Тема 3. Методика обучения решению составных задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Методика обучения решению составных задач



Цели:

актуализировать знания студентов об этапах работы над задачей и основных методических приемах, которые могут использоваться при работе над задачей; рассмотреть различные способы знакомства с составной задачей в зависимости от выбранного вида составной задачи; совершенствовать методические умения работы над задачей; показать общие методические приемы работы над арифметической задачей в соответствии с выделенными этапами.

 

Задания для повторения:

1. Найдите в стабильных учебниках по математике 2-3 составные задачи. Выделите в них простые задачи.

2. Преобразуйте следующую простую задачу «В городе 3 театра, а библиотек на 6 больше. Сколько библиотек в городе?» так, чтобы она стала составной, изменяя вопрос задачи, изменяя условие простой задачи.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте содержание подготовительной работы, предшествующей знакомству с составной задачей.

2. Каким образом можно организовать работу учащихся в процессе знакомства с составной задачей в зависимости от вида выбранной для этого задачи?

3. Перечислите этапы работы над задачей. Раскройте содержание каждого этапа.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. С целью подготовки учащихся к решению составных задач учитель может использовать такие методические приемы как решение простых задач с недостающими данными, решение пар простых задач, постановка вопроса к данному условию. Составьте простые задачи, которые можно использовать при реализации названных выше приемов.

2. Найдите в стабильных учебниках по математике для начальной школы подготовительные упражнения к введению составных задач.

3. Найдите в учебнике математики упражнения на сравнение простой и составной задач, продумайте вопросы учащимся для проведения сравнения и выводы, которые должны быть получены.

4. Для одной из задач, выбранной для первого урока по ознакомлению с составными задачами, выполните иллюстрацию, обоснуйте способ ее разбора к составлению плана решения, оформите решение задачи.

5. Продумайте особенности подготовительной работы на уроке по ознакомлению с новой задачей в зависимости от структуры задачи, выбранной для первого знакомства.

6. Учащиеся решение задачи «В одной коробке было 6 карандашей, а в другой на 7 больше. Сколько карандашей в двух коробках?» записали следующим образом:

 

Учащийся 1   6+7=13 (к) Учащийся 2   6+7=12 (к) 12+6=18 (к) Учащийся 3   6+7=13 (к) 13+7=20 (к)

 

В чем состоит причина ошибок в каждом случае? Разработайте систему упражнений для каждого ученика, направленную на исправление и осознание ошибок.

7. Разработайте и оформите памятку для учащихся «Как работать над задачей». Какие методические приемы организации деятельности детей можно использовать при работе с составленной Вами памяткой на уроке? Приведите примеры.

8. Проведите разбор следующих задач разными способами и выберите из них наиболее эффективный с Вашей точки зрения:

· От мотка электропровода сначала отрезали 18м, а потом еще 9 м. После этого в мотке осталось 7м провода. Сколько метров было в мотке?

· Дети собрали для питомника 45 кг желудей. 18 кг желудей они упаковали в ящик, а остальные поровну в 3 пакета. Сколько килограммов желудей было в каждом пакете?

· В мастерской работало 6 механиков, а слесарей на 18 больше. Во сколько раз больше работало слесарей, чем механиков?

9. В процессе изучения курса математики начальной школы идет усложнение составных задач: увеличивается количество действий, в составную задачу включаются новые виды простых задач. Проанализируйте систему задач, представленную в теме «Внетабличное умножение и деление» с точки зрения изменения сложности составных задач.

10. Перед Вами таблица, в которой заполнены отдельные ячейки Заполните таблицу полностью, указав во втором столбце не менее 5 методических приемов.

 

Этап работы над задачей Методические приемы, которые можно использовать на данном этапе работы над задачей
Подготови-тельный этап к решению задачи    
  драматизация условия задачи;  
Поиск пути решения задачи сравнение задач с одинаковыми условиями и разными вопросами; переформулирование условия задачи;  
Составление плана и запись решения и ответа    
  составление и решение обратной задачи;  

 

11. Как Вы думаете можно ли использовать один и тот же методический прием на разных этапах работы над задачей? На каком этапе работы над задачей возможно использование следующих приемов: выбор решения задачи; решение задачи другим способом; объяснение смысла выражений, составленных по данному условию; разбиение текста задачи на смысловые части.

 

Литература: 3, 12, 13,14, 55, 63, 64.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1080; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.005 с.)