Педагогическая система А.Дистервега 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая система А.Дистервега



Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней содержатся прогрессивные идеи. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение. Педагогическая деятельность А. Дистервега. Он решил посвятить себя делу образования народа и длительное время возглавлял учительские семинарии: сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, которые сумел сделать образцовыми. Он преподавал в семинариях педагогику, математику и немецкий язык и одновременно являлся учителем опытных начальных школ при этих семинариях. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег успешно совмещал с большой литературной и методической работой. Дистервег горячо протестовал против господствовавшего в Германии еще с XVI века конфессионального (вероисповедного) обучения, при котором дети католиков и лютеран учились в отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над школой и осуществлении контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом. Еще при своей жизни он заслужил почетное звание «учитель немецких учителей».


31.Становление и развитие системы образования в России и Беларуси в 19 веке.

В 1802 г., было создано Министерство народного просвещения, а затем в 1804 г. Устав учебных заведений. Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты. К этому времени в России имелись три университета: в Москве, Дерпте и Вильно. Университеты должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа. Была установлена строгая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища — директору гимназии, гимназии же — ректору университета, университет — попечителю учебного округа. Целью приходских училищ являлось, во-первых, подготовить учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета, письмо, первые действия арифметики. Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а во-вторых, дать необходимые знания. Целью гимназий, предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а во-вторых, преподавание наук тем, которые «пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Универы – высшая ступень народного образования

Общественно-педагогическое движение в Беларуси было связано с именами видных деятелей белорусской культуры Ф. К. Богушевича, А. Е. Богдановича, Н. Я. Никифоровского, И. И. Носович и др. Поддерживая прогрессивный процесс этнокультурной консолидации белорусского народа, это движение в то же время носило ярко выраженный просветительный характер. Эти и многие другие представители культурного Возрождения Беларуси отстаивали право народа на обучение на родном языке. Большую роль при этом играли периодические издания на белорусском языке.

В 1864 году была открыта учительская семинария в Молодечно, а затем в Полоцке, Несвиже, Гомеле, Рогачеве, Орше. В Борисове была открыта женская учительская семинария. Многие учителя помимо педагогической деятельности занимались научными исследованиями, изучали быт и традиции народа, его историю и фольклор.


32. Характеристика системы образования в Виленском учебном округе

На территории Беларуси реформа, начатая в 1804 г., затянулась почти на четверть века. Ее реализация тормозилась из-за недостатка государственных дотаций, отсутствия учителей, новой учебной литературы.

В первой четверти XIX в. в Виленском округе получают развитие школы взаимного обучения, здесь давались элементарные знания и навыки ремесленного труда. В рассматриваемый период на территории Беларуси действовали 6 гимназий, 17 уездных училищ, 154 начальные школы. Кроме государственных гимназий работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование.

В соответствии с указом императора Александра I в 1803 г. был открыт Виленский университет, просуществовавший до 1832 года и имевший четыре факультета: моральный, политических наук, медицинский, литературный и вольных наук (искусств).

В начале XIX века Виленский округ объединил учебные заведения Виленской, Витебской, Гродненской, Могилевской и Минской губерний. Во главе округа стоял князь Адам Чарторийский.

После восстания 1830—1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. Виленский университет был закрыт. После закрытия Вилен- ского университета на базе его медицинского факультета были открыты Виленская медико-хирургическая академия, а на базе морального факультета — Виленская духовная римско-католическая академия, просуществовавшие до 1842 года.

В Вильно остается Медико-хирургическая академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.005 с.)