Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение эволюционного учения
Одним из наиболее примечательных явлений науки Нового времени стало развитие эволюционного учения, не только опрокинувшее устоявшееся в веках мнение о неизменности биологических видов, но и впервые указавшее на механизмы развития живой природы. Для психологии это учение сыграло не меньшую, а возможно, и значительно большую роль, чем современные тому веку физические теории. Исторически первой концепцией, содержавшей принципы эволюционного учения, явилась теория Ж.Б. Ламарка. Ламарк впервые ввел в обращение термин «биология» и представление о градации — внутреннем «стремлении к совершенствованию», присущем всему живому. Он считал, что действием этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ — от простейших до самых совершенных. Результат градации — одновременное существование в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархическую лестницу существ. Другим фактором эволюции, по Ламарку, является постоянное влияние внешней среды, приводящее к нарушению правильной градации и обусловливающее формирование всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям. Изменение среды — это основная причина видообразования; пока среда неизменна, виды сохраняют постоянство; если в ней произошёл сдвиг, виды изменяются. Ламарк разграничивал эти факторы эволюции, отмечая, что первому из них в организме соответствуют «способности постоянные», второму — «способности, подверженные изменению под влиянием обстоятельств». Внешняя среда на растения и низших животных действует непосредственно, вызывая у них приспособительные изменения. Животные, обладающие нервной системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные преобразования осуществляются более сложным путём.
Ламарк (Lamarck) Жан Батист Пьер Антуан де Моне (1744 — 1829) Выдающийся французский естествоиспытатель, создатель первой эволюционной теории. Ламарк получил образование в Высшей медицинской школе в Париже. В 1778 г. вышел первый его большой труд в трех томах, посвященный принципам определения растений. В 1783 г. он был избран членом Парижской академии наук.
В 1793 году, в период революционного террора, по предложению Ламарка бывший Королевский ботанический сад был реорганизован в Музей естественной истории. В нем Ламарк на протяжении 24 лет работал профессором кафедры зоологии. Здесь он впервые разделил животный мир на две основные группы — позвоночных и беспозвоночных, введя сам термин «беспозвоночные». Здесь он опубликовал в 1809 году главный труд своей жизни «Философия зоологии». Бурная эпоха революции и наполеоновских войн помешала признанию идей Ламарка современниками. В последствии, в период реставрации Бурбонов, он, как и все те, кто когда-то приветствовал революцию, вызывал раздражение новой власти. На склоне своих лет Ламарк ослеп и жил в бедности. Его работы были забыты. Вновь вспомнили о них только 30 лет спустя после его смерти, после опубликования эволюционной теории Ч. Дарвина. Сколько-нибудь значительная перемена во внешних условиях приводит к изменению потребностей животных, обитающих в данной местности; изменение потребностей влечёт за собой изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей; изменение привычек ведёт к усиленному употреблению одних органов и неупотреблению других. Чаще функционирующие органы усиливаются и развиваются, а неупражняемые органы ослабевают и исчезают. Возникшие изменения передаются по наследству потомству, усиливаясь из поколения в поколение. Ламарк был убежден, что человек произошёл от обезьян, а главными факторами его возвышения над остальным животным миром стало прямохождение, возникновение речи и развитие психики, обусловленное эволюцией нервной системы и головного мозга. Однако работы Ламарка прошли незамеченными для его современников. Иная судьба была суждена новой теории эволюции, предложенной в 1859 г. в Лондоне Чарльзом Дарвиным. На большом экспериментальном материале Дарвин показал, что возникающие у различных биологических организмов наследственные изменения подвергаются действию естественного отбора. Благодаря постоянно идущей борьбе за существование выживают особи, наиболее приспособленные к жизни в данных условиях. При этом Дарвин выделил два основных типа изменчивости - определённую, представляющую приспособительные реакции организмов на воздействие факторов внешней среды, и неопределённую, также возникающую под влиянием внешних факторов, но не имеющую приспособительного характера. Определённые изменения при отсутствии вызвавшего их фактора исчезают, как правило, уже в следующем поколении. Неопределённые изменения, наоборот, передаются от поколения к поколению независимо от условий среды. Поэтому главный материал для эволюции поставляет именно неопределённая изменчивость.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.131.93 (0.02 с.) |