Дипломной работы Власова В.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дипломной работы Власова В.В.



«Разработка системы для организации документооборота с помощью IBM FileNet технологий»

 

Объем работы 92 с., в том числе 42 рис., 9 табл., 26 наим. лит.,

2 приложения.

 

Ключевые слова: документооборот, система электронного докумен- тооборота, ECM-системы, бизнес-объект,бизнес-процесс, кредитная заяв- ка, IBM FileNet P8, object store, workflow, Galantis GEM/Frame, GEM/Frame Designer, Eclipse Birt Designer.

 

В дипломной работе исследуется процесс организации электронного документооборота.

Анализ современного рынка систем электронного документооборота показал, что при выборе СЭД следует учесть множество факторов, и оконча- тельное решение предпочтительно принимать на основе комплексного анали- за возможностей СЭД в зависимости от требований и специфики заказчика. Однако отмечено, что не одна из рассмотренных систем в полной мере не удовлетворят всем требованиям.

Возникла необходимость разработать собственную систему электрон- ного документооборота. Для примера внедрения системы была выбрана сфера кредитования, которая в свою очередь, также имеет множество проблем.

Для разработки системы электронного документооборота был выбран следующий комплекс средств:

платформа IBM FileNet P8 как средство хранения и обработки инфор- мации, а также разработки алгоритмов работы с документами;

фреймворк Galantis GEM/Frame как средство настройки методанных и пользовательского интерфейса;

Eclipse Birt Designer как средство разработки стандартных отчетов. Система управления бизнес-процессами рассмотрения кредитных зая-

вок позволяет автоматизировать данный процесс, повысить его эффектив- ность и управляемость. Разработанная система обеспечивает поддержку пол- ного жизненного цикла кредитной заявки, начиная от ее регистрации и закан- чивая подписанием договора на кредитование.


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 5

 

1 СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШАБЛОНОВ В MS EXCEL....... 7

 

1.1 СОЗДАНИЕ ШАБЛОНОВ.............................................................................. 7

 

1.2 ИЗМЕНЕНИЕ ШАБЛОНОВ............................................................................ 9

 

1.3 СОЗДАНИЕ ФАЙЛА ИЛИ РАБОЧЕГО ЛИСТА НА ОСНОВЕ ШАБЛОНА................ 11

 

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМ

В MS EXCEL.............................................................................................. 13

 

2.1 ТИПЫ ФОРМ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ................................................................... 13

 

2.2 ВИДЫ ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ............................................................... 15

 

2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ НА РАБОЧЕМ ЛИСТЕ.............. 17

 

ФОРМЫ В MS EXCEL С ЭЛЕМЕНТАМИ УПРАВЛЕНИЯ ActiveX.. 19

 

3.1 ВИДЫ ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ СВОЙСТВА...................................... 19

 

3.2 СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В MS EXCEL... 23

 

3.3 СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ

 

ВЕБ-СТРАНИЦЫ......................................................................................... 25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................... 31

 

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................. 32


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ............................................. 5

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 6

 

1 ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА......................................................................... 8

 

1.1 СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ..................................................................... 8

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА............. 14

1.3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА. 18

 

2 МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА КРЕДИТОВАНИЯ В БАНКЕ...................... 25

 

2.1 АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПО РАССМОТРЕНИЮ КРЕДИТНЫХ ЗАЯВОК..... 25

2.2 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА............................................................................... 32

2.3 ВЫБОР СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО

ДОКУМЕНТООБОРОТА КРЕДИТОВАНИЯ...................................................... 39

 

3 СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА НА ОСНОВЕ IBM FILENET ТЕХНОЛОГИЙ И ФРЕЙМВОРКА GALANTIS GEM/FRAME.............................................................................................. 45

 

3.1 СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ И РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ........................................................................................ 45

3.2 РАЗРАБОТКА WEB-ПРИЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УТИЛИТЫ

GEM/FRAME DESIGNER............................................................................ 51

3.3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШАБЛОНОВ ТИПОВЫХ ОТЧЕТОВ С ПОМОЩЬЮ

ECLIPSE BIRT DESIGNER........................................................................... 56

3.4 РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПО РАБОТЕ С СОЗДАННОЙ СИСТЕМОЙ......... 61

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 66

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................... 68

 

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................. 70


ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

ВНП – валовый национальный продукт; БСВ – базовая случайная величина; МНК – метод наименьших квадратов;

CES – постоянная эластичность замещения благ; VES – переменная эластичность замещения благ; СВ – случайная величина;

Φ(·) – функция Лапласа;

N(0,1) – стандартное нормальное распределение;


[ a ]


– целая часть числа a;


b – абсолютное значение (модуль) величины b; Е{·} – символ математического ожидания;

D{·} – символ дисперсии.


ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Задача накопления, обработки и распространения информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло с приходом письменности, а затем изобретением книгопечатания. Поскольку в эпоху книгопечатания основным носителем информации стала бумага, то технологию накопления и распространения информации естественно называть «бумажной».

Развитие человеческой цивилизации сопровождается поражающим воображение увеличением объема создаваемой, обрабатываемой и хранимой информации. Например, по оценке журнала FORBES ASAP [1], в мире ежегодно появляется около 6 млрд. новых документов.

Следует отметить, что потоки корпоративной информации чрезвычайно разнообразны по источникам и формам ее представления. Однако их можно условно классифицировать по форме хранения: на электронные и бумажные документы. Существуют оценки, что в настоящее время только около 30% всей корпоративной информации хранится в электронном виде. Вся остальная информация, около 70%, хранится на бумаге, создавая немалые трудности при ее поиске. Тем не менее, это соотношение постепенно меняется в пользу электронной формы хранения (в частности, через развитие систем электронных архивов). По данным Delphi Consulting Group [3], объем корпоративной электронной текстовой информации удваивается каждые 3 года. Вряд ли, конечно, когда-нибудь все документы станут только электронными, однако несомненно, что электронная форма хранения документов в перспективе будет преобладать.

Эти данные говорят только о том, что для любого предприятия или организации вопросы оптимизации документооборота и контроля обработки информации имеют ключевое значение. Это утверждение можно подтвердить следующими данными: до 80% своего рабочего времени руководитель тратит на работу с информацией, до 30% рабочего времени сотрудников уходит на создание, поиск, согласование и отправку документов, каждый внутренний документ копируется, в среднем, до 20 раз и до 15% корпоративных документов безвозвратно теряется. При этом, по данным журнала FORBES ASAP [1], среднестатистический служащий тратит ежегодно до 150 часов своего рабочего времени на поиск утерянной информации. Существуют также


оценки, что на работу с документами приходится тратить до 40% трудовых ресурсов и до 15% корпоративных доходов.

Именно поэтому эффективность управления организацией не в послед- нюю очередь зависит от корректного решения задач оперативного и качест- венного формирования электронных документов, контроля их исполнения, а также продуманной системы их хранения, поиска и использования. Потреб- ность в эффективном управлении электронными документами привела к соз- данию систем электронного документооборота (CЭД).

Объект исследования – системы электронного документооборота.

Предмет – системы электронного документооборота в сфере кредито-


вания.


 

 

Цель дипломной работы – на основании исследования и анализа су-


ществующих систем организации документооборота разработать собствен- ную систему.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:

- изучить основные особенности систем электронного документообо- рота и их классификацию;

- провести мониторинг мирового рынка СЭД;

- проанализировать бизнес-процессы рассмотрения кредитных заявок;

- разработать информационную модель системы организации докумен- тооборота;

- выбрать оптимальное средство разработки;

- разработать систему электронного документооборота с помощью вы- бранной платформы;

- разработать руководство пользователя по работе с системой.


ПРИЛОЖЕНИЕ 13

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Электронный документооборот включает: создание документов, их обработку, передачу, хранение, вывод информации, циркулирующей в организации или предприятии, на основе использования компьютерных сетей.

В настоящее время существуют следующие типы СЭД: СЭД, ориентированные на бизнес-процессы; корпоративные СЭД; системы управления содержимым; системы управления информацией; системы управления изображениями/образами; системы управления потоками работ; системы управления корпоративными электронными записями; системы управления выводом; интегрированные системы архивации и поиска документов.

Анализ современного рынка СЭД показал, что при выборе системы электронного документооборота следует учесть множество факторов, и окончательное решение предпочтительно принимать на основе комплексного анализа возможностей СЭД в зависимости от требований и специфики заказчика. Наиболее оптимальным решением видится система ЕВФРАТ-Документооборот, разработка компании Cognitive Technologies. Однако и она в полной мере не удовлетворят всех требований.

