Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция концепции ксо. Объекты и субъекты ксо↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1 Эволюция концепции КСО. Объекты и субъекты КСО План 1. Понятие КСО. 2. Уровни социальной ответственности и КСО. 3. Этапы развития концепции КСО. 3.1. Комплексная модель КСО. 3.2. Модель корпоративной социальной деятельности. 3.3. Концепции стейкхолдеров. 3.4. Концепция корпоративного гражданстваи корпоративной устойчивости. 3.5. Российские исследования в сфере КСО.
Ответственность обладает следующими характеристиками. Во-первых, это, конечно, типологическая принадлежность ответственности. При этом следует иметь в виду, что она проявляется в сочетании различных типов, а не только в принадлежности к одному из вышеперечисленных. Искусство реализации ответственности в процессах менеджмента и состоит в построении этого сочетания. Во-вторых, можно назвать такую характеристику, как мера ответственности. Она отражает степень порицания, поощрения, силу наказания или одобрения результатов работы. Здесь необходимо иметь в виду, что ответственность в менеджменте выступает не только как фактор сдерживания или ограничения, но и как фактор мотивации. В-третьих, ответственность обладает такой характеристикой, как адресность. Кому она предназначена, кто и как должен ее учитывать. В-четвертых, всякая ответственность обладает определенной организационной формой реализации, которая закрепляется в положениях, инструкциях, договорах, контрактах и т.д. В-пятых, ответственность может иметь условный характер. Это значит, что она может действовать при определенных условиях, установленных заранее. В-шестых, ответственность характеризует также источник ее реализации. Для внутренней организации деятельности — это уровень системы менеджмента, в соответствии с распределением полномочий. Для внешних отношений — организации, указанные в контракте или договоре, а также государственные органы регулирования. В-седьмых, ответственность обладает временными характеристиками. Всегда существует время ее наступления и реализации. Более того, ответственность может изменяться во времени — ослабевать или усугубляться. Это может происходить при изменении ситуаций, условий, потребностей, организационных положений. Система ответственности — это совокупность взаимос- и.манных действий по реализации ответственности в организации и в ее внешнем окружении. Построение системы ответственности включает: · распределение ответственности по ее объектам (звеньям системы менеджмента), · дифференциацию по типам и характеристикам, определение целевых установок реализации ответственности, · установление уровней или меры ответственности, · организационно-документальное оформление oтветствеиности [кор, с. 35]. Механизм реализации ответственности — это совокупность средств обеспечения ответственности в деятельности человека и коллектива. Отличительные черты корпоративной формы управления: · ограниченная ответственность акционеров за результаты деятельности · обособленное управление корпорацией от ее владельцев [кор, с. 45]. Уровни социальной ответственности и КСО Социальная ответственность в системе управления корпорацией возрастает по мере административного роста и уровня компетенции персонала[кор, с. 423]. Уровни социальной ответственности: · первый уровень — следование законам и иным нормативным актам; · второй — признание необходимости осуществлять социально ответственную деятельность в более широком контексте, чем требуют нормативные акты; · третий уровень — социально ответственная деятельность, направленная одновременно на получение положительных эффектов во внешней среде и в самой организации [кор, с. 103]. Комплексная модель КСО Комплексная модель КСО, включает в себя ранее выработанные концепции в качестве составных элементов, дополняющих друг друга. Корпоративная устойчивость Корпоративное гражданство Концепция заинтересованных сторон Корпоративная соц. деятельность Корпоративная соц. восприимчивость Корпоративная социальная ответственность[кор, с. 53]. Первое определение социальной ответственности в 1953 г. дал Г. Боуен: «Социальная ответственность бизнесмена состоит в реализации такой политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества»[кор, с. 53]. Ответственной в контексте КСО можно назвать организацию, топ- менеджеры которой в случае возможности выбора между р.