Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курсовых, бакалаврских, дипломных

Поиск

РОСІЙСЬКА МОВА І ЛІТЕРАТУРА

 

Методичні рекомендації до написання та оформлення курсових

і кваліфікаційних робіт студентів освітньо-кваліфікаційних рівнів

«бакалавр», «спеціаліст», «магістр»

 

 

Затверджено

вченою радою ЗНУ

Протокол № от 2012 р.

 

 

Запоріжжя

 

 

УДК: 811.161: 821.161.1(076)

ББК: Ш 141.2 – 923.2М23

 

Російська мова і література: методичні рекомендації до написання та оформлення курсових і кваліфікаційних робіт студентів освітньо-кваліфікаційних рівнів «бакалавр», «спеціаліст», «магістр» / Укладачі: Л.І. Дука, І.Л. Мацегора, Н.В. Козленко, І.Я. Павленко, Т.О. Хейлік. – Запоріжжя: ЗНУ, 2013. – 47 с.

 

У методичних рекомендаціях подано основні вимоги до програмних наукових (курсових, бакалаврських, дипломних і магістерських) робіт студентів-філологів, описано алгоритми наукового пошуку, названо основні складові дослідження, наведено зразки оформлення курсових, бакалаврських, дипломних, магістерських робіт.

Видання орієнтовано на студентів філологічного факультету професійного спрямування «Мова і література (російська)».

Рецензент: Хом’як Т.В., к.філол.н., професор

Відповідальний за випуск: Павленко І.Я., д. філол. н., професор

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....… 4

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ, БАКАЛАВРСКИХ, ДИПЛОМНЫХ

И МАГИСТЕРСКИХ РАБОТ ………………………………………………..….... 5

1.1. Основные этапы работы над курсовыми, бакалаврскими, дипломными, магистерскими исследованиями по русскому языку и/или литературе ……....... 5

1.2. Общие требования к научной работе по филологическим дисциплинам.. 8

1.3. Выбор темы исследования. Консультации с научным руководителем.... 9

1.4. Композиция научной работы …………………………………………….. 11

1.5. Сбор фактического материала ……………………………………………. 12

1.6. Анализ материала …………………………………………………...…….. 15

1.7. Обоснование актуальности работы ……………………………...………. 18

1.8. Формулировка цели и задач ……………………………………..………. 20

1.9. Определение объекта и предмета исследования ………….……………. 23

1.10. Формулировка выводов ………………………………..……………….. 23

1.11. Допуск к защите ………………………………………………………… 24

РАЗДЕЛ 2. НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ……….. 26

2.1. Структура и содержание работы …………………………………..…….. 27

2.2. Оформление библиографических ссылок ………………………….…… 30

2.3. Оформление списка использованной литературы ……………….…….. 31

2.4. Общие требования к оформлению научной работы …………….….….. 34

2.5. Требования к электронному варианту работы …………………....…….. 35

РАЗДЕЛ 3. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………….. 36

3.1. Пример оформления содержания …………………………………..……. 36

3.2. Структура и образец оформления реферата …………………………….. 37

3.3. Образцы оформления титульных листов и заданий …………….……… 39

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………. 45

ВВЕДЕНИЕ

Исследовательская работа – одна из составляющих высшего образования. В процессе приобретения знаний и навыков, необходимых специалисту, студент учится самостоятельно мыслить, анализировать изучаемые явления, создавать рабочие гипотезы и доказывать их, обобщать результаты наблюдений и структурировать полученные знания. Таким образом он обучается основам научного труда. Результатом такого вида деятельности становятся курсовые и выпускные квалификационные работы.

Каждая научная студенческая работа, с одной стороны, свидетельствует о качестве знаний, умении систематизировать материал и формулировать мысли, с другой, – о сформированности навыков самостоятельной работы над избранной темой, поиска и анализа научной литературы, о степени независимости мышления.

Эти умения и навыки развиваются от работы к работе, поэтому любая курсовая работа, в первую очередь, ориентирована на формирование и развитие основ научной деятельности. Выпускные квалификационные исследования ориентированы на доказательство способности студента к самостоятельной научной деятельности, свидетельствуют об умении, опираясь на авторитетные научные источники, создавать труд, содержащий новизну, то, что ранее не писалось, не анализировалось, не систематизировалось или осмысливалось по-иному.

