ТОП 10:

Л.35.Текущий Архив Государственного Совета Республики Татарстан, ф.Р-3610, ол.1, д.1915,




Председательствующий: «Я считаю, что я очень четко выразился. Сади­тесь, пожалуйста»-*.

После перерыва слово взяла депутат Ф.А.Байрамова и сказала на татар­ском языке следующее; «Товарищи депутаты! Вы просили нас, чтобы мы успокоили народ на улице. Мы удовлетворили вашу просьбу и вы во время перемены, наверное, видели, что народ отошел от здания, где идет сессия Верховного Совета. Но это не значит, что напряжение исчезло. Вы знаете, что собрали полмиллиона подписей и передали Президиуму Верховного Совета Татарии. Сегодня в Набережных Челнах, Нижнекамске, Уфе и во многих других городах и районах татары, объявившие голодовку, требуют от нас решительного и срочного решения вопроса о государственном ста­тусе... Я призываю срочно перейти к рассмотрению вопроса о государствен­ном статусе Татарской АССР. Если по тем или иным причинам рассмотре­ние нашего предложения будет оттягиваться или совсем прекратится, то мы освобождаем себя от ответственности за напряженность, конфликты на национальной почве и не будем отвечать за эти вопросы»343.

Голос из зала: «Уважаемые депутаты, поставленный вопрос об измене­нии повестки дня действительно требует изменения в связи с тем, что неоднозначна обстановка в республике. Я имею в виду огромную просьбу большого количества депутатов о том, что мы имеем сегодня все законные основания для рассмотрения вопроса о Декларации республики. Просьба поставить вопрос сегодня, сейчас и начать обсуждать Декларацию. Поэтому я настаиваю поставить вопрос на голосование об изменении хода сессии и обсуждении Декларации»34!

Вопрос на голосование не был поставлен и обсуждение вопроса о регламенте было продолжено. Однако стало совершенно ясно, что невоз­можно бесконечно оттягивать обсуждение вопроса о Декларации. Ее приня­тие становилось делом чести и достоинства народа. Становилось невозмож*. ным игнорировать мнение общественности, которое находило выражение и в многочисленных телеграммах и письменных обращениях населения.

Во второй половине второго дня работы сессии депутат от Нижнемак-таминского избирательного округа Ф.Х.Мухаметшин от имени Секретари­ата дал информацию о поступивших на имя сессии документах. По его словам, на 15 часов было зарегистрировано 685 документов, из коих Ш писем, 207 обращений и заявлений, 612 документов непосредственно пм вопросу о суверенитете. География поступавших корреспонденции охваты­вала 50 республик, областей, городов и других населенных пунктов. Вокруг этих документов разгорелась борьба между депутатскими группами. Взяв­ший слово депутат Р.Р.Сиразиев выразил недовольство тем, что были! зачитаны только некоторые телеграммы и что на самом деле наличие 61Л телеграмм по вопросу о суверенитете свидетельствует, что у большинства! людей болит душа за судьбу этого вопроса. Он сказал, что «может быть, не

U2 Текущий Архив Государственного Совета Республики Татарстан, ф.Р-3610, оп.1, д. 1415, л.147.

'«Там же.-Л. 183 а. 344 Там же.-Л.184.


о хлебе сейчас у людей душа болит», а о том, каким будет суверенитет. «Мы оттягиваем все время этот вопрос. Вы поймите, мы же даем волю абсолютно непредсказуемым последствиям, Поэтому я считаю, Минтимер Шарипович, лично к вам обращаюсь, ко всем депутатам, надо завтрашний день посвятить именно этому вопросу»345. Взявший вслед за ним слово Р.Н.Галеев, поддержав Сиразиева, произнес следующие слова, вызвавшие оживление в зале: «Мы, товарищи, все-таки начали работу, поставив телегу впереди лошади. Не приняв Декларацию о суверенитете, мы много такого приняли, что в дальнейшем если примем Декларацию, нам надо будет перерабатывать опять, сидеть две недели. Поэтому я присоединяюсь к депутату Сиразиеву, что завтра нам надо браться за основное...»346. Были на сессии и депутаты, придерживавшиеся иного мнения. Один из них, депутат В.А.Курылев, заявил следующее: «Сегодня, я считаю, не все депутаты готовы к обсуждению вопроса о суверенитете- Потому что есть у ряда депутатов излишняя категоричность в своих заявлениях. Мы должны обсуж­дать этот вопрос в абсолютно спокойной обстановке. Мы должны вынести чрезвычайной важности документ, и он должен быть разумным. Поэтому я обратился с запиской, где предлагаю обратиться от имени нашей сессии в печати ко всем гражданам о прекращении митингов, забастовок и всяких голодовок, потому что мы должны работать в спокойной обстановке. Каж­дый из нас понимает важность того вопроса, который будет обсуждаться. И каждый себе отдает в этом серьезный отчет»147.

