Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Методика обучения решению простых задачСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели: актуализировать знания о математической сущности арифметических операций; раскрыть роль простых задач в обучении младших школьников математике; рассмотреть различные способы организации деятельности учащихся при знакомстве с простой задачей и ее основными элементами; выделить основные методические приемы работы над простой задачей в зависимости от ее вида; определить возможные методические приемы обучения младших школьников решению задач, выраженных в косвенной форме.
Задания для повторения: 1. Повторите раздел курса математики «Натуральные числа и нуль» и ответьте на следующие вопросы: 1.1. В чем состоит теоретико-множественный смысл суммы и разности двух чисел? 1.2. В чем состоит теоретико-множественный смысл произведения и частного натуральных чисел? 2. Обоснуйте с теоретико-множественных позиций выбор действия при решении следующих задач: 2.1. В корзине лежало 5 яблок и 4 груши. Сколько фруктов лежало в корзине? 2.2. На столе лежало 12 ложек, из них 5 ложек были чайные, а остальные - столовые. Сколько столовых ложек лежало на столе? 2.3. На одной полке было 7 книг, а на другой - на 2 больше. Сколько книг лежало на другой полке? 2.4. На каждую из 4 тарелок положили по 2 апельсина. Сколько всего апельсинов положили на тарелки? 2.5. 15 тетрадей раздали поровну 5 ученикам. Сколько тетрадей получил каждый ученик?
Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте роль простых задач в системе обучения математике. 2. Опишите возможные способы ознакомления младших школьников с понятием «задача». 3. Перечислите виды простых задач. Раскройте специфику методики работы над задачей каждого вида. 4. Покажите методику работы над задачей, выраженной в косвенной форме.
Задания для самостоятельной работы: 1. Учитель предложил младшим школьникам задание: «У Миши было 9 машин, а мячей - на 3 меньше. Покажи сколько мячей было у Миши?». Можно ли назвать данное задание задачей? Как Вы считаете, можно ли давать такие задания до знакомства школьников с задачей и ее составными частями? 2. При формировании у младших школьников умения решать арифметические задачи важно научить детей осознанно выбирать арифметические действия при решении простых задач. Для этого полезно составлять с учениками рассказы по картинке и записывать их с помощью математических знаков. Найдите в учебниках математики соответствующие задания. Составьте самостоятельно несколько вариантов рассказов по одной картинке и запишите необходимые математические выражения. 3. В качестве подготовки к решению задач на нахождение суммы и остатка детям предлагаются задания на объединение двух непересекающихся множеств и на вычитание множеств. Найдите в методических пособиях для учителя или составьте самостоятельно такие задания. Почему задания такого вида необходимы? В какой период изучения математики целесообразно предлагать эти задания? 4. Из тетрадей по математике №1 и №2, предназначенных для организации самостоятельной работы первоклассников, входящих в комплект пособий М.И. Моро, С.В. Степановой, выберите задания, нацеленные на формирование у младших школьников умения решать арифметические задачи. Каким образом можно организовать самостоятельную работу детей с этими заданиями? 5. Приведите примеры 2-3 заданий, предполагающих работу детей с предметными множествами, которые можно использовать при подготовке к введению задач · на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; · на нахождение суммы одинаковых слагаемых; · на деление на равные части; 6. Составьте или найдите 2-3 иллюстрации, которые можно использовать для составления простых задач на нахождение суммы и на разностное сравнение. 7. Познакомьтесь с фрагментом книги С.И. Шохор-Троцкого, в котором он высказывает некоторые требования к использованию наглядности в учебной работе и в учебниках (Приложение 2.). Сформулируйте эти требования, согласны ли Вы с ними? Следуют ли этим требованиям авторы современных учебников по математике для начальной школы? Ответ обоснуйте. 8. Выпишите из стабильных учебников математики по одной простой задаче каждого вида, и заполните таблицу:
9. Какие из перечисленных ниже приемов можно использовать при закреплении умения решать простые задачи: · составление задачи по краткой записи; · составление задачи по решению; · составление задачи по чертежу; · составление условия к данному вопросу; · составление вопроса к данному условию. Приведите примеры. 10. Конкретизируйте на примере задачи: «На школьном дворе работали 7 мальчиков, а девочек на 2 больше. Сколько девочек работало во дворе?» [34, С.120] возможность использования следующих методических приемов: фронтальная беседа; наглядная интерпретация; рассмотрение текста с недостающими данными; изменение одного из данных задачи. 11. В начальной школе вводится термин «обратная задача». Рассмотрите задачи:
Какие приемы можно использовать для разъяснения учащимся понятия «обратная задача»? Конкретизируйте их применительно к данным задачам. 12. На каком этапе работы над простой задачей учитель может предложить школьникам следующие задачи: «Дима сорвал 6 слив, Нина 4, а Петя 8. Сколько слив сорвали Дима и Нина вместе?» и «Дима сорвал 6 слив. Сколько слив сорвали Дима и Нина вместе?» 13. В программе по математике для начальной школы М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др. простые задачи на увеличение на несколько единиц и задачи на разностное сравнение рассматриваются с разрывом в 2-3 месяца. Как Вы думаете, можно ли рассмотреть эти задачи на одном уроке как обратные? Ответ обоснуйте и подкрепите примерами. 14. Ознакомьтесь с приемами введения и применения опорных схем при решении простых задач. Как вы считаете, целесообразно ли использовать опорные схемы в процессе обучения младших школьников решению задач [9, 24]? 15. Рассмотрите требования к системе вопросов на этапе поиска решения простых задач. Составьте отдаленно-ориентирующие, определенно-направляющие, наводящие и подсказывающие вопросы для конкретной задачи, выбранной вами (17). 16. Перечислите приемы, используемые при обучении применению схематического чертежа в моделировании простых задач на этапе ознакомления. Конкретизируйте их на примере выбранных вами задач (21). 17. Познакомьтесь с публикациями за последние 2-3 года в журнале «Начальная школа», в которых раскрываются методические приемы работы над простой задачей. Выделите новые для Вас приемы, покажите возможность их использования на конкретных примерах.
Литература: 3, 12, 38, 6, 17, 20, 21, 22-33.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.151 (0.007 с.) |