Северо - Западный экономический район – отраслевая структура хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Северо - Западный экономический район – отраслевая структура хозяйства.



Состав Северного экономического района: Архангельская с Ненецким автономным округом, Вологодская и Мурманская области, Республика Коми и Республика Карелия. Площадь: 1466,3 тыс. км2. Население: 5,9 млн чел.

В структуре промышленности выделяются комплексы: машиностроительный, химико-лесной, индустриально-строительный, комплекс отраслей легкой промышленности. Они определяют место района в общероссийском территориальном разделении труда. Заметную роль играют также металлургический и топливно-энергетический комплексы. Значительный удельный вес в промышленности региона занимают предприятия военно-промышленного комплекса.

Все большее значение в структуре хозяйства имеют социально-рекреационные функции района. Многие города Северо-Запада стали крупными центрами туризма.

Внутренняя территориальная структура промышленности Северо-Западного района характеризуется значительной дифференциацией. Основная часть производственного потенциала сосредоточена в Санкт-Петербургском хозяйственном комплексе, на долю которого приходится более 70% всей промышленной продукции, числа занятых, стоимости основных производственных фондов.

В структуре экономики Северо-Западного района ведущее место занимают отрасли рыночной специализации машиностроительного комплекса. В составе машиностроительного комплекса района приоритет принадлежит судостроению, электротехническому, энергетическому, тракторному и сельскохозяйственному, машиностроению, приборостроению, станкостроению и электронной промышленности. Район занимает одно из первых мест в стране по производству морских судов разного типа (в том числе мощных атомных ледоколов), уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин, оптико-механической продукции.

Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Также есть заводы в Псковской и Новгородской областях. Северо-Запад и в перспективе сохранит свою роль в производстве продукции машиностроения.

Одно из ведущих мест в промышленности Северо-Западного района занимает химический комплекс. В районе получило большое развитие производство резинотехнических изделий, шин, синтетических смол, удобрений, пластмасс, лако-красочных изделий, кислот, реактивов, химико-фармацевтических препаратов. Производство фосфорных удобрений создано в Санкт-Петербурге и Волхове. В Кингисеппе из местных фосфоритов производится фосфоритная мука (объединение "Фосфорит"), на Новгородском комбинате, используя природный газ, производят азотные удобрения; производство двойного суперфосфата освоено на Волховском комбинате. Широкой известностью пользуется предприятие химического производственного объединения "Красный треугольник", производящее шины, резиновую обувь и другие резино-технические изделия. Химическая промышленность представлена переработкой сланцев (г. Сланцы). В целом химическая промышленность имеет тенденции к сокращению особенно вредных в экологическом отношении производств.

 

Развит в районе и лесной комплекс, включающий лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. Потребности комплекса в древесине покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной степени сырьем соседней Карелии и других районов Севера.

Пиломатериалы, фанеру, древесно-волокнистые (ДВП) и древесно-стружечные плиты (ДСП), мебель, картон, бумагу и другие виды продукции производят почти во всех областях района. Но особенно их производство развито в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются: Светогорский, Приозерский, Советский на Карельском перешейке. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области развито производство клееной фанеры, мебели. Фанера производится также и в Новгородской области. Основным направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов.

В комплексе отраслей легкой промышленности ведущее место занимает текстильная, кожевенно-обувная, фарфоро-фаянсовая промышленность. Развитию текстильной (в частности, хлопчато-бумажной, шелковой, шерстяной) промышленности способствовала большая потребность района в тканях, а также сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. Основным центром текстильной и трикотажной промышленности является Санкт-Петербург. Льняная промышленность развита в Пскове, производство обуви - в Санкт-Петербурге (объединение "Скороход"), фарфоро-фаянсовых изделий - в Новгородской области. Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность относится к числу старейших отраслей производства Ленинградской области. Стекольный завод в пос. Дружная Горка выпускает химико-лабораторную посуду и приборы.

Получил развитие в районе индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Комплекс имеет межрайонное значение. Его предприятия размещены во всех крупных городах.

Топливно-энергетический комплекс имеет слабую топливную базу. В регионе имеется ряд предприятий по добыче горючих сланцев, ведется добыча торфа, работает крупный нефтеперерабатывающий завод на привозной нефти. Топливный дефицит района, завоз в больших объемах дорогих кузнецких и печорских углей делают все более настоятельной проблему использования ядерного топлива. В районе работает Ленинградская атомная электростанция (4 млн кВт). Однако в настоящее время требуются новые подходы к решению проблемы повышения надежности и гарантий безаварийной работы реакторов. Производство электроэнергии сосредоточено на крупных ГРЭС и ТЭС, размещенных в Санкт-Петербурге и других центрах. В районе имеются гидростанции малой и средней мощности, построенные на реках Волхове (Волховская ГЭС), Свири и др.Большое значение для снятия пиковых электрических нагрузок приобретают гидроаккумулирующие станции на небольших реках. Ведется строительство Ленинградской ГАЭС. Кроме того, маневренную электрическую мощность обеспечат газотурбинные теплофикационные установки - ГТУ. Для покрытия полупиковых нагрузок будут использоваться высокоманевренные энергоблоки конденсационных станций.

Металлургический комплекс относится к отраслям, дополняющим территориальный комплекс Северо-Запада. Он частично удовлетворяет потребности района в металлах, конструкционном литье, прокате, стальных и чугунных трубах, крепежных изделиях, проволоке, метизах и т. п. Исходный материал для этих изделий почти весь привозится из других районов.

Агропромышленный комплекс. Центральное место в нем занимает сельское хозяйство. Оно играет важную для района роль. Его цель - удовлетворение потребностей населения Северо-Запада в продовольствии. В структуре сельскохозяйственного производства преобладают молочное и молочно-мясное животноводство, льноводство. Ориентация на удовлетворение внутрирайонных потребностей в продовольствии обусловила территориальную организацию сельского хозяйства. Молочные, свиноводческие, птицеводческие, овощные хозяйства сконцентрированы вблизи крупных городов. В пригородных зонах развито картофелеводство, в Псковской и Новгородской областях - льноводство, имеющее межрайонное значение. Сельскохозяйственные угодья составляют 1/5 всей территории. Более 1/2 посевов занято зерновыми культурами, основные площади этих культур находятся в Псковской области. Эта же область выделяется и развитым животноводством - на ее долю приходится 45% всего поголовья крупного рогатого скота района, основная часть поголовья свиней. Все сельскохозяйственные продукты предназначены для внутреннего потребления, и только лен и продукция из него вывозятся за пределы района. Потребность населения района в продовольствии (кроме яиц и овощей) удовлетворяется в значительной мере за счет ввоза из других районов.

Транспорт и экономические связи. Северо-Западный район располагает всеми видами современного транспорта. На его долю приходится значительная доля морских и речных перевозок. Санкт-Петербург - крупнейший порт страны и мира. Ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности железнодорожной сети район находится на одном из первых мест в стране. От Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Белоруссию и Украину. В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт.

В настоящее время транспорт региона, особенно морской, не справляющийся с объемом экспортно-импортных перевозок, испытывает большие трудности. Поэтому принято решение о строительстве здесь еще двух морских портов. Стоит задача развития транспортной инфраструктуры.

Весьма напряженной является экологическая ситуация в Северо-Западном регионе. Она связана с состоянием водного бассейна р. Невы и прилегающей к нему акватории Финского залива.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.007 с.)