Председательствующий М.Ш.Шаймиев поставил на голосование пред­ложение Курылева об обращении к населению. Пока шел подсчет голосов, несколько депутатов в своих выступлениях отвергли предложение, базиро­вавшееся на письме одного избирателя в адрес сессии с предложением [депутатам разъехаться по домам, поскольку на селе идет уборка урожая. Депутат Р.А.Юсупов, отвечая на такого рода требования, сказал: «извини­те, кажется, мы играем в карты». Он осудил предложение о необходимости разъехаться по домам, поскольку митинги и голодовки мешают спокойной [работе. «Мне лично эти митинги не мешают, - - продолжил он, - - они (выражают как раз солидарность по главному вопросу, который тревожит всю общественность, все население нашей республики». Он закончил свое выступление следующим предостережением: «Вот похоже так, Минтимер Шарипович, завтра вы предложите [депутатам] разъезжаться»148. Шаймиев [на это среагировал очень быстро: «Если будет с моей стороны такое заявление -- это будет несерьезно». А Юсупов, продолжив свое выступле­ние, потребовав чтобы все 600 телеграмм были немедленно изучены и доложены сессии. Он осудил подход, при котором кто-то, основываясь на [какой-то одной телеграмме, пытается сорвать сессию, и в то же время 600 телеграмм о суверенитете остаются без внимания.

144 Текущий Архив Государственного Совета Республики Татарстан, ф.Р-3610. оп.1, д.1915, Ь294.

146 Там ЖС.-Л.295. 47 Там же.-Л.296. 46 Там же.-Л.299.


Шаймиев согласился с Юсуповым в том, что Секретариат должен со­общить сессии о содержании телеграмм. Однако нашлись депутаты, кото­рые, ссылаясь на мнение трудовых коллективов, попытались не допустить обсуждения предложенного Президиумом Верховного Совета проекта Дек­ларации. Так, депутат от Спартаковского избирательного округа Казани В.К.Иванов сослался на митинг жителей Московского и Ленинского рай­онов, где якобы было заявлено, что «если он будет принят - - приведет к непредвиденным последствиям». Тем временем к микрофону подошел де­путат А.П.Васильев и в пику Юсупову и в поддержку Иванова сказал, что, если он пойдет по своему округу, соберет столько же телеграмм и также может взять за глотку председателя Секретариата и потребовать, чтобы он их прочитал. Он вместо этого предложил развесить в фойе все эти теле­граммы. С тем, чтобы депутаты с ними ознакомились. Шаймиев с этим согласился. Острота вопроса была снята.

Тем временем председатель счетной комиссии депутат Р.З.Алтынбаев огласил результаты голосования по предложению депутата Курылева: «за» - 174, «против» -- 7, воздержались -• 17. Таким образом, сессия решила обратиться к населению с призывом к спокойствию.

На следующий день председательствующий М.Ш.Шаймиев объявил, что, прежде чем приступить к рассмотрению закона о статусе народных депута­тов Татарской АССР и закона о местных советах, необходимо рассмотреть проект обращения к населению республики. Для ознакомления с подготов­ленным проектом слово было предоставлено депутату М.ААглиуллину. Он зачитал следующий проект, который был принят депутатами без всяких поправок:

«Обращение Верховного Совета Татарской АССР к трудящимся, всем гражданам республики.

Уважаемые сограждане!

Верховный Совет республики приступил к обсуждению ключевого воп­роса второй сессии «О суверенитете Татарии».