Это привело к желанию разработать собственную систему электронного документооборота. Для примера внедрения системы была выбрана сфера кредитования, которая в свою очередь, также имеет множество проблем.

Разрабатываемая система включает два основных процесса:

- бизнес-процесс по работе с потенциальным клиентом включает в себя функции по взаимодействию с потенциальным клиентом;

- бизнес-процесс рассмотрения кредитной заявки.

Все бизнес-объекты системы наследуются от двух базовых типов, в зависимости от наличия обязательного присоединенного документа:

- Document – предназначен для работы с электронными документами;

- BaseObject – служит для работы с информацией об объекте (карточ- кой объекта).

Для разработки системы электронного документооборота был выбран следующий комплекс средств:


- платформа IBM FileNet P8 как средство хранения и обработки ин- формации, а также разработки алгоритмов работы с документами;

- фреймворк Galantis GEM/Frame как средство настройки методанных и пользовательского интерфейса;

- Eclipse Birt Designer как средство разработки стандартных отчетов.

В рамках разработанной системы была спроектирована и реализована общая информационная база, содержащая информацию о бизнес-единицах, вовлеченных в процесс рассмотрения кредитной заявки. Участники процесса обеспечены унифицированным пользовательским интерфейсом, который позволяет организовать доступ к данной базе и тем самым поддерживает процесс принятия решений.

Система управления бизнес-процессами рассмотрения кредитных заявок позволяет автоматизировать данный процесс, повысить его эффективность и управляемость. Разработанная система обеспечивает поддержку полного жизненного цикла кредитной заявки, начиная от ее регистрации и заканчивая подписанием договора на кредитование.


ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Характеристика источника   Пример оформления
    Один, два или три автора Тихиня, В.Г. Гражданский процесс: учеб. /В.Г. Тихиня. – Минск: Право и экономика, 2004. – 546 с.
Гедранович, В.В. Основы информатики и вычислительной техники: учеб-метод. комплекс. 2-е изд. В 2 ч. Ч. 2 / В.В. Гедранович, Ю.В. Змеева. – Минск: Изд-во МИУ, 2007. – 162 с.
    Четыре и более авторов Производственные технологии: учеб.-метод. комплекс. / В.И. Кулик [и др.]. – Минск: Изд-во МИУ, 2004. – 173 с.
Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / И.С. Андреев [и др.]; под общ. ред. Г.А. Василевича. – Минск: Амалфея, 2000. – 1071 с.
    Коллективный автор Национальная стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Бела- русь; редкол.: Л.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юни- пак, 2004. – 202 с.
  Законы и законодательные материалы Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 59 с.
  Сборник статей, трудов Труды Минского института управления: науч. сб. Вып. 5 / Минск. ин-т управл.; редкол.: Н.В. Суша [и др.] – Минск: Изд-во МИУ, 2004. – 168 с.
    Стандарты ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографи- ческое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Минск, 2001. – 35 с.
ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. – Минск, 2001. – 6 с.
СТБ 7.12-2001 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на белорусском языке. Общие требования и правила. – Минск, 2002. – 18 с.
    Статья в журнале Тихиня, В.Г. Проблемы реализации права на судебную за- щиту по гражданским делам в Республике Беларусь / В.Г. Тихиня // Экономика. Управление. Право. – 2004. – № 1. – С. 34-37.

 

