ТОП 10:

Центрально-Черноземный экономический район- отраслевая структура хозяйства.



Состав Центрально-Черноземного экономического района: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области. Площадь: 167,7тыс. км2. Население: 7,9 млн чел.

В промышленном комплексе Центрально-Черноземного района ведущее место занимает черная металлургия, являющаяся отраслью рыночной специализации. Товарная железная руда, чугун, сталь, готовый прокат широко вывозятся в другие регионы России, в страны ближнего зарубежья. Себестоимость производства железной руды в регионе ниже на 20%, чем в среднем по Российской Федерации, даже несмотря на большие затраты на рекультивацию земель и другие природоохранные мероприятия. Развитие отрасли в Центральном Черноземье идет по двум направлениям: расширение добычи и обогащение железных руд и увеличение выпуска и ассортимента металлургической продукции. Район является основным поставщиком электротехнической, автолистовой и трубной стали в России. Технический уровень производства и производительность труда в черной металлургии района выше, чем в среднем по России; по многим позициям продукция отрасли отвечает мировым стандартам.

Машиностроение является также отраслью рыночной специализации Центрально-Черноземного района и характеризуется многоотраслевой структурой. В регионе получили развитие как сложные трудоемкие отрасли: радиоэлектроника, авиационная, приборостроение, так и металлоемкие отрасли: горнорудное машиностроение, производство экскаваторов, кузнечно-прессовых машин, металлорежущих станков, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, химическое и нефтехимическое машиностроение, производство металлических конструкций. Размещение машиностроительного комплекса в регионе отличается крайней неравномерностью и сосредоточено в основном в Воронежской области (42% от общего выпуска продукции), также выделяются машиностроительные центры: Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск и другие. Недостаточно в районе развито машиностроение для пищевой промышленности.

Отраслью рыночной специализации района является пищевая промышленность. Она имеет мощную развитую собственную сырьевую базу и также является многоотраслевой. Важное значение имеет сахарная, мясная, маслобойная, маслосыродельная, спиртовая, табачная, плодоовощеконсервная. Эти отрасли поставляют свою продукцию на общероссийский продовольственный рынок.

Химическая промышленность в Центрально-Черноземном районе тоже относится к отраслям рыночной специализации. Но она сдерживается отсутствием собственной сырьевой базы и дефицитом водных и энергетических ресурсов. Тем не менее отрасль в районе получила значительное развитие и большая часть ее продукции поступает в межрегиональный обмен. Это - синтетический каучук, шины из Воронежа, резинотехнические изделия из Тамбова и Курска, синтетические волокна из Курска, синтетические моющие средства из Шебекино, анилиновые красители из Тамбова. Перспективны в районе производство минеральных удобрений и производство синтетических материалов.

По остальным подотраслям увеличение мощности нецелесообразно из-за ограниченности собственных ресурсов. Цементная промышленность - отрасль строительного комплекса Центрально-Черноземного района также относится к отраслям рыночной специализации. Ее развитие в районе обусловлено наличием крупных ресурсов сырья, комплексным использованием вскрышных пород при разработке железных руд КМА.

Крупные цементные заводы размещены в Белгороде, Старом Осколе, Липецке.

Другие отрасли промышленности в Центрально-Черноземном районе являются дополняющими комплекс.

Электроэнергетика региона имеет специфичную структуру. Более 80% электроэнергии дают атомные электростанции. Здесь построены и постоянно расширяются Нововоронежская и Курская АЭС. В областных центрах работают крупные тепловые электростанции. Часть электроэнергии поступает из ЕЭС России, но район по-прежнему дефицитен по электроэнергии, и этот фактор сдерживает развитие хозяйства Центрального Черноземья.

Строительная индустрия в основном удовлетворяет внутренней потребности региона. Она развивается на богатой и разнообразной собственной сырьевой базе. В размещении отрасли большое значение имеет потребительский фактор, поэтому предприятия сосредоточены в основном вокруг областных центров.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность использует привозное сырье, в районе производят мебель, пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, фанеру. Продукция отрасли обеспечивает внутренние потребности региона в товарах народного потребления.

Легкая промышленность Центрально-Черноземного района развита слабо и размещена очень неравномерно. Предприятия сосредоточены в основном в Тамбовской и Курской областях. Тамбовская область специализируется на производстве шерстяных тканей, в Курской области расположена Глушковская шерстяная фабрика и построен крупный трикотажный комбинат, использующий химическое волокно. Швейная промышленность размещена повсеместно, кожевенно-обувные предприятия расположены в Курске, Воронеже.

Агропромышленный комплекс региона дает 30% материального производства в ЦЧЭР и имеет межрайонное значение. Регион является продовольственной базой Центра и Севера Российской Федерации: он вывозит в значительных количествах зерно, сахар, эфиромасличные культуры, растительное масло, мясо, молоко, овощи. Главным звеном в АПК является сельское хозяйство, отрасли рыночной специализации которого представлены производством зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, эфиромасличных культур, молока и мяса. В районе производится 10% зерна и картофеля, 20% подсолнечника, 50% сахарной свеклы России. Из зерновых культур во всех областях, кроме Курской, преобладает озимая пшеница, а в Курской области - озимая рожь. В районе также возделываются просо, гречиха, кукуруза на зерно и силос.

Животноводство представлено в ЦЧЭР скотоводством молочно-мясного направления, свиноводством и птицеводством. По производству мяса и молока на душу населения район значительно превосходит среднероссийские показатели и вывозит эту продукцию на межрегиональный рынок. Из-за недостатка сенокосов и пастбищ как следствия высокой распаханности большое значение в формировании кормовой базы имеют полевое кормопроизводство и отходы пищевой промышленности.

Основная проблема агропромышленного комплекса ЦЧЭР - это несоответствие мощностей переработки объемам производства сельскохозяйственного сырья, что ведет к большим потерям продукции сельского хозяйства. Для АПК характерны низкий уровень технической оснащенности предприятий переработки, большая доля ручного труда, слабо развитая инфраструктура. Однако агропромышленный комплекс района обладает большими потенциальными возможностями развития, превращения в важнейшую житницу России.

 

На территории Центрально-Черноземного района формируется программно-целевой территориально-производственный комплекс на базе минеральных ресурсов Курской магнитной аномалии (ТПК КМА). Основными задачами развития ТПК являются: создание новой железорудной базы России в целях обеспечения европейской части страны железорудным сырьем и увеличения его экспорта; создание завершающих стадий производства черной металлургии - производство высококачественных сталей и проката; развитие промышленности стройматериалов межрайонного значения на базе богатых ресурсов строительного сырья, комплексного использования вскрышных пород и отходов обогащения железных руд; развитие энергетики на основе использования атомной энергии; ускорение развития промышленного и аграрного комплекса западной части ЦЧЭР.

Транспорт и экономические связи. Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта - железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды. Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение взаимодействия различных видов транспорта в регионе.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.008 с.)