Мы -- депутаты, избранные в парламент республики в результате аль­тернативных выборов, помним о том, сколь высокое доверие оказано нам избирателями. Их интересы для нас — закон. Мы сознаем, какая поистине историческая ответственность возлагается на нас в связи с решением этогш вопроса. Мы понимаем стремление татарского народа к национальному самоопределению и его беспокойство по поводу гарантии прав народов Татарии. Понимаем, что от нашего решения зависит, как люди нашей республики будут жить завтра. Так мы и будем действовать в ходе сессии,

В связи с этим обращаемся к трудящимся, всем гражданам Татарской АССР с убедительной просьбой: не принимать на веру различные слухи и домыслы, касающиеся судьбы Татарии, ее народа, работы Верховного Совета Татарской АССР, не поддаваться на отдельные провокационные] лозунги и призывы.

Признавая право избирателей на свободное волеизъявление, мы просим воздержаться на время работы сессии от различного рода манифестаций митингов, чрезвычайных форм протеста или поддержки тех или иных взглядов


и воззрений. Спокойная, продуктивная работа, порядок на улицах, площа­дях, тактичное отношение друг к другу, к традициям дружбы и добросо­седства, отличающим народы Татарии, - - залог того, что парламент рес­публики примет действительно всестороннее решение по поводу суверени­тета республики»349.

После длительного обсуждения закона о статусе народного депутата сессия приступила к рассмотрению вопроса о государственном суверените­те республики. При этом было решено вести прямую трансляцию по радио из 3aia заседаний.

Обсуждение вопроса о государственном суверенитете республики нача­лось выступлением Председателя Верховного Совета Шаймиева Минтимера Шариповича. Вот его полный текст;

«Уважаемые народные депутаты! Уважаемые товарищи!

Вопрос о провозглашении государственного суверенитета Татарской республики, внесенный на рассмотрение настоящей сессии Верховного Совета, имеет жизненно важное значение для всего нашего многонацио­нального народа. С его решением во многом связан не только сегодняш­ний, но и завтрашний день Татарстана; судьба его граждан, татарина и русского, чувашина и украинца, марийца и мордвина, белоруса и еврея, представителей всех национальностей, проживающих в республике. Рож­денный перестройкой процесс обновления стал мошным фактором воз­рождения национального самосознания, широкого развития национальных движений. Одновременно выявлена необходимость укрепления интернаци­онального единства, гармонизации межнациональных отношений. Эти воп­росы стали чаше рассматриваться на съездах народных депутатов СССР и РСФСР, на партийных форумах последнего времени, в том числе на XXVIII съезде КПСС. В результате выработанной концепции демократичес­кой национальной политики как основы добровольного союза суверенных советских государств, мира и гражданства, согласия между народами стра­ны это единственно верный путь к строительству цивилизованного право­вого государства. Общественность республики, выражая законные стремле­ния ее народов к самоопределению и самоуправлению, улучшению соци­альных условий жизни, сохранению и развитию национальной культуры, а также традиции дружбы и взаимопомощи, неоднократно в последние годы выдвигала требования об изменении статуса Татарии, о провозглашении ее государственного суверенитета. При этом отмечалось несоответствие суще­ствующего государственно-правового положения Татарской АССР интере­сам ее дальнейшего политического и социально-экономического развития. Такова была воля большинства избирателей республики на выборах народ­ных депутатов СССР, РСФСР, Татарской АССР и местных Советов. Боль­шинство из 20,5 тысячи народных депутатов получили наказ своих избира­телей — добиваться повышения статуса республики. Эти процессы особен­но усилились в последнее время. Были ускорены они, в частности, после

344 Текущий Архив Государственного Совета Республики Татарстан, ф,Р-3610, оп. I, д.1915, л.317-318.


принятия съездом народных депутатов Российской Федерации Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации и появлением так­же новых союзных законов, которые заметно приблизили по ряду пози­ций, и прежде всего в области экономического и социально-культурного строительства, правомочия союзных и автономных республик. В соответ­ствии с законом о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации от 26 апреля 1990 года автономные республики признаны субъектами Союза ССР. Верховным Советом СССР и законода­тельными органами союзных республик интенсивно ведется подготовка нового союзного договора. Все эти факты форсируют формирование поли­тических и юридических предпосылок для объявления государственного суверенитета автономных республик, в том числе и Татарской АССР.