Характеристика источника   Пример оформления
    Статья в сборнике Хацкевич, Г.А. Результативность научной деятельности Минского института управления в контексте его перехода на статус университета / Г.А. Хацкевич, З.М. Юк // Труды Минского института управления: науч. сб.; под ред. Н.В. Суша [и др.]. – Минск: Изд-во МИУ, 2004. – Вып. 5. – С. 59.
  Тезисы докладов и материалы конфе- ренций Суша, Н.В. Взаимосвязь экономики и образования: иннова- ционный подход / Н.В. Суша //Управление в социальных и экономических системах: материалы XI междунар. науч.- практ. конф., Минск, 23 мая 2004 г. – Минск: Изд-во МИУ, 2004. – С. 15-23.
  Интернет-ресурс Лебедев, А.В. Информационные технологии и новые формы образования / А.В. Лебедев [Электрон. ресурс]. –2004. – Режим доступа: http://www.msses.ru/win/faculty/culture/distant.html. – Дата доступа: 20.11.2008.
Непомнящий, А.Л. Рождение психоанализа: Теория соблаз- нения / А.Л. Непомнящий [Электрон. ресурс]. – 2000. – Ре- жим доступа: http://www.psychoanalysis.pl.ru. – Дата досту- па: 17.05.2008.
Proceedings of a mini-symposium on biological nomenclature in the 21st centry [Electronic resource] / ed. J.L. Reveal. – College Park M.D., 1996. – Mode of access: http://www.inform.ind.edu/PBI0/brum.html. – Date of access: 14.09.2005.
  Электронная пуб- ликация   (СD-ROM, DVD- ROM, ГМД) Театр [Электронный ресурс]: энциклопедия: по материалам изд-ва «Большая российская энциклопедия»: в 3 т. – Элек- трон. дан. (486 Мб). – М.: Кордис & Медиа, 2003. – Элек- трон. опт. диски (CD-ROM): зв., цв. – Т. 1: Балет. – 1 диск; Т. 2: Опера. – 1 диск; Т. 3: Драма. – 1 диск.
Регистр СНГ – 2005: промышленность, полиграфия, торгов- ля, ремонт, транспорт, строительство, сельское хозяйство [Электронный ресурс]. – Электрон., текстовые дан. и прогр. (14 Мб). – Минск: Комлев И.Н., 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
    Нормативно- правовой акт в электронном виде Об утверждении важнейших параметров прогноза социаль- но-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 дек. 2005 г., № 587 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
О рекламе: Закон Респ. Беларусь, 10 мая 2007 г., № 225-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.11.2009 г. // Консуль- тантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юр- Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ НАДПИСИ НА ДИСКЕТЕ (КОМПАКТ-ДИСКЕ)

 

 

Для курсовой работы:

 

Курсовая работа по дисциплине

«Компьютерные информационные технологии»

гр. 70901с, Зеневич Д.В. Создание и использование шаблонов и форм в MS Excel

Рук. И.И. Иванов

2010 г.

 

Для дипломной работы:

 

Дипломная работа

1-31 03 04 – Информатика

гр. 51001с, Власов В.В. Разработка системы для организации документооборота

с помощью IBM FileNet технологий

Рук. А.М. Рожков

2010 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 16

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ТЕКСТЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

 

 

       
       
       
       

 
 
 
 
   

 

 

 
Рисунок 1.5 – Зависимость критических затрат Zy кр на регулировку от надежности производства Pт

 

 
   

Рисунок 2.7 – Структура базы данных, приведенной к третьей нормальной форме


ПРИЛОЖЕНИЕ 17

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦЫ В ТЕКСТЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

 

 

Таблица 2.2 – Основные показатели хозяйственной деятельности

ОДО «Варианта» за 2007-2009 годы, млн руб.

  Наименование показателя       Изменение, 2009 к 2008, %
1 2 3 4 5
I. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        
Выручка от реализации товаров, продукции, ра- бот, услуг   2 919   4 230     88,72
Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг.         88,74
Выручка от реализации товаров, продукции, ра- бот, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных ана- логичных обязательных платежей) (010 - 020)   2 461   3 573     88,72
в том числе бюджетные субсидии на покрытие разницы в ценах и тарифах   –   –   –   –
Себестоимость реализованных товаров, продук- ции, работ, услуг   2 138   3 190     88,53
Управленческие расходы
Расходы на реализацию       116,67
Прибыль (убыток) от реализации (030 - 040 - 050 - 060)         72,25
II. ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ        
Операционные доходы        
Налоги, включаемые в операционные доходы  
Операционные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) (080 - 090)        
в том числе:
доходы, полученные от продажи активов (кро- ме ценных бумаг и иностранной валюты)   –   –   –   –
доходы от операций с ценными бумагами
доходы от участия в уставных фондах других организаций   –   –   –   –
прочие операционные доходы        

Продолжение таблицы 2.2

1 2 3 4 5
Операционные расходы        
в том числе: расходы, полученные от продажи активов (кроме ценных бумаг и иностранной валюты)   –   –   –   –
расходы от операций с ценными бумагами
прочие операционные расходы        
Прибыль (убыток) от совместной деятельности
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (100 - 110 +/- 120)   –   –     –
III. ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ        
Внереализационные доходы        
Налоги, включаемые во внереализационные доходы  
Внереализационные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) (140 - 150)         487,5
Внереализационные расходы       169,77
Сумма источников собственных средств, направлен- ная на покрытие убытков   –   –   –   –
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов (160 - 170 + 180)       -107   -137,18
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД (+/-070 +/-130 + 190)         40,94
Налоги и сборы, производимые из прибыли       52,17
Расходы и платежи из прибыли  
Сумма льготы по налогу на прибыль    
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ (+/-200 -210 -220 -230)         44,05

