Цель и задачи курсовой и выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи курсовой и выпускной квалификационной работы



 

Цель выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков студентов в решении учебных, педагогических, методических и научных задач.

Целью ВКР является также развитие навыков самостоятельной работы студентов и овладение методикой исследования при решении конкретных вопросов и проблем; определение уровня подготовленности выпускников в области образования, к квалифицированному выполнению ими профессиональных обязанностей.

Задачи курсовой работы:

- изучение и аналитический обзор теоретических источников по проблеме исследования;

- изучение педагогического и методического опыта;

- подбор диагностических методик и методического инструментария для педагогического эксперимента.

Задачи выпускной квалификационной работы:

- теоретическое обоснование проблем и вопросов по выбранной теме;

- анализ собранного и обработанного фактического материала;

- выявление возможностей повышения эффективности образовательного процесса;

- апробация предложенного варианта и поиск путей (способов, методов) внедрения результатов исследования в профессиональную педагогическую практику;

- разработка рекомендаций по использованию материалов исследования в практической и исследовательской педагогической работе.

Организация, планирование и руководство выпускной квалификационной работы

 

Подготовка выпускной квалификационной работы осуществляется на основе курсовой работы, выполненной на предыдущем курсе. Выпускная работа выполняется на последнем курсе обучения всем педагогическим специальностям СПО и является завершающим этапом итоговой государственной аттестации.

Основные обязанности цикловой методической комиссии педагогических дисциплин (ЦМК) по руководству выполнения работ студентами:

- организация выбора студентами тем работ;

- определение руководителей;

- подготовка и представление к утверждению тематики курсовых и ВКР;

- оперативное руководство, контроль и научно-методическая помощь студентам в процессе подготовки ВКР;

- контроль над качеством работ.

Официальное утверждение темы ВКР и назначение научного руководителя производится на заседании ЦМК и Совета отделения СПО.

Руководителем ВКР назначаются квалифицированные и опытные педагоги из числа преподавательского состава.

Обязанности руководителя выпускной квалификационной работы:

- определить направление исследования;

ЦМК педагогических дисциплин СПО курирует три направления согласно специальностям, по которым идет подготовка: дошкольное воспитание, начальное обучение, физическое воспитание.

Исследования должны иметь педагогическую направленность. Поскольку практическая часть выпускной работы выполняется во время прохождения государственной практики нужно придерживаться того направления в исследовании, которое соответствует специальности студента.

Этот момент оговаривается также государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, где отмечается «содержание курсовых работ и выпускной квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и предметной (профильной) подготовки студента».

- сформулировать тему работы;

Тема работы обязательно должна заключать педагогическую проблему.

При условии, что направление исследования сохраняется, не допускается дублирование для ВКР формулировки темы курсовой работы, а также тем работ, написанных ранее.

В соответствии с Положением о курсовых и выпускных квалификационных работах, студент может сам предложить тему. Следует учесть, что в данном случае студент не всегда может объективно оценить содержание и объём работы, соответствующие его возможностям для выполнения, что затем повлечёт за собой соответствующие трудности и неудачи. При определении тематики курсовых и выпускных квалификационных работ необходимая помощь должна быть оказана преподавателем.

Существуют приёмы, помогающие выбрать тему исследования:

1. Просмотр каталогов защищённых ВКР и ознакомление с уже выполненными на кафедре выпускными работами.

2. Просмотр аналитических обзоров достижений науки в некоторой области знаний, написанных ведущими специалистами. Часто такие обзоры завершаются перечнем нерешённых научных проблем и перспектив развития данной области знаний (анализ методической литературы).

3. Выбор исследовательской темы по принципу повторения ранее выполненных исследований, но с использованием новых более совершенных методов, которые заведомо дают новые результаты.

4. Теоретическое обобщение научного материала.

5. Экспериментальная проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных отдельными учёными.

6. Консультации с преподавателями ЦМК для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

При выборе тематики работы нужно учитывать предъявляемые к ней требования. Среди таких требований, прежде всего, необходимо указать актуальность и практическую значимость.

- помочь в составлении календарного планирования - задания;

Календарный план включает задания и этапы совместной работы студента и руководителя по подготовке и написанию ВКР, хронологически распределенные с сентября учебного года до момента защиты. Календарный план дисциплинирует студента, помогает рационально распределить время. Сроки могут немного изменяться.

Задание по выполнению работы разрабатывается студентом с участием руководителя (см. Приложение 1), составляется в 2-х экземплярах с указанием сроков выполнения, утверждается руководителем ЦМК. Один экземпляр задания выдаётся студенту, другой остается на кафедре.

На основании задания студентом разрабатывается график выполнения выпускной квалификационной работы.

