Обоснование актуальности работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование актуальности работы



 

Постановка проблемы предполагает выделение таких её составляющих:

– рассмотрение положения дел в исследуемом вопросе,

– обнаружение слабых и противоречивых мест в его разработке,

– выдвижение познавательных задач,

– выбор метода,

– демонстрация собственной «логики» ответа.

Исследование любой проблемы, следовательно, и работа над любой темой курсового или выпускного сочинения в первую очередь мотивируется актуальностью, т.е. теоретической или практической необходимостью.

Актуальность в теоретическом плане может состоять в важности выдвижения и решения вопроса для разработки других познавательных задач, стоящих перед исследователем в настоящее время, в практическом отношении – для формирования нового знания об объекте исследования.

Любая работа начинается с обоснования актуальности. Проще говоря, необходимо определить, зачем она нужна. Здесь нужно учитывать несколько моментов. Прежде всего, вашу работу следует связать с общим ходом лингвистических / литературоведческих исследований. Языковеды обычно здесь говорят о том, что идет развитие соответствующей области лингвистики, литературоведы – о развитии соответствующего раздела своей дисциплины. Для этого могут быть использованы следующие речевые клише:

° широко разрабатывается вопрос…;

° приобретает первоочередное значение…;

° заметно (значительно) возрос (усилился, оживился) интерес (внимание)…;

° возрастает интерес…;

° значительное внимание уделяют…;

° особое внимание привлекают…;

° все шире развивается учение…;

° последовательно отстаивается идея…;

° характеризуется усиленным вниманием, одной из важнейших проблем есть…;

° нуждается в пересмотре гипотеза…;

° некоторые положения в недостаточной степени аргументированы …

° современный уровень знаний диктует необходимость … и т.п.

Далее, как правило, речь идет о том, что условия для выполнения вашего исследования подготовлены предыдущим развитием научной мысли. Здесь кратко перечисляют основные достижения отечественной (а при необходимости и зарубежной) науки в избранной области, называя при этом фамилии известных исследователей в алфавитном или хронологическом порядке. Нередко в этой части дается краткая характеристика работ, авторы которых открыли перспективы развития определенной области филологии.

После этого из общей проблематики той области филологии, о которой идет речь, выделяется ваша проблема и говорится о том, что еще не сделано. Эта часть текста, как правило, подаётся с нового абзаца и начинается словами но, однако, тем не менее, вместе с тем и т.п., содержание этой части в определенной мере противопоставляется сказанному выше, – после определенного количества слов практически всегда идет отрицательная частица (префикс) не- (ни-) (назовем эту часть отрицательной):

° до этого времени (пока что) не была (не стала) предметом (специального, монографического) исследования (еще не исследованная)…;

° нет специальных (определенных) работ…;

° несомненно, круг вопросов еще не имеет (до сих пор не было, не нашел) надлежащего освещения…;

° остается ряд нерешенных вопросов…;

° до сих пор нет синтезирующей (определенной) работы…;

° нет единого взгляда на…;

° ряд вопросов остаётся неизученным (неразработанным)…;

° недостаточный уровень разработки проблемы, характеризуется неоднозначностью научной интерпретации… и др.

Во многих роботах обоснование на этом не заканчивается, после упомянутых компонентов часто кратко информируют о важности ожидаемых результатов для развития науки:

° исследование (изучение) даст возможность (откроет возможности) выявить особенности (закономерности, ведущие тенденции), раскрыть и углубить представление о …;

° даст почву для обобщений (выработки последовательной теории)…;

° поможет раскрыть сущность…;

° будет оказывать содействие раскрытию природы…;

° разрешит выяснить глубинные процессы…;

° даст дополнительный материал для…;

° разрешит с достаточной достоверностью изучить…;

° будет оказывать содействие обогащению лингвистической, литературоведческой теории (лексикографической практики, приёмов интертекстуального анализа) … и т.п.

Формулировка цели и задач

 

После обоснования актуальности научной работы обычно формулируют ее цель и задачи. Очень часто начинающие исследователи не разграничивают этих понятий.

Цель работы - это совокупный конечный ее результат, это то, чего мы хотим достичь. Но цель достигается поэтапным выполнением определенных задач. Например, для того чтобы построить улей (цель работы), необходимо выполнить ряд задач: подобрать соответствующую конструкцию, подготовить инструменты, материалы, выполнить ряд плотнических работ и др., вследствие чего достигнем цели – будет построена квартира для пчел – улей.

Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы. С количеством формулируемых задач сообразуется количество подразделов (параграфов) основной части работы.

