Курсовой и выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курсовой и выпускной квалификационной работы



Методические указания

для студентов педагогических дисциплин по выполнению

Курсовой и выпускной квалификационной работы

 

Тобольск, 2016

 

 

Утверждено на заседании ЦМК педагогических дисциплин

отделения СПО Тобольского педагогического института

им. Д.И. Менделеева

 

Составитель:

В.Н. Арканова, к.п.н., ТПИ им. Д.И.Менделеева

 

Рецензент: Т.А.Гусева, к.п.н., доцент ТПИ им. Д.И.Менделеева

 

Методические указания по выполнению курсовой и выпускной квалификационной работы для студентов педагогических специальностей отделения СПО. – Тобольск: ТПИ им. Д.И. Менделеева, 2016. -26с.

 

 

В методических указаниях приведены общие требования к курсовым и выпускным квалификационным работам для студентов педагогических специальностей среднего профессионального образования, предложена методика работы студентов над темой научного педагогического исследования; показаны основные методы опытно-экспериментальной работы; приведены требования к литературному оформлению работ.

Методические указания предназначены для студентов педагогических специальностей 3 - 4 курсов и преподавателей отделения среднего профессионального образования в качестве руководства при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.

 

 

Тобольский

педагогический институт

им. Д.И. Менделеева, 2016

Содержание

 

 

Пояснительная записка………………………………………………………......................4

Цель и задачи курсовой и выпускной квалификационной работы……………………...5

Организация, планирование и руководство выпускной квалификационной работой....5

Структура и содержание курсовой и выпускной квалификационной работы….……...7

Объем и оформление курсовой и выпускной квалификационной работы ……………9

Оформление иллюстративного материала……………………………………………….11

Работа с литературными источниками…………………………………………………...13

Введение, написание концептуального аппарата………………………………………..14

Подготовка, выполнение и описание педагогического эксперимента…………………19

Литературное оформление работы и приложения………………………………………22

Защита курсовой и выпускной квалификационной работы…………………………….22

Критерии оценки выпускной квалификационной работы………………………………23

Приложение 1. Задание для выполнения выпускной квалификационной работы …...25

Приложение 2.Отзыв руководителя……………………………………………………...26

Приложение 3. Пример оформления титульного листа ……………………………….27

 

 

Пояснительная записка

Настоящие методические указания составлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с «Положением о государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в федеральном государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» от 19.06.2015г. № 315-1, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО), а также локальными нормативными актами вуза.

В соответствии со Стандартом учебных специальностей курсовая работа выполняется на третьем курсе (5,6 семестр), выпускная квалификационная работа (ВКР) - на 4 курсе (7,8 семестр) и завершает обучение на отделении среднего профессионального образования.

Методические указания содержат характеристику структурных компонентов курсовой работы и ВКР, требования к её выполнению, оформлению, описание процедуры защиты, приложения.

Выпускная квалификационная работа (ВКР)К предназначена для определения исследовательских умений студента, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, а также навыков экспериментальной работы.

Содержание курсовой и выпускной квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Работы могут выполняться:

- по теоретическим дисциплинам, входящим в цикл предметной подготовки;

- по теории и методике обучения физической культуре, по теории и методике дошкольного и начального школьного образования;

- по психолого-педагогическим дисциплинам.

Проведённое исследование ориентировано на практические задачи, связанные с видами профессиональной деятельности студента.

Важным требованием к ВКР является обоснованность изложенных в ней выводов и предложений, которые должны раскрывать поставленные в работе задачи и быть результатом квалификационного педагогического исследования заявленной проблемы.

В работе необходимо освещение имеющихся в литературе точек зрения по теме исследования, их анализ и изложение своего отношения к решению проблемных вопросов.

Написание курсовой и выпускной квалификационной работы способствует формированию у студентов педагогических дисциплин исследовательских навыков, развитию мыслительных операций, умению формулировать выводы на основе анализа теоретических и методических источников, овладению первичными навыками организации и проведения педагогического эксперимента.

Выпускная квалификационная работа должна отражать хорошее знание студентом научной и методической литературы по теме работы, умение критически оценивать концепции разных авторов, применять различные методы анализа фактического материала.