пличными по ресурсоемкости (но приемлемыми по прибыльности) управленческими решениями готовы выбрать более ресурсоемкий вариант, если он лучше отвечает ожиданиям собственных сотрудников и общества. Источники КСО — те силы, которые диктуют корпорации и менеджерам соответствующие обязанности ответственного поведения. Внешние источники КСО — это силы, диктующие ответственное поведение бизнеса, которые вызваны существующим в обществе негласным договором, согласующим поведение бизнеса с целями и ценностями всего общества. Внутренние источники КСО — ответственность, вызванная существующей реальной властью бизнесмена. К. Девис сформулировал «железный закон ответственности»: «Те, кто не берет на себя ответственности, адекватной их власти, в результате утратят эту власть». «КСО — это «осознание фирмой проблем, выходящих за пределы узких экономических, технических и правовых требований, и реакция на эти проблемы». Фирма не будет социально ответственной, если она всего лишь соотносит свою деятельность с минимальными требованиями закона, поскольку это присуще любому хорошему гражданину». Определение Девиса можно назвать «узким», так как оно ограничивает те конкретные меры, которые могут быть понимаемы как КСО. Комплексный подход развивали ученые Л. Престон, Дж. Пост, А. Керолл. Вершина комплексного подхода — трактовка А. Керолла, который дал свое определение КСО. Под КСО понимается «соответствие деятельности организации экономическим, правовым и дискреционным (филантропическим) ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный период времени». Несколько позже А. Керолл уточнил свое определение следующим образом: «КСО представляет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в виде пирамиды. Исповедующая КСО фирма должна стремиться получать прибыль, исполнять законы, быть этичной, а также быть хорошим корпоративным гражданином». Лежащая в основании пирамиды А. Керолла экономическая ответственность подразумевает непосредственную обязанность организации на рынке как производителя товаров и услуг удовлетворять какие-либо потребности потребителей и таким образом извлекать и свою прибыль. Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие деятельности компании тем ожиданиям общества, которые зафиксированы в правовых нормах. Этическая ответственность требует от деловой практики организации соответствия тем ожиданиям общества, которые не оговорены в правовых нормах, но основаны па существующих нормах морали. Филантропическая или дискреционная ответственность побуждает фирму к благотворительным действиям, направленным на оказание помощи нуждающимся, в том числе при реализации социальных программ [кор, с. 57]. Далее А. Керолл, развивая комплексную концепцию, предложил модель КСО, которая включила три измерения: · корпоративная социальная ответственность — возможные уровни: экономическая, правовая, этическая, дискреционная; · корпоративная социальная восприимчивость — диапазон изменений от реактивной к проактивной: реактивная, оборонительная, адаптивная и проактивная; · релевантные общественные проблемы — охрана окружающей среды, безопасность продукта, дискриминация, безопасность рабочих мест, взаимодействие с акционерами и т.д. Концепции стейкхолдеров Помимо концепции КСД, начиная с 90-х годов XX в., стали развиваться альтернативные КСД концепции — концепция стейкхолдеров или заинтересованных сторон, концепция корпоративного гражданства и концепция корпоративной устойчивости. Заинтересованные стороны компаниии (стейкхолдеры), по определению Э. Фримена — это любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие существенное влияние на принимаемые фирмой решения и/или оказывающиеся под воздействием этих решений [кор, с. 60]. Примерный перечень заинтересованных сторон современной организации: · собственники; · потребители; · группы защиты прав потребителей; · конкуренты; · средства массовой информации; · работники; · группы по интересам; · защитники окружающей среды; · поставщики; · правительственные организации; · организации местных сообществ. 3.4. Концепция корпоративного гражданства и корпоративной устойчивости Концепция корпоративного гражданства уделяет особое внимание наличию у организаций гражданских прав и обязанностей, а также связывает их деятельность с реализацией прав и обязанностей соответствующих индивидов [кор, с. 60]. А. Керолл, используя термин «корпоративное гражданство», писал, что оно имеет четыре грани: экономическую, правовую, этическую и филантропическую. Таким образом, в его трактовке корпоративное гражданство соответствует КСО. Близкое, но все же существенно отличающееся определение дали И. Маигнан и О. Феррел: «Корпоративное гражданство — это степень соответствия компании той экономической, правовой и филантропической ответственности, которую возлагают на них заинтересованные стороны». Концепция корпоративной устойчивости — самая молодая из концепций, составляющих КСО. Пионером этой концепции стал Дж. Элкингтон, который ввел понятие тройного итога деятельности корпорации, включающего в себя финансовое и экологическое измерения, соответствующие идее экоэффективности, и, главное добавление — оценку социального и широкого экономического воздействия, редко учитываемого традиционным финансовым итогом. Кроме того, он обозначил возможные пути реализации новых стратегий ведения бизнеса, которые способны одновременно приносить выгоды компании, ее потребителям и природной среде. Три основания устойчивости Элкингтон обозначил ЗР (People, Planet, Profits). Его идея устойчивого развития была воспринята как новая парадигма развития бизнеса, вобравшая принципы КСО, изложенные в форме ЗР.
