Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор темы и методика написания выпускной квалификационной работы

Поиск

 

2.1. Организационно-методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы

 

Успех написания и защиты ВКР во многом зависит от выбора ее темы, правильного определения цели, предмета и объекта работы, рациональной организации труда обучающегося по сбору материала, его анализу и обобщению.

Первым этапом работы является выбор темы таким образом, чтобы она была практически полезной, актуальной в современных условиях, стимулировала обучающегося к активизации своей деятельности по подготовке к исполнению обязанностей по предстоящему должностному предназначению. Оптимальным является выбор темы, охватывающей проблематику, частично раскрытой в процессе предшествовавшего написания курсовых работ и научной работы и предполагаемой в качестве направления для дальнейшего исследования. Например:

Тема курсовой работы: «Осуществление образовательными учреждениями платной деятельности в области образования».

Тема научной работы: «Модели финансирования образовательных учреждений РФ».

Тема ВКР: «Особенности финансового обеспечения образовательных учреждений РФ».

Тема предполагаемого диссертационного исследования: «Организация и пути повышения эффективности финансирования образовательных учреждений РФ».

При выборе темы важно учесть:

1. Ее актуальность (теоретическую базу, научную и практическую ценность, уровень разработки);

2. Сложившийся интерес к той или иной теме с тем, чтобы работа над ней постоянно обогащала профессиональные знания, помогала в предстоящей деятельности;

3. Возможность последующего более глубокого изучения проблемы.

Выбор тем ВКР производится выпускниками не позднее первого месяца последнего года обучения. Перечень ВКР разрабатывается выпускающими кафедрами.

Обучающийся вправе выбрать любую из предложенных тем для написания ВКР. Если же его исследовательские интересы находятся за пределами примерного перечня тем, но в плоскости другой проблематики соответствующей отрасли, он может самостоятельно сформулировать тему исследования, заблаговременно согласовав ее с предполагаемым научным руководителем с представлением необходимого обоснования целесообразности ее разработки не позднее первого месяца последнего года обучения.

Каждому обучающемуся назначается руководитель ВКР из числа преподавателей, научных работников института. Назначение руководителей приказом ректора института и выдача заданий на разработку ВКР производятся не позднее, чем за три месяца до начала их разработки.

Общее руководство и контроль над своевременным выполнением выпускниками ВКР осуществляют деканы факультетов, их заместители. На факультетах разрабатываются планы-графики подготовки выпускниками ВКР и их рецензирования. В плане-графике отражаются основные этапы подготовки, указываются даты рецензирования и представления работ в государственную аттестационную комиссию и другие.

Научное руководство осуществляется заведующими кафедр, председателями предметно-методических комиссий и научными руководителями ВКР. Помимо руководителя дипломнику может назначаться научный консультант из числа наиболее подготовленных специалистов.

После закрепления темы ВКР, обучающийся обращается к научному руководителю за консультацией и согласованием плана работы, ее источников, графика подготовки и написания работы (Приложение А).

Написанию ВКР предшествует серьезная подготовка, в процессе которой студент уясняет перечень имеющихся по данной теме научных источников, изучает их, уточняет предмет и объект исследования, план работы.

Написание ВКР – это систематизированное, логиче­ски последовательное, соответствующее ее плану и отражающее тему изложение выпускником основных сведений по теме, которые он получил в процессе изучения избранной им проблематики.

Необходимо учитывать важную роль производственной практики в процессе разработки ВКР. В задание на производственную практику обязательно должны быть включены мероприятия по проведению практических исследований по темам ВКР.

В течение всего периода подготовки и написания работы обучающийся должен встречаться с научным руководителем и консультантом. Главное назначение таких встреч: оказание квалифицированной научно-методической и консультативной помощи в выполнении работы, в обеспечении правильного изложения теоретического материала, в разработке обоснованных выводов и предложений.

Руководитель обязан:

- выдать обучающемуся задание на выпускную квалификационную работу;

- своевременно проводить консультации и давать рекомендации по подбору нормативных и литературных источников, фактического материала, методике их обработки, обобщения, систематизации, анализа и использования в работе;

- осуществлять контроль за выполнением подготовки работы и качеством обработки отдельных ее частей;

- проверить качество предоставляемой работы;

- составить отзыв.

На проверку представленного варианта работы научному руководителю предоставляется 14 дней.