Татарская АССР является ныне одной из крупных и развитых автоном­ных республик, не уступающей по своему экономическому, духовному потенциалу, вкладу в народнохозяйственный комплекс страны ряду союз­ных республик. В Татарии, например, производится три четверти бутилово­го каучука, половина кинофотоматериалов, четверть полиэтилена, 15% автомобильных шин, выпускаемых в СССР. Большая часть перевозимых в стране народнохозяйственных грузов приходится на долю КамАЗа. Респуб­лика располагает значительным сельскохозяйственным потенциалом, явля­ется также весомым поставщиком нефти и сложной машиностроительной продукции.

Произведенный национальный доход Татарской АССР за 1989 год пре­высил 9,3 миллиарда рублей, из них использовано в республике 6,7 милли­арда рублей. А совокупный общественный продукт составил почти 24 мил­лиарда рублей. Несмотря на такой потенциал, в республике сложились большие диспропорции между производственной и непроизводственной сферами, накопились существенные проблемы в решении социальных воп­росов жизни людей. В целом, по стоимости основных непроизводственных фондов на одного жителя, республика находится на 35-м месте в Россий­ской Федерации.

Существующее ранжирование республик на союзные и автономные от-j рицательно сказалось на развитии социальной базы творческих союзов автономной республики. Исходя из реальных возможностей, жители рем публики обоснованно выступают за такие изменения в государственно-правовом статусе Татарии, за такое ее место в обновленном союзе суверен­ных государств, которое в условиях регулируемой рыночной экономики дало бы возможность, с одной стороны, достойно жить и приумножать материальный и духовный потенциалы республики, а с другой - - укреп­лять этот союз, его социальную и экономическую основу. В ходе широкого] обсуждения в средствах массовой информации, в общественно-политичев ких организациях, на городских и районных сессиях, в коллективах многий предприятий и организаций, у народных депутатов и у населения по про-] блеме статуса республики сложились несколько подходов: одни хотели бы видеть республику такой, как и все союзные республики, в том виду какими мы их привыкли воспринимать. Другие непременным условием


ставят и видят суверенную республику в составе Российской Федерации. Объединяющим при такой полярности мнений является поддержка идеи суверенитета подавляющим большинством населения. Она поддержана так­же пленумом областного комитета партии. Она воплощена в ряде опубли­кованных в республиканской печати альтернативных документов, в том числе представленных Министерством юстиции ТАССР, Татарским обще­ственным центром, гражданским комитетом, народными депутатами Та­тарской АССР Сиразеевым, Сиразиным, Штаниным и другими. Все эти материалы были проанализированы постоянной комиссией Верховного Совета Татарской АССР по вопросам законодательства, законности, правопорядка и привилегиям. Они нашли соответствующее отражение в проекте Деклара­ции о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистичес­кой Республики, подготовленном рабочей группой, образованной поста­новлением Президиума Верховного Совета Татарии. В нее вошли народные депутаты, представители директивных органов, общественных формирова­ний. В чем сущность концепции, заложенной в этом проекте? Концепции, по нашему мнению, взвешенной, политически обоснованной, способной обеспечить реальный суверенитет и самостоятельность республики в совре­менных условиях.

Основные идеи документа -- это провозглашение государственного су­веренитета Татарии и преобразование ее в соответствии с волей ее много­национального народа в Татарскую Советскую Социалистическую Респуб­лику -- Татарскую ССР. Суверенитет Татарской республики означает верхо­венство, самостоятельность ее государственной власти в решении вопросов внутренней и внешней жизни вне предела прав, добровольно передаваемых ею Российской Федерации и Союзу ССР на основе договора.

Считаю необходимым подробнее осветить ряд вопросов, которые боль­ше всего волнуют людей в ходе дискуссий о суверенитете. Прежде всего о взаимоотношениях с РСФСР после принятия Декларации о суверенитете. Как вы знаете, наибольший спор вызвало у людей то положение проекта Декларации, где записано, что Татарская ССР является субъектом обнов­ленных федераций РСФСР и СССР. По заявлению отдельных юристов, политологов, это положение является не бесспорным, хотя фактически правовое положение республики на сегодня действительно является тако­вым.

