ТОП 10:

Внешнеэкономические связи России– Евразийский Союз.



Экономические отношения России с Евросоюзом — одна из сфер отношений между Россией и ЕС.

ЕС является ведущим торговым партнёром России. На страны ЕС приходится примерно половина всего российского экспорта иимпорта. Так, за последнее десятилетие товарооборот вырос более чем в 3 раза и к 2013 году превысил $400 млрд. Объём экспорта товаров из России в ЕС в период с 2002 по 2012 год увеличился в 3,5 раза — с 64,5 до 213 млрд евро. Объём импорта из ЕС в Россию за тот же период вырос также в 3,5 раза — с 34,4 до 123 млрд евро. Таким образом, ЕС прочно занимает первое место во внешней торговле России.[1][2][3]

Во внешней торговле ЕС Россия занимает третье место после США и Китая. Однако по объёму импорта товаров в ЕС в 2012 году Россия опередила США и вышла на второе место. Среди основных экспортных рынков Евросоюза Россия занимает четвёртое место после США, Китая и Швейцарии.

Несмотря на положительную динамику торговых связей, российскую сторону не удовлетворяет сохраняющийся дисбаланс в структуре товарообмена. В 2012 году в поставках товаров из России в ЕС по-прежнему главную позицию занимали товары сырьевой группы, прежде всего топливно-энергетические товары. В импорте из ЕС в Россию доминировали машины и оборудование, химические товары, готовые изделия и продовольственные товары.

Евросоюз является крупнейшим инвестором в российскую экономику. Порядка 75 % прямых иностранных инвестиций поступают из стран-членов ЕС. Баланс торговли услугами между Россией и ЕС складывается в пользу ЕС. Импорт услуг из ЕС в Россию в 2011 году в стоимостном выражении оставил 24 млрд евро, а их экспорт в ЕС — 14,2 млрд евро.

После 18 лет переговоров Россия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО), став её 156 членом. Вступление России в ВТО является важным и для ЕС, поскольку ведение торгово-экономической деятельности на основе единых принципов и правил стимулирует взаимные инвестиции и укрепляет торговые отношения между партнёрами.

В соответствии со своими обязательствами Россия после присоединения к ВТО снизила ставки импортных пошлин в среднем с 10 % до 7,8 %. В таких ключевых секторах, как, например, автомобильная промышленность, импортные пошлины снизились с 30 % до 25 %, а по истечении семилетнего переходного периода они будут снижены до 15 %. По подсчётам экспертов, в среднем снижение импортных пошлин сэкономит экспортёрам стран-членов ЕС до 2,5 млрд евро ежегодно. Ожидается дополнительный рост экспорта товаров из ЕС в Россию на сумму около 3,9 млрд евро ежегодно.

В январе 2014 года Путин предложил создать зону свободной торговли между ЕС и формируемым Евразийским экономическим союзом.

В структуре импортных товаров, поступающих в Россию из стран СНГ, преобладают продовольствие, сырье для пищевой промышленности, рудное сырье, металлопродукция и продукты нефтепереработки.

Одним из крупнейших партнеров России выступает Германия.Между Россией и Германией существуют многолетние, крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи и политические отношения, отличающиеся стабильностью. На долю ФРГ приходится свыше 9% экспортной продукции России в страны дальнего зарубежья и около 20% импорта. Россией и Германией создано большое число совместных предприятий. В Москве работают около 800 представительств германских фирм, а на территории Германии более 100 смешанных обществ (фирм) с российским участием, а также представительства многих государственных и коммерческих организаций России.

Германия - ведущий поставщик в России современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых для немецкой экономики.

Торгово-политические отношения Российской Федерации с Федеративной Республикой Германией в целом благоприятны. Отношение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанное на Корфу, а также временное Соглашение с ЕС по торговле закрепляют действующий между Россией и ФРГ торгово-политический режим, устанавливают обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Российской Федерацией.

Структура взаимною товарооборота на протяжении рада лет существенно не изменяется. В российском экспорте около 60% составляют топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, 30% составляют полуфабрикаты: цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения и продукция химической промышленности. Возрастают поставки в Германию готовых изделий, их доля за последние годы выросла с 8 до 11%. Машины и оборудование занимают незначительный удельный вес (около 3%), несмотря на некоторое увеличение их доли. Устойчивым спросом на рынке Германии продолжают пользоваться российские легковые автомобили, электротехнические изделия, станки, приборы, оптика, силовые установки. Основным препятствием их экспорта остаются низкое качество, не соответствующее мировым стандартам, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна.

Ведущие позиции в структуре импорта из Германии занимают готовые изделия (более 80%), где основная доля приходится на машинно-техническую продукции (более 60% от общего объема импорта - автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, АПК, товары электронной оргтехники). В значительном объеме закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы, продукция черной металлургии. Высокую долю в импорте (около 18%) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились за последнее время.

Среди западных торговых партнеров России Великобританиязанимает одно из ведущих мест во внешнеэкономической деятельности. В структуре экспортной продукции в Великобританию преобладают сырьевые товары, увеличение поставок которых было достигнуто за счет сырой нефти и нефтепродуктов, а также алмазов. В последний период отмечается рост поставок цветных металлов (меди, алюминия, никеля, магния), осуществляются поставки олова, кобальта, циркония, титана. По стоимости экспорта цветные металлы существенно опережают такие традиционно поставляемые Россией в Великобританию товары, как черные металлы и лес. Заметное место в экспорте России занимает древесина и изделия из нее, продукты неорганической химии, органические химические соединения.
Наиболее крупными позициями российского экспорта во Францию являются минеральное топливо, нефть и продукты; продукция химической промышленности; металлы, изделия из них; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; машины, оборудование, транспортные средства.