 

І. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ

КУРСОВЫХ, БАКАЛАВРСКИХ, ДИПЛОМНЫХ

И МАГИСТЕРСКИХ РАБОТ

 

Основные этапы работы

Над курсовыми, бакалаврскими, дипломными, магистерскими исследованиями по русскому языку и/или литературе

 

В соответствии с учебным планом студенты-филологи пишут курсовые работы на 1 – 3 курсах.

На 1 курсе все пишут курсовую работу по русскому языку. На 2 курсе – по русской литературе.

На 3 курсе студенты (по собственному выбору) пишут курсовую работу по русскому языку или русской литературе. Студенты 3 курса имеют право на выбор специализации и научного руководителя.

На 4 курсе все студенты пишут и защищают бакалаврскую работу.

Выпускная работа специалиста называется дипломной работой.

Магистранты пишут магистерскую работу.

Круг тем в начале каждого учебного года предлагается преподавателями кафедры русской филологии (выпускающей для специальности «русский язык и литература»), при этом могут учитываться научные интересы, запросы и предложения студентов.

Студенты имеют право на выбор темы курсовой или выпускной работы.

У.Эко сформулировал следующие правила выбора темы студенческого исследования:

«1) Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре студента).

2) Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для конкретного студента).

3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного студента).

4) Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента» [20, с.17].

Студенты имеют право на выбор научного руководителя курсовой или выпускной квалификационной работы из преподавателей выпускающей кафедры.

Выпускная (бакалаврская) работа в идеале является логическим продолжением двух курсовых работ. Дипломная (магистерская) работа – продолжением и углублением бакалаврского исследования.

Темы выпускных квалификационных работ и научные руководители утверждаются приказом ректора. Название темы работы, указанное в задании и на титульном листе на украинском и русском языках, должно быть таким же, как и в приказе ректора. Самовольное изменение темы не допускается.

График научной работы студентов

в соответствии с учебным планом специальности

 

№ п\п 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Магистра тура
Курсо-вые работы По русско-му языку По русской литера-туре По русскому языку или литературе (по выбору студента)      
Выпуск-ные работы       Бакалавр- ская работа по языку или литерату-ре Диплом-ная работа по языкозна-нию или литерату-роведению Магистерская работа по языкозна-нию или литерату-роведе- нию

 

Требования к объёму курсовой работы

И количеству использованных источников

 

Курс Дисциплина Количество страниц Количество источников Шрифт Интервал
  Русский язык 20 – 25 15 - 20 Tіmes New Roman, 14 1,5
  Русская литература 20 – 25 20 - 25 Tіmes New Roman, 14 1,5
  Русский язык или литература (по выбору студента) 25 - 35 25 - 30 Tіmes New Roman, 14 1,5

 

Требования к объёму выпускной работы

И количеству использованных источников

 

Курс Выпускная работа Количество страниц Количество источников
  бакалаврская 40 - 60 30 – 40
  дипломная 50 – 70 от 40
магистратура магистерская 60 - 90 от 50

 

Работа должна быть выполнена на стандартных листах формата А 4 (210х297).

При необходимости по согласованию с научным руководителем объём работы может быть изменён (уменьшен или увеличен).

В общий объём работы не включаются приложения и список литературы.

Одновременно с бумажным вариантом курсовой или выпускной квалификационной работы на кафедру подаётся её электронный вариант на любом носителе.

 

Выбор темы исследования.

Композиция научной работы

 

В практике написания научных работ сложились определенные требования к их структуре. После титульной страницы и задания на научную работу следует содержание. Оно отражает структуру работы: введение, разделы основной части, выводы, список использованной литературы (библиографический список). При необходимости подается перечень условных сокращений (перед введением), список сокращений использованных источников (после выводов перед библиографией), дополнения (схемы, таблицы, графики и др.).

Формально структура научной работы определяется логикой триады «гипотеза – аргументация – выводы». Первой части соответствует введение, в котором формулируется цель и задачи работы, формулируется основная гипотеза. Все разделы работы – доказательство состоятельности сформулированной гипотезы. Выводы – презентация результатов работы.

