Философские основания исторической школы права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские основания исторической школы права.



 

Исследователи учения немецкой исторической школы неоднократно указывали, что его философские основы не были впервые сформированы «истористами»; основание теории правообразования «истористов» составилось из совокупности идей, которые были выработаны в философии истории и лишь повторялись в юриспруденции». По мнению известного цивилиста и теоретика права С.А. Муромцева, «Савиньи не формулировал впервые высказанных им идей, но утвердил их по отношению к гражданскому праву; он воспользовался ими для разрешения важного практического вопроса своего (кодификации

 

– А.М.) и таким образом реализовал их значение, показав наглядно их ценность». Теория образования права, выдвинутая юристами исторической школы, отчасти заимствовала из философии определенные положения, «отчасти же самостоятельным путем приходила к выводам, которые соответствовали духу науки, господствовавшему в данное время».

 

Взгляд на право как на развивающийся во времени живой организм, по мнению историка права Г.Дж. Бермана, был характерен уже для систематиков канонического права. Ученый пишет: «Система канонического права, в понимании Грациана, опиралась на постулат, что организм права – не мертвое тело, а живое, «corpus» (лат. «тело»), а не corpse (англ. «труп»); этот организм имеет корни в прошлом, но растет в будущее. И.И. Царьков пишет: «Именно схоластическая техника XII в., которая примиряла противоречия и выводила

 


общие понятия из правил и казусов, позволила впервые построить corpus juris — «организм» юридических норм, который, имея свою внутреннюю логику, со временем изменяется. Историчность права связана с понятием его превосходства над политическими властями».

 

Среди романистов и историков права широко распространена точка зрения, что именно гуманистическое направление французских юристов XVI столетия породило воззрение на право как на живой организм, тесно связанный с жизнью той исторической среды, которою и для регулирования которой он вызван к действительности. Именно юристы гуманистического направления стали изучать Corpus Iupis Civilis с позиций истории и филологии. В отличие от глоссаторов и комментаторов, гуманисты изучали первоисточники «в сопоставлении с той живой действительностью, которая их создавала

 

и была отражена в античной истории, литературе, искусстве. Стали появляться первые сообщения об истории римского права; началось очищение первоначальных текстов от многочисленных средневековых искажений». Исследование римского права в его связи с историей было обусловлено тем, что «для гуманистов Свод законов Юстиниана являлся всего лишь проявлением истинно римского духа, а не собранием всевозможного рода предписаний и запретов, которые в ту эпоху могли бы притязать на абсолютную законность».

 

Основание права в общем убеждении сословия, народа, которое принято связывать с немецкой исторической школой, видел уже Дж. Вико, склонный смотреть на право как на один из элементов народной жизни.

 

Идею о том, что право, как и язык, является продуктом национальной истории, высказывал И.Г. Гердер.

 

Г.В. Лейбниц считал ведущей целью исторической науки изучение непрерывной цепи изменений права, приведших к современному состоянию, указывал, что необходимо связывать изменения права со всей совокупностью исторической обстановки, внешней среды его развития. Ф. Шеллинг утверждал, что искусство, наука и юридические учреждения имеют общий источник. Подобно юристам исторической школы, Ф. Шеллинг осуждал современное ему состояние юриспруденции и прямо рекомендовал применение к праву философского и исторического исследования с целью «конструировать» государственный организм.

 

Центральную идею исторического метода познания положительного права определенно высказал уже П.А. фон Фейербах в 1804 г. Он утверждал, что «все позитивное право подчинено великому и вечному закону причинности; как нечто, имеющее происхождение, оно есть продукт времени и связано с предшествующими событиями неразрывной цепью причин и следствий. Из права, действовавшего прежде, выросло право современное; и это последнее существует только потому, что старое, отжив свой век, родило новое. В глубине прошлых тысячелетий лежит зерно законодательства, которому мы теперь повинуемся… История права должна вывести, объяснить его современное состояние из предыдущих состояний на основании их внутренней прагматической связи».

 

Таким образом, можно видеть, что такие философские основания исторической школы юристов как представление о закономерном, причинно-следственном развитии


положительного права, утверждение его органической связи с народной жизнью и восприятие права как одного из компонентов национального исторического развития были сформированы в рамках философии истории.

 

Традиционно считается, что предшественником исторической школы права в ХVIII веке явилась Геттингенская школа, на зарождение которой, в свою очередь, значительное влияние оказали учения Лейбница и Монтескье.

 

Г.Дж. Берман справедливо указывает, что корни консервативной политической идеологии немецких «истористов» лежат в учении английского мыслителя Э. Бёрка, который одним из первых стал защищать историческое измерение политики и права против нового рационализма, индивидуализма и утилитаризма, акцентируя не только исторические корни права, но и исторические задачи аристократии, духа общества и традиционных ценностей, заложенных в общем праве Англии. «Как и Бёрк, Савиньи рассматривал право

 

в качестве неотъемлемой части общего сознания нации, органично связанной с

 

«сознанием народа» (Volksgeist).

 

О.С. Иоффе, вслед за А. Стояновым, провозвестником исторической школы называет Гофакера, рассматривавшего римское право как самобытный продукт народного творчества, явившийся результатом исторического развития последнего. А. Стоянов приводит цитату из труда Гофакера: «Юрист не должен вносить в римское право ни произвольных философских начал, ни особенных принципов своей школы. Если же римскому праву следует удержать тот самобытный характер, который украшает его, как прекрасное целое: в таком случае ученому романисту нужно сделаться чистым историком».

 

Д. Ллойд утверждает, что немецкая историческая школа права «в значительной степени находилась под влиянием теории Гегеля и черпала оттуда свое вдохновение». Гегельянство поддерживало историческую школу в вопросе о спиритуалистическом характере эволюции права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.008 с.)