Выпускная работа должна быть написана студентом самостоятельно.

Защита курсовой работы выполняется в конце 3 года обучения, ВКР защищается на последнем курсе обучения педагогическим специальностям на отделении СПО.

Содержание

Введение..……………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты различных форм контроля знаний и деятельности учащихся………………………………………………………..........................................................6

1.1. Характеристика понятия «контроль знаний» и его содержание……………….6

1.2. Дидактическое значение и классификация форм контроля знаний в учебном процессе начальной школы ……………………………………………………….…………….12

1.3. Анализ содержания предмета математики для выявления возможности проверки знаний с использованием нетрадиционных форм контроля………………………...18

Выводы по первой главе …………………………………………………………………..26

Глава 2. Методические основы организации контроля знаний в учебно-воспитательном процессе………………………………………………………………………………………….…27

2.1. Методика реализации комбинированного контроля знаний на примере изучения темы «….»………………………………………………………………………………………….27

2.2. Методические рекомендации использования различных нетрадиционных форм контроля при решении дидактических задач по математике………………………………....34

Выводы по второй главе……………………………………………………………………40

Глава 3. Проверка эффективности методических рекомендаций по использованию нетрадиционных форм контроля знаний в начальной школе…………………………………..41

3.1. Результаты исследования на констатирующем этапе педагогического эксперимента……………………………………………………………………………………….41

3.2. Проверка эффективности использования нетрадиционных форм контроля знаний по математике в начальной школе. ……………………… ………………………………………..47

Заключение. ………………………………………………………………………………..53

Литература ….……………………………………………………………………………...55

Приложение ………………………………………………………………………………..57

 

После каждой главы пишутся короткие выводы, которые будут положены в основу формирования заключения (дублирование исключить).

Объем и оформление курсовой и выпускной квалификационной работы

 

Объем курсовой и выпускной квалификационной работы определяется её темой и конкретными задачами, которые в ней решаются. Как большой, так и небольшой объем текста не может считаться ни достоинством работы, ни её недостатком. Оптимальным считается объем, необходимый и достаточный для раскрытия темы. Практика показывает, что для этого достаточно в курсовом исследовании примерно 30-35 страниц, в дипломном - приблизительно 45-60 печатных страниц (приложение не включается в число страниц работы).

Введение состоит из 2-3 страниц, заключение из 1-2 страниц, список литературы (библиография) занимает 1-2 страницы, остальной объем равномерно распределен между главами.

Количество используемых источников не менее 30 наименований для курсовой работы и 40 наименований для выпускной квалификационной работы. Литературные источники и Internet - ресурсы выстраиваются в алфавитном порядке по фамилии автора.

Текст исследовательской работы должен быть выполнен качественно с применением печатающих устройств.

Редактор в формате Word 2007, 2010. Формат страницы А4. Тип шрифта – Times New Roman, кегль -14, межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание по ширине, отступ слева -1,25.

Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: слева – 30мм, справа – 15мм, сверху – 20мм, снизу – 20мм. При оформлении курсовой работы и ВКР следует соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. Не должно быть помарок, перечеркивания, сокращения слов, за исключением общепринятых.

Страницы текста нумеруются арабскими цифрами внизу по центру. По всему тексту соблюдается сквозная нумерация. Номер титульного листа не проставляется, но включается в общую нумерацию. Все структурные элементы работы: введение, главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложения должны начинаться с новой страницы. При этом предыдущая страница должна быть заполнена не менее чем на 3/4. Параграфы не требуют новой страницы, тем не менее, нужно следить, чтобы заголовок параграфа и его текстовое начало оказались на одной странице. Наличие в работе полупустых страниц является нарушением требований к оформлению.

Заголовки структурных элементов, глав и параграфов печатают жирным шрифтом строчными буквами и располагают по центру страницы.

Между заголовком глав и параграфов, а также между заголовком параграфов и текстом предусмотрен отступ в два интервала.

Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Порядковая нумерация глав обозначается арабскими цифрами с точкой, например: Глава 1., Глава 2. Параграфы имеют порядковую нумерацию в пределах каждой главы, например: 1.1., 1.2., 1.3., 2.1., 2.2., 3.1., 3.2.

Общие требования к выполнению исследовательских работ представлены в таблице 1.

Таблица 1

Общие требования к оформлению курсовой и дипломной работы

№п/п Требования к оформлению Курсовая работа Дипломная работа
  Концептуальный аппарат актуальность, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, задачи исследования, методы исследования, практическая значимость актуальность, проблема, противоречие исследования цель исследования, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования задачи исследования, методы исследования, методологические основы, практическая значимость
  Объем работы не менее 30 страниц не менее 45 страниц
  Количество первоисточников не менее 30 не менее 40
  Введение 2-3 страницы
  Заключение 1-2 страницы
  Тип шрифта Times Nev Roman
  Кегль  
  Межстрочный интервал полуторный (1,5)
  Количество строк на странице 28 -30
  Выравнивание по ширине страницы
  Размеры полей верхнее и нижнее -20мм, левое – 30мм, правое – 15мм

 

Иллюстративный и графический материал может быть размещён на отдельных листах или в промежутках между текстом. На одном листе можно расположить несколько иллюстраций, если их размер позволяет. Любая иллюстративная или графическая вставка обязательно подписывается.

Некоторые приложения, содержащие вспомогательные тексты (разработки уроков, методические рекомендации, разработки внеклассных мероприятий и др.) могут быть представлены в отдельной брошюре (папке, тетради).

 

Оформление иллюстративного материала

К иллюстративному материалу следует отнести графики, диаграммы, схемы, таблицы, иллюстрации, фотографии, рисунки и т.д.

Каждая иллюстрация в тексте и в приложении должна иметь точное и краткое название. На весь иллюстративный материал в тексте работы должна быть ссылка.

Иллюстрации, схемы, графики, диаграммы, помещённые в тексте, имеют сплошную нумерацию (арабские цифры) и обозначаются словом «Рис.».

Например:

 
 

 


Рис.1. Виды воображения

Рис. 2. Диагностика уровня развития творческого воображения учащихся 1в класса на констатирующем этапе

 

Название пишется с заглавной буквы без точки в конце, выравнивается по ширине или по центру листа (нужно следить, чтобы подписи рисунков были выполнены в одном стиле по всей работе). Допускается подпись жирным шрифтом, кегль 12.

При оформлении диаграммы необходимо указать название осей, справа или под диаграммой размещают легенду. Над столбиками диаграммы желательно указывать цифровые значения параметров.

Для имеющихся в тексте таблиц в правом верхнем углу указывают надпись «Таблица 1» с соответствующим порядковым номером (без кавычек), а в следующей строке по центру страницы размещается заголовок с заглавной буквы, который отражает содержание таблицы. Точка в конце названия таблицы не ставится. Например:

Таблица 2

Актуальность темы исследования – это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать её характеристику издалека нет необходимости. Для выпускной квалификационной работы достаточно одной страницы, для курсовой работы – полстраницы машинописного текста.

 

Принята следующая с труктура доказательства актуальности темы:

1. Характеристика нормативно-правовых документов, в которых приняты решения, подтверждающие важность темы и выражающие потребности.

2. Характеристика практики, её состояния и потребностей, подтверждающих значимость темы.

3. Анализ теоретических работ – вклада ученых в разработку темы, описание предпосылок, для разработки вашей темы.

4. Сопоставление материалов (пп.2 и 3) и установление их несоответствия.

5. Описание предложенного влияния исследования на развитие науки и практики.

Для курсовых работ достаточно выполнения 2 и 3 пункта, для выпускных квалификационных работ неплохо добавить пункт 1.

При написании ВКР часто актуальность формулируется в виде противоречий.

Существуют алгоритмы построения противоречий, основанные на классификации связей между элементами педагогического явления.

Алгоритм 1 - …«между явлением А и явлением В как одним из компонентов его существования».

Алгоритм 2 - … «для явления А необходимо явление В, равно как и явление С».

Алгоритм 3 - … «появление явления А в системе С не изменило последнее».

