Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава X. Республика становится суверенной
Как принималась декларация? Общественность Татарстана никогда не переставала вести борьбу за повышение статуса республики. Эта борьба проявлялась в разных формах. Однако приняла открытые формы с началом перестройки в стране. В газетах публиковались статьи с обоснованием необходимости придачи Татарстану союзного статуса, а ее партийной организации -- статуса Коммунистической партии республики. Всюду проходили собрания и митинги, на которых принимались резолюции с требованием расширения прав республики. Особая активность в этом отношении была проявлена Татарским Общественным Центром - национальным объединением, созданным группой интеллигентов во главе с доцентом Казанского университета Маратом Аб-драсуловичем Мулкжовым. В основе задач, определенных этим общественным объединением, лежала борьба за преобразование республики в союзное государственное образование. Постепенно идея преобразования республики стала также и заботой партийных организаций республики. На пленуме Татарского обкома партии, который состоялся 3 августа 1990 г., была поддержана идея провозглашения государственного суверенитета республики. Татария, предприятия которой ежегодно вырабатывали продукции на 25 миллиардов рублей, не имела ни одного республиканского промышленного министерства. 80% предприятий были подчинены Союзу, 18% РСФСР и лишь 2% • автономии. После перечислений в российский и союзный бюджеты в ее распоряжении оставалась мизерная выручка. Показателем второсортности Татарской республики являлось элементарное сравнение ее потенциала с экономическими показателями союзных республик. Так, Литва, которая располагала примерно такой же территорией и численностью населения и уступала Татарии по величине национального дохода, имела на душу населения доход 1500 рублей, а в нашей республике на человека приходилось только 212 рублей. Татарская республика задыхалась в тисках политического и экономического бесправия. Чем больше нефти она добывала, тем хуже становилась жизнь населения республики. За небольшой промежуток времени из ее недр было выкачано более 2,5 млрд.тонн нефти на более чем 205 млрд.долларов. Себестоимость тонны нефти составляла 24 рубля, а платили республике за нее 25 рублей. Таким образом, республика добывала нефть себе в ущерб. К тому же катастрофически ухудшалась экология. Становилось все более и более ясным, что так жить дальше нельзя. Требовались не только глубокие экономические реформы, но была необходима перестройка самой политической системы. В условиях начавшейся перестройки в СССР снова, так же как и в 20-е годы, была выдвинута задача повышения статуса автономного Татарстана до уровня статуса союзных республик.
Однако и союзные республики были недовольны своим положением. В ряду недовольных на первом месте стояла Российская Федерация. Она справедливо полагала, что ее экономические и политические права ущемлены и что должен быть подготовлен и заключен новый союзный договор, по которому союзные республики должны стать полнокровными государствами и новому союзу должно быть передано, как любил выражаться Б.Н.Еаьцин, максимум два три полномочия. На почве разногласий по вопросу содержания союзного договора между Президентами Союза ССР и РСФСР М.С.Горбачевым и Б.Н.Ельциным создалась реальная угроза развала СССР. Она особенно усилилась после 12 июня 1990 г., когда Верховный Совет Российской Федерации принял декларацию о государственном суверенитете России. Этот акт открыл так называемый «парад суверенитетов». Поскольку в декларации для России оговаривались огромные права и полномочия, а для республик в ее составе не были предусмотрены возможности повышения своего политического статуса, республики развернули борьбу за свои права и свободы. В авангарде борьбы за суверенитет оказалась Татарская республика. Причем она была в числе тех республик, которые выступали за сохранение СССР, за его обновление и демократизацию. На проведенном общенародном референдуме по вопросу о сохранении союзного государства народ Татарстана на соответствующий вопрос ответил «да». Однако еще более актуальной стала задача принятия соответствующей декларации в Татарской республике. Поэтому Президиум Верховного Совета принял постановление «О проекте Декларации «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики» и образовал рабочую группу по подготовке ее проекта в следующем составе:
