Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 19. Соединения с натягом↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ТЕМА 19. СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГОМ
Соединения с натягом относят к неразъемным, хотя они занимают промежуточное положение между разъемными и неразъемными соединениями. Эти соединения можно разбирать без разрушения деталей, однако повторная их сборка не обеспечивает той же надежности соединения, что первичная. Соединения деталей с натягом — это соединения, в которых детали удерживаются силами трения. Силы трения обусловлены созданием распределенной нормальной нагрузки (давления) на сопряженных поверхностях соединяемых деталей. Величина нормальной нагрузки зависит от величины натяга. Натяг — это разность размеров охватываемой и охватывающей деталей. Посадочный размер охватываемой детали делают несколько больше посадочного размера охватывающей детали. После сборки посадочный размер деталей становится общим, при этом посадочный размер охватывающей детали в результате упругих деформаций увеличивается, а охватываемой — уменьшается. Конусные соединения с натягом В этих соединениях вал и ступица контактируют по конической поверхности и их обычно применяют для закрепления деталей на концах валов. Вращающий момент между валом 1 и ступицей 2 (рис. 19.5) передается трением, возникающим в результате приложения осевой силы. При затяжке гайки 3 ступица 2 перемещается вдоль вала 1 и прижимается к валу. Конусные соединения являются соединениями с натягом по коническим поверхностям и с увеличением угла наклона при действии одинаковой осевой силы снижается давление р на посадочной поверхности и, следовательно, нагрузочная способность, но уменьшается склонность к самозаклиниванию. Расчет проводят в предположении, что на конусной поверхности контакта действует равномерно распределенное давление р и поэтому силы трения fp (f — коэффициент трения) распределены по поверхности сопряжения также равномерно [5]. Давление р связано с силой затяжки выражением (рис.19.6) (19.13) где — осевая сила (сила напрессовки ступицы на вал); средний диаметр; — длина соединения (длина конусной посадочной поверхности); — угол конуса. Вращающий момент Т, которым можно нагрузить соединение, рассчитывается по формуле (19.14) где коэффициент запаса сцепления. В расчетах назначают S = 1,3- 1,5 (большее значение — для ответственных соединений).
ТЕМА 20. УПРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ Упругие элементы — металлические и неметаллические — широко распространены в машиностроении. Их применяют: · для создания заданных постоянных сил — начального сжатия или натяжения в передачах трением, фрикционных муфтах, тормозах, предохранительных устройствах, подшипниках; а также для уравновешивания сил тяжести и других сил; · для силового замыкания кинематических пар, в основном в кулачковых, чтобы исключить влияние зазоров на точность перемещений или упростить конструкции; · для выполнения функций двигателя на основе предварительного аккумулирования энергии путем завода, например часовые пружины; · для в и б р о и з о л я ц и и в транспортных машинах — автомобилях, вагонах, в приборах, в виброизоляционных опорах машин и т. д.; · для восприятия энергии удара — буферные пружины,применяемые в подвижном железнодорожном составе, т. д.; · для измерения сил, температур, перемещений, осуществляемого по упругим деформациям пружин (в измерительных приборах). Работа упругих элементов в машинах заключается в накоплении энергии и ее последующей отдаче или в осуществлении требуемого постоянного нажатия. Для возможности накопления большого количества энергии на единицу массы целесообразно применять элементы с возможно более равномерным напряженным состоянием [25]. При этом упругие элементы имеют минимальные габариты. Пружины В широком диапазоне нагрузок указанным требованиям в наибольшей степени удовлетворяют пружины. Широкий спектр функциональных требований определил и большое разнообразие пружин В зависимости от вида воспринимаемой нагрузки они делятся на пружины растяжения сжатия, кручения (),
Пружины растяжения Пружины сжатия многожильные витые пружины. Составные пружины фасонные пружины пружины кручения торсионные валы тарельчатые и кольцевые пружины плоские спиральные пружины Материалы для пружин должны иметь высокие и стабильные во времени упругие свойства. Делать пружины из материалов низкой прочности нецелесообразно Тарельчатые пружины Тарельчатая пружина - это пологая коническая оболочка с отверстием (рис. 20.4), позволяет проектировать узлы с различными упругими свойствами