Во введении кратко обосновывается выбор темы, указывается её актуальность, формулируются цель и задачи, определяется объект и предмет изучения, указываются методы исследования, теоретическое и практическое значение работы. Введение, как правило, составляют после окончания всей работы, поскольку в этом случае можно чётче в сжатой форме изложить суть работы.

Завершает вступительную часть короткое изложение структуры научной работы. Например: работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка источников, откуда извлекается фактический материал, списка использованной литературы.

Содержание глав научной работы и их структура (деление на параграфы) зависит от темы и анализируемого материала. Во всех случаях в работе излагаются основные положения научных источников по проблеме исследования, дается краткий критический анализ взглядов ученых, отражается позиция автора работы, подкрепляемая соответствующими аргументами.

Нельзя сводить работу к перечислению точек зрения различных авторов, ограничиваясь утверждениями о согласии или несогласии с тем или иным автором. Полемика должна быть основана на сопоставлении доводов, их анализе и обобщении. Излагая чужие взгляды или цитируя чей-то текст, необходимо указывать фамилию автора, наименование работы, год и место издания, страницу.

В выводах необходимо чётко сформулировать результаты исследования, акцентировав внимание на достижениях автора курсовой или выпускной квалификационной работы. Текст выводов должен убедить в том, что цель работы достигнута и все поставленные задачи выполнены.

Научная работа завершается списком использованных источников. В него включаются работы, оказавшие влияние на формирование гипотезы, ход и результаты исследования, т.е. те, которые цитируются, на которые ссылаются или с автором которых ведётся полемика.

Список составляется в алфавитном порядке. Обязательно указываются фамилия и инициалы автора или авторов, название работы, место издания, год издания, количество страниц; для журнальных статей – автор, название статьи, наименование журнала, год издания, номер и разбег страниц; газетных статей – автор, название статьи, название газеты, год, месяц, число выхода газеты, страницы.

 

 

Сбор фактического материала

 

В зависимости от цели и задач исследования определяется круг источников, откуда будут извлекаться факты для анализа. Такими источниками для лингвистических исследований выступают устная речь и тексты произведений разных стилей и жанров, лексикографические пособия. Для литературоведческого – художественные произведения, биография и творческое наследие автора, литературный (национальный, региональный, европейский, мировой) процесс.

Устная речь носителей языка интересует начинающего ученого в том случае, когда объектом исследования выступают территориальные говоры, речь отдельных возрастных, социальных групп людей (детей дошкольного возраста, учеников средних школ, студентов, научно-технической интеллигенции, работников определенной области и др.). Ясно, что в данном случае возникает необходимость сделать записи звучащей речи этих групп людей. Обычно эти записи сначала делаются на диктофон, а потом «расшифровываются»: после неоднократных прослушиваний выполняется их запись на бумаге. К этим записям выдвигается ряд требований: в частности, требование паспортизации материала. Паспорт материала включает в себя а) фиксацию точного места его записи, б) характеристику информанта (информантов), т.е. человека (круга людей), от которых услышан записанный материал. Характеризуя информанта, указывают, как правило, его возраст, образование, социальное положение. Это делается с той целью, чтобы анализ подобранного языкового материала можно было осуществлять с учетом степени естественности речи информанта, влияния литературного языка, профессиональной среды и т.п.

Подавляющее большинство речевых и языковых фактов выбирается из письменных источников (печатных или рукописных текстов). Подобрать языковые факты означает сделать необходимые выписки, т.е. выписки тех фрагментов текста, где фиксируются исследуемые явления, их особенности. Эти выписки лучше всего делать на небольших листах, желательно одинакового размера: их потом удобнее будет классифицировать. Языковеды выработали определенные требования к подбору фактического материала, соблюдение которых не только облегчит обработку собранного материала, но и поможет избежать фактических ошибок в работе. Назовем самые главные из них:

1. Каждый языковой факт в определенном контексте выписывается на отдельную карточку. Это упрощает процесс систематизации материала.

2. Иллюстративный текст должен наиболее полно отображать семантику, функции, особенности употребления, строение и т.д. исследуемого языкового явления.

3. Каждая карточка (выписка) паспортизуется. Паспорт включает в себя такие данные: название текста, место его написания, год издания, страница (если этот текст опубликован).