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

 

 

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО УТВЕРЖДАЮ

В Реестре Государственной приказом Министерства образования регистрации Министерства Республики Беларусь

юстиции 27 июня 1997 г. регистрационный № 1966/12 № 356

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях

 

1. Выполнение дипломных проектов (работ) является заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении и имеет своей целью:

- закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных задач;

- формирование навыков ведения самостоятельной проектно- конструкторской или исследовательской работы и овладение методикой про- ектирования или научного исследования и эксперимента;

- приобретение навыков обобщения и анализа результатов, получен- ных другими разработчиками и исследователями;

- выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы в условиях современного производства, прогресса науки, техники и культуры.

2. Дипломный проект (работа) является квалификационной работой вы- пускника. По уровню выполнения дипломного проекта (работы) и результатам его (ее) защиты Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) делается заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квали- фикации.

Тематика дипломных проектов (работ) должна быть актуальной, соот- ветствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техни- ки и культуры, по своему содержанию отвечать задачам, изложенным в п. 1 настоящей Инструкции.

Тематика дипломных проектов (работ) и их руководители определяются выпускающими кафедрами и утверждаются советом факультета. При опреде-

лении тематики следует учитывать конкретные задачи в данной области под-

готовки. Общий перечень тем дипломных проектов (работ) ежегодно обновля- ется и доводится до сведения студентов в установленном вузом порядке.

Темы дипломных проектов (работ) и их руководители утверждаются приказом ректора по представлению декана факультета. В случае необходи- мости изменения или уточнения темы дипломного проекта (работы) декан факультета на основании представления кафедры возбуждает ходатайство о внесении соответствующих изменений в приказ ректора.


Замена предусмотренного учебным планом дипломного проекта ди- пломной работой для технических специальностей допускается с разрешения ректора вуза по представлению декана факультета. При этом дипломная рабо- та должна носить научно-исследовательский характер и содержать в обяза- тельном порядке расчетно-графическую часть.

3. Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта (работы). Студент может предложить свою тему дипломного проекта (работы). В этом случае он должен обратиться к заведующему кафедрой с письменным заявлением, в котором обосновывается целесообразность работы. При положи- тельном решении вопроса тема дипломного проекта (работы) включается в пе- речень тем кафедры.

В соответствии с темой дипломного проекта (работы) руководитель дипломного проекта (работы) выдает студенту задание по изучению объекта практики и сбору материала к дипломному проекту (работе). Одновременно студенту выдается задание на дипломный проект (работу), составленное ру- ководителем и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием срока окон- чания. Форма задания устанавливается приказом ректора по представлению декана факультета (применительно к прилагаемому образцу). Это задание вместе с проектом представляется в ГЭК.

4. Руководителями дипломных проектов (работ) назначаются лица из профессорско-преподавательского состава данного вуза, как правило, профес- сора и доценты, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты данного вуза и других учреждений и предприятий.

Дипломный проект (работа) выполняются студентом в течение проме- жутка времени, отведенного для этого учебным планом по соответствующей специальности. Рекомендуется включить в этот промежуток времени также время нахождения студента на последней производственной практике.

5. Руководитель дипломного проекта (работы) обязан:

- составить и выдать задание на дипломный проект (работу);

- оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика

на весь период выполнения дипломного проекта (работы),

- рекомендовать студенту необходимую основную литературу, спра- вочные и архивные материалы, типовые проекты и другие источники по теме дипломного проекта (работы);

- проводить систематические, предусмотренные планом-графиком беседы со студентом, консультации, контролировать расчетные и экспери- ментальные результаты;

- контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за ее выполнение вплоть до защиты дипломного проекта (работы), составить отзыв о дипломном проекте (работе).

6. По предложению руководителя дипломного проекта (работы) в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным узконаправленным разделам дипломного проекта (работы) за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломным проектом (работой).


Консультантами по отдельным разделам дипломного проекта (работы) могут назначаться профессора и преподаватели высших учебных заведений, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и предприятий. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы и ставят на ней свою подпись.

