Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начало системно-психологических
Исследований в 20 веке Между тем, зарождение прообраза системного направления в экспериментальной психологии произошло задолго до появления современной синергетики и системологии, и было связано с деятельностью выдающегося российского психоневролога В.М. Бехтерева и его учеников. Именно Бехтерев в 1910-1920-е годы, приступил к созданию особой научной теории, названной им рефлексологией, которая была призвана объяснить общий механизм, лежащий в основе рефлекторной деятельности самого различного уровня, от простейших двигательных рефлексов, до сложнейших форм социального поведения, рассматриваемых Бехтеревым в качестве коллективных рефлексов. (Небезинтересно, что в эти же годы и в том же городе - Петербурге А.А. Богданов создает свою всеобщую организационную науку - тектологию). К моменту создания рефлексологии В.М. Бехтерев был уже признанным специалистом в области физиологии, психиатрии и психологии. Он сконструировал целую серию лабораторных приборов (пневмограф, рефлексограф, рефлексометр и др.), предложил успокаивающую микстуру, названную его именем, провел и описал множество уникальных психофизиологических экспериментов. Его книга «Объективная психология» была переведена на все основные европейские языки, принеся ее автору славу одного из ведущих психоневрологов мира. Однако, если в более ранний период, Бехтерев основное внимание уделял объединению психологии с различными медицинскими дисциплинами, имея ввиду формирование обобщенной науки о человеческой психике в норме и патологии, то в рефлексологии он предпринял Бехтерев Владимир Михайлович 1857-1927 Выдающийся русский психиатр и психолог. В.М. Бехтерев родился в Вятской губернии. Получил медицинское образование в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. После окончания академии в 1878 г. он продолжил изучение душевных и нервных болезней под руководством профессора академии И.П. Мержеевского. В 1881 г. Бехтерев защитил докторскую диссертацию и получил звание приват-доцента. В 1884 г., после поездки в ряд крупнейших европейских университетов и клиник, где он сотрудничал с Дюбуа-Реймоном, Вундтом и Шарко, Бехтерев становится профессором Казанского университета. Здесь в 1885 г. он открывает первую в России психофизиологическую лабораторию. В 1893 году, после ухода в отставку Мержеевского, Бехтерев становится профессором медико-хирургической академии профессором и директором клиники душевных и нервных болезней. В 1905 - 1906 годах, он избирается руководителем академии. В 1907 году Бехтерев создает в Петербурге Психоневрологический институт. В этом же году выходит его книга
«Объективная психология». Среди других его книг следует отметить «Коллективную рефлексологию» 1921, а также «Основы общей рефлексологии» 1923. В.М. Бехтерев скоропостижно скончался в 1927 году в возрасте 70 лет. Его смерть, также как и его увлечение гипнозом и возможностью передачи мысли на расстояние породили множество легенд, большей частью не имеющих реального основания. Попытку объединить психологию и медицину с физикой. Или, более точно, установить всеобщие законы природы, проявляющие себя как в мире физических, так и психических и социальных явлений. Бехтерев полагал, что наиболее близко к раскрытию этих общеприродных закономерностей подошла физика. Поэтому раскрытые физикой законы тяготения, инерции и т.п. должны быть использованы как теоретической, так и практической психологией. Наибольший интерес у В.М. Бехтерева в послереволюционные годы вызывало проявление коллективных рефлексов, в том числе феноменов группового внушения и поведения человека в составе сплоченной группы, по-видимому, не без влияния наблюдаемых им сцен стихийных митингов и народного восстания. Им были впервые описаны явления группового давления и подчинения личности стереотипам группового поведения как результаты энергетического взаимодействия личности и окружающей среды. При этом Бехтерев считал, что более сильный энергетический потенциал большой группы всегда подавляет энергетический потенциал личности. Роль В.М. Бехтерева в российской психологии оказалась достаточно сложной. С одной стороны, сама яркая личностью ученого, присущий ему редкий дар внушения и блестящая литературная форма его книг поставили Бехтерева в число наиболее выдающихся психофизиологов 20 века не только в глазах современников, но и последующих поколений. Особую известность получили его работы по теории гипноза и экспериментальные исследования с применением различных техник внушения по отношению человеку и животным. Некоторые из этих работ даже послужили фабулой для фантастического романа А. Беляева «Властелин мира».