В научных произведениях каждая мысль формулируется очень скрупулезно, так, чтобы она звучала однозначно и точно. Ключевыми словами в формулировке цели выступают или глагол в неопределенной форме (исследовать, описать, осуществить, выучить, раскрыть и т.п. ), или соответствующие отглагольные существительные (исследование, описание и т.п.). Поскольку цель – это понятие более широкое, чем задача, здесь часто употребляются определения комплексный, всесторонний (комплексное исследование, всестороннее изучение), монографический. Старайтесь формулировать цель по возможности компактнее, желательно, чтобы в ней просматривалась основная мысль научного исследования, а при определении задач не приходилось другими словами повторять уже сказанное – цель.

Задачи необходимо не только правильно, четко сформулировать, но и ставить их в определенном порядке, так, чтобы перед читателем разворачивалась программа действий автора работы. Наблюдения показывают, что в научных исследованиях обычно выделяются задачи, которые можно разделить на четыре группы.

Первая группа задач связана с рассмотрением состояния исследуемой проблемы в теории и практике, выработке теоретических основ исследования. Вторая группа задач направлена уточнение предмета и объекта изучения. Задачи третьей группы (их, как правило, несколько) имеют в большинстве случаев процессуальный характер – это непосредственный анализ изучаемых единиц. Задачи четвертой группы обобщающего, подытоживающего типа. Теперь рассмотрим эти задачи детальнее.

Любая исследовательская работа начинается с изучения научной литературы по проблеме – это вопрос техники работы. Поэтому не следует формулировать первую задачу, как это иногда бывает, так: изучить и проанализировать литературу по проблеме (называется проблема).

Исследование может начинаться с анализа разных теорий, на базе чего строится собственное понимание предмета анализа, концепция работы. Наиболее приемлемый вид имеют задачи, которые начинаются словами разработать теоретические основы (указывается чего), выяснить статус (природу) определенных единиц, категорий и т.п., определить понятие (называется объект), определить природу (называются единицы, явления и т.п.), обосновать (принципы, подходы, методику и т.п.).

Для науки часто бывает очень важным выявление круга тех явлений, которые будут исследоваться. Поэтому нередко формулирование второй задачи может начинаться словосочетаниями

° выявить состав (модели, языковые единицы),

° определить корпус,

° определить (уточнить) границы распространения,

° очертить совокупность и др.

Выполнения этой задачи, с одной стороны, даст возможность получить более широкое представление об объекте и предмете исследования, с другой – во многих случаях, особенно там, где объект исследования выделяется впервые, определение количества тех единиц языка, которые должны изучаться, – это уже весомый результат работы.

Если задачи первой и второй группы в филологических исследованиях могут не очерчиваться (когда в этом нет необходимости), то без задач третьей группы нельзя обойтись, ведь их выполнение – это основа работы, это непосредственный анализ собранных фактов. Начинается формулировка этих задач словами

° выяснить значение (происхождение, семантику, генезис, причины, пути появления, особенности, природу, роль, место, специфику, частотность, факторы и т.п. );

° исследовать (характер, характеристики, факторы, свойства, происхождение, связи, потенциал, средства, механизмы, функции, соотношение, единицы, историю, структуру, явление);

° выявить (признаки, причины, распространение, отношения, пути, средства, специфику, факторы, типы, соотношение, структуру);

° изучить (возможности, специфику, функционирование, потенциал),

° проанализировать (структуру, семантику, характер, зависимость, особенности, реализацию);

° описать (функционирование, способ);

° обосновать (понятие, статус);

° определить (объем, типы, модели, структуру, потенциал, функции, средства, систему, группы, общее и единичное);

° установить (взаимосвязь, взаимодействие, функции, степень производительности, мотивы, влияние, типы, признаки, особенности, связи, роль, критерии);

° осуществить (анализ, описание);

° проследить (функционирование, особенности, зависимость, средства, развитие, глубину, эволюцию, соотношение);

° определить (динамику, возможности, процессы, границы, специфику, место, роль, принадлежность);

° показать (связь);

° описать (особенности, группы, средства, механизмы, значение, конструкции);

° сопоставить (формы);

° раскрыть (характер, статус, функции, особенности, содержание, влияние);

° рассмотреть (взаимодействие, средства);

° охарактеризовать (особенности, средства, типы, специфику, приемы);

° уточнить (хронологию, границы, этимологию);

° осветить (взаимодействие) и т.п.

Задачи четвертой группы не обязательно ставить в конце работы, хотя, в большинстве случаев, им там стоять «логичнее»: они базируются на выполнении предыдущих задач. К ним можно отнести следующее:

° определить (очертить) место и роль;

° выявить (установить) тенденции развития;

° выяснить закономерности создания;

° разработать практические рекомендации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.013 с.)