- рекомендовать необходимую литературу;

Энциклопедии, словари, учебные и методические пособия, ранее написанные работы, авторефераты, методические журналы, периодику и др.

- скорректировать содержание работы;

Вместе составить название глав, параграфов, выводов к каждой главе, проверить правильность оформления литературы, наличие ссылок в работе.

- помочь в подготовке предзащиты;

Вместе сформулировать научный аппарат во введении, определить основные моменты доклада, заслушать доклад.

- консультировать при проведении педагогического эксперимента;

Определить группы или классы для проведения эксперимента, выделить этапы эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный.

- помочь в выборе диагностических методик;

Подобрать вместе необходимые тесты, содержание контрольных срезов или работ, выбрать критерии исследования.

- проконтролировать правильность обработки результатов педагогического эксперимента;

- консультировать студента при подготовке к защите;

Помочь в написании и подготовке сопровождения основного доклада при защите работы.

- подготовить отзыв на работу.

Отзыв руководителя составляется по форме, указанной в приложении 2, сдается в деканат вместе с чистовым вариантом работы за две недели до защиты ВКР.

Структура и содержание курсовой и выпускной квалификационной работы

Наиболее оптимальной является структура, состоящая из титульного листа, введения, 2-3 глав, разбитых на 2-4 параграфа, заключения, литературы, приложения.

Работа должна содержать взаимосвязанные и приблизительно равные по объёму теоретическую, методическую и практическую часть.

Для курсовой работы не является обязательной практическая часть, т.к. курсовая работа не предполагает проведение полноценного педагогического эксперимента. Можно ограничиться проведением «пилотного» эксперимента для апробирования выбранных диагностических методик. Можно включить в курсовую работу только теоретическую и методическую часть. Курсовая работа содержит 2 главы.

Ниже приведена краткая характеристика и содержание компонентов курсовой и выпускной квалификационной работы.

Титульный лист оформляется по единым требованиям (см. Приложение 3). Тип шрифта – Times New Roman, кегль -14. Не допускается изменения типа шрифта, переносов, подчеркивания, курсива, наличия рамок, кавычек. Для написания темы можно использовать жирный шрифт и увеличить размер до 16.Тема прописывается строчными буквами. Точка в конце названия не ставится. Номер страницы на титульном листе не ставится, но при этом титульный лист входит в нумерацию страниц работы. Параметры страницы титульного листа 2×2×2×2см.

На второй странице исследовательской работы приводится содержание. Начинается содержание с введения. Далее последовательно дается номер (арабской цифрой) и название глав, параграфов. Формулировки названий должны быть краткими, четкими. Обязательно указываются страницы (арабской цифрой). В содержании указываются выводы по теоретической и методической части работы. Заключение, список литературы (литература), приложение также приводятся с указанием страниц.

Во Введении мотивируется выбор темы, определяется её актуальность, основное противоречие, мотивируется проблема, формулируется цель, частные задачи исследования, определяется концептуальный, методический и методологический аппарат. Формулируется гипотеза исследования, намечаются этапы её доказательства. Описывается практическая значимость выполненного исследования. Введение должно быть лаконичным, кратким, с ясно выраженной целевой установкой. Для курсовой работы введение занимает 2 полные страницы, для ВКР – 3 страницы.

Основная часть содержит, как отмечалось выше, 2-3 главы по 2-4 параграфа.

В первой главе проводится анализ исследуемой проблемы на основе детального изучения теоретических источников; показывается, насколько аспекты исследования нашли применение в научных и прикладных исследованиях (в школьной практике). В первом параграфе первой главы даётся понятийный аппарат, начиная с определения изучаемого понятия в словарях (педагогическом, психологическом, философском, толковом и др.), и заканчивая рассмотрением точек зрения известных педагогов, психологов, учёных; показываются основные подходы к решению изучаемого вопроса. При необходимости в первый параграф курсовой работы (в ВКР исторические экскурсы обычно не рассматриваются) может быть включено описание истории рассматриваемой проблемы. Важнейшие требования к любой научной работе - это строгость, чёткость, лаконичность изложения, однозначность применяемой терминологии. Необходимо следить, чтобы название и содержание глав и параграфов не выходило за рамки концептуального аппарата, обозначенного во введении. Так, если в качестве предмета исследования заявлены средства и методы, то в теоретической части должны рассматриваться именно эти понятия. В этом случае нецелесообразно рассмотрение, например, способов, условий, закономерностей и др.

В названии первой главы целесообразно опираться на содержание, а не на функцию теоретической части исследования. Поэтому, если тема исследования посвящена какой-то проблеме, то первую главу можно назвать «Подходы к определению (изучению) … проблемы», «Теоретические основы…», «Теоретические аспекты…».