7. Выпускающие кафедры должны разрабатывать и обеспечивать сту- дентов методическими указаниями по подготовке, оформлению и защите ди- пломных проектов (работ), в которых устанавливается обязательный объем требований к дипломному проекту (работе) применительно к специальности.

8. Дипломный проект (работа) выполняется на основе глубокого изуче- ния литературы по специальности (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, журналов на иностранных языках, нормативной литературы и т.п.).

9. В дипломном проекте (работе) в соответствии с заданием должны быть детально освещены вопросы темы, включая критический анализ литера- турных данных и проведение самостоятельных теоретических и (или) экспери- ментальных исследований изучаемого вопроса или разрабатываемого объекта. В дипломных проектах, кроме того, должны быть отражены вопросы техноло- гии, стандартизации, экономики, охраны труда и т.п., свойственные особенно- стям специальности.

10. Дипломный проект состоит из двух частей: пояснительной записки и комплекта конструкторских документов и другого графического и (или) иллю- стративного материала. Дипломная работа оформляется, как правило, в виде пояснительной записки и может сопровождаться графической частью.

11. Общими требованиями к пояснительной записке к дипломному про- екту (работе) являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения результа- тов, доказательств и выводов. Пояснительная записка к дипломному проекту (работе) должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел про- екта (работы), содержать методы исследования, принятые методы расчета и сами расчеты, описание проведенных экспериментов, их анализ и выводы по ним, технико-экономическое сравнение вариантов и при необходимости сопро- вождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п. В тех случаях, когда в проектах (работах) содержатся сложные математические расчеты, для их проведения, как правило, применяется электронно- вычислительная техника.

Пояснительная записка к дипломному проекту (работе) должна включать:

- титульный лист,

- задание (для дипломного проекта),

- содержание (оглавление),

- перечень условных обозначений, символов и терминов (если в этом

есть необходимость),

- введение,


- разделы, представляющие собой обзор литературных источников по теме, используемые методы и (или) методики, собственные теоретические и экспериментальные исследования, результаты расчетов и другие, определен- ные заданием,

- экономическое обоснование принятого решения, определение эко- номической эффективности внедрения полученных результатов, требования охраны труда и техники безопасности при эксплуатации разработанного объ- екта для дипломных проектов (для работ производственного направления),

- заключение (выводы),

- список используемых источников,

- приложения (при необходимости).

Пояснительная записка к дипломному проекту (работе) может быть на-

писана на русском или белорусском языках.

Текстовый материал пояснительной записки к дипломному проекту (работе) должен быть оформлен в соответствии с действующими стандартами на оформление текстовых документов. Пояснительная записка должна быть выполнена на стандартной белой бумаге формата А4 и написана четким по- черком чернилами (пастой) одного цвета, либо отпечатана на пишущей ма- шинке или с помощью компьютерных средств с шагом в два интервала. Если текст отпечатан, то отдельные слова и формулы вписываются в текст черны- ми чернилами (пастой, тушью) с соблюдением правил латинской и греческой орфографии. При использовании стандартных текстовых редакторов допуска- ется оформление формул с помощью средств этого редактора. Чертежи к ди- пломным проектам выполняются по формату тушью, карандашом, а в части условных обозначений и масштаба должны соответствовать требованиям дей- ствующих стандартов.

Пояснительная записка к дипломному проекту (работе) должна быть переплетена или помещена в стандартную папку для дипломного проектиро- вания (дипломной работы).

12. Студент может по рекомендации кафедры представить дополнитель- но краткое содержание дипломного проекта (работы) на одном из иностранных языков, которое оглашается на защите и может сопровождаться вопросами к студенту на этом языке.

13. Работа над дипломным проектом (работой) выполняется студентом, как правило, непосредственно в вузе с представлением ему определенного мес- та в аудитории для дипломного проектирования. По отдельным специальностям дипломный проект (работа) может выполниться на предприятии, в организации, в научных и проектно-конструкторских и других учреждениях.

14. Перед началом выполнения дипломного проекта (работы) студент должен разработать календарный график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов и после одобрения руководителем представить на утверждение заведующему выпускающей кафедрой.

15. Декан факультета устанавливает сроки периодического отчета сту- дентов по выполнению дипломного проекта (работы). В установленные дека-


ном сроки студент отчитывается перед руководителем и заведующим кафедрой, которые фиксируют степень готовности проекта (работы) и сообщают об этом декану факультета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.138 с.)