Варьируя отношение стрелы прогиба к толщине металла s, можно получать различные нагрузочные характеристики. Кроме того, их можно изменить за счет различного расположения пружин в пакете, а также комбинируя пакеты различных пружин. Таким образом, используя тарельчатые пружины, можно создавать компактные и удобные конструкции, удовлетворяющие различным функциональным требованиям. По виду нагружения пружины подразделяются на два класса, а по исполнению их разделяют на 4 типа: · пружины с наклонными кромками · пружины с наклонными кромками и опорными поверхностями при толщине пружин более 3 мм · пружины с параллельными кромками · пружины с параллельными кромками и опорными плоскостями По точности контролируемых сил или деформаций пружины подразделяются на группы: 1) с предельными отклонениями сил или деформаций ±5%; 2) с предельными отклонениями сил или деформаций ±10%; 3) с предельными отклонениями сил или деформаций ±20%. Для повышения статической прочности и главным образом для получения стабильной нагрузочной характеристики пружины подвергают заневоливанию, т. е. сжатию до полного сплющивания и выдерживанию в таком состоянии в течение 12 ч. Критерий отказа пружины - разрушение. Критерий предельного состояния - возникновение остаточной деформации более 10%. 20.1.3. Пружины кручения Витые цилиндрические пружины кручения по своей конструкции аналогичны витым пружинам растяжения и сжатия. Во избежание трения при нагружении их навивают с небольшим просветом между витками (порядка 0,5 мм). Они имеют особые прицепы для передачи пружине закручивающего момента (рис. 20.5). Пружины обычно устанавливают на оправках. При нагружении пружины в каждом ее сечении действует момент М, равный внешнему моменту, закручивающему пружину. Вектор этого момента направлен вдоль оси пружины (рис. 20.5,6). Этот момент раскладывается на момент, изгибающий виток, и крутящий момент Т = М sin . В связи с тем, что в пружинах кручения так же, как и в пружинах растяжения и сжатия, угол подъема витков обычно <12 -15°, допустимо вести расчет витков только на изгиб моментом и пренебречь кручением [25]. Наибольшее напряжение изгиба витков, имеющее место на внутренней поверхности (20.10) где — коэффициент, учитывающий кривизну витков круглого сечения; —момент сопротивления сечения витка на изгиб. Допускаемое напряжение при изгибе для пружин выбирают порядка 1,25 . Диаметр проволоки для пружин с круглым сечением витков . (20.11) Угол закручивания пружины (рад) может быть определен как угол взаимного упругого наклона концевых сечений бруса длиной L, равной суммарной длине витков пружины, под действием чистого изгиба моментом М: (20.12) где — осевой момент инерции сечения витка пружины; Е — модуль упругости материала пружины. Потребное число витков определяют из условия, что при возрастании момента от установочного до максимального рабочего пружина должна получить заданный угол закручивания и тогда (20.13)
Корпусные детали Под корпусными понимают детали, основное назначение которых "нести" машины, рабочие органы и узлы различных приводов, заключать в себя детали и сборочные единицы, обеспечивать герметичность и безопасность. Принято выделять группу станин, группу фундаментных плит и группу корпусных деталей: Станины (рамы) "несут" на себе основные узлы машины, обеспечивая их правильное взаимное расположение как в подвижном, так и неподвижном состояниях (рис. 21.1, а-е). На плитах закрепляются машины и их приводы (рис. 21.1, ж). В отличие от станин они не имеют направляющих. Корпусные детали - детали с нечетко выраженными свойствами станин и плит (например, кронштейны, стойки и другие поддерживающие детали); подвижные корпусные детали (столы, суппорты, ползуны, направляющие); корпусы коробок, редукторов, подшипников; к этой же группе относят кожухи и крышки (рис. 21.1, з-м). Изготовляют корпусные детали литьем, сваркой или комбинированным способом. На выбор последнего влияет ряд факторов: нагруженность деталей, их количество, весовые характеристики, и др. При большом объеме однотипных изделий и незначительной их нагруженности предпочтительнее литье; для единичного и мелкосерийного производства при значительной нагруженности деталей и жестких требованиях по массе больше подходит сварка. Весьма эффективен комбинированный способ, позволяющий значительно упростить и удешевить изготовление корпусных деталей, особенно со сложной конфигурацией. В общем случае назначение того или иного способа производится после сравнительного технико-экономического расчета. Основным материалом при литье является серый чугун, Для сварных корпусных деталей используют углеродистые стали (ГОСТ 380-94), углеродистые качественные стали (ГОСТ 1050-88) в виде листов, полос, швеллеров и другого проката. Весьма перспективными являются пластмассы, полиамидные и композитные материалы Основными критериями надежности корпусных деталей являются прочность, жесткость, износостойкость и долговечность.
