарантирует всем проживающим на ее территории
гражданам независимо от их национальности, социального происхожде­
ния, вероисповедания, политических убеждений, других различий равные
права и свободы человека. В Татарской ССР гарантируется равноправное
функционирование татарского и русского языков в качестве государствен­
ных, сохранение и развитие языков других национальностей.

3. Впредь в качестве официального наименования государства в Консти­
туции, других правовых нормативных актах, в государственной жизни упот­
реблять «Татарская Советская Социалистическая Республика» либо «Рес­
публика Татарстан».

4. Высший орган государственной власти республики именовать «Вер­
ховный Совет Татарской Советской Социалистической Республики», а
принимаемые им акты -- актами Верховного Совета Татарской Советской
Социалистической Республики.

5. Настоящая Декларация является основой для разработки Конституции
Татарской ССР, развития законодательства Татарской ССР, участия Татар­
ской ССР в подготовке и заключении союзного договора, договоров с
РСФСР и другими республиками, вынесения наиболее важных вопросов
государственного строительства Татарской ССР и ее отношений с Союзом
ССР, РСФСР и.другими республиками на обсуждение ее народа.

Конституция и законы Татарской ССР обладают верховенством на всей территории Татарской ССР.

6. До принятия новой Конституции Татарской ССР, других законов и
нормативных актов Татарской ССР на территории Татарской ССР продол­
жают действовать законы и подзаконные акты Татарской ССР, РСФСР и
Союза ССР, не противоречащие Декларации о государственном суверени­
тете Татарской ССР.

Настоящая декларация вступает в силу с момента ее принятия.

§ 2. Как реализовывалась декларация?

Однако все трудности были еще впереди. Необходимо было цивилизованным путем реализовать положения Декларации в жизнь. Прежде всего необходимо было убедить российское руководство в право­мерности действий Татарстана. Несмотря на то, что в его составе были люди, готовые к конструктивному диалогу с Татарстаном, Москве потре-


бовался целый год для того, чтобы сесть за стол переговоров с Татарста­ном. В данном изложении необходимо подчеркнуть, что руководством Та­тарстана была проведена тщательная подготовка диалога с Москвой. Во-первых, было важно показать, что Татарстан живет суверенной жизнью и что Декларация уже действует. В мае 1991 г. Верховный Совет республики решает провести выборы президентов Татарстана и России. У значительной части населения это решение вызвало недоумение, а у некоторых -- чув­ство протеста и возмущения. 14 мая J991 г. Ф.Байрамова заявила: «Я объяв­ляю голодовку в знак протеста против грубого попрания Декларации о государственном суверенитете ТССР и необдуманного решения от 13 мая I99J года Верховным Советом республикио проведении выборов прези­дента РСФСР на территории Татарстана». И начала голодовку, которая продлилась до 27 мая. К ней присоединились еше J6 человек. Состоялось несколько митингов, выразивших протест против решения Верховного Совета о проведении выборов российского президента. 27 мая митингующая толпа внесла в зал заседаний Верховного Совета республики сидящую в кресле Ф.Байрамову. В тот же день Верховный Совет принял решение, по которо­му республика официально не участвовала в выборах российского прези­дента, и решение о создании условий для голосования желающим принять участие в выборах. На выборах Президента за кандидатуру Шаймиева про­голосовало 74% избирателей. В то же время выборы Президента России на территории Татарстана не состоялись, ибо в них не участвовало более половины избирателей.

В те дни Верховный Совет республики получил проект федеративного договора, который был рассмотрен и обсужден на сессии 6—8 февраля J991 г. Депутаты отвергли его как документ, противоречащий Декларации о государственном суверенитете республики,

20 февраля 1991 г. М.Ш.Шаймиев направил официальное письмо Пред­седателю Верховного Совета РСФСР следующего содержания:

«Товарищу ЕЛЬЦИНУ Б.Н.

Уважаемый Борис Николаевич!

На состоявшейся 6—8 февраля 1991 г. третьей сессии Верховного Совета Татарской ССР был рассмотрен проект Федеративного Договора о разгра­ничении компетенции между Федеральными органами власти и субъектов РСФСР.

Народные депутаты Татарской ССР единодушно отметили, что предло­женный проект Договора противоречит декларации о государственном су­веренитете Татарской ССР. Верховный Совет республики Татарстан в при­нятом постановлении (прилагается) поручил полномочной делегации рес­публики подготовить проект Договора Татарской ССР с РСФСР, решил осуществить его заключение после подписания республикой Татарстан Союзного Договора».

