Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществе.



Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XII века.

Этапы развития воспитания на Руси:

1) Киевский (5-8век), Киевская Русь

2) Московский (Московское государство)

Киевская Русь:

· На воспитание и образование наложило отпечаток принятие православия (988г)

· Главный очаг воспитания-семья

· Формы домашнего воспитания: кормительство

· Развитие черт славянского народного характера

Мастера грамоты: монахи

Ярослав Мудрый(1019-1054)

Открыл школы в Киеве,Новгороде,Суздали,Владимире,Муроме,Ростове. Цель- освоение книжной мудрости.

Пед.памятники Киевской Руси:1) Избрание «Святослава» 2) «Пчела», «Домострой» 3) «Поучение князя Владимира Монамаха детям»

Использовались Берестяные грамоты.

Учебные книги: 1) Первая печатная грамота «Азбука» Ивана Федорова(1574) 2)псалтыри,словари,прописи,часословы.


Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век.

Периоды развития просящения на бел.землях:

1) Полоцкое и Туровское княжество(9-12 век)

2) ВКЛ(13в-1569)

3) РП(1569-1795)

Типы школ в ВКЛ: Католических орденов,кальвинистские, арианские, братские, униатские, иезуитские

Братские школы: принятие детей всех сословий, программа обучения, выборность ректора и учителей, требования к учителю, школьные правила, школы в(Минске,Вильне,Бресте,Полоцке,Могилеве, Киеве,Слуцке)

Учителя: М. Смотрицкий, Лаврентия Зизаний, Симеон Полоцкий


Вопрос 14 Педагогические взгляды Н.Гусовского,С.Будного,В.Тяпинского.

Николай Гусовский (1470?-1533?) белорусский поэт, гуманист, просветитель, представитель новолатинской школы, выдающийся деятель славянской культуры.

Педагогические идеи.

• не преуменьшая роли умственного воспитания большое внимание, уделял трудовому воспитанию;

• с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности пропагандировал систему латинского европейского образования;

• в воспитании отводил большую роль общению с природой, искусству и науке;

• важным считал патриотическое воспитание;

• на первое место ставил метод упражнений;

• первичным считал воспитание духовности (сила духа важнее, чем сила тела).

Василий Николаевич Тяпинский (Омельянович), (ок. 1540 – ок. 1603). Просветитель, продолжатель гуманистических традиций Скорины и Будного, участник реформационно-гуманистического движения в Беларуси. Работал преподавателем братских школ.

Педагогические идеи.

• воспитание патриотизма (любовь к Родине, языку, обычаям, традициям);

• просвещение через книгу;

• первостепенное значение начальному обучению (начальное обучение для бедных слоев);

придавал большое значение военной подготовке и военному воспитанию.

Симон Будный (ок. 1530- 1593). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик педагог, один из руководителей реформационного движения в Беларуси и Литве. Будный был за радикальные преобразования в области школы, требовал права на образование для всех сословий, всего народа.

Он выступал за совершенствование системы образования форм и методов его. По рекомендации Будного назначались директора школ, высококвалифицированные педагоги.

Педагогические идеи С. Будного.

• выступал против иезуитских методов воспитания и обучения;

• основой воспитания считал труд;

• считал Библию средством просвещения народа;

• боролся за процветание нации, за развитие ее культуры, за выявление и процветание среди народа;

• как ученый одним из первых обратился к истории языков, лексике, фонетике, морфологии и заметил родственность между отдельными группами языков.

В его сочинениях сильны идеи гуманизма, считал, что чувства и разум ребенка учитель должен развивать, а личное достоинство уважать. Учитель должен заботиться о духовном и физическом развитии ученика.

 


Пед взгляды С. Полоцкого

Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский- Ситниянович. Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. При содействии царя открывает при Спасском монастыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя (Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг Тестомент Василия царя Греческого, Псалтырь (переложенный в стихотворную форму), Букварь с Предисловием к юношам учиться хотящим. Написал сборники стихов Вертоград многоцветный, Рифмологион и др, которые посвящены воспитанию и обучению.

Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноевропейской педагогики.: 1)Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.2)Целенаправленность в воспитании;3)Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;4)Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;5)Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей;


Пед.концепция Дж.Локка

Д. Локк (1616—1704), английский философ, просветитель и государственный деятель, был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. В педагогических взглядах Д. Локка нашли отражение его социально-политические и философские воззрения, а также немалый педагогический опыт, накопленный им в качестве преподавателя и домашнего воспитателя.

Основные труды:

• трактат «Мысли о воспитании»

• философское сочинение «Об управлении разумом»

• фундаментальный труд «Опыт о человеческом разумении» (1689).

В его трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни, образования.

Локк разработал принципы и методы воспитания опыта нравственного самоуправления личности. Трудовое же воспитание он не считал обязательным для джентльмена. Будучи приверженцем сословного воспитания, он считал, что джентльмены должны воспитываться дома частными учителями и наставниками. Коллективный же характер образования он считал приемлемым для «черни». Джентльменам нельзя ходить в общий класс, поскольку дети черни могут оказать негативное влияние на представителей «голубой крови». Будучи приверженцем сословной педагогики, он предложил 2 разных типа воспитательных систем, различных по целям и содержанию. Первая – для воспитания джентльмена. Вторая – для воспитания неимущих. Образование же неимущих он рекомендовал ограничить поощрением трудолюбия и религиозности.


