Дальневосточный экономический район – отраслевая структура хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дальневосточный экономический район – отраслевая структура хозяйства.



Свободные экономические зоны (СЭЗ) в России, их типы и особенности развития.

Свободные экономические зоны — специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами, в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.

Цели создания свободных экономических зон могут быть:

§ придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций;

§ рост экспортного потенциала территории страны;

§ организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортзаменяющих товаров;

§ освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.

При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей ирегиональной политики.

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

· Особые экономические зоны

· Территории особого режима

· Специальные экономические зоны

· Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

· Туристические услуги

· Банковские и страховые услуги

· Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

· Экспортно-импортозамещающие

· Экспортно-производственные

· Импортозамещающие

· Промышленные парки

· Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

· Инновационные центры

· Технопарки

· Технополисы

Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

· Торгово-производственные

· Свободные порты

· Бондовые склады

· Свободные таможенные

 

Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.

Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ " Об особых экономических зонах в РФ ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.

Причины создания СЭЗ в России:

§ привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;

§ стимулирование развития регионов;

§ развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;

§ создание высококвалифицированных рабочих мест.

Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:

 благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);

 развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

 наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

На территории России в зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон:

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа анклавные (замкнутые) и интеграционные.

Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территории страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города.

Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.

Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют особые - оффшорные - зоны (ОЗ). Они составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.

Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только общих, но и частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих морскими торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются особые экономические и юридические льготы. К ним относятся:

 упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

 льготный налоговый режим;

 понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;

 предоставление права на долгосрочную аренду.

Предусмотрен также особый таможенный режим с установлением пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощен порядок пересечения границы при въезде и выезде иностранных граждан, в том числе введен безвизовый. На СЭЗ распространяется право безлицензионного экспорта и импорта, предоставленное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций свыше 30%. Валютная выручка этих предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.

Любая создаваемая зона должна иметь разработанную комплексную программу развития, т. е. план развития всех хозяйственных объектов, становления новых производственных отношений на основе разнообразия форм собственности (государственной, кооперативной, акционерной, совместной, индивидуальной), равномерно участвующих в экономических связях. Основной целью программы должно быть динамичное экономическое и социальное развитие зоны на базе комплексного использования государственного, коммерческого и иностранного капитала, средств граждан, активизации деловой, финансовой и правовой структур.

Практика показала, что для жизнедеятельности любой зоны необходимы:

 крупное акционерное общество (с участием государства), ответственное за реализацию программы и формирующее орган управления - совет зоны;

 залогово-страховой инвестиционный фонд (страхового общества), привлекающий инвестиции для решения задач зоны;

 центральный банк зоны, формирующий бюджет зоны и контролирующий использование бюджетных и кредитных средств и взаимоотношение с республиканским бюджетом;

 зональное законодательство, регулирующее вопросы налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий и трудовые и социальные вопросы.

Большое значение имело учреждение в 1991 г. Международной ассоциации развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с целью поддержки инициативы отработки методов управления зонами, создания законодательно-нормативной базы и финансово-хозяйственной инфраструктуры, реализации проектов. Она имеет более 100 учредителей (области, республики, банки, города, институты).

На территории России на создание СЭЗ претендовали 100 городов, краев и областей. В 1990-1992 гг. были приняты решения об образовании в России свободных экономических зон: "Санкт-Петербург", "Выборг" (под Санкт-Петербургом), "Находка" (Дальний Восток), "Янтарь" (Калининградская область), "Сахалин" (Дальний Восток), "Даурия" (Читинская область), "Алтай" (Западная Сибирь), "Кузбасс" (Западная Сибирь), "Садко" (Новгород), "Технополис Зеленоград" (Московская область), "Ева" (Дальний Восток, Еврейская автономная область), "Магадан" (Дальний Восток).

 

Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.

Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:

§ освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;

§ уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;

§ снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);

§ освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.

В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно использовать производимую ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены от обязательной продажи на внутреннем-валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории соответствующих районов Курильских островов. Здесь предусматривается строительство и реконструкция аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развитие морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" - рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов.

Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи. Расширению внешнеэкономических связей района и привлечению инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства будет способствовать организация в районе зон свободного предпринимательства. Предполагается формирование 3 свободных экономических зон - в Санкт-Петербурге, Выборге и Новгороде.