Часто бывает, что объектом исследования выступает язык произведений отдельных писателей по нескольким изданиям, сборникам. Название каждого такого издания должно иметь свое условное сокращение, которое отражается в паспорте.

В процессе сбора языкового материала могут возникнуть определенные соображения по поводу особенностей конкретного факта. Эти соображения (чтобы их не растерять) тоже желательно записать на карточке в определенном вами месте.

Если текст, который вы анализируете, небольшой по объему, то его необходимо исследовать в целом, то есть путем сплошной выборки языковых явлений, которые вас интересуют. Если же тексты большие по объему или их несколько, то применяют выборочный метод. Однако здесь надо хорошо сориентироваться и исследовать те части текста (текстов), которые дают наиболее полное представление о предмете исследования.

Запомните! Сбор языковых фактов для исследования необходимо начинать после основательной проработки научной и учебной литературы по проблеме. Для того чтобы собрать материал, надо знать, что собирать. Кроме того, это процесс творческий, он требует не только профессиональной подготовки, но и вдумчивости, сообразительности, видения.

Необходимо также помнить, что первоисточником для исследования любого лингвистического положения является научная литература.

Знакомство с научной проблемой, поиски необходимых материалов необходимо выполнять по самым новым и авторитетным изданиям. Такими являются фундаментальные лексикографические труды, тексты художественной литературы, записи устной звучащей речи и т.п.

Литературоведческие исследования ориентированы на анализ различных объектов: художественной формы и содержания отдельного литературного произведения, группы типологически сходных литературных явлений, творчество отдельного писателя или группы писателей и т.д. Предметом исследования могут быть отдельные составляющие структуры художественного произведения, его поэтики, специфика авторского мировидения и т.д. Нужно отметить, что можно обращаться к явлениям русской литературы различных периодов, к проблеме русско-зарубежных литературных связей, традиций и новаторства, рецепции произведения современниками автора, критикой и литературоведением и т.д.

Фактический материал выбирается и фиксируется в зависимости от объекта и предмета исследования. Примеры, необходимые для анализа, нужно выписывать на отдельные карточки. Работа с ними облегчит выявление закономерностей и может подсказать логику анализа и структуру работы. Чтение анализируемых произведений должно предшествовать изучению научной литературы по теме исследования, что даст возможность сформулировать собственное отношение к проблеме и наметить пути её решения. Правда, потом, при изучении научных исследований и литературно-критических работ, может оказаться, что часть Ваших открытий сделана раньше, но это лишь докажет, что Вы на верном пути.

После знакомства с материалом для анализа начинается поиск и осмысление научной литературы. Необходимо познакомиться с библиографическими каталогами научной библиотеки университета, областной библиотеки и др. Здесь возможно обращение к различным информационным и библиографическим изданиям, которые должны содержаться в любой библиотеке. Квалифицированные библиографы, обслуживающие каталоги или работающие в библиографических отделах, дадут обходимую консультацию о литературе по выбранной теме.

Необходимо выяснить, какие из них доступны в оригинале, какие – в переводе, какие – в хрестоматийных отрывках. Если необходимые источники недоступны, нужно найти рефераты и учебники, в которых они максимально подробно и адекватно пересказываются (на эти издания необходимо делать ссылку с указанием на то, что сведения получены не из первоисточника).

Сначала рекомендуется собирать библиографию (записывать библиографические данные), которая непосредственно касается темы курсовой или дипломной работы. Это описание необходимо вести очень внимательно, не пропуская исходные данные книги или статьи:

Æ записать фамилию, инициалы автора (авторов);

Æ название книги (статьи);

Æ место издания (город);

Æ полное название издательства;

Æ год издания;

Æ количество страниц.

Æ описывая статью, необходимо указать все данные о книге (журнале), где она помещена.

Библиографические описания книг и статей по теме можно делать на карточках или с использованием компьютерных таблиц, главное здесь – иметь возможность оперативно редактировать и сортировать библиографические описания, делать из них выборки, создавать на их основании библиографические списки.

Нужно просмотреть все виды источников, связанных с темой исследования. В их число могут входить материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, полученная из сети Интернет, другие курсовые и дипломные работы, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи и т.д. Этот просмотр позволит сделать подробную библиографию по теме исследования. Целесообразно параллельно составить краткий обзор содержания источников.

