Вертхеймер (Wertheimer) Макс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вертхеймер (Wertheimer) Макс



(1880 — 1943)

Один из основателей и главный теоретик гештальтпсихологии. Родился в Праге, учился в Берлинском университете. В 1904 г. получил докторскую степень в Вюрцбургском университете у О. Кюльпе. Работал в ряде университетов Германии и Центральной Европы. Во время первой мировой войны разрабатывал гидроакустические приборы для немецких подводных лодок. С 1929 г. Вертгеймер работал профессором университета во Франкфурте-на-Майне. С 1933 г. жил в эмиграции, в Нью-Йорке, работая в школе социальных исследований. В 1921 совместно с К. Коффкой и В. Кёлером основал журнал «Психологические исследования», где публиковались работы по гештальтпсихологии. Вертгеймер распространил принципы гештальтпсихологии на процессы мышления, которое объяснял как процесс последовательной смены гештальтов, разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи. Решение задачи, согласно Вертгеймеру, наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации.

Кинематографа. К тому же, один из «законов психической жизни» Вундта гласил, что в разной системе связей элементы приобретают различные характеристики. В принципе, это позволяло истолковать фи-феномен, как приобретение исходными элементами новых свойств кажущегося движения благодаря соединению их особыми связями (попеременное включение с определенным периодом).

Однако, как показало время, истинное значение проведенного эксперимента состояло не в ниспровержении Вундта, а в утверждении новой, системной по своей сущности, концепции психологии. Ожесточенная полемика гештальтпсихологов со сторонниками взглядов Вундта (а она продолжалась долгое время) лишь подчеркивала родственность их исходных позиций. Причина непримиримости участников полемики скрывалась в общем системном основании обеих школ. При том, однако, что позиция Вундта (и еще более его ученика и последователя Э. Титченера) преувеличивала роль системно-дифференциального фактора, сосредоточив внимание на различиях между элементами сознания, с одной стороны, и сознанием и внешним миром - с другой. Позиция гештальтпсихологии, напротив, концентрировала внимание на упорядочивающем сенсорный состав сознания системно-интегрирующем факторе, и нередко пренебрегала анализом элементов образуемой системы.

Логика гештальтпсихологии заключалась в следующем: считая, что познание представляет отражение одними объектами существенных связей между другими объектами, необходимо признать затруднительное положение, в котором оказывается психология, построенная на самонаблюдении - поскольку ни один природный объект, включая и психику, не может непосредственно отражать самое себя. Поэтому достижения умозрительной и интроспективной психологии настолько ниже достижений естественных наук. Для познания внутренних закономерностей психической жизни необходимо рассматривать их как модели процессов, происходящих в независимо существующем внешнем мире.

Кёлер (Кöhler) Вольфганг

(1887 — 1967)

Выдающийся немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Родился в Таллине. Учился в университетах Берлина, Бонна, Тюбингена на различных факультетах (в т. ч. занимался физикой под руководством М. Планка). Получив в 1909 г. докторскую степень, работал в университете Франкфурта-на-Майне, где вместе с М. Ветргеймером и К. Коффкой заложил основы гештальтпсихологии. В годы первой мировой войны работал на зоологической станции на острове Тенерифе в Атлантическом океане, изучая интеллект человекообразных обезьян. Имеются сведения о том, что работа с приматами была для Келера лишь прикрытием его разведывательной деятельности в интересах Германского генерального штаба. Истинной целью его присутствия на Тенерифе, возможно, был сбор данных о передвижениях кораблей противника, чьи морские коммуникации пролегали поблизости от острова. Хотя Келер в Америке отказывался обсуждать эту тему, известно, что в его лаборатории на Тенерифе находилась мощная радиоаппаратура, разрушенная им после окончания войны.

»

»

Тем не менее, с какими бы целями Келер не прибыл на остров, там он провел классические эксперименты, позволившие установить один из важнейших законов гештальтпсихологии – закон инсайта. Согласно этому закону принятие решения в нестандартной ситуации осуществляется в три этапа: в начале следует попытка решить задачу известными способами (на основе прежнего гештальта); затем наступает этап осознания несостоятельности этих попыток и, как следствие, отказ от деятельности. Смысл этого этапа в разрушении прежнего гештальта, «расчистки строительной площадки». Наконец, когда прежнее восприятие ситуации преодолено, наступает инсайт – внезапное озарение благодаря возникшему новому восприятию ситуации или новому гештальту.

Вернувшись в 1920 г. в Германию, Келер с 1922 г. работал профессором психологии и философии в Гёттингенском и Берлинском университетах, занимал пост директа института психологии в Берлине. В 1929 г. выходит его наиболее важный теоретический труд – «Гештальт психология». Этот, самый плодотворный, период его жизни закончился в 1933 г. со сменой политического руководства Германии и эмиграцией из страны почти всех его коллег. В последующий период, несмотря на попытки новой власти привлечь его на свою сторону, Келер неоднократно публично критиковал руководство Германии за преследование ученых-евреев. В 1935 г. Келер эмигрировал в США, где в течение продолжительного времени работал профессором в колледже г. Принстона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.005 с.)