Критериями оценки ВКР являются:

- степень разработки темы;

- полнота использования рекомендованных источников;

- творческий подход и самостоятельность выполнения ВКР;

- стиль изложения;

- правильность и научная обоснованность выводов и предложений;

- аккуратность оформления работы.

На основании результатов отзыва научного руководителя, рецензии, содержания и оформления работы заведующий кафедрой принимает решение о допуске рабо­ты к защите не позднее, чем за неделю до дня защиты.

Причинами принятия решения о недопуске к защите являются:

- грубые нарушения правил оформления работы;

- нарушение сроков представления работы;

- компилятивный характер работы, высокий процент заимствования. Максимально допустимый процент заимствования из внешних источников – 75%;

- использование в работе средств «защиты» от про­граммы «Антиплагиат»;

- низкое качество ВКР, несоответствие ВКР теме, целям, задачам или утвержденному плану работы.

ВКР, выполненные по завершении профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров, подлежат обязательному рецензированию. В рецензии делается вывод о возможности допуска выпускной квалификационной работы к защите и указывается, какой, по мнению рецензента, оценки она заслуживает.

 

2.2. Структура и содержание выпускной квалификационной работы

 

В своем содержании ВКР должна иметь органическое внутреннее единство, логику изложения, завершенность раскрытия темы.

ВКР должна носить творческий характер (использование оригинальных документов, материалов эксперимента, исследования и др.) и быть правильно оформленной (чёткая структура, завершённость, оформление библиографических ссылок на документы и списка литературы в соответствии с ГОСТами, аккуратность исполнения и др.). Выпускник должен чётко изложить, какие основные положения и полученные результаты он представляет к защите.

При написании ВКР обучающийся обязан использовать имеющуюся по теме учебную и специальную научную литературу, проанализировать действующие зако­нодательные и подзаконные акты, использовать практику их применения, а также другие источники, если это обуславливается спецификой темы. При использовании указанных источников в тексте работы обязательны ссылки на них.

Заимствование текста из авторских литературных произведений без ссылки на них (т.е. плагиат, списывание) не разрешается, более того, такая работа возвращается как несамостоятельно выполненная с неудовлетворительной оценкой.

Следует обратить внимание на стиль и язык изложения, обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность определений, разнообразие употребляемых слов, литературную форму выражения мысли.

ВКР оформляется в виде текстуальной части с приложением таблиц и рисунков.

ВКР имеет титульный лист, на котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество студента, курс и факультет, где он обучается, фамилия, имя, отчество научного руководителя, его должность, ученое звание, ученая степень, графа «Рекомендовать к защите». Номер страницы на титульном листе не проставляется.

На второй странице дается содержание (Приложение Б), в котором в порядке очередности располагаются: введение, названия трех глав с разбивкой на параграфы, заключение, список использованных источников (нормативных правовых актов, учебной и научной литературы) и приложения.

Список сокращений, используемых в работе, если он есть, располагается перед введением. Номер страницы при этом не проставляется.

Введение должно быть кратким (2-3 страницы), это очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем на раскрытие темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы.

Во введении:

- обосновывается актуальность выбранной темы;

- говорится о состоянии разработки соответствующей проблемы в литературе;

- ставятся цель и задачи работы;

- определяется объект и предмет исследования;

- определяются хронологические границы исследуемой проблемы;

- представляется методология исследования;

- перечисляются группы информационных источников (официальные, литературные, статистические и т.д.);

- дается краткая характеристика разделов выпускной квалификационной работы.

Актуальность – обязательное требование к любой научной работе. Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный период времени и в определенных социальных, экономических, политических и других условиях для решения конкретной задачи, проблемы, вопроса. То, как студент умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и экономической значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно показать главные факторы актуальности темы.

От формулировки научной проблемы и доказательства её актуальности логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, оценить…, охарактеризовать…; проанализировать…, выявить…, вывести формулу…, обосновать…; определить…; исследовать…, разработать методику… и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Первая задача заключается в исследовании теоретических основ проблемы, заявленной в теме. Соответственно первая глава носит теоретический характер.

Вторая задача состоит в анализе прикладных аспектов проблемы на примере деятельности хозяйствующего субъекта. Соответственно вторая глава по своему характеру аналитическая.

