Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обязательно: Тарасов, монография, С. 149 – 150, особенно выучить сноска 45, потом С. 144 – 148, затем еще С. 154
Объект и предмет правоведения: методологические смыслы различения.
С позиции традиционных представлений в философии науки объект познания существует как налично данная действительность, явления и процессы которой познаются субъектом. Предметом познания является определенный ракурс исследования, который зависит от целей и уровня (макро, средний, микро) исследования, ценностных установок исследователя, избранных им методов познания объекта, ресурсной базы, имеющейся в распоряжении исследователя, социокультурной среды, к которой принадлежит исследователь, и многих других факторов.
В.С. Нерсесянц по поводу соотношения объекта и предмета науки отмечает: «Объект науки – это то, что мы о нем знаем до его научного изучения, а предмет – это изученный объект, то, что мы знаем о нем после научного познания. Речь идет о различении
познаваемого объекта и идеи (теоретического смысла, мыслительного образа, логической модели и т.д.) познанного объекта».
Какой-либо процесс или явление реальной действительности – объект познания – может быть рассмотрен с различных ракурсов, т.е. иметь целый ряд предметов познания, которые могут быть рассмотрены как его проекции с позиции целей и методов исследования той или иной науки. Иными словами, один и тот же объект познания могут иметь несколько разных наук с различными предметами.
Методологическая установка на различение объекта и предмета науки отчетливо возникла, по мнению Н.Н. Тарасова, в XIX веке, на этапе неклассической научной рациональности, «когда произошел отказ от отношения к одной из конкретных научных теорий как единственно истинной и, в этом смысле, «разотождествление» исследуемого объекта и его «представленности» как теоретического описания. Суть ее усматривается в том, что «в противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания <…> если в классической рациональности научная теория считалась объяснением и описанием реального объекта таким, как он существует «на самом деле», то теперь обязательным требованием к научной теории становится предъявление, помимо описания объекта, оснований и средств его построения».
Тарасов, монография, С. 135:«…различение объекта и предмета науки следует пониматьне как их самостоятельное, раздельное существование, а как изменение гносеологических представлений, выражающееся, в частности, в изменении способов обоснования научного знания, идеалов и норм доказывания в научном исследовании, представлений и научной истине и т.д. В гуманитарных областях, наверное, наиболее значимым следствием осуществленного различия явилась возможность обосновать рассмотрение в качестве научных объектов сложных саморазвивающихся систем».
Натуралистическая и методологическая позиции (С. 137 – 138), методологическое значение: С. 139, механизм правового регулирования как методологическая конструкция, С. 155, вывод – С. 156.
Метод юридической науки.
Изначально слово метод (греч.) означало путь, ведущий за горизонт, за пределы познанного. О методе можно говорить только в отношении только тех исследовательских средств, которые позволяют преодолеть границы существующего предмета и обеспечить его приращение. Метод работает только тогда, когда он реализуется в рамках некоторой эвристической идеи и может принести новые знания.
Сам по себе метод в профессиональном пространстве не существует явленно и выделено, он встроен в юридические теории, концепции, понятия и т.д. Его нужно уметь оттуда достать, вытащить, осмыслить. Это особая работа, которая в собственном смысле не является научной, не является в этом плане позитивно-научной, а которая называется
методологическая работа. Метод есть рациональные основания, особые методические ходы и т.д.
Метод правоведения – исторически сложившаяся система философских, общенаучных и собственно юридических средств познания права.
Юристы говорят о методе юридической науки, но, говоря о нем, они подразумевают некоторый набор инструментов, с помощью которых можно осуществлять юридические исследования. Таких инструментов очень много. Все методы как инструменты научного познания в юриспруденции стали делить на группы:
• философские. Юристы обращаются к тем методологическим средствам, которые создает философское познание. Это фундаментальные философские категории, описывающие действительность – некоторые гносеологические конструкции: восхождение от абстрактного к конкретному, исторических аналогий и т.д.,
• метанаучные - те инструменты, которые не имеют философского статуса, т.е. не участвуют в формировании картины мира, но которые используются всеми или большинством наук – математические методы, логика, подходы, которые представляют собой операционализацию частных теорий (теория систем – системный подход)
• иных наук – исторический, психологический, и др.
• юриспруденции – методы догматического или позитивно-юридического анализа, толкования, сравнительного правоведения.
Метод юридической науки един и в равной степени относится как к общей теории права, так и отраслевым наукам и прикладным юридическим дисциплинам. Другое дело, что в исследованиях, осуществляемых в рамках общей теории права или отраслевых дисциплин, в силу разных исследовательских задач и целей, могут доминировать или философские, или общенаучные, или «частноправоведческие» методы. В то же время, ядро метода любой правовой науки составляют собственные методы юриспруденции, юридические средства познания права.
На сегодняшний день метод юридической науки представляет собой не связанную единой идеей и принципами познания технологию, а некоторую систему исследовательских средств, которые рационализируются в зависимости от исследовательских целей и задач. Метод в правоведении как инструмент – это некоторое рамочное понятие.
Метод юридической науки следует отличать от метода правового регулирования. В первом случае средства и приемы формируются из познавательного отношения по отношению к объекту, во втором случае – целесообразного и эффективного результативного воздействия.
Сам контекст употребления понятия метода науки приводит нас к неявному видению метода как некоторой технологии, некоторого алгоритма. Если к методу относиться как к познавательной технологии, то в современное время такого метода не существует, оно закончилось в 19 веке. Оно имело место тогда, когда в обществе наличествовали универсальные картины мира (человечество не сомневалось, что мир устроен таким
образом, что можно пытаться построить некоторую технологию исследования, результаты которой бы априори воспринимались как истинные и достоверные). Сегодня это сделать нельзя:
1) исчезла универсальная философия;
2) социальные процессы приобрели совершенно другой характер: исчезли механизмы, которые человечество считало фундаментом своего существования всю свою историю (исчезли механизмы трансляции культуры).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.013 с.) |