В последнее время в ходе обсуждения Декларации преобладающими становятся предложения о необходимости договорных отношений с РСФСР на основе сложившихся всесторонних традиционных связей. Эти документы должны исходить прежде всего из приоритета прав личности, гражданина, из уважения прав любого человека, независимо от его национальности. Они должны базироваться на традиционных отношениях вековой дружбы и сотрудничества всех наций Татарстана с народами России. Мы не можем не считаться и не дорожить совокупностью реальности, которая сложи­лась, естественно, историческим путем. Республика исторически крепкими узами по многим направлениям социальной жизни связана с Российской Федерацией, ее краями и областями. Достаточно сказать, что из РСФСР в


республику ввозится ежегодно на 1,5 миллиарда рублей товаров народного потребления, тогда как вывозится на 0,9 миллиарда рублей, т.е. на 900 миллионов рублей. В Татарию из России ежегодно поступает 79% всего завозимого металла, 99% цемента, значительное количество леса и угля. Нарушение даже в какой-то мере этих связей существенно ухудшило бы экономическое и социальное положение республики. Мы не можем не учесть и факт, что на территории России проживает пять с половиной миллионов татар из шести миллионов шестисот семидесяти тысяч прожи­вающих в СССР, которые обращаются с просьбами о содействии в под­держке их культурного и духовного развития. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что многое сегодня в обществе определяется инициатив­ной ролью России, перестроечных процессов в сфере политики и эконо­мики, культуры и межнациональных отношений.

Вопрос о языке оказался одним из центральных в развернувшейся дис­куссии. В связи с этим необходимо отметить, что вопрос о статусе государ­ственного языка является назревшим и требует своего решения независимо от принятия Декларации о суверенитете. В настоящее время готовится про­ект закона о языках республики, который по мере доработки будет внесен на рассмотрение Верховного Совета. Закон должен учитывать объективную реальность, сложившиеся в Татарии традиции реального двуязычия. При этом следует принимать во внимание закон СССР о языках народов СССР, в соответствии с которым определено, что язык республик является госу­дарственным языком, а русский язык объяапяется официальным языком и языком межнационального общения. Одновременно должен отметить, что в соответствии со статьей 4 этого же закона любая республика вправе определить правовой статус языков республики, в том числе устанавливать их в качестве государственных языков. Главное при этом — создание необ­ходимых условий для развития языков представителей всех национально­стей нашей республики.

Есть и другое предложение. Не принимая новый закон, руководствуясь новым декретом Центрального Исполнительного Комитета и Совета На­родных Комиссариатов Татарской АССР о введении татарского языка в делопроизводство советских учреждений республики от 25.06.21 г., разра­ботать механизм его внедрения. Этим декретом предусмотрено, что, учиты­вая высокий процент русского пролетарского и крестьянского населения, наравне с татарским, на правах государственного существует русский язык. Необходимым должно быть одно условие: что любое решение по языку не' должно ни, в какой форме ущемлять права любой национальности, прожи­вающей у нас в республике.

Много поступает предложений в пользу проведения референдума. Дей­ствительно, вопрос о референдуме в целях изъявления воли населения по суверенитету имеет под собой юридическую основу. В соответствии со ста-1 тьей 5 Конституции Татарской АССР, наиболее важный вопрос государ­ственной жизни выносится на всенародное голосование, или референдум. Механизм проведения референдума сегодня в законодательном порядке не отработан. Конкретных нормативных актов и практики на этот счет нет и в|


Союзе. В данном случае слово за Верховным Советом. Как высший орган государственной власти Татарской АССР, Верховный Совет вправе решить вопрос о самостоятельном принятии или непринятии Декларации о госу­дарственном суверенитете. При этом единственное, что можно добавить, -Первый съезд народных депутатов Российской Федерации принял Декла­рацию о суверенитете без референдума и, к сожалению, без согласия и учета мнения Верховных Советов автономных республик, соответствующих Советов краев и областей, входящих в Российскую Федерацию. Чтобы не повторять эту ошибку и в целях наиболее полного учета мнения населения мы попросили всех народных депутатов Татарской АССР и народных депу­татов других Советов посоветоваться до сессии со своими избирателями и изложить их мнение на предстоящей сессии. Реализация основных принци­пов Декларации создаст предпосылку полноценного политического, соци­ально-экономического и духовного развития нашего народа на основе все­стороннего обеспечения прав и свобод граждан, дальнейшего роста национального самосознания, укрепления их национального единства.