Список литературы 1. Бакша Н.В., Данилюк А.А. Корпоративная социальная ответственность: учеб. пособие. Тюмень: ТГУ, 2012. 292 с. 2. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011. 3. Горфинкель В.Я. и др. Социальная ответственность менеджмента [Электронный ресурс]: учеб. пособие— электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 287 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16439. ЭБС «IPRbooks». 4. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: учебное пособие. Издание 2-е, доп. и перераб. Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. 360 с. 5. Камрасс Р., Фарнкомб М. Алхимия корпорации. Как реформировать структуру бизнеса в соответствии с реалиями завтрашнего дня. М.: Секрет фирмы, 2005.256 с. 6. Канарш Г.Ю. Социальная справедливость. Философские концепции и российская ситуация: монография. М.: Изд-во МГУ, 2011. 236 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16439. ЭБС «IPRbooks» 7. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008. 8. Коротков Э.М., Александрова О.А., Антонов С.А. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров; под ред. Э.М. Короткова. М.: Изд-во Юрайт, 2014. 445 с. 10. Симхович В.А. Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса. М.: Дикта, 2011. 200 с. Тема 2 Основы регулирования КСО
План 1. Стандарты и отчетность в сфере КСО. Уровни разработки нормативных документов. 2. Структура и содержание стандарта социальной ответственности. 3. Принципы, проблематика и приоритеты социальной ответственности. 1. Стандарты и отчетность в сфере КСО В 1997 г. был разработан международный стандарт SA 8000:1997 «Социальная ответственность» (Social Accountability 8000). В этом стандарте, рассматриваются требования социальной ответственности, которые охватывают сферу решения следующих проблем: труд детей, принудительный труд, здоровье и безопасность, свобода объединения и право на переговоры о заключении коллективного договора, дискриминация, дисциплинарные меры, рабочее время, оплата труда, системы управления. SA 8000:1997 был направлен на регламентацию этических критериев в производстве товаров и/или услуг. Стандарт гарантировал, по своей сути, порядочность ведения дел в бизнесе. При разработке стандарта были использованы международные документы по правам человека, Международной организации труда и ООН: • Конвенция МОТ 29 и 105 (Принудительный и обязательный труд); • Конвенция МОТ 87 (Свобода объединения); • Конвенция МОТ 98 (Право на переговоры о заключении коллективного договора); • Конвенция МОТ 100 и 111 (Равная оплата труда мужчин и женщин за равный труд; дискриминация); • Конвенция МОТ 135 (Конференция представителей рабочих); • Конвенция МОТ 138 и Рекомендации 146 (Минимальный возраст и Рекомендации); • Конвенция МОТ 155 и Рекомендации 164 (Безопасность труда и охраны здоровья); • Конвенция МОТ 159 (Профессиональная реабилитация и лица, работающие по найму/нетрудоспособные); • Конвенция МОТ 177 (Надомная работа); • Всеобщая декларация прав человека конвенции ООН по правам ребенка. Стандарт определял требования по социальной ответственности для предоставления компаниям возможности: развивать, поддерживать и проводить в жизнь политику н процедуры с целью управления теми проблемами, которые она может контролировать и на которые может оказывать влияние; продемонстрировать заинтересованным сторонам, что политика, процедуры и действительность находятся в соответствии с требованиями этого стандарта. Стандарт SA 8000:1997 и его второе издание SA 8000, введенное в 2001 г., создали предпосылки для разработки МС ИСО 26000, который был опубликован 28 октября 2010 г. и с 1 ноября 2010 г. вступил в силу как Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». Проект стандарта широко обсуждался в международном сообществе, на последнем совещании (ISO/WG SR) рабочей группы в июле 2010 г. присутствовали 450 участников-экспертов и 210 наблюдателей из 99 стран-участниц и 42 юридических организаций. ISO 26000:2010 дает руководство для всех типов организаций, независимо от их размера и местоположения: • по концепциям, терминам и определениям, относящимся к социальной ответственности; • предпосылкам, тенденциям и характеристикам социальной ответственности; • принципам и практикам, относящимся к социальной ответственности; • основным темам и проблемам социальной