Во второй главе (если работа состоит из трех глав) формулируются основные методические направления исследования, приводятся фрагменты учебных занятий, которые позволили реализовать цель и задачи исследования. Здесь уместно рассмотрение, изучение и анализ методического опыта, характеристика работы учителей по проблеме исследования.

Неэтично давать оценку методических находок учителей-практиков, но выбрать собственную позицию по рассматриваемому вопросу, принять определённую точку зрения будет правильно.

В третьей главе приводятся диагностические методики, характеристика респондентов, выделяются критерии исследования, процедура проведения эксперимента, содержание и результаты педагогического эксперимента. В названии 3 главы (если работа состоит из 3-х глав) или 2 главы (в случае, если работа состоит из 2-х глав), может присутствовать выражение «экспериментальное исследование».

В третьей главе анализируются полученные результаты педагогического эксперимента. Их целесообразно представить в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, к которым необходимо дать текстовые пояснения, желательно провести сравнительный анализ. В этой же главе проводится обсуждение полученных результатов. Его начинают с ответа на вопрос о подтверждении выдвинутой во введении рабочей гипотезы.

Обсуждение результатов проводится в двух направлениях. С одной стороны, оно состоит в сопоставлении полученных данных с результатами ранее проведённых исследований по данной теме, которые уже нашли отражение в обзорной части исследования. Другая линия обсуждения результатов – это их объяснение (интерпретация). Оно предполагает выход за пределы полученных эмпирических данных и иногда содержит элементы воображения. При этом нужно следить за тем, чтобы такая экстраполяция не была чрезмерной.

Заключение пишется в соответствии с поставленными задачами, насколько они решены, что положительного показало проведённое исследование, подтвердилась ли гипотеза. В заключении должны быть отмечены перспективы проведения дальнейших исследований. Объем заключения составляет 1 страницу для курсовой работы и 2 страницы – для дипломной.

После заключения с новой страницы оформляется список использованной литературы с заголовком Литература. Составление списка литературы проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению литературных источников в научном исследовании. Отдельные источники (монографии, учебные пособия, словари, статьи из журналов и материалы научно-практических конференций, Internet - источники) оформляются в алфавитном порядке согласно принятым правилам с указанием либо общего количества страниц, либо страниц, использованных в настоящем исследовании.

В Приложении даётся материал вспомогательного характера. Это могут быть образцы протоколов, описание новой методики, некоторые таблицы, конспекты уроков и т.п.

В качестве примера приведём содержание выпускной квалификационной работы по теме «Использование нетрадиционных форм контроля знаний при решении дидактических задач по математике в начальной школе»:

Содержание

Введение..……………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты различных форм контроля знаний и деятельности учащихся………………………………………………………..........................................................6

1.1. Характеристика понятия «контроль знаний» и его содержание……………….6

1.2. Дидактическое значение и классификация форм контроля знаний в учебном процессе начальной школы ……………………………………………………….…………….12

1.3. Анализ содержания предмета математики для выявления возможности проверки знаний с использованием нетрадиционных форм контроля………………………...18

Выводы по первой главе …………………………………………………………………..26

Глава 2. Методические основы организации контроля знаний в учебно-воспитательном процессе………………………………………………………………………………………….…27

2.1. Методика реализации комбинированного контроля знаний на примере изучения темы «….»………………………………………………………………………………………….27

2.2. Методические рекомендации использования различных нетрадиционных форм контроля при решении дидактических задач по математике………………………………....34

Выводы по второй главе……………………………………………………………………40

Глава 3. Проверка эффективности методических рекомендаций по использованию нетрадиционных форм контроля знаний в начальной школе…………………………………..41

3.1. Результаты исследования на констатирующем этапе педагогического эксперимента……………………………………………………………………………………….41

3.2. Проверка эффективности использования нетрадиционных форм контроля знаний по математике в начальной школе. ……………………… ………………………………………..47

Заключение. ………………………………………………………………………………..53

Литература ….……………………………………………………………………………...55

Приложение ………………………………………………………………………………..57

 

После каждой главы пишутся короткие выводы, которые будут положены в основу формирования заключения (дублирование исключить).

Объем и оформление курсовой и выпускной квалификационной работы

 

Объем курсовой и выпускной квалификационной работы определяется её темой и конкретными задачами, которые в ней решаются. Как большой, так и небольшой объем текста не может считаться ни достоинством работы, ни её недостатком. Оптимальным считается объем, необходимый и достаточный для раскрытия темы. Практика показывает, что для этого достаточно в курсовом исследовании примерно 30-35 страниц, в дипломном - приблизительно 45-60 печатных страниц (приложение не включается в число страниц работы).