Алгоритм 4 - … «между явлениями А и В как элементом А».

Для исследовательской работы нужно брать противоречия, которые можно разрешить педагогическими средствами и в рамках педагогической теории и практики. Противоречие в своём разрешении должно способствовать позитивному преобразованию теории и практики.

Доказательство актуальности служит основой для выбора темы исследования.

Далее определяется цель исследования.Структура цели устойчива и состоит из трех элементов: целевого действия, целевого предмета и целевого объекта. Зная структуру цели, её можно разрабатывать самостоятельно или отбирать и корректировать готовые цели из других научных работ (см. таблицу 3).

 

 

Таблица 3

Структура цели исследования

Целевое действие Целевой предмет Целевой объект
Разработать Обосновать Выявить Определить Экспериментально проверить Проанализировать Раскрыть Изучить Обеспечить Сформулировать Охарактеризовать и т.д. Средства… Методы… Требования… Система критериев … Принципы формирования… Педагогические условия… Педагогические основы… Система деятельности… Закономерности… Процесс воспитания… Научная концепция… Теоретическая модель и т.д. Профессиональная ориентация… Усвоение знаний… Контроль знаний… Нравственное воспитание… Техническое творчество учащихся… Система трудового воспитания… Система производственного обучения… Теория воспитания… и т.д.

Каждая позиция автономна. Можно как из кубиков складывать цели из отдельных позиций, следя за тем, чтобы сохранялся смысл и дополняя необходимыми определениями.

Например: выявить и экспериментально проверить систему критериев контроля знаний учащихся начальной школы (из таблицы взяты подчеркнутые позиции).

Целесообразно использовать при определении цели исследования следующие шаблоны педагогических целей:

- разработка педагогических (методических, организационно-методических и т.д.) основ формирования (воспитания, развития и т.д.) у кого-либо чего-либо…

- выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (методических, дидактических и т.д.) условий формирования (воспитания, развития и т.д.) у кого-либо чего-либо…

Нежелательно, чтобы в формулировке цели были понятия «пути», «меры».

Нежелательно использовать слово «совершенствование».

После определения цели формулируется объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект – это часть практики, которую вы исследуете. В педагогике объект на 99% лежит в области учебно-воспитательного процесса. В качестве объекта могут выступать педагогические системы, деятельность, условия, структуры. Нельзя считать объектом или предметом изучения людей (студентов, учеников, учителей), не следует брать объект из области другой науки.

Над объектом исследователь не производит никаких преобразующих действий. Действие производится над предметом исследования.

Предмет исследования – это часть объекта, которая подлежит изучению и преобразованию. Отношение объекта и предмета исследования в педагогике принято определять как отношение целого и части. Предмет – это чаще всего содержание, технологии, методы, средства, формы, условия и др.

Гипотеза исследования – это такая исследовательская операция, посредством которой можно предсказать пути и способы достижения цели. Гипотеза оформляется в виде научного тезиса как суждения, утверждающего какую-то важную идею, истинность и достоверность которой ещё нужно доказать. Вся последующая исследовательская работа есть доказательство гипотезы.

Гипотеза вытекает из цели и коррелирует с выводами.

Свойства научной гипотезы:

1). Гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам.

2). Гипотеза должна быть эмпирически проверяемой.

3). Гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию.

4). Гипотеза должна быть принципиально опровергаемой.

Алгоритмы конструкции гипотезы:

а). «А возможно, если в качестве условий будут Б, С, Д»; б). «А есть В»; в). «в А входит В»;

г). «чтобы получить продукт А, надо взять Б и совершить по отношению к нему действия С1, С2, С3…»

Наиболее часто в педагогических исследованиях для построения гипотезы используется клише: «если…, то…».

В качестве примера можно привести несколько гипотез:

- если выявить и систематически использовать позитивное влияние изобразительного искусства на формирование творческих способностей младших школьников, то можно ожидать повышение уровня их творческого воображения.

- если выявить и систематически использовать позитивное влияние изобразительного искусства на формирование творческих способностей младших школьников, то можно ожидать повышение уровня их творческого воображения.

