Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что представляет собой душа по Платону?
Что Вы знаете о жизни Платона? В чем заключаются основные положения теории жизни души у Платона? Что представляет собой душа по Аристотелю и какие виды души он выделяет? Как представлял структуру функций души Аристотель? Как отвечал Аристотель на вопрос о бессмертии души? Опишите биографию Аристотеля. Расскажите об общих закономерностях развития психологических знаний в античности. Как вы можете объяснить данные Платоном образ колесницы души и образ пещеры? Какие фазы развития общества выделяет О. Шпенглер? Расскажите о психологических идеях поздней античности. Рекомендуемая литература
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ Теолого-психологическая система Фомы Аквинского Возникшая на руинах античности, Европейская цивилизация начинала свой путь из глубины “темных” столетий, как назовут впоследствии 5 - 8 века. Ее духовное развитие долгое время было заполнено болезненно протекавшим процессом приспособления наиболее важных идей античности к христианской догматике. Только в эпоху крестовых походов, благодаря влиянию арабской культуры, становится заметным накопление новых эмпирических знаний о человеке и, в то же время, появление богословских концепций, не сводимых ни к религиозной казуистике, ни к одному только осмыслению древних авторитетов.
Сознание Европы в это время во многом напоминает греческое, времен троянской войны, с характерной экзальтированностью и агрессивностью, выплескивающих себя в стихийном натиске на Восток. Примечательно, что крестоносцев, как некогда героев Илиады, объединяет в этом движении не столько стремление к обогащению и самоутверждению, сколько побуждения нравственного, идейного характера. Спустя два-три столетия уже видны признаки своеобразной средневековой гармонии, имеющие много общего с Гомеровской эпохой. В ХII-ХIV веках Европа обретает свой письменный эпос - величественную Песнь о нибелунгах, дополненную целым рядом скандинавских, франкских и других поэтических сказаний. Расцветает готическое искусство, идет бурный рост городов и повсеместное техническое усовершенствование. Все это внешние проявления общего культурного подъема. Внутренняя его сущность в гармонии душевного мира человека той поры - мастера, воина или церковнослужителя, чье видение мира не расходится со знанием о нем. Единство эмпирического и теоретического знания особенно отчетливо выступает у Фомы Аквинского. В своем главном труде “Сумма теологии” Фома Аквинский предложил развернутое теологическое описание душевных явлений, предусматривающее их строгую иерархичность и взаимосвязанность. Это была первая после Аристотеля попытка построить глубинную и, одновременно, содержательную систему психологического знания, которая, несмотря на ее сугубо богословский характер, содержала в себе немало общесистемных идей и представлений. Важнейшее из них заключалось в усилении сравнительно с Аристотелем роли вертикальных связей, представляющих, по мнению Фомы Аквинского, основу мироздания. Жизненные формы, согласно его теории, также основаны на сети вертикальных связей. Они проявляют себя в принципе подчиненности каждой нижележащей системы системе более высокого уровня.
Фома Аквинский (1225 - 1274) Знаменитый средневековый философ и богослов. Родился в аристократической семье в Южной Италии. Преодолевая сопротивление родственников, отказался от жизни рыцаря. Учился в Неаполитанском университете, затем в Парижском и Кельнском университетах у выдающегося средневекового теолога и философа, Альберта Великого. В 1244 г. вступил в орден доминиканцев. По окончании Парижского университета преподавал в нем теологию. В 1259–1268 гг. Фома Аквинский находился в Риме при папском дворе, где закончил начатое еще в Париже сочинение «Сумма философии» Вернувшись в 1269 г. в Парижский университет, работал над главным своим теолого–философским произведением «Сумма теологии», которое окончил в 1273 г. в Неаполе, в университете которого он преподавал с 1272 г. Там он умер в 1274 г. Учение Фомы Аквинского (томизм) признано официальной доктриной католической церкви. В 1323 г. он причислен к лику святых католической церкви, а в 1567 г. признан пятым «учителем церкви». Согласно представлениям Фомы Аквинского, все явления в мире существуют как потенция (возможность) и «актуальность» (действительность). Потенциальное – колеблющаяся, неустановившаяся, открытая для перемен незавершённость и несовершенство. «Чистая потенциальность» – это материя, которая характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне. Материя, обретая форму и становясь вещью, временно приобретает актуальность. «Актуальное» – это реализованность, осуществлённость, завершённость и тем самым совершенство. «Актуальна» форма – принцип порядка. В то же время материя влияет на форму. Самой по себе форме присущ принцип всеобщности. Но материя вносит в форму «принцип индивидуации», делающий ее конкретной. Абсолютной актуальностью является Бог. Он существует не как потенция, а актуален в любой точке пространства и времени. Бог является не только перводвигателем всего сущего, началом всякого движения, но и его конечной целью. Душа соединяется с телом в момент рождения. Она бессмертна и устремлена к Богу. Однако, процесс ее достижения Бога весьма сложен и распадается на ряд связанных между собой этапов. Содержание этапов (или психических процессов) в значительной мере почерпнуто у Аристотеля. Но главным для Фомы Аквинского является нахождение глубинного смысла психических процессов. Этот смысл он видит в особой роли, которая принадлежит каждому из них при последовательном движении к души к Богу. Все психические процессы, с этой точки зрения, располагаются как ступени лестницы, ведущей к познанию Бога. Отталкиваясь от этой кардинальной мысли, Фома Аквинский пытается развить представление о механизмах движения души. Первостепенное значение он отводит понятию интенции, или “направленности сознания на объект”, в чем он видит основной механизм психической деятельности, связующий между собой психические структуры различного уровня и поднимающий душу от простейших влечений до познания Бога. Благодаря Фоме Аквинскому понятие интенции получило заметное место сначала в богословской, а затем и в научно-психологической мысли Европы. Учение Фомы Аквинского и сложившаяся на его основе схоластическая теологическая традиция со всей определенностью сказались на развитии научной мысли в следующий период - эпоху Возрождения и великих географических открытий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.005 с.) |