ответственности; • интеграции, внедрению и распространению социально ответственного поведения в самой организации и, посредством ее политики и практик, в рамках ее сферы влияния; • идентификации заинтересованных сторон и взаимодействию с ними; • обмену информацией относительно обязательств и результативности, а также иной информацией в области социальной ответственности. ИСО 26000:2010 предназначен помочь организациям внести вклад в устойчивее развитие, предложить им не ограничиваться лишь соблюдением законодательства, признавая, что он является фундаментальной обязанностью любой организации и неотъемлемой частью ее социальной ответственности; обеспечить взаимопонимание в области социальной ответственности и дополнить другие инструменты и инициативы в области социальной ответственности, а не заменить их. При применении данного Международного стандарта организации рекомендуется учитывать социальное, экологическое, юридическое, культурное, политическое и организационное разнообразие, а также различия в экономических условиях, согласуясь при этом с международными нормами поведения. ISO 26000 является добровольным стандартом, он не может быть использован для сертификации, также как, например, ISO 9001:2008 (менеджмент качества) и ISO 14001:2004 (экологический менеджмент). 2. Структура и содержание стандарта социальной ответственности В процессе развития социальной ответственности, организации следует учитывать три взаимосвязи: 1) между организацией и обществом; 2) как ее решения и деятельность влияют на общество; 3) ожидания относительно ответственного поведения, предъявляемые обществом и касающиеся этого влияния. Основные темы и проблемы социальной ответственности: · между организацией и ее заинтересованными сторонами. Организации следует знать о своих различных заинтересованных сторонах. Решения и деятельность организации могут оказывать потенциальное и реальное воздействие на этих частных лиц и организации. Это потенциальное и реальное воздействие является основой «интереса», который заставляет рассматривать организации или частных лиц как заинтересованные стороны; · между заинтересованными сторонами и обществом. Организации следует понимать взаимосвязь между интересами заинтересованных сторон, на которые оказывает влияние организация, с одной стороны, и ожиданиями общества с другой. Хотя заинтересованные стороны являются частью общества, они могут иметь интересы, которые не соответствуют ожиданиям общества. Заинтересованные стороны имеют уникальные по отношению к организации интересы, которые могут отличаться от ожиданий общества относительно социально ответственного поведения по каждому из вопросов. Стандарт ISO 26000:2010 определяет основные направления деятельности для социальной ответственности: · организационное управление; · права человека; · трудовые практики; · окружающая среда; · добросовестные деловые практики; · проблемы, связанные с потребителями; · участие в жизни сообществ и их развитие [кор, с. 235]. Каждая из основных тем содержит спектр проблем, связанных с социальной ответственностью. Однако необходимо обязательно учитывать, что социальная ответственность динамична и отражает эволюцию озабоченности социальными и экологическими проблемами, поэтому в будущем могут возникнуть и другие проблемы или группы проблем. Действие относительно основных тем и проблем должно основываться на принципах и практиках социальной ответ ственности. По каждой основной теме организации следует определить и контролировать все проблемы, которые оказывают важное или существенное влияние на ее решения и деятельность. При оценке применимости проблемы следует учитывать краткосрочные и долгосрочные цели. Тем не менее, не существует заранее определенного порядка, в котором организации следует рассматривать основные темы и решать проблемы; этот порядок будет зависеть от самой организации и ее стратегии.
Рис. 3. Основные темы, регламентируемые стандартом социальной ответственности
3. Принципы, проблематика и приоритеты социальной ответственности Несмотря на то, что все основные темы взаимосвязаны и дополняют друг друга, природа организационного управления в некоторой степени может отличаться. Эффективное организационное управление дает организации возможность предпринимать действия относительно других основных тем и проблем и внедрять принципы КСО [кор, с. 236]. 1. Подотчетность — организации следует быть подотчетной за ее воздействие на общество и окружающую среду. 2. Прозрачность — организации следует быть «прозрачной» в ее решениях и деятельности, которые оказывают воздействие на общество и окружающую среду. 3. Этичное поведение — организации следует постоянно Нести себя этично. 4. Уважение интересов заинтересованных сторон — ор- I лиизации следует уважать, учитывать и реагировать на ин- гересы ее заинтересованных сторон. 