- если разработать содержание развивающих игр на основе природоведческого материала и систематически использовать их в процессе обучения, то это повысит эффективность экологического воспитания младших школьников.

Сформулированные цель и гипотеза логически определяют задачи исследования.

Задачи выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Наиболее приемлемый способ постановки задач определяется последовательностью исследовательской работы:

- вскрыть теоретическую проблему (изучение и анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы);

- выявить проблемный вопрос и предложить свой вариант его решения;

- провести педагогический эксперимент для доказательства выдвинутой гипотезы;

- написать методические рекомендации.

Выполняя курсовую или выпускную квалификационную работу, студент должен овладеть основными методами научного исследования.

Условно все методы делятся на 2 группы: эмпирические (основанные на опыте) и теоретические.

К теоретическим методам относятся: историко-генетический (историко-логический), моделирование, а также мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение и др.

В поиске оптимального решения в опытно-экспериментальной работе полезны и такие мыслительные операции как аналогия, интегрирование, систематизация и др.

Ни одна из приведённых выше мыслительных операций в опытно-экспериментальной работе не осуществляются в чистом виде; все они связаны, взаимодействуют, друг с другом и могут быть выделены условно по дополнительному признаку.

К методам эмпирического исследования относятся: изучение литературы, документов; изучение результатов деятельности (учащихся, учителей школ); наблюдение; опрос (анкетирование, беседа, интервьюирование); метод экспертных оценок; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; химический эксперимент.

Перечисленные методы педагогического исследования достаточно подробно описаны в книгах В.И. Загвязинского, А.А. Кыверялга, М.Н. Скаткина, М.М. Поташника и других авторов.

В зависимости от темы и конкретных условий работы могут в большей или меньшей степени использоваться отдельные методы. Однако наиболее удачным и продуктивным является их комплексное применение.

Определив цель и задачи исследования, сформулировав объект, предмет и гипотезу, необходимо описать методологические основы.

В качестве методологических основы педагогического исследования могут выступать идеи, теории, концепции, подходы к обучению и воспитанию, предложенные известными педагогами и психологами.

Можно использовать:

- системный подход (И.Ю. Алексашина, В.И. Загвязинский, М.В. Зуева и др.);

- личностно – деятельностный подход (Н.Е. Кузнецова, Г.И. Щукина и др.);

- личностно – ориентированный подход (И.Я. Лернер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.)

- теория учебно - познавательной деятельности и творческой активности (Л.С. Выготский, Т.С. Назарова, С.Л. Рубинштейн, Г.М. Чернобельская и др.);

- теория развивающего обучения (И.М. Титова, А.А. Макареня и др.);

- современные теории конфликтологии (Х.Корнелиус, Н. Крогиус, Д.Скотт и др.);

- теория гуманно – личностного образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава и др.);

- педагогические и дидактические основы формирования социальной активности школьников (В.Н. Константинов, Т.Н. Мальковская, В.Г. Мордкович, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Т.И. Щукина и др.);

- философские и психолого-педагогические теории познания (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.А. Макареня и др.);

- психолого педагогические концепции мотивации учебной деятельности (В.П. Гаркунов, Н.А. Менчинская, Е.Е. Минченков, М.С. Пак, Т.И. Шамова и др.);

Целесообразно рассматривать при проведении исследовательской работы:

- идеи инноватики (А.И. Пригожин, Н.Р. Юсуфбекова и др.);

- идеи межличностного общения (А.А. Леонтьев, В.А. Канн-Калик и др.);

- идеи интеграции в естественно - научном образовании (И.Ю. Алексашина, А.П. Беляева, И.Ю. Берулава, В.П. Гаркунов, В.Н. Максимова и др.);

- идеи гуманизации образования (В.П. Зинченко, В.И. Кузнецов, А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева и др.);

Определив теоретическую и методологическую концепцию в скобках в алфавитном порядке укажите авторов и последователей данной концепции.

Нужно отметить, что фамилии авторов и последователей теорий и концепций изменяются в исследовательском поле науки для каждой специальности.

Последним элементом концептуального аппарата является практическая значимость. Данное требование подразумевает возможности использования результатов и выводов курсовой или выпускной квалификационной работы для решения каких-либо практических задач.