Зона свободного предпринимательства "Санкт-Петербург" формируется в целях эффективной структурной перестройки района на основе его интеллектуального и производственного потенциала, привлечения иностранного капитала, развития производительных сил района и освоения современных технологических процессов, создания современной производственной и социальной инфраструктуры, эффективного вовлечения экономики Северо-Западного района и России в целом в международное разделение труда. Зона будет специализироваться на производстве машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции и товаров народного потребления, на развитии международного туризма и экспорта непроизводственных услуг. Трудности формирования свободной экономической зоны связаны с объективными и субъективными факторами. Так, нельзя не учитывать, что примерно 80% промышленности города относится к военно-промышленному комплексу и ее включение в международное разделение труда затруднено. Кроме того, мировая практика вообще не имеет аналогов создания зон в столь крупном регионе. Для Санкт-Петербургской зоны эффективным является организация субзон, или мини-зон, различной специализации, из которых в итоге может сформироваться крупная комплексная зона. Перспективно создание в Санкт-Петербурге таких известных в мире типов зон, как научные парки, технополисы на основе значительного накопленного научного потенциала, а также экспортно-производственных зон, которые могут образовываться на базе предприятий, перепрофилирующихся в процессе конверсии, туристско-рекреационных зон в живописных окрестностях города. Возможна организация крупнейшего банковского центра.

Свободная экономическая зона " Выборг " (г. Выборг Ленинградской области) формируется на территории одноименного административного региона. Она создается с целью внедрения в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей передачей их результатов для широкого использования в стране и на внешнем рынке. Зона будет специализироваться на производстве наукоемкой продукции на основе научных достижений Санкт-Петербурга и передовых зарубежных технологий, а также на развитии туризма. Активное участие в формировании зоны принимает Финляндия. В пределах зоны предполагается создание технологического центра (технологической деревни) для ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в производственную деятельность. Основными областями деятельности центра должны стать такие высокотехнологичные и экологически чистые производства, как вычислительная техника, электроника, биотехнология, производство новых материалов и др. Географическое положение Выборга (от него до ближайшего пункта Финляндии - Иматра всего 7 км, до Санкт-Петербурга по железной дороге - 126 км, а по автомобильной -156 км) дало возможность российским и финским специалистам разработать проект по созданию в зоне первого технологического парка в России.

Разнообразие природных условий, а также богатое историко-культурное наследие делают зону привлекательным международным туристическим центром. Соседство с западноевропейским рынком и близость такого промышленного и научного центра, как Санкт-Петербург, позволяют зоне стать крупным центром международной торговли, обеспечивающим расширение вывоза товаров на западный рынок.

Общая стратегия развития зоны ориентируется на реконструкцию и техническое перевооружение имеющихся предприятий, организацию производства импортозамещающей продукции, всемирное использование научно-технического потенциала. Предусматривается также развитие туризма на базе использования рекреационных возможностей территорий, развития банковского и страхового дела, строительства порта в Выборге.

В Новгородской области планируется создание СЭЗ " Садко ". Она должна стать научно-производственной зоной, технополисом, формирующимся вокруг высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, научно-продовольственных объединений, имеющихся в области. СЭЗ "Садко" будет специализироваться на развитии наукоемких отраслей, в первую очередь на производстве видеотехники и бытовой радиотехники, на производстве продукции деревообрабатывающей промышленности и международном туризме.

В Центральном экономическом районе наиболее эффективной формой территориальной научно-технической интеграции могут стать технополисы, технопарки или научно-технические зоны. В пределах района в административных границах г. Зеленограда формируется СЭЗ " Технополис Зеленоград " с целью создания благоприятных условий для социально-экономического развития города, расширения и диверсификации производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, в том числе производимой на основе конверсии с привлечением иностранного капитала, а также увеличения экспортного потенциала предприятий г. Зеленограда и России в целом.

Приоритетными направлениями деятельности данной СЭЗ являются разработка высоких технологий, направленных на развитие микроэлектроники, информатики и связи, создание материалов электронной техники, молекулярных и биотехнологических материалов, промышленной и бытовой радиоэлектронной аппаратуры и специального технологического оборудования. Для формирования и функционирования СЭЗ создан административный комитет,, а для сосредоточения необходимых финансовых ресурсов, формирования и развития инфраструктуры - некоммерческий фонд развития.

Свободная экономическая зона " Янтарь " создается в административных границах Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа. Зона будет специализироваться на развитии радиоэлектроники и электронной промышленности, судостроении, производстве оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокой переработке рыбы и других морепродуктов, а также на производстве товаров народного потребления и международном туризме.