5. Соблюдение верховенства закона — организации следует принять то, что соблюдение верховенства закона обязательно. 6. Соблюдение международных норм поведения — орга- мизации следует соблюдать международные нормы поведения, при этом следуя принципу соблюдения верховенства икона. 7. Соблюдение прав человека — организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность. В процессах реализации социальной ответственности организации следует рассматривать основные темы как целое; т.е. ей следует рассматривать все основные темы, проблемы п их взаимосвязи, а не просто концентрироваться на решении одной проблемы. Улучшения, направленные на решение отдельной проблемы, не должны отражаться негативно па решении других проблем или не должны оказывать не- I агивное воздействие на жизненный цикл продукции или услуг, на заинтересованные стороны или на цепочку создания добавленной стоимости. Основные проблемы социальной ответственности, рассматриваемые стандартом ISO 26000: Организационное управление. Права человека. Проблема 1: Должная предусмотрительность. Проблема 2: Ситуации, связанные с риском для прав человека. Проблема 3: Избежание соучастия. Проблема 4: Удовлетворение жалоб. Проблема 5: Дискриминация и уязвимые группы. Проблема 6: Гражданские и политические права. Проблема 7: Экономические, социальные и культурные права. Проблема 8: Основные права в сфере труда. Трудовые практики. Проблема 1: Наем и трудовые отношения. Проблема 2: Условия труда и социальная защита. Проблема 3: Социальный диалог. Проблема 4: Охрана труда и безопасность на рабочем месте. Проблема 5: Развитие человеческого потенциала и обучение на рабочем месте. Окружающая среда. Проблема 1: Предотвращение загрязнения. - Проблема 2: Устойчивое ресурсопользование. Проблема 3: Смягчение изменения климата и адаптация к нему. Проблема 4: Защита и восстановление естественной природной среды. Добросовестные деловые практики. Проблема 1: Противодействие коррупции. Проблема 2: Ответственное вовлечение в политику. Проблема 3: Честная конкуренция. Проблема 4: Пропаганда социальной ответственности в рамках сферы влияния. Проблема 5: Уважение прав собственности. Проблемы, связанные с потребителями. Проблема 1: Честные практики маркетинга, информирования и заключения договоров. Проблема 2: Защита здоровья и безопасности потребителей. Проблема 3: Устойчивое потребление. Проблема 4: Обслуживание и поддержка пользователей и разрешение споров. Проблема 5: Защита данных и обеспечение конфиденциальности потребителей. I [роблема 6: Доступ к услугам первой необходимости. Проблема 7: Образование и повышение осведомленности. Участие в жизни сообществ и их развитие. Проблема 1: Участие в жизни сообществ. Проблема 2: Образование и культура. Проблема 3: Создание занятости и развитие навыков. Проблема 4: Развитие технологий. Проблема 5: Создание благосостояния и дохода. Проблема 6: Здоровье. Проблема 7: Социальные инвестиции. Организации следует добросовестно и методично управлять своими решениями, связанными с каждой темой социальной ответственности и вести мониторинг воздействия в рамках ее сферы влияния с тем, чтобы минимизировать риск ущерба обществу и окружающей среде. Организации следует стремиться к повышению полезного воздействия ее решений на общество и окружающую среду. При принятии решений следует учитывать ресурсы и планирование, необходимые для этих целей. Организации следует подтвердить, что принципы социальной ответственности применяются в ее управлении и отражены в ее структуре и культуре. Пересмотр процедур и процессов включат: • применение проверенных практик управления в обмети социальной ответственности; • выявление путей, которыми принципы социальной ответственности, основные темы и проблемы применяются к различным подразделениям организации; • постановку конкретных краткосрочных задач для того, чтобы преобразовать цели в их практическую реализацию; • определение и выделение ресурсов, достаточных для решения задач; • если это адекватно размеру и характеру организации, установление департаментов или групп внутри организации для анализа и пересмотра процедур; • учет социальной ответственности при осуществлении деятельности организации; • внедрение социальной ответственности в практики такупок и инвестирования; • встраивание проблем социальной ответственности и управление кадровыми ресурсами и другие организационные функции. Очень важно осознавать, что процесс интеграции социальной ответственности повсеместно в организации не происходит одномоментно или с одинаковым темпом для всех основных тем и проблем. Организации следует определить приоритеты для действий, основываясь на ее планах по интеграции социальной от ветственности повсеместно в организацию и ее повседневные