Существует два основных направления характеристики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нём данными, второе - с используемой методикой.

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

- решения на их основе той или иной практической задачи;

- проведения дальнейших научных исследований;

- использования полученных данных в процессе подготовки специалистов.

Практическую значимость проведённого исследования, складывающуюся из значимости его результатов и используемых методик, следует отличать от практической значимости темы исследования, которая указывается до проведения исследования и раскрывается при характеристике актуальности.

При написании выпускной квалификационной работы можно выделить этапы, представленные на схеме рисунка 3.

 

 


Рис.3.Этапы научного исследования

Подготовка, выполнение и описание педагогического эксперимента

 

Педагогический эксперимент требует от исследователя высокой методологической культуры, тщательной разработки его программ и надежного критериального аппарата, позволяющего фиксировать эффективность образовательного процесса.

Метод педагогического эксперимента служит для решения следующих задач исследования:

Ø Установление зависимости между определённым педагогическим воздействием и получаемыми при этом результатами обучения, развития и воспитания учащихся;

Ø Выявление зависимости между определёнными условиями (или системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами;

Ø Сравнение эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий, условий и выбора из них оптимального варианта по какому-либо предельному критерию (результативности, затраченному времени);

Ø Доказательство рациональности и эффективности определённой системы мер по определённым нескольким критериям одновременно;

Таким образом, педагогический эксперимент позволяет установить характер связей между компонентами педагогического процесса, условиями и результатами различных воздействий; даёт возможность сравнить эффективность различных факторов и выбрать оптимальные из них.

В зависимости от цели выделяют такие виды педагогического эксперимента как констатирующий, поисковый (предварительный, «разведочный», «пилотный»), обучающий (формирующий). Иногда выделяют ещё контрольный, дополнительный, дублирующий эксперимент и др. По-видимому, в данном случае следует говорить не об отдельных видах, а об этапах педагогического эксперимента.

Констатирующий эксперимент проводится на начальном этапе исследования. Цель его – изучение практики школ. На данном этапе проводится целенаправленный сбор, анализ и обработка материала.

Поисковый эксперимент – это первоначальная апробация в школьных условиях определённых педагогических воздействий (методов, средств обучения) или условий, их корректировка и выбор оптимальных вариантов.

Обучающий или формирующий эксперимент – это проверка эффективности исследуемого фактора или концепции в целом со строгим учётом результатов эксперимента, их анализом. Данный вид педагогического эксперимента играет основную роль в педагогическом исследовании.

Контрольный эксперимент преследует цель перепроверки результатов обучающего эксперимента, если в этом есть необходимость.

Любой проводимый эксперимент требует того, чтобы были созданы условия экспериментальной работы; разработаны пути и приёмы фиксирования хода и результатов эксперимента; подготовлены все участвующие в экспериментальной работе; установлены правильные взаимоотношения между исследователями и испытуемыми.

До проведения педагогического эксперимента необходимо продумать критерии оценки его эффективности, методы и формы контроля над ходом эксперимента (контрольные срезы знаний, характер и содержание заданий).

Методика педагогического эксперимента может быть оформлена как отдельный параграф во 2 (3) главе научной работы. Этот параграф предполагает следующие моменты, которые желательно выделить в тексте, не вынося их в оглавление:

- Дается общая характеристика субъектов исследования или испытуемых. Указывается их количество, пол, возраст, а также те характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования.

- Перечисляются используемые в исследовании методики с указанием литературных источников, из которых они берутся.

- Характеризуется процесс проведения эксперимента. Указывается последовательность и условия проведения используемых методик, предлагаемые инструкции и т.п.

Дадим краткую характеристику этапов педагогического эксперимента.

1. Выделение экспериментальных и контрольных классов (или группы учащихся). Экспериментальные и контрольные классы (группы) должны быть уравнены по всем показателям (состав, возраст, успеваемость, объём материала, количество упражнений) кроме одного единственного различия, связанного с введением в эксперимент нового условия. Только в этом случае разница в результатах работы опытных и контрольных групп (классов) может быть объяснена именно влиянием вводимого условия. Работу в экспериментальном и контрольном классах должен проводить один учитель.