Структуру импорта из Франции в Россию формируют, в основном, три группы товаров: машины и оборудование, транспортные средства; продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё.

В 2008 году товарооборот России и Франции составил $22,25 млрд, в том числе российский экспорт во Францию — $12,19 млрд, импорт из Франции — $10,06 млрд.

Товарооборот России и Франции в 2009 году составил $17,15 млрд, в том числе российский экспорт — $8,72 млрд, импорт — $8,43 млрд.

В марте 2010 года Франция заказала у России 14 ракет-носителей «Союз» на $1 млрд.

 

2015:

В географической структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз (ЕС), доля которого в товарообороте снизилась с 50,2 % в январе 2014 г. до 45,9 % в январе 2015 г. (17,8 млрд. долл. США). Товарооборот в январе 2015 г. уменьшился на 39,4 % по сравнению с январем 2014 г., при этом экспорт снизился на 38,1 %, импорт – на 43,9 процента.

 

 

Сферы взаимодействия

Ключевую роль в реализации задач создания Общего экономического пространства Россия-ЕС играют отраслевые диалоги, которые формируются российскими федеральными министерствами и ведомствами с профильными подразделениями Еврокомиссии. Цели и основные направления диалогов определены в соответствующих разделах «дорожной карты» по Общему экономическому пространству, одобренной в ходе майского 2005 года саммита Россия-ЕС в Москве.

В настоящее время во взаимоотношениях России с ЕС развиваются двенадцать отраслевых диалогов: энергетический, транспортный, регулятивный, по промышленной политике, по информационному обществу, по сотрудничеству в области космоса, в сфере сельского хозяйства, по окружающей среде, по финансовой и макроэкономической политике, по региональной политике, в сфере рыболовства, в области здравоохранения.

В рамках каждого диалога по согласованию сторон созданы и на регулярной основе действуют рабочие группы и подгруппы по конкретным направлениям взаимодействия. Для обсуждения значимых вопросов сотрудничества и согласования планов действий проводятся встречи координаторов диалогов (руководители или старшие должностные лица соответствующих российских министерств и Гендиректоратов Еврокомиссии). Стратегические задачи развития диалогов определяются на заседаниях профильных Постоянных советов партнерства на уровне министров и руководства Еврокомиссии.

По оценке обеих сторон, диалоги стали полезным инструментом для дальнейшего развития и диверсификации двустороннего сотрудничества России и ЕС

Энергетика

Сотрудничество в сфере энергетики относится к числу приоритетных направлений в отношениях Россия — ЕС, которые характеризуются все более углубляющейся взаимозависимостью

Россия является крупнейшим в мире экспортером газа, а также конкурирует с Саудовской Аравией за роль крупнейшего производителя и экспортера нефти. На Россию приходится более 20 % разведанных мировых резервов природного газа и 5 % доказанных нефтяных резервов.[

Евросоюз — крупнейший потребитель российских энергоресурсов: порядка 63 % экспорта нефти и 65 % экспорта газа из России приходится на ЕС. В свою очередь Россия как отдельно взятая страна является крупнейшим внешним поставщиком нефти, на которого приходится 20 % от общего импорта нефти в ЕС или 27 % от общего потребления нефти ЕС. Россия обеспечивает 44 % от общего объема импорта газа или около 24 % общего потребления газа в ЕС. Несмотря на некоторое снижение уровня потребления энергоресурсов в ЕС вследствие глобального экономического кризиса, имеются перспективы развития сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере: по оценкам ведущих экспертов в газовой отрасли, включая МЭА и «Еврогаз», к 2030 г. спрос на газ в ЕС может вырасти с нынешних порядка 490 млрд м3 в год до 695 млрд м3 в год. При этом внутренняя добыча газа в ЕС и Норвегии сократится до 33 % от общего потребления к 2020 г. и до 25 % к 2030.[

Существует серьёзный обоюдный интерес в развитии более глубокого и взаимовыгодного энергетического партнерства между Россией и ЕС, которое содействовало бы укреплению энергетической безопасности обеих сторон, выработке справедливых правил функционирования энергетических рынков, способствовало бы их большей предсказуемости.

Важнейшей составляющей взаимодействия России с ЕС в этой области является создание условий для бесперебойных поставок энергоресурсов на рынки ЕС.

]Транспорт

Положение об общих принципах, целях и структуре диалога в сфере транспорта и инфраструктуры (Транспортный диалог Россия-ЕС) подписано 3 октября 2005 г. Первое заседание Постоянного Совета партнерства по транспорту состоялось 8 сентября 2006 г. в г. Лаппеенранта, Финляндия.[20]

Работа в диалоге выстраивается по таким направлениям, как транспортная стратегия, инфраструктура и государственно-частное партнерство; автомобильный и железнодорожный транспорт; морской и внутренний водный транспорт; воздушный транспорт; транспортная безопасность. В 2011 г. стороны прилагают усилия по активизации транспортного диалога, повышению эффективности его рабочих структур. Достигнута договоренность провести в октябре 2011 г. «авиасаммит» Россия-ЕС в Санкт-Петербурге.

Промышленность

Диалог в сфере промышленности был запущен одновременно с регулятивным диалогом и курируется теми же ведомствами. Стороны обмениваются информацией по проблемам развития некоторых отраслей промышленности и предпринимательства (автомобильной, текстильной, химической и авиационной отраслям промышленности, по горно-металлургическому комплексу, малому и среднему предпринимательству), связей в области инноваций, обсуждают вопросы снижения барьеров в торговле продукцией перерабатывающих отраслей и машиностроительного комплекса и делятся опытом по выведению промышленного производства из экономического кризиса.[25]







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.009 с.)