практики. Приоритеты, вероятно, будут изменяться с течением времени. Организации следует вовлечь заинтересованные стороны в определение приоритетов. Высокий приоритет следует отдавать проблемам и действиям, которые имеют значимое влияние на устойчивое развитие. Основа для присвоения высокого приоритета проблемам и действиям должна включать следующие факторы: · высокий приоритет на основе значимости для устойчивого развития следует отдавать проблемам и действиям, которые связаны: — с соответствием законодательству и международным нормам поведения; — потенциальными нарушениями прав человека; — практиками, которые могут подвергать опасности жизнь или здоровье; — практиками, которые могут оказать серьезное влияние на окружающую среду; — проблемами, в отношении которых результативность организации существенно ниже передовой практики; · высокий приоритет на основе влияния, которое проблемы или действия могут оказывать на социальную ответственность организации, может быть присвоен действиям, которые: — потребуют много времени для того, чтобы стать полностью эффективными; — вызывают непосредственную озабоченность заинтересованных сторон; — могут существенно улучшить возможность организации достижения важных целей; — приводят к значительным затратам, если не решаются быстро; — могут быть внедрены быстро и просто и, таким образом, стать полезными в повышении осведомленности и мотивации к действиям в области социальной ответственности внутри организации. Порядок приоритетов будет отличаться у разных организаций. Приоритеты должны пересматриваться и обновляться с периодичностью, которая адекватна организации. К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести спонсорство и корпоративную благотворительность, содействие охране окружающей среде, взаимодействие с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров). Большинство из этих направлений не может быть реализовано простыми приказами государства, а требует более тонкого подхода к взаимодействию бизнеса и органов государственной власти. Государство должно создавать стимулы для бизнеса, чтобы корпорации с большим интересом относились к сфере своей социальной ответственности. К таким стимулам увеличения привлекательности социальной ответственности относится: улучшение имиджа компании, ее репутации, популяризация компании в СМИ, реклама ее бренда, товаров, рост производительности труда, развитие персонала и возможность привлечения инвестиционного капитала, сохранение социальной стабильности общества и налоговые льготы. Оценка эффективности вложенных в социальные программы средств является «больным вопросом»: компании зачастую не имеют представления о расходовании переданных администрациям средств. В 2004 г., например, «Сибнефть» начала создавать общественные комиссии но контролю за реализацией социально благотворительных программ. Комиссии работают на общественных началах и финансируются за счет средств дочерних предприятий «Сибнефти». Компания рассматривает эти комиссии как к ременную меру, поскольку бизнес берет на себя не свойственную ему миссию — контроля власти. Задача общественных комиссий — оценить эффективность реализации социальных программ и контролировать целевое использования средств, выделяемых «Сибнефтью» на развитие территорий деятельности. В состав комиссий входят представители «Сибнефти», курирующие три блока — социальный, строительный и финансовый, и собственно получатели средств — представители общественности, местных органов власти (исполнительных и представительных), общественных объединений (предпринимателей, социально незащищенных слоев). На заседаниях комиссий определяются направления финансирования, утверждаются инвестиционные проекты, контролируется соблюдение конкурсных механизмов выбора подрядчиков, рассматриваются промежуточные отчеты подрядчиков, принимаются выполненные работы. Социальные проекты финансируются поэтапно: компания перечисляет средства на первый этап работ, по завершении которого комиссия оценивает выбранного подрядчика и его эффективность, и в случае удовлетворительных результатов «Сибнефть» перечисляет следующий транш. Формы взаимодействия организаций с властью, которые позволяют решать проблемы регионов и избегать конфликтов, складываются в практике жизнедеятельности организации. Менеджмент как институт социальной ответственности в системе национальной экономики России находится в процессе своего становления и формирования. Под социальным институтом понимается совокупность формальных и неформальных принципов, норм, правил, ценностей, традиций, установок, регулирующих человеческую деятельность и организующих их социальную структуру со своей системой статусов и функциональных ролей. Профсоюзы РФ являются независимыми общественными организациями, формируемыми по региональному