2. Определение при помощи возможно объективных методов начального уровня знаний, умений и навыков учащихся в обоих классах. С этой целью проводятся разнообразные самостоятельные, контрольные работы, опросы учащихся, анкетирование, тестирование и т. д. Находится соответствующий средний показатель обоих классов. В случае изучения воспитательных аспектов обучения определяется уровень воспитанности учащихся по определённым критериям, реализуемых чаще всего в тестах.

3. Проведение учебной работы в экспериментальном классе с введением экспериментального фактора, а в контрольном классе без него или с введением какого-либо другого фактора.

4. Определение уровня знаний, умений и навыков, учащихся после окончания эксперимента (окончательные данные). Нахождение средних показателей (коэффициентов) Кэ (для экспериментальных классов) и Кк (для контрольных классов).

5. Определение прироста знаний, умений, навыков в экспериментальных и контрольных классах. Для этого в обоих случаях необходимо вычесть из среднего показателя окончательных знаний средний показатель начальных знаний.

В зависимости от конкретных условий, тематики педагогический эксперимент будет иметь свои особенности в организации, содержании, определении критериев эффективности. Критерии эффективности – важнейшая проблема вообще в любой деятельности. Критерии должны удовлетворять, в частности следующим признакам:

· Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в педагогике), позволять оценивать исследуемый признак однозначно, не допускать спорных оценок разными людьми.

· Критерии должны быть адекватными, валидными, т.е. оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить.

· Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлениям. Так, если в ходе эксперимента в одних классах изучается какая-то тема, а в других – нет, то в качестве критерия сравнения нельзя брать знания учащимися материала этой темы.

Для специальностей «Преподавание в начальных классах», и «Физическая культура» актуальным в исследовании является доказательство повышения эффективности учебного процесса при внедрении в него экспериментального фактора.

Эффективность учебного процесса может оцениваться рядом показателей. Прежде всего, это коэффициент усвоения знаний (Куз). Он представляет собой отношение учебного материала, усвоенного учащимися в течение определённой единицы времени (Jо) к материалу, сообщённому учащимися в течение этой единицы времени (Jа): Куз = Jо/Jа

Для вычисления среднего коэффициента усвоения знаний всего класса нужно сложить коэффициенты усвоения знаний всех учащихся и разделить на число учащихся.

Следующий критерий эффективности учебного процесса – уровень усвоения учебного материала. Различают четыре уровня усвоения учебного материала:

1. Уровень знания учебного материала;

2. Уровень понимания;

3. Уровень овладения;

4. Уровень интеллектуальных навыков.

Для проверки уровня учебного материала проводят контрольные работы, вопросы в которых группируют соответственно уровням усвоения (например: 12 вопросов, по 3 на каждый уровень). При оценке результатов отдельных учащихся или всего класса учитывается коэффициент усвоения, а также удельный вес отдельных уровней в нем.

Ещё одним критерием эффективности является прочность усвоения знания. Показателем в данном случае служит уровень знаний, умений и навыков учащихся по истечении некоторого времени после сообщения материала. Коэффициент прочности усвоения знаний рассчитывается: Кп.з. = Jm/Jo ;

Jm – материал, оставшийся в памяти учащихся и эффективно используемый ими по истечении некоторого времени, Jo – количество предложенных заданий.

Для получения данных об эффективности исследуемого фактора проводятся так называемые «срезы» знаний. Это могут быть различные контрольные работы, тесты и др.. Проводимые контрольные работы могут содержать вопросы, задачи, упражнения, ответы на которые дают возможность исследователю установить степень влияния изучаемых воздействий.

Все методы педагогического исследования основаны на фактическом материале.

Следующим этапом в работе исследователя является систематизация, обработка материала, его анализ и формулировка соответствующего вывода.

Полученные при исследовании количественные данные представляются тремя способами:

1. Перечисляются и описываются в тексте работы.

2. Представляются в виде таблицы.

3. Представляются в виде графических изображений.

Графическое изображение полученных данных мо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.509 с.)