Для этого нужны воля и подлинное согласие, конструктивное сотруд­ничество и разработка на профессионально-демократической основе кон­цепции государственно-правового развития суверенитета Татарстана и вы­несение этой концепции на народное обсуждение всего населения респуб­лики. Такой подход отвечал бы пожеланиям абсолютного большинства населения.

Свою судьбу люди вправе решать сами. На пути общего консенсуса баланса интересов, национальных и интернациональных, и обязательно с учетом исторически сложившихся традиционных связей с Российской Фе­дерацией. Под готовку такого документа могла бы взять на себя специальная комиссия, образованная решением нашего Верховного Совета. Одновре­менно ее члены занимались бы и новым Основным Законом республики, иными нормативными актами, вытекающими из факта провозглашения государственного суверенитета Татарии. Таким образом, Декларация явля­ется исходной базой для разработки Конституции Татарской ССР, разви­тия республиканского законодательства, участия в подготовке союзного и федеративного с РСФСР договоров. Спасибо за внимание». (Аплодисмен­ты.)

Затем слово было предоставлено председателю постоянной комиссии по национальным вопросам и культуре депутату Р.А.Юсупову. Он сказал, в частности, следующее: «Ни один разумный и честный человек, будь он татарин или не татарин, не может не замечать того факта, что существу­ющая поныне унитарная, тоталитарная и иерархическая государственная система не может обеспечить подлинного равноправия народов, создать необходимые условия для развития их культуры и языка. В наиболее невы­годном положении, по сравнению с союзными республиками, находятся автономные образования». Он указал, что Татарстан на сегодня почти лишен уже национальных татарских школ, не имеет своей Академии наук, нет студии художественных фильмов, имеется всего одно книжное изда­тельство. Депутат особо подчеркнул, что Татарстан, имея огромные при-



родные богатства и большой промышленный потенциал, не вправе распо­ряжаться своей собственностью, что сужается язык потребления коренного населения республики, создалась реальная угроза утери национального быта, традиций и обычаев. Он предостерег депутатов от принятия документа с указанием двухсубъектности Татарстана, т.е. его принадлежности и к Союзу ССР, и к Российской Федерации. Убедительно обосновав необходимость принятия предложенного проекта Декларации, Юсупов закончил свое вы­ступление следующими словами: «Я как народный депутат, отвечающий прежде всего за обеспечение и укрепление добрососедских, дружеских отношений между представителями различных национальностей в нашей республике, считаю своим долгом обратить на это внимание всех моих коллег по парламенту, депутатов ТАССР, очень серьезно взвесить все факторы при голосовании за Декларацию, нести высокую ответственность за судьбу 7,5 миллиона татарской нации, я призываю вас отдать свои голоса за подлинный суверенитет народа Татарстана»350. После его выступ­ления Шаймиев зачитал документ, представленный от имени группы депу­татов, в котором, «учитывая исключительную сложность достижения со­гласия по вопросу о суверенитете», предлагалось начать работу с обсужде­ния концепции и основных принципов Декларации о суверенитете. Причем предлагалось дать слово для выступления всем желающим. Однако такой подход не был воспринят депутатами и было решено заслушать авторов альтернативных вариантов деклараций. Пока они готовились, обсуждение было продолжено в порядке записи, произведенной Секретариатом. Слово было предоставлено депутату Сиразиеву, который представил проект дек­ларации, подготовленный под руководством депутата Р.И.Валеева. Острие этого проекта было направлено против двухсубъектности республики, на­поминающее, по словам оратора, положение человека, сидящего на двух стульях. Исходя из этого, предложенный проект декларации главный упор делал на «верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в пределах ее территории... независимость и равноправие во внешних сношениях», а также на международную правосубъектность рес­публики151. Поддержкой выступлений Юсупова и Сиразиева прозвучало выступление депутата Верховного Совета РСФСР Махиянова. Он выделил три фактора, имеющие принципиальное значение при решении вопроса о суверенитете: 1. Тесная взаимосвязь Татарстана с духовной и материальной жизнью России; 2. Политическая ситуация в Советском Союзе; 3. Нацио­нальный фактор; В качестве приоритетного он выделил национальный фактор. Махиянов сказал далее, что в свое время большевики, признав право наций на самоопределение, заработали хороший политический капитал и что сейчас «самое подходящее время оплатить щедро розданные в свое время политические векселя». Он подчеркнул, что фактически сейчас уже

