Виды и функции души по Аристотелю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и функции души по Аристотелю



Размножение. Но если рост и питание имеют свои аналоги в мире неживой материи, то размножение – воспроизведение самого себя в новом организме, есть то, безусловно, новое, что приносит с собой жизнь. Следующим видом является «животная» душа. При переходе к ней действует общее для всех видов правило: все функции присущие низшим формам жизни присущи и ее высшим формам. Главным отличием животной души от предыдущего вида является появление функции движения как перемещения в пространстве.

Однако наряду с движением внешним, появляется возможность и внутреннего движения, из которого развивается новая функция - ощущение.

Повторяющиеся ощущения обеспечивают привыкание, благодаря чему возникает важнейшая функция, «краеугольный камень психики» - память. В то же время, ощущения делятся на приятные и неприятные. Желание получать приятные и избегать неприятные ощущения становятся основой развития еще одной функции - стремления. Самой сложной функцией животной души становится функция воображения, возникающая как синтез памяти и стремления.

Дальнейшая линия развития связана с появлением высшего вида души – разумной, свойственной только человеку. Среди функций разумной души Аристотель выделяет волю, как синтез стремления и воображения, и мышление, как синтез памяти и воображения.

Анализ видов мышления и проблемы бессмертия души – это еще один образец последовательности мысли самого Аристотеля. Платон считал душу бессмертной по ее определению. У Аристотеля ситуация представляется более сложной: ведь то, что направлено на смертное, само смертно. Поэтому, растительная и животная души всегда смертны: их функции направлены на обеспечение их смертных тел.

Большинство функций разумной души также направлено на смертные предметы. Во Вселенной, есть бесчисленное множество материальных вещей, имеющих преходящую форму. Следовательно, та часть человеческого мышления, которая направлена на познание этих вещей, сама смертна.

Это есть «практическое» мышление, и не важно, направлено ли оно на какой-либо бытовой предмет или же на целое царство. Но, вместе с тем, рассуждает Аристотель, есть предметы бессмертные. Это всеобщие законы, по которым развивается мир. В том числе и законы самого мышления. Мысль об этих предметах Аристотель относит к «теоретическому» мышлению. Направленное на познание бессмертных законов и создающего эти законы Бога, теоретическое мышление есть частица бессмертного в человеческой душе. У одних, она мала и становится незаметной уже вскоре после смерти. У других, напротив, она достигает такой величины, что продолжает быть узнаваемой спустя столетия. Сам Аристотель и минувшие тысячелетия, казалось бы, подтверждает эту мысль. Его тело и все, связанные с ним, функции души давно прекратили свое существование. Более двадцати трех веков Аристотель ничего не ощущает, ничего не помнит и ни к чему не стремится. Но его мысли продолжают жить в умах сотен тысяч людей: в чем-то его существование не только не прекратилось, но стало еще более полным.

В системе Аристотеля все связано, и отдельные части логически дополняют друг друга. Не до конца ясным, по-видимому, и для самого автора, остался лишь ответ на один вопрос: зачем, с какой целью, приводится в движение сложный механизм душевной жизни. Тем не менее, система Аристотеля продолжает оставаться не только первой содержательной научной системой, но и одной из самых всеобъемлющих и внутренне совершенных теорий, гармонично сочетающих вертикальные связи между разноуровневыми структурами с сетью горизонтальных связей внутри этих структур.

Завершенность системы Аристотеля способствовала приобретению ей в последующие столетия статуса научного канона. В то же время она затрудняла дальнейшее развитие психологии в рамках рационалистической философии. Новые поколения философов были вынуждены либо посвящать свое время комментариям к этой грандиозной системе и обсуждениям ее отдельных положений (как это многие годы практиковалось в созданном Аристотелем Ликее), либо, подобно Эпикуру, сменить натурфилософскую традицию на поиск решений нравственно-этических вопросов. Последние годы жизни Аристотеля приходятся на бурное время создания его воспитанником Александром Македонским великой мировой державы, подчинившей греческому

ТЕРМИНЫ__________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.34.64 (0.015 с.)