Глава 1. Теоретические аспекты исследования функционального состояния вегетативной нервной системы у волейболисток 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты исследования функционального состояния вегетативной нервной системы у волейболисток



Физиологические свойства и исследование вегетативной нервной системы

1.2. Характеристика полиморфизмов генов серотонинергической и дофаминергической систем

1.2.1. Вариации генов серотонинергической системы

1.2.1.1. Описание генотипов гена 5НТТ

1.2.1.2. Описание генотипов гена 5НТ2А

1.2.2. Вариации генов дофаминергической системы

1.2.2.1. Описание генотипов гена СОМТ

1.2.2.2. Описание генотипов гена DAT1

1.2.2.3. Описание генотипов гена DRD2

1.3. Направленность тренировочного процесса по периодам годичного цикла волейболисток с учетом разного игрового амплуа

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Высокий престиж белорусского волейбола требует постоянного неуклонного научно-практического совершенствования, обобщения знаний ведущих научных работников, теоретиков и практиков волейбола с тем, чтобы, развиваясь, сохранить высокие позиции белорусской школы волейбола, приблизиться к мировым лидерам и удержаться там. Волейбол в Беларуси является одним из популярных видов спорта, которым с интересом занимаются, в котором развивают и совершенствуют свои физические способности тысячи юных спортсменов. Дальнейший успех в спорте высших достижений будет возможен лишь при научно-обоснованном управлении системой подготовки юных спортсменов, индивидуализации учебно-тренировочного процесса и дифференциации методики подготовки.

Проблема сохранения необходимого уровня эффективной работоспособности спортсмена в течение длительного времени, особенно в условиях соревновательной деятельности является весьма актуальной и требует повышенного внимания. Повышается значимость текущих обследований с целью раннего выявления переходных функциональных состояний организма спортсменов в тренировочном процессе, а также профилактики начальных явлений переутомления, перетренированности, снижения уровня реактивности центральной нервной системы, иммунодефицита и снижения резистентности. Типичным психофизиологическим состоянием в спорте является высокая (непродуктивная) напряженность и как ее разновидность – спортивный стресс. Актуальность проблемы контроля психофизического состояния спортсменов, т.е. деятельности, которая требует устойчивого внимания, быстрой реакции, стабильной работы психофизиологических функциональных систем, несомненна. В противном случае сохраняется остаточная усталость, следовательно, быстрее наступает утомление. Неполное же восстановление организма способствует развитию патологических состояний. В настоящее время возникает серьезная необходимость комплексного диагностического исследования, занимающихся спортом высококвалифицированных спортсменов, с целью динамической оценки эффективности спортивной деятельности и составления индивидуального плана подготовки. Под воздействием регулярных физических и психических нагрузок, сопровождающих жизнь спортсмена, происходят изменения в серотониновой передаче импульсов, а введение в организм агентов, препятствующих резкому возрастанию концентраций серотонина (5НТ) в ЦНС, повышает работоспособность во время спортивных тренировок и продлевает время до наступления у спортсмена утомления[28]. Интенсивные занятия спортом, не соответствующие генетической предрасположенности, приводят к ограничению специальной работоспособности, а в последствие и к снижению соревновательного результата. В настоящее время считается целесообразным построение спортивного отбора и выбор спортивной специализации с учетом генетической предрасположенности человека не только к выполнению различных нагрузок, но и возможности организма поддерживать гомеостаз, избежать развития дезадаптации и патологических состояний. В связи с этим, адекватный выбор типа нагрузок на основе генетической предрасположенности к различным видам деятельности на раннем этапе спортивной карьеры, а также коррекция тренировочного процесса на более поздних стадиях с учетом индивидуальных особенностей организма является одной из актуальных проблем современной спортивной науки[8].

Комплексный подход позволяет выявить взаимосвязь физиологических систем в процессе адаптации к физическим нагрузкам. Активность серотониновой и дофаминовой систем - основных нейромедиаторных систем человеческого организма, регулирующих поведение, зависит от ментальной регуляции интенсивности физической активности в процессе деятельности человека.

Возможность оптимизации психического контроля интенсивности физических нагрузок лежит в пространстве регуляции уровня синтеза серотонина при различной экспрессии контролирующих этот процесс генов[15].

Участие серотониновой и дофаминовой системы в процессах развития центрального утомления при выполнении физической работы, а также под воздействием психических нагрузок делает проблему изучения индивидуальных особенностей функционирования серотониновой и дофаминовой системы особенно актуальной не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

Задачи исследования:

1. Оценить функциональное состояние вегетативной нервной системы в тренировочных периодах на основе анализа показателей зрительно–моторных реакций: простая зрительно–моторная реакция, реакция различения, реакции выбора и помехоустойчивости.

2. Провести анализ влияния полиморфизмов генов 5НТТ, СОМТ, 5НТ2А, DRD2, DAT1 на возможность развития центрального утомления в динамике тренировочных нагрузок, и показать их взаимосвязь с характеристиками зрительно–моторных реакций.

3. Предложить рекомендации по коррекции тренировочного процесса в зависимости от выявленных изменений состояния вегетативной нервной системы, распространенности полиморфных локусов генов 5НТТ, СОМТ, 5НТ2А, DRD2, DAT1 у спортсменок-волейболисток.

 

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс спортсменок в волейболе.

Предмет исследования: показатели зрительно - моторных реакций, параметры психологических тестов у волейболисток, полиморфизмы генов серотониновой и дофаминовой системы.

Теоретическими и методологическими базами исследования явились общенаучные положения и принципы теории и методики педагогических исследований; анализ комбинаций генетических маркеров мышечной деятельности (И.И. Ахметов); генетические маркеры физической работоспособности (В.А. Рагозкин); физиология центральной нервной системы (В.Н. Смирнов); психофизиологические критерии перетренированности у спортсменов; управление соревновательной деятельностью команды на основе использования индивидуальных особенностей волейболистов.

Научная новизна исследования заключается в расширении имеющихся представлений о реализации индивидуального генотипа в фенотипе человека, в применении нового подхода использования вариаций генов, экспрессирующихся в нервной системе для прогноза реакций спортсменок-волейболисток в ответ на напряженные физические и психические нагрузки, и создания наиболее оптимальной модели спортивной тренировки для каждой волейболистки разного игрового амплуа с учетом генетической предрасположенности и психофизиологического статуса.

Практическая значимость

Практическая актуальность темы заключается в возможности использования информации, полученной при изучении связи генетических вариаций с нейродинамическими реакциями на мышечную деятельность и психологическую составляющую. Разработка протоколов психофизиологической диагностики спортсменов в условиях интенсивной тренировочной деятельности с возможностью коррекции объемов и интенсивности нагрузок, построение индивидуальной, наиболее оптимальной, модели спортивной тренировки для каждой волейболистки разного игрового амплуа и ее внедрение в учебно-тренировочный процесс.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены методологической базой исследования, разнообразием и адекватностью использованных методов поставленным задачам, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, корректной обработкой полученных данных методами математической статистики, практическим подтверждением основных положений исследования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.008 с.)