Обработка материала – это своеобразный конспект, который студент составляет, пересказывая своими словами теоретический материал и цитируя места, которые касаются выбранной темы и характера её интерпретации. Работая с разными источниками, студент может встретиться с разной трактовкой и оценкой анализируемого фактического материала. В таких случаях необходимо посоветоваться с научным руководителем, чья эрудиция сможет помочь разобраться в противоречивых точках зрения и обосновать ту, которая отвечает современному уровню науки.

При наличии противоречивых оценок необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» относительно каждой из них и после определенных умозаключений четко определить, какой точке зрения необходимо отдать предпочтение (или сформулировать – в идеале! – собственную). Вместе с тем, автор курсовой или дипломной работы не должен скрывать наличие в научной литературе расхождений по тому или иному вопросу. Определяя свою позицию, в основном тексте или в ссылках студент должен кратко дать и другие толкования фактов, оценки событий или материалов, которые не кажутся ему убедительными, корректными или соответствующими новой научной парадигме. Научная достоверность здесь не должна быть нарушена.

 

 

Анализ материала

Анализу собранных языковых (литературных) фактов предшествует их систематизация на основе обработанной научной литературы. Систематизация материала, с одной стороны, сопровождается разграничением объекта исследования и других, похожих на него явлений, а с другой, – структурированием объекта исследования, определением порядка рассмотрения материала.

Запомните! Научное исследование не строится на пустом месте. Своей структурой, схемой, подходами к анализу материала оно опирается на научные работы предшественников. Например, исследуя процессы словообразования, допустим, в электротехнической терминологии, вы, без сомнения, будете опираться на соответствующие работы, связанные с проблемами русской дериватологии, и ряд конкретных исследований в области словообразования разных терминосистем современного русского языка. Отдельные подходы, схемы анализа вам не понравятся, а некоторые вызовут заинтересованность, и вы попробуете создать что-то подобное. Конечно, не следует слепо подражать какой-то конкретной работе.

Ориентируясь на собственные научные приоритеты, следует, исходя из цели и задач вашей работы, выработать структуру работы, схему анализа собранного материала. Например, анализ производных существительных (т.е., существительных, которые образованы от других слов) нельзя начать без разделения на группы по способам их образования. Каждый способ словообразования имеет свои разновидности. Так, к морфологическому способу образования слов принадлежит префиксальное, суффиксальное, суффиксально-префиксальное словообразование, сложение основ (включая и аббревиацию). Выбранный вами подход к систематизации материала в значительной мере обусловит как схему анализа отдельных языковых явлений (или их групп), так и структуру работы в целом. Не забывайте, что в общих чертах классификация материала диктуется поставленными в работе задачами.

Естественно, готовых рецептов анализа собранного материала никто не даст. Однако следует помнить, что направление и характер исследования могут подсказать не только исследования по русской филологии, но и работы, где анализируются похожие явления в родственных языках или других языковых подсистемах родного языка: других территориальных или социальных диалектах, произведениях других писателей и т.п. Иногда полезно принципы анализа одних языковых явлений распространять на другие единицы языковой системы. Работы по западноевропейскому постмодернизму могут многое подсказать при выборе путей анализа соответствующих явлений в русской литературе, а исследование творчества писателя 19 столетия иногда может дать креативный импульс для определения авторской самобытности поэта-модерниста. Это, конечно, требует прогнозирования, хотя бы в самых общих чертах, результатов исследования, приспособление приемов анализа к новым данным.

Конкретный анализ собранных фактов может натолкнуться на препятствие: не все из того, что вы подобрали, укладывается в заготовленные схемы. Это закономерное явление, особенно тогда, когда, при определении подходов к филологическому анализу, вы опирались на учебную (для вузов) литературу, на соответствующие работы, в которых рассматриваются наиболее типичные явления, на те особенности, которые, прежде всего, бросаются в глаза.

Обработка фактического материала требует вторичного (но теперь уже целенаправленного) обращения к научной литературе по выбранной проблеме, расширения его объема. И если все же вы не нашли "ниши" для тех собранных фактов, которые «не вмещаются» в известные схемы, то приступайте своими силами к расширению известных рамок теории. Привлечение нового фактического материала нередко к этому приводит. А ряд исследований, которые выполняются в определенном направлении на протяжении многих лет, постепенно вносит изменения в соответствующие работы и учебную литературу.