В то же время, теоретическая рефлексология вскоре после смерти ее создателя подверглась резкой критике за механистичность и, как тогда казалось, за неуместное использование в психологии и физиологии аналогий, почерпнутых из области физических наук. Эта точка зрения, в целом, сохранилась в российской истории психологии до настоящего времени. Между тем, в отличие от многих психологов начала 20 века, пытавшихся найти объяснение тем или иным конкретным психическим явлениям с помощью физических аналогий, идея В.М. Бехтерева была значительно масштабнее. Его целью было создание комплексной науки о человеке и социуме. В этом смысле сегодня Бехтерев может быть назван предтечей будущего системного направления в психологии. Спустя годы работа по созданию комплексной науки о человеке была продолжена одним из его учеников, Б.Г. Ананьевым. Новая наука, по Ананьеву, должна была включать в себя четыре основных раздела, посвященных изучению человека как биологического вида; изучению его онтогенеза и жизненного пути как индивида; изучению человека как личности и, наконец, изучению человека как члена социума. Разрабатывая на протяжении многих лет вопросы истории и методологии психологии, Ананьев пришел к выводу о необходимости широкой интеграции в комплексном психологическом исследовании многих смежных с психологией наук. В их числе он видел биологию и медицину, физику и технические науки, педагогику и социологию. Эта интеграция, по мысли Ананьева, уже привела к созданию новых и успешно развивающихся отраслей психологии: социальной, педагогической, медицинской и ряда других. Особенно успешно развивается в середине 20 столетия, считал Б.Г. Ананьев, теория и практика инженерно-психологических исследований. Причина здесь кроется не только в важности задач, стоящих перед инженерной психологией, но и в том, что именно эта отрасль психологии вобрала в себя самый большой спектр смежных наук. Среди них оказались как собственно технические, инженерные дисциплины, так и знание биологии, физиологии и гигиены, необходимое, например, для оценки и прогноза функционального состояния человека в процессе профессиональной деятельности, или знание социальной психологии, необходимое для проектирования профессиональной групповой деятельности. При этом, возможно, одним из наиболее важных факторов успешного развития инженерной психологии стало Ананьев Борис Герасимович 1907 - 1972 Выдающийся российский психолог, доктор педагогических наук (1939), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968). Б.Г. Ананьев, родился во Владикавказе в обрусевшей армянской семье. В 1924 году он поступил в Горский педагогический институт. В 1927г. Ананьев проходил стажировку в Ленинградском государственном институте по изучению мозга, возглавляемом В.М. Бехтеревым. В этом институте он будет работать с 1928 по 1942 год, пройдя путь от аспиранта до заведующего сектором психологии. В 1942-1943 годах Ананьев был начальником психологического кабинета эвакуационного госпиталя в г. Тбилиси, занимаясь восстановлением речи, утраченной в результате ранения. С конца 1943 года Б.Г.Ананьев работал профессором Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена, а затем на протяжении многих лет был заведующим кафедрой психологии Ленинградского государственного университета. С 1951 по 1960 год Б.Г.Ананьев был директором научно-исследовательского института педагогики, а в 1967 году стал деканом факультета психологии Ленинградского государственного университета, сформировав в нем школу своих последователей.
Среди многочисленных трудов Б.Г. Ананьева, главное место занимает вышедшая в 1969 году книга «Человек как предмет познания», посвященная созданию комплексной дисциплины, человекознания, синтезирующей достижения различных наук о человеке. широкое использование математического описания изучаемых явлений. Применение математического аппарата позволяет не только получать точные количественные данные, но соотносить между собой результаты исследований, полученных с помощью различных научных дисциплин.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.241 (0.009 с.) |