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны  
г. Санкт-Петербург Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры. Разработка и производство аналитических приборов. Около 1,5 млрд. руб., в том числе 50% из федерального бюджета  
г. Дубна, Московская область Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии. 2,5 млрд. руб.., из них 65% из федерального бюджета  
г. Зеленоград Разработка и освоение микросхем, интеллектуальных систем навигации. 5 млрд. руб., в том числе 50%% из ФБ  
г. Томск Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов Около 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)  
г. Липецк Производство бытовой техники и комплектующих к ней 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)  
г. Елабуга, Татарстан Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологическое химическое производство. 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)  

Энергетика

Сотрудничество в сфере энергетики относится к числу приоритетных направлений в отношениях Россия — ЕС, которые характеризуются все более углубляющейся взаимозависимостью

Россия является крупнейшим в мире экспортером газа, а также конкурирует с Саудовской Аравией за роль крупнейшего производителя и экспортера нефти. На Россию приходится более 20 % разведанных мировых резервов природного газа и 5 % доказанных нефтяных резервов. [

Евросоюз — крупнейший потребитель российских энергоресурсов: порядка 63 % экспорта нефти и 65 % экспорта газа из России приходится на ЕС. В свою очередь Россия как отдельно взятая страна является крупнейшим внешним поставщиком нефти, на которого приходится 20 % от общего импорта нефти в ЕС или 27 % от общего потребления нефти ЕС. Россия обеспечивает 44 % от общего объема импорта газа или около 24 % общего потребления газа в ЕС. Несмотря на некоторое снижение уровня потребления энергоресурсов в ЕС вследствие глобального экономического кризиса, имеются перспективы развития сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере: по оценкам ведущих экспертов в газовой отрасли, включая МЭА и «Еврогаз», к 2030 г. спрос на газ в ЕС может вырасти с нынешних порядка 490 млрд м3 в год до 695 млрд м3 в год. При этом внутренняя добыча газа в ЕС и Норвегии сократится до 33 % от общего потребления к 2020 г. и до 25 % к 2030. [

Существует серьёзный обоюдный интерес в развитии более глубокого и взаимовыгодного энергетического партнерства между Россией и ЕС, которое содействовало бы укреплению энергетической безопасности обеих сторон, выработке справедливых правил функционирования энергетических рынков, способствовало бы их большей предсказуемости.

Важнейшей составляющей взаимодействия России с ЕС в этой области является создание условий для бесперебойных поставок энергоресурсов на рынки ЕС.

] Транспорт

Положение об общих принципах, целях и структуре диалога в сфере транспорта и инфраструктуры (Транспортный диалог Россия-ЕС) подписано 3 октября 2005 г. Первое заседание Постоянного Совета партнерства по транспорту состоялось 8 сентября 2006 г. в г. Лаппеенранта, Финляндия.[20]

Работа в диалоге выстраивается по таким направлениям, как транспортная стратегия, инфраструктура и государственно-частное партнерство; автомобильный и железнодорожный транспорт; морской и внутренний водный транспорт; воздушный транспорт; транспортная безопасность. В 2011 г. стороны прилагают усилия по активизации транспортного диалога, повышению эффективности его рабочих структур. Достигнута договоренность провести в октябре 2011 г. «авиасаммит» Россия-ЕС в Санкт-Петербурге.

Промышленность

Диалог в сфере промышленности был запущен одновременно с регулятивным диалогом и курируется теми же ведомствами. Стороны обмениваются информацией по проблемам развития некоторых отраслей промышленности и предпринимательства (автомобильной, текстильной, химической и авиационной отраслям промышленности, по горно-металлургическому комплексу, малому и среднему предпринимательству), связей в области инноваций, обсуждают вопросы снижения барьеров в торговле продукцией перерабатывающих отраслей и машиностроительного комплекса и делятся опытом по выведению промышленного производства из экономического кризиса.[25]

Сельское хозяйство

Меморандум о взаимопонимании и становлении диалога в сфере сельского хозяйства и развития сельских территорий между Минсельхозом России и соответствующим Гендиректоратом Еврокомиссии подписан 11 апреля 2006 г. в Москве.