Дея-ть новых школ.

Йена-план система организации работы школы, сочетающая индивидуализацию уч.-воспитат. процесса с коллективной деятельностью учащихся. Разработана в 1920-х гг. проф. Йенского ун-та П. Петерсеном в духе идей нового воспитания, нем. «реформаторской педагогики». Традиц. школа с классно-урочной системой, жёсткой регламентацией распорядка дня, дисциплиной и субординацией между учителями и учащимися в И.-п. заменена «воспитат. общиной». В основе её деятельности — уважение к личности, сочетание свободы и самостоятельности детей и их взаимозависимости в повседневной жизни, учёбе, труде, тесная связь детей, учителей и родителей.

Вальдорсфкая школа Своим существованием одна из крупнейших в мире систем образования обязана мыслителю из Австрии Рудольфу Штайнеру.

Принципы вальдорфской педагогики довольно просты: ребенку дают возможность развиваться в собственном темпе, не стараясь забегать вперед и не "накачивая" голову знаниями. Огромное внимание уделяется духовному развитию и индивидуальному подходу к каждому ученику.

Дальтон-план-Метод был предложен Хелен Паркхёрст. Свое название он получил, потому что был впервые испробован в школе в городке Дальтон в штате Массачусетс. Обучение по Дальтон-плану основывается на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.

Три основных элемента: «дом», задания и лаборатория.

1.«Дом» это основное место ученика в школе.

2.Задания даются учащимся для выполнения за определенный срок. Обычно даются месячные задания, которые подразделяются на недельные.

3.Лаборатория — личные консультации учителей-предметников, на которых каждый ученик может лично обсудить с учителем ход выполнения своего задания и получить советы по его выполнению.

Европейскую известность получила педагогическая система французского педагога С. Френе (1896—1966). Им была создана «педагогическая техника», предусматривающая оригинальные формы обучения и воспитания. Предназначение школы Френе воспитать в ребенке носителя новых идей и культуры, способных преобразовать среду.

Он разработал оригинальную методику обучения родному языку. В 1920—30-е годы основным методом обучения во французской школе был книжно-вербальный метод. Дословное запоминание, заучивание наизусть стихов и прозы, имитация речи учителя, выполнение однообразных упражнений на применение грамматических правил —приемы, которые использовались учителями при обучении языку. Вместо этого Френе вводит «свободные тексты» — небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах, планах на будущее. Для детей «свободные тексты» служили средством самовыражения, для учителя они становились средством изучения личности учащихся, их интересов, взаимоотношений с окружающей средой.

Как и другие педагоги — организаторы авторских школ, С. Френе уделял огромное внимание четкому планированию учебного процесса. В его школе дети работали по индивидуальным недельным планам, в которых находили отражение все виды их деятельности: «свободные тексты», работа по карточкам, работа в саду, на ферме и т.п. Индивидуальные планы разрабатывались школьниками на основе плана учителя, составленного им для каждого класса на месяц. Френе был убежден, что такая система планирования формирует ответственность учащихся, их самостоятельность, дисциплинированность.В своей педагогической системе Френе отказался от оценок. Трудовая школа Кершенштейнер (1854 - 1932)

Задачи школы обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием её нравственного значения, и воспитание гражданина - патриота. Для реализации этих идей организация школьного производства должна осуществляться по типу трудовой общины.

Цель государства и задачи общественной школы.

Государственное устройство, воплощающее в своих целях нравственную идею, является высшим внешним нравственным благом.Самое лучшее воспитание то, которое делает самого воспитателя все более излишним. Цель общественной государственной школы - воспитать ценных граждан. Задачи общественной школы: помочь выбрать профессию, приучить смотреть на профессию как на службу. Смысл трудовой школы заключается в том, чтобы при минимуме научного материала выявить максимум умений, способности к радости от труда.

Итоги: трудовая школа - это такая организация школы, для которой образование характера преобладает над всем.


Пед. Взгляды П.П.Блонского

Его монография «Трудовая школа» (1919) рассматривалась как важнейший теоретический ориентир при создании новой школы в 20-х гг. прошлого столетия. В предреволюционные годы были изданы труды по дошкольному воспитанию, национальному воспитанию, истории педагогики, психологии. Блонский не ограничивался созданием теоретических работ, он активно участвовал и в разработке новых школьных программ, организовал Академию социального воспитания (высшее педагогическое учреждение), проводил опытно-экспериментальную работу в школе. С середины 1920-х гг. теоретические интересы педагога сконцентрировались на проблемах педологики. П.П. Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении (например, какие есть наказания, и почему они существуют). Педагог был убежден, что подлинные любовь и уважение к личности ребенка состоят в глубоком знании и учете в воспитании его половых, возрастных, персональных и типических особенностей. Педагог считал, что «будущая школа должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова…»


Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществе.