Одновременно в адрес Третьего внеочередного Съезда народных депута­тов РСФСР была направлена следующая телеграмма;

«В связи с рассмотрением на третьем внеочередном Съезде народных депутатов РСФСР вопроса о порядке подписания Союзного Договора Пре


зидиум Верховного Совета Татарской ССР доводит до сведения Съезда, народных депутатов РСФСР, что III сессия Верховного Совета Республики Татарстан, исходя из Декларации о государственном суверенитете Татарс­кой ССР, Закона СССР от 26 апреля «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», приняла решение о непос­редственном и самостоятельном подписании Договора о союзе суверенных республик и о последующем заключении договора с РСФСР.

Президиум Верховного Совета Татарской ССР просит считать эту теле­грамму официальным документом и огласить ее на съезде.

Руководствуясь правом законодательной инициативы, которая принад­лежит республикам в соответствии со статьей ПО Конституции РСФСР, и принципами проекта союзного договора. Республика Татарстан предлагает в Постановлении Съезда о порядке подписания союзного договора закрепить возможность его непосредственного подписания Татарской ССР, а также предусмотреть за республиками РСФСР право выбора конкретной формы участия в Союзном Договоре».

Однако решить вопрос о порядке подписания союзного договора через Съезд народных депутатов России оказалось невозможным. Переговоры по этому вопросу стали осуществляться непосредственно М.Ш.Шаймиевым и Б.Н.Ельциным. Вот некоторые материалы контактов двух государственных деятелей:

«ОФИЦИАЛЬНОЕ ПИСЬМО

Президента Республики Татарстан М.Шаймиева Президенту Российской Федераций Б. Ельцину

Уважаемый Борис Николаевич!

Согласно договоренности с Вами направляю состав официальной деле­гации Татарской ССР для решения вопроса о порядке подписания Союз­ного Договора делегацией Татарской ССР и подготовки двустороннего Договора Республики Татарстан и РСФСР.

1. Руководитель

Лихачев В.И. — вице-президент Татарской ССР, доктор юридических наук, профессор

2. Газизуллин Ф.Р. — зам. Премьер-министра Татарской ССР, кандидат
экономических наук

3. Железное Б.Л. — доктор юридических наук, профессор, член Комите­
та конституционного надзора Татарской ССР

4. Хафизов Р.Ш. председатель постоянной Комиссии Верховного Со­
вета Татарской ССР, кандидат юридических наук

5. Тагиров И.Р. — доктор исторических наук, профессор, декан истори­
ческого факультета Казанского госуниверситета.

Одновременно прошу после определения Вами соответствующей группы для этих целей назначить время начала их работы.

Президент Татарской ССР М.Шаймиев

30 июля 1991 г.».

«Распоряжение Президента Российской Советской Федеративной Соци­алистической Республики


О составе делегации РСФСР для согласования с Татарской ССР пози­ций по экономическим и правовым вопросам

Для проведения консультаций и согласования позиций по экономичес­ким и правовым вопросам с Татарской ССР утвердить официальную деле­гацию в составе:

БУРБУЛИС Геннадий Эдуардович — Государственный секретарь РСФСР. Секретарь Государственного Совета при Президенте РСФСР (руководитель делегации)

ВОРОНИН Юрий Михайлович -- Председатель Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам Совета Республики Верховного Совета РСФСР

ЛОБОВ Олег Иванович Первый заместитель Председателя Совета Министров РСФСР

СТАНКЕВИЧ Сергей Борисович -- Государственный советник РСФСР по взаимодействию с общественными объединениями

ФЕДОРОВ Николай Васильевич -- министр юстиции РСФСР

ШАХРАЙ Сергей Михайлович -- Государственный советник РСФСР по правовой политике

ШЕЛОВ-КОВЕДЯЕВ Федор Вадимович — Председатель подкомитета по межреспубликанским отношениям Комитета по вопросам межреспубли­канских отношений, региональной политике и сотрудничеству Верховного Совета РСФСР.

Управлению делами администрации Президента РСФСР осуществить необходимые организационно-технические мероприятия по обеспечению работы делегации.

Президент РСФСР Б.Ельцин

9 августа 1991 г.»375.

12 августа 1991 г. две делегации в Белом доме России сели за стол переговоров. Они завершились 14 августа принятием совместного протокола. Переговоры шли хотя и в очень жесткой форме, но в обстановке взаимно­го доверия.

Примечательность этого события заключается в том, что делегации Рос­сии и Татарстана впервые после 1552 г. сели за стол переговоров как равноправные партнеры. Не случайно, что переговоры начались с привет­ственных слов глав делегаций. После этого слово было предоставлено заме­стителю руководителя делегации профессору Тагирову, который начал с того, что историческая память татарского народа хранит историю своей государственности, и народ никогда не прекращал свою борьбу за ее восстановление. Было отмечено, что Татарстан никогда добровольно не входил в состав России. Специальное внимание было уделено документам III Всероссийского съезда Советов, состоявшегося в январе 1918 г., и особенно «Декларации прав трудящегося эксплуатируемого народа», при­знавшего суверенность народов России и провозгласившего Россию федера­цией: «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.007 с.)