или отраслевому принципу. По данным исследования в отношениях социальной ответственности принимают участие ЦК профсоюза АПК РФ, ЦК профсоюза работников торговли и общественного питания, ЦК профсоюза морского, речного рыболовного флота, Общероссийский профсоюз работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, Совет Всероссийской конфедерации труда, Конгресс российских профсоюзов и др. Работодатели в социальных отношениях представлены множеством юридических лиц, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность. Координация их взаимодействия в отношениях социальной ответственности проводится координационным советом работодателей Российской Федерации с участием множества общественных организаций работодателей. Среди них находятся Союз общественных объединений предпринимателей и арендаторов России, Союз работодателей машиностроения и атомной энергетики, Российский союз химиков, Российская ассоциация подрядных организаций в дорожном строительстве, Союз промышленников и предпринимателей угольной промышленности, Российский автотранспортный союз, Агропромышленный союз России, Союз судовладельцев, Союз лесопромышленников и лесоэк- спортеров России, Всероссийский союз предпринимателей малого и среднего бизнеса, Конгресс российских деловых кругов. В структуре государственных органов управления активными центрами в вопросах социальной ответственно сти являются: Комитет по труду и социальной политике Государственной Думы, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Министерство финансов РФ. Регулирование социально-трудовых отношений в среде института социальной ответственности осуществляется в формах политики оплаты труда, режима работы, условий занятости, коллективных договоров между администрацией и трудовыми коллективами (индивидуальные и коллективные, соглашения), закрепляющих обязательство условий о порядке деятельности договаривающихся сторон в зависимости от экономических возможностей организаций. Учитываются нормативные положения и законодательные акты регулирования отношений социальной ответственности на уровне организаций (профессии, отрасли, территории, субъекта РФ, Федерации). На уровне административно-территориальных и муниципальных образований в составе субъектов РФ заключаются территориальные соглашения между соответствующими профессиональными союзами и их объединениями, объединениями работодателей, органами местного самоуправления об условиях труда, социальных гарантиях и льготах, связанных с территориальными особенностями города (района), административно-территориального образования. Список литературы 1. Коротков Э.М., Александрова О.А., Антонов С.А. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров; под ред. Э.М. Короткова. М.: Изд-во Юрайт, 2014. 445 с. 2. Международный стандарт ИСО 26000: методология обеспечения интенсивного устойчивого развития и высокого качества жизни // Стандарты и качество. 2011. № 1, 2,3,4,5. 3. Меньшикова О. Коллективно-договорные регуляторы качества рабочей силы // Социальная политика и социальное партнерство. 2012. № 3. 4. Симхович В.А. Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса. М.: Дикта, 2011. 200 с. 5. Руководство по социальной ответственности ISO/DIS 26000. Тема 3 Социальной ответственности План 1. Внутренняя корпоративная социальная ответственность. 1.1. Основные черты и особенности внутренней корпоративной социальной ответственности. 1.2. Виды внутренней корпоративной социальной ответственности. 1.3. Анализ результатов реализации внутренней корпоративной социальной ответственности. 1.4. Становление внутренней корпоративной социальной ответственности. 1.5. Подходы и принципы составления социального пакета. 1.6. Организация и тенденции развития внутренней социальной ответственности. 2. Внешняя корпоративная социальная ответственность. 2.1. Поддержка образования и науки. 2.2. Поддержка здравоохранения. 2.3. Поддержка культуры. 2.4. Корпоративное волонтерство. Социальной ответственности Наиболее полным, посвященных социальной деятельности бизнеса в России, является «Доклад о социальных инвестициях в России — 2008». Этот доклад был подготовлен Ассоциацией Менеджеров в рамках проекта Программы развития ООН по продвижению «Глобального договора» ООН. Доклад содержит анализ практик корпоративной социальной ответственности российских компаний, позиционируемых как лучшие. В процессе подготовки Доклада были проведены анкетные опросы среди 102 компаний — лидеров КСО и углубленные неформальные интервью с руководителями высшего звена, отвечающими за реализацию КСО в этих компаниях. Среди опрошенных компаний были представлены в большинстве своем те, которые имели валовый объем продаж свыше 1 млрд руб., вне зависимости от отраслевой принадл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.012 с.) |