40–35 тысяч лет назад появление человека. Период зарождения и воспитания как особого вида человеческой деятельности. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

Собственно воспитание начинает формироваться 1,5 млн. тыс. лет назад и этот процесс проходил в три этапа.

I этап

1) появляется новая ветвь в эволюции человека – архантропы ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей; ему свойственно:

• прямохождение, они обладают зачатками речи, мышления, их мозг по размеру и структуре близок к человеческому, овладевают огнем, живут в коллективных сообществах

2). К этому же периоду относится появление палеоантропов или, правильнее, неандертальцев – известных самых близких предков Человека разумного:

• они переходят к разделению труда по половому признаку

• воспитание у неандертальцев осуществлялось – уже более организованно

В результате появляется новая ступень в развитии человечества – человек разумный.

II этап

• Этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду

• В первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.

• В этот период появляются первые средства воспитания - игрушки-тотемы орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей.

• В качестве мощного регулятора поведения использовались запреты – табу и словесные приемы – одобрение или неодобрение.

III этап

• В результате дальнейшего усложнения хозяйственной и социальной жизни общины появилась семья. Контроль за воспитанием подрастающего поколения теперь осуществляла семья.

• В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины.

• Важным этапом в развитии воспитания стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых, полноправных членов общины.


2. Воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет)

1. Приблизительно в IV тысячелетии до н. э. по берегам Персидского залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих государств. В исторической науке эти государства принято называть Междуречьем, или Месопотамией

· почти в каждом городе Междуречья были школы.

· Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики. Девочки могли научиться письму дома у своего отца.

Основные цели обучения были следующие:

1. Запоминание со слуха;

2. Умение читать и считать - причем, устно;

2. Умение переводить устную речь с одного языка на другой - т.е., по сути, готовили переводчиков;

· К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования

Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э.

· Процесс обучения в Древнем Египте начинался с 5 лет.

· Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика.

· на начальном этапе обучения: дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности

· Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания

· В Древнем Египте возникает институт семейной школы, при котором помимо собственных детей, отец брался обучать профессиональной деятельности чужих.

3. В Древней Индии

· В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства: Воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты:

1. для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов,

2. для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества,

3. для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия,

4. для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

Воспитание и обучение в Древней Индии имело тесную связь с религиозными верованиями.

4. Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте семейно-общественного воспитания.

· В основе школьного воспитания и обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец.

· Первые школы в Древнем Китае появились в Ш тысячелетии до н. э.,

· Деятельность учителя считалась весьма почетной, а приобретение образования было делом крайне важным.

· Школу посещали в основном дети состоятельных людей,

Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности.


3.Система образования и воспитания в государствах Древней Греции (Спарте и Афинах).

Школа и пед мысль в Древней Спарте.

1)Воспитание с 7 лет (изоляция от семьи)

2)с 7 до 14 лет-грамота,счёт, физ.воспитание и закалка.

3)с 15 до 20 лет-пение,танцы воинственного характера,участие в военных походах,нравственно-полит. образование.

4)идеал воспитания-физически развитый,сильный духом,разбирающ. в военном деле человек.

Агела-молодёжная группировка в Спарте(до 17 лет),целью которой была организация физической культуры и спорта,а так же подготовка к полит.и воен.действиям.

Педагог-раб,сопровождающий ребёнка в школу.

Дидаскал-учитель в школе.

Кифарист-учитель музыки.

Грамматист-учитель грамматики.

Школа в Древних Афинах. 1) Мусическая школа(чтение,письмо,счёт,музыка,лит-ра)-учителя(грамматист и кифирист)с 7 до 16 лет. 2) Гимнастическая школа-бег,прыжки,борьба,метание диска,копья.с 16 до 18 лет. 3) Гимнасий (философия, риторика, политика) после 18 лет.

Возрастная периодизация пифагорейцев. 1) От рождения до 7 лет(дома) 2) от 7 до 14 лет(школа) 3) от 14 до 21(школа,армия) 21год-совершенолетие. Сократ(470-399 до н.э) Древнегреческий философ,автор сократического метода(поведение ученика к выводам с помощью спец.подобранных вопросов).Не оставил после себя трудов,имел много учеников. Платон(427-347 до н.э) Ученик Сократа.Основатель 1 академии в истории образования. Автор труда «государство».Разробатовал вопросы обучения и воспитания. Аристотель(384-322гг) Великий философ Древней Греции,ученик Платона,учитель Макидонского.Разработал все отрасли знаний своего времени,подготовил лекторские конспекты по ботанике,зоологии,анатомии,астрономии,этике.Основатель первого лицея.Упорядочил возрастную переодизацию. Переодизация Аристотеля: От рождения до 7 лет-физ.воспитан.(детство). От 7 до 14 лет-физ.и умствен.воспитан(отрочество). От 14 до 21-нравствен. и эстетич. воспитан.(юность)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.049 с.)