Добросовестное описание исследуемых явлений – это весомая часть работы, но ограничиваться лишь констатацией наблюдаемого не следует. В хорошо выполненном исследовании определяются различные закономерности, тенденции функционирования явления.

Такое многогранное явление, как язык, изучается с помощью разных методов: описательного, сопоставительного, статистического, лингвистической географии, сравнительно-исторического и т.п., их применение диктуется целью работы.

Метод – это определение направления научного поиска и способа достижения цели. Следование методу обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской деятельности, задает ее логику. Совокупность методов, примененных в исследовании, составляет его методологию.

На практике чаще всего используют описательный метод: на основе систематизации собранных фактов описывают состояние дел в определенной области знаний, в связи с чем, строят соответствующие заключения. Отдельные положения, выводы станут более весомыми, если будут проведены соответствующие подсчеты, – для этого применяют статистический метод. Когда есть потребность сравнить явления разных подсистем, прибегают к сопоставительному методу. Если сравниваются явления разных синхронных периодов (скажем, середина XX – вторая половина XX века или конец XX – начало XXІ веков), то здесь применяют сравнительно-исторический метод. Метод лингвистической географии используют, в основном, в диалектологических исследованиях.

Обращение к различным методам возможно и в литературоведческой работе. В студенческих исследованиях чаще всего используется дескриптивный (описательный) метод, что вполне закономерно. Этот метод предполагает описание и первичную систематизацию знаний и представлений об изучаемом явлении. Курсовые работы, как правило, дескриптивны. Дескрипция лежит и в основе большей части бакалаврских исследований, поскольку это простейший из методов научного исследования.

Биографический метод изучения литературы предполагает анализ литературного произведения в тесной соотнесенности с биографией его создателя и с опорой на мемуарные источники. Этот метод позволяет выяснить, как личный опыт писателя, условия его жизни, события, знакомства, переживания, отражаются в художественном творчестве.

Социологический метод – совокупность методологических и методических принципов изучения литературы как социально обусловленного явления, связан с восприятием литературы как одной из форм общественного сознания, акцентирует внимание на социально-исторической, а зачастую и идеологической детерминированности литературного процесса, творчества отдельного автора, конкретного произведения, характера развития конфликта в нём и т.д. Практически, ведущий метод (однако далеко не единственный) советского литературоведения.

Сопоставительный метод предполагает сравнение литературных явлений разного уровня (произведений, персонажей, мотивов, средств художественной выразительности и т.д.) и выявление общего и различного в них.

Сравнительно-исторический (или компаративный) метод продуктивен при изучении международных литературных связей и отношений, сходства и различия между литературно-художественными явлениями разных стран и эпох.

Функциональный (историко-функциональный) метод применяется при исследовании функционировании литературы в сознании читателей, динамики восприятия художественных тестов, биографий писателей и т.д. Как правило, он ориентирован на изучение критической рецепции, зафиксированной в рецензиях, обзорах, научных трудах и т.д. определённых периодов.

Формальный (морфологический) метод сосредоточен на изучении особенностей художественной формы. Для него характерно понимание литературы как системы, внимание к ее внутренним законам, стремление «отсечь» «автора» и «читателя». Формалисты стремились освободиться от идеологии, от традиции культурно-исторической и социологической школы изучать произведение как отражение эпохи и общественного сознания.

Метод мифопоэтического анализа зиждется на представлении о мифе как решающем факторе всей художественной продукции человечества. В произведении отыскивается столько структурных и содержательных элементов мифа (мифем, мифологем), что последние становятся определяющими для понимания и оценки данного произведения. Близок мифологической критике архетипический метод, ориентированный на выявление в произведении основных мотивов человеческого сознания, которые для всех эпох и всех языков являются общими (архетипов).

Метод литературной герменевтики. Универсальный метод в области гуманитарных наук. Предметом литературной герменевтики является интерпретация, понимание. Суть интерпретации состоит в том, чтобы из знаковой системы текста создать нечто большее, чем его физическое бытие, создать его значение.