""Текущий Архив Государственного Совета Республики Татарстан, ф.Р-3610, оп.1, л.1915. л.412-416.

151Там же.-Л.419.


СССР не существует, а РСФСР переживает стадию развала, а «новой структуры, способной объединить пояш!яюшиеся суверенные республики, еше нет». В этих условиях для Татарстана выход из состава РСФСР и вход в СССР будет означать лишь переход из одной тюремной камеры в другую. Исходя из этого, Махиянов предложил следующую последовательность действий: «Признание Татарстана суверенной республикой. В Декларации о государственном суверенитете Татарской республики не указывать, к субъек­там какой Федерации причисляется наша республика. (Аплодисменты.) Второй этап: определение полномочий, которые Татарстан готов передать условному центру, который в будущем объединит суверенные республики. Третье; немедленное предъявление требований к новому союзному догово­ру». Оратор особо подчеркнул, что обретение суверенитета Татарстаном является не разрушительным, а созидательным процессом и «предложен­ный подход будет стимулировать создание принципиально нового содруже­ства национально-государственных образований». К тому же Махиянов пред­ложил назвать республику просто Советской, убрав слово «Социалистичес­кая», что будет означать определенный шаг к деидеологизации и демокра­тизации общества. Он предостерег депутатов от дискриминации граждан по национальным, религиозным и политическим мотивам, предложил рати­фицировать международное соглашение по правам человека и выработать конституцию республики352. Здесь необходимо отметить, что среди значи­тельной части депутатов, а следовательно, и населения назрело убеждение в необходимости отказаться от определения республики как социалисти­ческой. Отказ же от идеи Советской власти назреват долго. Однако эти вопросы не стали на сессии предметом специальных дискуссий.

В эти дни всех волновал вопрос взаимоотношений России и Татарстана. При этом депутаты не переставали ссылаться на своих избирателей. Так, депутат Косулин заявил о том, что перед отъездом на сессию Верховного Совета депутаты Зеленодольского городского Совета поручили ему зачитать обращение, принятое на сессии городского Совета 60 голосами «за», 2 -«против», воздержавшихся - - 3. В обращении говорилось, что принятие Деклараций о суверенитете союзными республиками «ставит под сомнение само существование Союза Советских Социалистических Республик». В до­кументе обосновывалась неправомерность принятия Декларации о государ­ственном суверенитете республики: «Провозглашение Татарии суверенным государством заблокирует действие союзных и республиканских (РСФСР) законов. Верховный Совет Татарии должен будет экстренно разработать и принять пакет законов, регулирующих политическое, экономическое уст­ройство республики, собственное гражданское, уголовное, трудовое зако­нодательство. Суверенное государство должно иметь постоянно работающий законодательный орган, которого сегодня нет». Возражением к выступле­ниям депутатов было оглашение депутатом Косулиным «обращения», при­нятого на одном из многочисленных митингов, которые тогда проводились

'"Текущий Архив Государственного Совета Республики Татарстан, ф.Р-3610. оп.1, д.1915. л.423-424.