Третья задача связана с выработкой конкретных рекомендаций по решению проблем, стоящих перед хозяйствующим субъектом. Соответственно в третьей главе даются практические рекомендации и обосновывается эффективность их применения.

Объект исследования – это то, на примере чего исследуется выбранная тема выпускной квалификационной работы, что рассматривается на конкретном хозяйствующем субъекте любой формы собственности и отраслевой принадлежности.

Предмет исследования – это та проблема (процесс), на которую направлено исследование.

 

Например:

Тема выпускной квалификационной работы: Анализ финансовых результатов и рентабельности коммерческой фирмы (на примере предприятия ОАО «Кировский Завод по обработке цветных металлов», г. Киров).

Цель исследования – анализ и прогнозирование финансовых результатов и рентабельности коммерческой фирмы.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия.

2. Дать организационно-экономическую характеристику предприятия.

3. Исследовать текущее состояние прибыли и рентабельности предприятия и с помощью факторного анализа определить показатели, оказавшие основное влияние на данные показатели.

4. Разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия и финансовых результатов.

Объект исследования: финансовые результаты ОАО «Кировский Завод по обработке цветных металлов», г. Киров.

Предмет исследования: экономические отношения, связанные с формированием и использованием финансовых результатов.

В качестве периода исследования рекомендуется выбирать временной промежуток не менее чем за 3 года с целью оценки изучаемых процессов в динамике.

Необходимо отметить какие методы исследования стали методической основой дипломной работы: метод системного анализа, математические и статистические методы, методы сравнений и аналогий, метод обобщений, метод экспертных оценок и т.д.

 

Например:

Тема выпускной квалификационной работы: Управление депозитами коммерческих банков (на примере ОАО КБ «Хлынов», г. Киров).

Цель исследования – разработать мероприятия по совершенствованию управления депозитами в ОАО КБ «Хлынов».

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы управления депозитами в коммерческом банке.

2. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО КБ «Хлынов».

3. Изучить организацию управления депозитными операциями на примере ОАО КБ «Хлынов».

4. Дать оценку депозитов в ОАО КБ «Хлынов».

5. Оценить влияние предлагаемых мероприятий на финансовый результат ОАО КБ «Хлынов».

Объект исследования: депозитные операции ОАО КБ «Хлынов».

Предмет исследования: экономические отношения, связанные с управлением депозитами в ОАО КБ «Хлынов».

 

В главах раскрываются основные аспекты исследуемых вопросов. Теоретические положения доводятся до уровня методических разработок и их экспериментальной проверки. Каждая глава и каждый параграф завершаются краткими выводами и логическими переходами.

Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Таким образом, заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь. Заключение должно быть не более 3-4 страниц.

В конце работы дается список использованных источников, который включает перечень нормативных правовых актов, а также научной и учебной литературы (Приложение В). Перечень нормативных правовых актов должен включать законы РФ, кодексы, указы Президента, постановления Правительства, приказы Министерств, инструкции, нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты местного самоуправления. Далее следует список научной и учебной литературы – диссертационные исследования, учебные пособия и монографии российских и зарубежных авторов, статьи из журналов и газет.

ВКР сопровождается приложениями, представленными схемами, таблицами, графиками, аналитическими справками, подтверждающими теоретические положения и практические рекомендации, содержащиеся в ис­следовании.

 

Оформление выпускной квалификационной работы

 

Ориентировочный объем работы – 50-60 страниц печатного текста (исключая приложение и список использованных источников). При существенном превышении объема (более 10 страниц) работа может быть снята с защиты. Недостаточность объема работы является осно­ванием для недопуска ВКР к защите.

Текст печатается на листах стандартного формата (А4) через полуторный межстрочный интервал. Компьютерный шрифт TimesNewRoman– 14, размер шрифта 14, цвет – черный. Стандартные размеры полей составляют: левое – 30 мм., правое – 10 мм., верхнее – 15 мм., нижнее – 20 мм.

Страницы ВКР нумеруются арабскими цифрами (без точки) в верхней части листа по центру. Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на них не проставляется.

В тексте необходимо применять шрифтовые выделения (полужирный, курсив, полужирный курсив, подчёркивание,разрядка и др.), которые используются для выделения того, на что следует обратить особое внимание. Как правило, выделяются определения, сущность исследуемого явления, выводы.