Шамгунов Роберт Шакирович -- первый заместитель Председателя Верховного Совета Татарской АССР, руководитель группы; Бакиров Назиб Багуманович - - председатель постоянной Комиссии по вопросам работы Советов народных депутатов, развития управления, самоуправления и гласности Верховного Совета Татарской АССР; Вагизов Рашит Гаязович -- народный депутат Татарской АССР, прокурор Кировского района г.Казани; Железное Борис Леонидович - доцент кафедры государственного и международного права Казанского государственного университета, доктор юридических наук; Каримов Азаль Миргалимович - - доцент кафедры государственного и международного права Казанского государственного университета, кандидат юридических наук; Колесник Алексей Алексеевич - - народный депутат Татарской АССР, и.о. доцента кафедры теплогазоснабжения и вентиляции Казанского инженерно-строительного института, кандидат технических наук; Лихачев Василий Николаевич - - заведующий отделом обкома КПСС, доктор юридических наук; Мухамадиев Ринат Сафиевич - - народный депутат РСФСР, председатель правления Союза писателей Татарской АССР, кандидат филологических наук; Нефедов Владимир Васильевич ~ заместитель Председателя Верховного Совета Татарской АССР; Салабаев Альберт Михайлович—министр юстиции Татарской АССР; Султанбеков Булат Файзрахманович -- доцент кафедры историографии и источниковедения Казанского государственного университета, кандидат исторических наук; Тагиров Индус Ризакович -- заведующий кафедрой советского периода истории СССР Казанского государственного университета, доктор исторических наук, профессор; Фарукшин Мидхат Хабибович - заведующий кафедрой политологии Казанского государственного университета, доктор философских наук, профессор; Хакимов Рафаиль Сибгатович - - заместитель заведующего отделом обкома КПСС, кандидат философских наук; Хамидуллин Фильза Гарифович - заместитель Председателя Совета Министров Татарской АССР, доктор экономических наук; Юсупов Рузаль Абдуллазянович - - председатель постоянной комиссии] по национальным вопросам и культуре Верховного Совета Татарской АССР,! доктор филологических наук, профессор; Ягудин Шакир Шахмедович -- заведующий отделом Секретариата Bep-i ховного Совета Татарской АССР, кандидат юридических наук. Список рабочей группы был опубликован в республиканской печати.] Этим активизировалась работа по подготовке проекта Декларации о государственном суверенитете ТАССР. Работала не только официально утвержденная группа. Было подготовлено несколько вариантов этого документа. Они принципиа!ьно отличались друг от друга двумя моментами. Один из них — взаимоотношения Татарстана и России. Другой — взаимоотношения в республике татарского и русского языков. Проект доцента Казанского] университета, депутата Верховного Совета республики А.В.Штанина предполагал, что республика должна быть в составе Российской Федерации,] проект, предложенный Республиканским комитетом КПСС, вообще не] указывал какой-либо правосубъектности республики, полагая, что суверенитет соответственно «Декларации прав народов России», документу, уч-1 редившему в январе 1918 г. Российскую Федерацию, должен быть провозглашен в полном объеме. И только после этого, соответственно этому же]
документу, республика должна определить свое отношение к федерации: участвовать в ней или нет, если да, то в каком качестве. Близки были к этой позиции проекты, подготовленные Татарским Общественным Центром и группой писателей и хозяйственников во главе с писателем, народным депутатом республики Р.И.Валеевым. 27 августа 1990 г. открылась вторая сессия Верховного Совета Татарской АССР двенадцатого созыва. На сессии из 249 депутатов присутствовал 241. Председательствовал на ней Председатель Верховного Совета республики М.Ш.Шаймиев. От имени Президиума Верховного Совета он предложил повестку из 12 пунктов. Третьим вопросом предполагалось обсуждение вопроса о государственном суверенитете республики. Однако в результате обсуждения структуры повестки дня вопрос о государственном суверенитете был передвинут на пятое место. Это вызвало недовольство многих. Накал страстей в зале заседаний Верховного Совета соответствовал настроению на улицах и плошадях города и республики. К моменту открытия сессии на.улице вокруг здания Верховного Совета собрались тысячи людей. Депутаты проходили в здание через толпу. Люди к каждому из депутатов обращались с призывом незамедлительно принять Декларацию о государственном суверенитете. Здание охранялось десятками милиционеров. Это угнетало многих депутатов. Один депутат из зала обратился к председательствующему и ко всем народным депутатам со следующими словами: «Когда мы ходили во время перерыва на улицу, было как-то неуютно проходить через шеренгу милиционеров. Мне кажется, нас здесь не побьют, не нужно, наверное, прятаться от своего народа. И я считаю, что Верховный Совет должен принять решение: милиционеров от входа убрать»'41. На это председательствующий ответил, что «для этого не требуется решение Верховного Совета». И милиция осталась на месте. По этой при-,чине на следующий день между депутатом И.Х.Мустафиным и М.Ш.Шаймиевым состоялся такой диалог. Мустафин: «Уважаемый председатель! Вчера на сессии решили вопрос о том, чтобы кордон милиционеров снять перед зданием. Дайте, пожалуйста, такое указание». Председательствующий: «Вчера мы договаривались снять с обеих сто-i рон». Мустафин И.Х.: «Но они там стоят ведь». Председательствующий: «Но там тоже стоят. Что вы хотите? Вчера просил народных депутатов, особенно тех, которые имеют определенное влияние на неформалов, чтобы дали возможность нормально работать сессии дродных депутатов. Если такие условия будут созданы для работы депута->в, не будет никакого давления, я считаю, что никакой необходимости не будет рассматривать даже тот вопрос, который вы ставите». Мустафин И.Х.: «Если представители ТОЦа выйдут на улицу, кордон милиции будет снят?».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.008 с.) |