Стороны обсуждают подходы к разработке политики развития сельских территорий, применения инновационных технологий, состояния рынков отдельных видов сельхозпродукции в России и ЕС, работают над сближением методологий сбора и анализа статистических данных, на конкретных примерах определяют перспективные формы повышения занятости и доходов населения в сельской местности.

Диалог по окружающей среде

Положение о формировании диалога по окружающей среде между Минприроды России и Гендиректоратом Еврокомиссии по окружающей среде подписано 10 октября 2006 г. в Хельсинки. Тематика диалога включает вопросы сближения политики в области охраны окружающей среды; изменения климата; биоразнообразия и охраны природы; оценки воздействия на окружающую среду; правоприменения и управления в лесном секторе; экологически чистого производства и предотвращения загрязнения окружающей среды; водные и морские вопросы.

Рыболовство

Меморандум о взаимопонимании для установления принципов, целей и структуры диалога в области рыболовства подписан 24 апреля 2008 г. (Госкомрыболовство России-Еврокомиссия)

С 2010 года начали действовать рабочие структуры диалога. Стороны провели ряд встреч по проблеме борьбы с нелегальным промыслом рыбы путем сертификации законности происхождения экспортной продукции. Соответствующее законодательство ЕС вступило в силу с 1 января 2010 г.

Современный морской порт — это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др. Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы. Наращивание грузооборота российских портов сопровождается дальнейшим развитием портовой инфраструктуры, предусмотренным несколькими федеральными целевыми программами.

По состоянию на 1 января 2011 г. мощности перегрузочных комплексов в морских портах России оцениваются в 730 млн т в год, в том числе для наливных грузов — 410 млн т и для сухогрузов — 320 млн т.

В морских портах России работают 264 стивидорных компаний. В 2010 г. ими было перегружено 526 млн т грузов, в том числе 211,6 млн т сухих грузов и 314,4 млн т наливных. Нефтеналив, уголь, металлы, минеральные удобрения и контейнерные грузы составляют основу грузооборота российских портов. Около 60% от объемов перевалки приходится на долю нефти и нефтепродуктов.

Положительная динамика

По итогам 2010 г. общий грузооборот портов вырос более чем на 6 % в сравнении с данными за 2009 г. Рост был обусловлен увеличением объемов перевалки угля, минеральных удобрений, лесных грузов, металлолома, грузов в контейнерах. Объем перевалки импортных грузов увеличился на 11,8 млн т, прежде всего за счет увеличения перегрузки грузов в контейнерах. Доля Северо-Западного бассейна — 43 % суммарного грузооборота, в южных портах перерабатывается около 34 % грузов, и около 22 % — на Дальнем Востоке.

Грузооборот морских портов России за 9 месяцев 2011 г. составил 399,0 млн т, увеличившись на 1,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При значительном снижении экспорта нефти (на 6,7 %) и черных металлов (на 14,5 %) рост достигнут за счет роста экспорта угля и импорта грузов в контейнерах. Объем сухогрузов составил 171,8 млн т (+8,4 %), наливных грузов — 227,2 млн т (–3,4 %), экспортных грузов — 303,5 млн т (–0,4 %), импортных грузов — 34,1 млн т (+24,9 %), транзитных грузов — 37,7 млн т (+10,9 %), каботажных грузов — 23,6 млн т (–14,6 %).

Наиболее быстрыми темпами грузооборот растет в Дальневосточных портах (+8 %). Их доля в общем грузообороте на морском транспорте постепенно повышается. Таким образом, на протяжении последних лет операторы морских терминалов демонстрируют стабильный рост объемов переваливаемых грузов. Несмотря на мировой экономический кризис, им удалось обеспечить потребности внешней торговли страны, минимизировать последствия кризисных явлений, сохранить потенциал дальнейшего развития и экономической привлекательности.

Сдерживающие факторы

Нельзя не упомянуть об обстоятельствах, затрудняющих развитие портовой инфраструктуры. В первую очередь к ним относится несогласованность сроков, объемов и направлений государственных капиталовложений в рамках подпрограмм «Морской транспорт», «Автомобильный транспорт» и «Железнодорожный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)».

Портовые мощности необходимо развивать симметрично с провозными и пропускными способностями автомобильных и железнодорожных подходов к портам. При этом очень важна согласованность сроков, объемов и направлений частных инвестиций и инвестиций по государственным программам, в том числе инвестиционной программе развития ОАО «РЖД».