16*


в республике. В нем говорилось: «Мы призываем вас сосредоточить усилия на первоочередных вопросах. Никто не мешает республике принять такой объем самостоятельности, какой мы можем взять на себя. Никто не мешает принять меры для создания оптимальных условий, способствующих воз­рождению татарской национальной культуры, самобытности татарской на­ции. Поскольку вопрос государственного устройства является основопола­гающим в жизни народа, Зеленодольский городской Совет народных депу­татов считает, что вопросы об определении статуса республики и принятия Декларации о суверенитете являются преждевременными и должны быть определены самим народом путем проведения референдума на основе па­кета проектов всех вышеуказанных законов. Мы призываем вас проявить государственную мудрость и гражданскую ответственность». Однако депу­тат, похоже, сам придерживался несколько иной точки зрения на этот счет и поэтому завершил свое выступление следующими словами: «Товарищи народные депутаты! Я бы еще раз просил вас не очень строго относиться ко всему тому, что вы здесь услышали. Возможно это есть альтернатива, и считаю, что основное, к чему мы должны прислушаться в этом обращении - это та боль, с которой народные депутаты относятся к тем бедам, которые касаются всех нас. Ведь не только мы переживаем за судьбу нашей республики, за судьбу граждан, проживающих на территории нашей Тата­рии»^'.

Выступления депутата М.А.Мулюкова многие ждали с нетерпением, ибо оно, с одной стороны, являлось выражением настроений значитель­ной части татарского населения, а с другой - - служило ориентиром для многих сидящих в зале. Поэтому, хотя в выступлении и не было ничего необычайного, его слушали внимательно. «Татарский Общественный Центр уже 3 года, учитывая настроения населения нашей республики, учитывая настроения татар и представителей других национальностей в нашей рес­публике, также учитывая настроения татарского населения, проживающего за пределами нашей республики, -- это, как известно, более 5 миллионов, пришел к мысли о необходимости изменения именно статуса нашей рес­публики», - - сказал он и сделал вывод, «что республике тесно в рамках автономного статуса», «назрела необходимость повышения ее статуса». В эти слова он вложил конкретное содержание, сказав, что «этого невозможно сделать в составе Российской Федерации». Он изложил основные положе­ния Декларации, предложенной Татарским Общественным Центром. Дек-i ларация состояла из 36 пунктов. Мулюков охарактеризовал ее основные положения. Зал с удовлетворением воспринял его следующие слова; «...я /могу подтвердить, что гарантируются права всех граждан, проживающих в ^ нашей республике. А то распускают разные ложные слухи о том, что якобы Татарский Общественный Центр ставит вопрос о суверенитете республики и в дальнейшем хочет переселить русское население из нашей республики. Товарищи, я повторяю -- это неправильно! [Этого] вы не в одном доку-1

353Текущий Архив Государственного Совета Республики Татарстан, ф.Р-3610, оп.1, д.191! л.425-428.


менте Татарского Общественного Центра и Декларации не найдете». Хоро­шим предзнаменованием прозвучал его призыв к гражданскому согласию и предложение, чтобы 30 августа стал днем Татарстана, суверенного Татар-ша354.

Депутат П.В.Ионов, будучи неудовлетворенным выступлением Мулюко-ва и некоторых других депутатов, поставил перед депутатами следующие вопросы: 1. О каком суверенитете идет речь: о национальном или государ­ственном? Разночтения по этому вопросу, по принципиальному вопросу, у депутатов есть; 2. Татария провозглашается как суверенное государство или субъект федерации в составе России или Союза ССР?; 3. Имеется ли совокупность экономических и политических предпосылок для принятия данного решения? Сумеет ли провозглашенная нами независимая респуб­лика успешно развиваться?

Поставив эти вопросы, депутат сам же попытался на них ответить. Во-первых, он признал право любой нации «беспрепятственно реализовывать свои национальные, политические, социальные интересы», исключая воз­можность возвышения одной нации над другой. Во-вторых, высказался против передачи части полномочий республики Союзу ССР или РСФСР. поскольку суверенитет предполагает «завтра же полную самостоятельность республики Татарии». С учетом этого предложил исключить из проекта Декларации «обязательство перед Союзом ССР и Россией».

Ионов призвал депутатов «отбросить эмоции и амбиции», ибо, как он сказал, «нам нужен суверенитет, который даст возможность строить право­вое государство, поможет скорейшему выходу из экономического кризиса». Завершил депутат свое выступление предложением принять Декларацию в виде политического документа, провозглашающего суверенитет, «а даль­нейшие правовые аспекты уже доработать». Выступление Ионова, по своей сути призвавшее депутатов к компромиссу, вызвало одобрение и аплодис­менты.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.208.153 (0.014 с.)