Современное правоведение в поисках методологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное правоведение в поисках методологии.



 

Дезавуация марксизма-ленинизма в качестве единственно верной теории познания права и государства привела в отечественном правоведении к потере методологических ориентиров современных ученых-юристов. Некоторые юристы начали искать замену одной монистической философско-методологической системы (марксизм-ленинизм) другой (постмодернизм как отказ от методологии, феноменологическая концептуализация методологии правоведения, герменевтическая «парадигма», синергетика и др.), но успехом построение нового философско-методологического монизма эти попытки пока, очевидно, не увенчались.

 

Из монографии Тарасова. Специфика методологического исследования. Юридическоеметодологическое исследование может быть только рефлексивным, т.е. стремящимся не столько к отображению в знании правовой реальности, сколько к осмыслению оснований, условий, форм и средств такого отображения. Иначе говоря, методологически ориентированное научное правосознание вынуждено обращаться не к праву, а прежде всего к самому себе, своим основаниям, правилам и средствам. Отсюда, содержание конкретного методологического исследования создается анализом юридической науки, а эмпирической областью становится, в первую очередь, само научное познание права.

 

Методология исследует способы деятельности,приводит их в схемы,понятия,конструкция, занимается упорядочением, объяснением такого способа работы,и засчет этого способна продвигать такие исследования за счет того, что задает образцы иправила исследования, которые обусловлены самой природой научного познания. Сопровождая само научное исследования, она обеспечивает его эвристичность,эффективность,хотя сама методология не имеет отношения к предмету научногоисследования. Методология не создает правила исследования, она их рефлексивнымобразом приводит в отчетливую форму, задает обобщения и их систематизирует, но не выдумывает. Любые прорывы,новации с точки зрения с точки зрения новых методовнаучного познания создаются самой наукой, но не методологией. Методология задаетнекоторое пространство, которое аккумулирует все достижения с точки зрения

 


исследовательского инструментария, она может подсказать некоторые тенденции, указать некоторые наиболее эффективные направления, но создать новый метод или систему инструментов она не в состоянии,у нее другие задачи.Для того,чтобызаняться методологическим анализом, нужно остановить деятельность, исследовать живой организм нельзя, его нужно остановить, умертвить и начать препарировать.

 

В рамках нормальной науки методология востребуется нечасто. Нормальная наука – это наука, которая существует в рамках устоявшейся парадигмы, как некоторой системы оснований, способов и средств аргументации, формы презентации научного знания, их проверки, которые приняты в некотором научном сообществе и являются в нем общепризнанными (Т. Кун «Структура научных революций», 1972). Метод нормальной науки – это и есть система исследовательских средств и способов, объединенных научной парадигмой (здесь господствует инструментальное понимание метода науки). Нормальная наука, как правило, действует по образцам. Нормальная наука существует как некоторая традиция, длится некоторое время, затем происходит ее слом, формируется новая наука, создающая новые правила, затем она сама становится нормальной.

 

Случаи вмешательства методологии в науку. Первый случай: парадокс в предметенауки – тенденции, процессы, которые мы описываем привычными нам средствами, способами, вдруг начинают вести себя по принципиально иным законам, а имеющийся инструментарий не позволяет их адекватно описать (например, представление о сверхтекучести). Почему понятия нормальной науки и средства ее описания объекта не могут описывать данные явления? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться

 

к методологии, сама нормальная наука из такой ситуации выйти не может. В этой ситуации их решают сами предметники той или науки, только они начинают работать не как ученые, а как методологи.

 

Второй случай связан с ситуацией,когда исследователь в рамках существующейорганизации предмета и метода науки не может достичь исследовательских целей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.004 с.)