Значительным сдерживающим фактором являются механизмы инвестиций в инфраструктуру пунктов пропуска в морских портах. Несмотря на существование ФЦП «Госграница РФ» и положений законодательства, инвестиционное бремя вновь полностью переложено на плечи частного инвестора. Наращивать грузооборот мешают уже упомянутые сложности, связанные с процедурами работы государственных контролирующих органов в пунктах пропуска, обусловленные изменением нормативных документов Таможенного союза. Здесь следует отметить продолжающееся антимонопольное регулирование стивидорной деятельности и все неудобства, связанные с пребыванием операторов морских терминалов в Реестре субъектов естественных монополий.

Внутренние миграции

К внутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (его часто называют «великим переселением народов XX века»). Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. Оба этих вида очень широко представлены, в частности в нашей стране.

С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен, прежде всего, для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения — России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии, Китая и других.

Пример в России: Освоение целины в 1950. комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР в 1955—1965, путём введения в оборот обширных целинных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале.

Внешние миграции

Внешние миграции подразделяются на эмиграцию (от латинского «emigro» — выселяюсь) — выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или более или менее длительный срок и иммиграцию (от латинского «immigro» — вселяюсь) — въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительный срок.

Легальная иммиграция в Россию, за последние годы, стабилизировалась: ежегодно к нам приезжает примерно 300 тыс. человек. Основной людской поток — это 2/3 — идет из Средней Азии (большая часть из Казахстана).

На Дальнем Востоке количество приезжих китайцев на российской территории составляет от 2–2,5 до 5–10 млн. человек. Приезжие находят заработок не только в Приморье, но и в крупных промышленных городах.

Мигранты вливаются в экономическую жизнь страны, так по опубликованным данным, в 2002 году выходцы из трех закавказских республик вывезли из московского региона на свою родину почти 10 млрд. долларов. Приезжие целиком оккупировали некоторые отрасли: общественный транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю. Все торговые пути — кровеносная система страны — намертво схвачены нерезидентами.

Внутренняя миграция

Внутренние миграционные процессы были достаточно интенсивными в дореволюционный период. Их пик пришелся на столыпинский период освоения Сибири: тогда в Сибирь переселилось около 3 млн. чел., в том числе примерно половина с территории нынешней Российской Федерации.

В советский период существовал весьма строгий административный контроль за передвижениями граждан. Значительные потоки внутренней миграции были связаны, прежде всего, с насильственным перемещением отдельных групп населения в годы коллективизации и сталинских репрессий, и с эвакуацией и реэвакуацией во время Великой Отечественной войны.

За сокращение внутренней миграции выступают следующие факторы:

1. Отсутствие устойчивых точек роста и внятных экономических перспектив развития регионов не дает явных стимулов экономической миграции.

2. Постепенно идущее изменение возрастной структуры населения России в сторону сокращение доли молодежи и роста доли населения в предпенсионном и пенсионном возрастах ведет к сокращению контингентов наиболее активных в миграционном отношении групп населения.

3. Снижение для большинства семей возможности содержать студента вдали от дома, даже при условии бесплатного его обучения, является жестким лимитирующим фактором развития учебной миграции.

По словам Трутнева, на Дальнем Востоке в государственной собственности находятся 614 млн гектаров земли. "Мы хотим предложить создать механизм бесплатного выделения каждому жителю Дальнего Востока и каждому человеку, который хотел бы приехать на Дальний Восток, одного гектара земли, который может использоваться для ведения сельского хозяйства, для создания бизнеса, лесного, охотничьего хозяйства", - подчеркнул полпред президента в ДФО.

Землю предлагают "предоставлять на пять лет, и в случае использования потом закреплять эту землю за собственником, а в случае отсутствия использования - изымать". В рамках региональной поддержки начинающих фермеров уже существует программа по предоставлению грантов в размере 1,5 млн. рублей.

Размещение населения РФ.

Размещение населения в России — расположение населения по территории Российской Федерации в зависимости от местности и региона. Отличается крайней неоднородностью. Большая часть населения размещена в «треугольнике городов»: Санкт-Петербург—Иркутск—Сочи.

Средняя плотность населения 8,7 чел/км2 что в 4 раза меньше, чем на всю планету

В Европейской части росии вместе с уралом 29 чел/км2

В сибире 2,5 чел/км2

На отдельных территориях 325 чел/км2 (москва)

В эвенкийском районе 0,03 чел/км2

70 % населения на 30 % территории.

Природные условия, история заселения территории России, а



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.069 с.)