И это далеко не полный список методов литературоведческого (как и лингвистического) исследования. Для современной филологии, как и для других гуманитарных дисциплин, характерен методологический плюрализм, выбор методологии в зависимости от темы, целей и задач конкретного исследования. Чаще всего в работе доминируют принципы и приёмы одного метода, однако при необходимости можно обратиться и к возможностям других методов. Поэтому в соответствующем разделе реферата и введения можно сказать: «Проблема исследуется при помощи дескриптивного метода с использованием элементов герменевтического и мифопоэтического» или «Решение основных задач работы стало возможно в результате применения биографического метода, однако решение некоторых частных вопросов обусловило обращение к сопоставительному и историко-функциональному методам».

 

 

Формулировка цели и задач

 

После обоснования актуальности научной работы обычно формулируют ее цель и задачи. Очень часто начинающие исследователи не разграничивают этих понятий.

Цель работы - это совокупный конечный ее результат, это то, чего мы хотим достичь. Но цель достигается поэтапным выполнением определенных задач. Например, для того чтобы построить улей (цель работы), необходимо выполнить ряд задач: подобрать соответствующую конструкцию, подготовить инструменты, материалы, выполнить ряд плотнических работ и др., вследствие чего достигнем цели – будет построена квартира для пчел – улей.

Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы. С количеством формулируемых задач сообразуется количество подразделов (параграфов) основной части работы.

В научных произведениях каждая мысль формулируется очень скрупулезно, так, чтобы она звучала однозначно и точно. Ключевыми словами в формулировке цели выступают или глагол в неопределенной форме (исследовать, описать, осуществить, выучить, раскрыть и т.п. ), или соответствующие отглагольные существительные (исследование, описание и т.п.). Поскольку цель – это понятие более широкое, чем задача, здесь часто употребляются определения комплексный, всесторонний (комплексное исследование, всестороннее изучение), монографический. Старайтесь формулировать цель по возможности компактнее, желательно, чтобы в ней просматривалась основная мысль научного исследования, а при определении задач не приходилось другими словами повторять уже сказанное – цель.

Задачи необходимо не только правильно, четко сформулировать, но и ставить их в определенном порядке, так, чтобы перед читателем разворачивалась программа действий автора работы. Наблюдения показывают, что в научных исследованиях обычно выделяются задачи, которые можно разделить на четыре группы.

Первая группа задач связана с рассмотрением состояния исследуемой проблемы в теории и практике, выработке теоретических основ исследования. Вторая группа задач направлена уточнение предмета и объекта изучения. Задачи третьей группы (их, как правило, несколько) имеют в большинстве случаев процессуальный характер – это непосредственный анализ изучаемых единиц. Задачи четвертой группы обобщающего, подытоживающего типа. Теперь рассмотрим эти задачи детальнее.

Любая исследовательская работа начинается с изучения научной литературы по проблеме – это вопрос техники работы. Поэтому не следует формулировать первую задачу, как это иногда бывает, так: изучить и проанализировать литературу по проблеме (называется проблема).

Исследование может начинаться с анализа разных теорий, на базе чего строится собственное понимание предмета анализа, концепция работы. Наиболее приемлемый вид имеют задачи, которые начинаются словами разработать теоретические основы (указывается чего), выяснить статус (природу) определенных единиц, категорий и т.п., определить понятие (называется объект), определить природу (называются единицы, явления и т.п.), обосновать (принципы, подходы, методику и т.п.).

Для науки часто бывает очень важным выявление круга тех явлений, которые будут исследоваться. Поэтому нередко формулирование второй задачи может начинаться словосочетаниями

° выявить состав (модели, языковые единицы),

° определить корпус,

° определить (уточнить) границы распространения,

° очертить совокупность и др.

Выполнения этой задачи, с одной стороны, даст возможность получить более широкое представление об объекте и предмете исследования, с другой – во многих случаях, особенно там, где объект исследования выделяется впервые, определение количества тех единиц языка, которые должны изучаться, – это уже весомый результат работы.

Если задачи первой и второй группы в филологических исследованиях могут не очерчиваться (когда в этом нет необходимости), то без задач третьей группы нельзя обойтись, ведь их выполнение – это основа работы, это непосредственный анализ собранных фактов. Начинается формулировка этих задач словами

° выяснить



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.013 с.)