Введение состоит из 2-3 страниц, заключение из 1-2 страниц, список литературы (библиография) занимает 1-2 страницы, остальной объем равномерно распределен между главами.

Количество используемых источников не менее 30 наименований для курсовой работы и 40 наименований для выпускной квалификационной работы. Литературные источники и Internet - ресурсы выстраиваются в алфавитном порядке по фамилии автора.

Текст исследовательской работы должен быть выполнен качественно с применением печатающих устройств.

Редактор в формате Word 2007, 2010. Формат страницы А4. Тип шрифта – Times New Roman, кегль -14, межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание по ширине, отступ слева -1,25.

Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: слева – 30мм, справа – 15мм, сверху – 20мм, снизу – 20мм. При оформлении курсовой работы и ВКР следует соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. Не должно быть помарок, перечеркивания, сокращения слов, за исключением общепринятых.

Страницы текста нумеруются арабскими цифрами внизу по центру. По всему тексту соблюдается сквозная нумерация. Номер титульного листа не проставляется, но включается в общую нумерацию. Все структурные элементы работы: введение, главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложения должны начинаться с новой страницы. При этом предыдущая страница должна быть заполнена не менее чем на 3/4. Параграфы не требуют новой страницы, тем не менее, нужно следить, чтобы заголовок параграфа и его текстовое начало оказались на одной странице. Наличие в работе полупустых страниц является нарушением требований к оформлению.

Заголовки структурных элементов, глав и параграфов печатают жирным шрифтом строчными буквами и располагают по центру страницы.

Между заголовком глав и параграфов, а также между заголовком параграфов и текстом предусмотрен отступ в два интервала.

Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Порядковая нумерация глав обозначается арабскими цифрами с точкой, например: Глава 1., Глава 2. Параграфы имеют порядковую нумерацию в пределах каждой главы, например: 1.1., 1.2., 1.3., 2.1., 2.2., 3.1., 3.2.

Общие требования к выполнению исследовательских работ представлены в таблице 1.

Таблица 1

Общие требования к оформлению курсовой и дипломной работы

№п/п Требования к оформлению Курсовая работа Дипломная работа
  Концептуальный аппарат актуальность, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, задачи исследования, методы исследования, практическая значимость актуальность, проблема, противоречие исследования цель исследования, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования задачи исследования, методы исследования, методологические основы, практическая значимость
  Объем работы не менее 30 страниц не менее 45 страниц
  Количество первоисточников не менее 30 не менее 40
  Введение 2-3 страницы
  Заключение 1-2 страницы
  Тип шрифта Times Nev Roman
  Кегль  
  Межстрочный интервал полуторный (1,5)
  Количество строк на странице 28 -30
  Выравнивание по ширине страницы
  Размеры полей верхнее и нижнее -20мм, левое – 30мм, правое – 15мм

 

Иллюстративный и графический материал может быть размещён на отдельных листах или в промежутках между текстом. На одном листе можно расположить несколько иллюстраций, если их размер позволяет. Любая иллюстративная или графическая вставка обязательно подписывается.

Некоторые приложения, содержащие вспомогательные тексты (разработки уроков, методические рекомендации, разработки внеклассных мероприятий и др.) могут быть представлены в отдельной брошюре (папке, тетради).

 

Оформление иллюстративного материала

К иллюстративному материалу следует отнести графики, диаграммы, схемы, таблицы, иллюстрации, фотографии, рисунки и т.д.

Каждая иллюстрация в тексте и в приложении должна иметь точное и краткое название. На весь иллюстративный материал в тексте работы должна быть ссылка.

Иллюстрации, схемы, графики, диаграммы, помещённые в тексте, имеют сплошную нумерацию (арабские цифры) и обозначаются словом «Рис.».

Например:

 
 

 


Рис.1. Виды воображения

Рис. 2. Диагностика уровня развития творческого воображения учащихся 1в класса на констатирующем этапе

 

Название пишется с заглавной буквы без точки в конце, выравнивается по ширине или по центру листа (нужно следить, чтобы подписи рисунков были выполнены в одном стиле по всей работе). Допускается подпись жирным шрифтом, кегль 12.

При оформлении диаграммы необходимо указать название осей, справа или под диаграммой размещают легенду. Над столбиками диаграммы желательно указывать цифровые значения параметров.

Для имеющихся в тексте таблиц в правом верхнем углу указывают надпись «Таблица 1» с соответствующим порядковым номером (без кавычек), а в следующей строке по центру страницы размещается заголовок с заглавной буквы, который отражает содержание таблицы. Точка в конце названия таблицы не ставится. Например:

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.64.238 (0.075 с.)