Заголовки разделов пишутся прописными буквами полужирным шрифтом и располагаются по центру строки. Точку в конце заголовка не ставят. Переносы слов в заголовках, подчеркивания не допускаются.Заголовки разделов, отражающие предельно кратко и точно основное существо излагаемых проблем, отделяются от основного текста пробелом интервалом в 18 пунктов сверху и снизу (одна пустая строка). Если заголовки стоят в начале страницы, то отделяются от основного текста интервалом в 18 пунктов снизу.

Цифровой материал представляется в виде таблиц. Таблица размещается после ссылки на нее в тексте работы. Как правило, применяется сквозная нумерация таблиц в пределах ВКР. Данные каждой таблицы должны поясняться в тексте работы.

Любая таблица предваряется словом "таблица", которое пишется с большой буквы и ее порядковым номером, при этом знак "№", а также точка после него не ставятся.

В выпускной квалификационной работе таблицы должны располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. По общему правилу таблицы не разрываются. Если на странице осталось мало места, то следует продолжать текст, а таблицу перенести на следующую страницу. Стандартом разрешено разрывать таблицы лишь в том случае, если они не помещаются на целой странице. При переносе таблицы на следующую страницу головка таблицы воспроизводится на новой странице еще раз и над ней помещается надпись "Продолжение таблицы (ее номер)". Если заголовок громоздкий, повторять его не следует. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не воспроизводят.

Поскольку единицы измерения показателей будут разные, их следует указывать в конце названия каждого показателя в графе «Показатели». Например: тыс. руб., чел., %.

 

Например:

 

Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели предприятия

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014г. Откл-е (+, -) 2014 г. от 2013г. Темп роста, % 2014 г. к 2013 г.
           
           
           
           
           
           

 

Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы чисел во всей графе были точно один под другим. Числовые значения в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков.

 

Рисунки также нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах работы. Рисунок размещается после первой ссылки на него в тексте. Каждый рисунок должен иметь название, которое располагается под ним.

 

Например:

Рисунок 1 – Структура рынка коллективных инвестиций

 

Приложения к ВКР состоят из набора заполненных форм первичных и сводных документов, учетных регистров, копий, финансовой отчетности, слишком объемных таблиц и рисунков, различных информационных материалов, на которые студент обязательно ссылается при написании текстовой части работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, выполненный с прописной буквы. Над заголовком посредине страницы должно быть напечатано слово «Приложение». Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Если букв не хватает, то приложения обозначаются цифрами. В начале приложений располагается годовая бухгалтерская отчетность предприятия.

 

Уравнения и формулы в тексте выпускной квалификационной работы следует выделять из текста в отдельную строку. Формулы располагают посередине строки, а связывающие их слова «где», «откуда», «определяем» в начале следующей строки. После формулы ставится запятая. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить в той же последовательности, как и в формуле. Формулы нумеруют арабскими цифрами, заключая номер формулы в круглые скобки. Нумерация формул – сквозная по всей работе.

 

Например:

 

В = Р × Q, (1)

где В – выручка;

Р – цена;

Q – количество.

 

В случае необходимости можно излагать чужие мысли своими словами, но и в этом варианте надо делать ссылку на первоисточник. Стандартом предусмотрена возможность делать внутритекстовые и подстрочные сноски на источники информации. Рекомендуется использовать внутритекстовые ссылки. Внутритекстовая ссылка на литературный источник приводится сразу же после цитаты на него в квадратных скобках.

 

Например:

По методике, представленной Л. В. Донцовой и Н. А. Никифоровой зависимость целесообразно строить не через оборачиваемость элементов, а через оценку структуры капитала в увязке с динамикой его оборачиваемости и рентабельности [10, с. 11-12].

В этой сноске цифра 10 означает порядковый номер литературного источника в списке использованных источников.

 

Выпускная квалификационная работа формируется в следующей последовательности:

- Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу;

- Рецензия на выпускную квалификационную работу;

- Задание на выпускную квалификационную работу (Приложение Г).

Данные элементы ВКР вставляются в файлы до титульного листа.

- Титульный лист (Приложение Д);

- Текстовая часть выпускной квалификационной работы;

- Приложения к выпускной квалификационной работе.

 

Работа должна быть сброшюрована и переплетена типографским способом.

В конце ВКР после приложений студент ставит свою подпись и дату выполнения работы (Приложение Е).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.176 (0.012 с.)