Для отливок из серого чугуна, углеродистой стали, алюминиевых сплавов толщину стенок s (мм) можно определять в зависимости от приведенного габарита N детали: (21.1) где L, В, Н - соответственно длина, ширина и высота отливки (м). Для увеличения жесткости и прочности литых деталей и как средство улучшения отливки применяют оребрение (рис.21.5). Целесообразное расположение ребер позволяет улучшить питание элементов отливок и предупредить возникновение усадочных раковин и внутренних напряжений. Сварные корпусные детали экономически более выгодны при единичном или мелкосерийном производстве, когда не оправдываются затраты на изготовление оснастки (кокилей, стержней и т. д.) или не освоено литье на предприятии.
Направляющие Направляющими называется совокупность поверхностей скольжения (качения) двух сопрягаемых корпусных деталей, обеспечивающая возможность их относительного прямолинейного или вращательного движения. Направляющие скольжения широко применяют в машинах. Наиболее распространены следующие группы направляющих [25]: · Направляющие металлорежущих станков, для которых характерны большие длины ходов, большие диапазоны скоростей (от малых скоростей подачи до значительных скоростей главного движения) и высокие требования к точности. · Направляющие кузнечно-прессовых машин, для которых характерны большие осевые нагрузки (в направлении перемещений) и повышенные температуры. · Направляющие ползунов (крейцкопфов) поршневых двигателей, для которых характерны нагрузки в одной плоскости (плоскости кривошипно-шатунного механизма), значительные скорости и в большинстве случаев повышенные температуры. При стесненных габаритах применяют одну направляющую с замкнутым контуром (рис. 21.6, а и б): а) круглую цилиндрическую, наиболее простую в изготовлении; б) призматическую, когда на соединение действуют значительные моменты, стремящиеся его провернуть. Перемещаться может как охватываемая, так и охватывающая деталь. Круглые цилиндрические направляющие применяют также при необходимости поступательных и вращательных перемещений. Направляющие станин выполняют охватывающими и охватываемыми. Охватывающие направляющие (рис. 21.6, д, ж, и)лучше удерживают смазочный материал (при обычном горизонтальном расположении). Применяют их при больших скоростях перемещений, а также для направления деталей с малыми размерами поперечного сечения типа ползунов. В других случаях преимущественно применяют охватываемые направляющие (рис. 21.6, г, е, з). Направляющие должны иметь достаточную длину во избежание повышенного трения, перекосов и защемления. В станках отношение длины направляющих к ширине столов и салазок выбирают обычно не меньше 1,5. Критериями работоспособности направляющих, работающих при малых скоростях, но значительных давлениях и несовершенной защите, являются сопротивление абразивному изнашиванию и схватыванию, а при больших скоростях — сопротивление схватыванию, которое преимущественно вызывается кромочными давлениями от температурных деформаций. В соответствии с этими критериями для направляющих применяют следующие материалы: · незакаленный чугун НВ180 по чугуну при малых скоростях и давлениях, используемый одновременно для корпусных дета- · закаленный чугун, обеспечивающий повышение износостойкости в 2 раза и более; · закаленные высокоуглеродистые стали ШХ15СГ, ШХ15, цементуемые легированные стали 18ХГТ и 12ХНЗА, азоти- · цветные сплавы: цинковый сплавЦАМ10-5, бронзы БрАМЦ9-2 (в виде накладных пластин на направляющую меньшей длины) — в целях предотвращения заеданий, снижения трения, повыше- · полимерные материалы на основе фторопласта-4 с наполнителями; · высокотехнологичные быстротвердеющие эпоксидные компаунды — наполненные эпоксидные смолы, намазываемые в тестообразном состоянии на одну из направляющих и формируемые по сопряженной поверхности. Для надежной работы направляющих большое значение имеет защита их от попадания пыли, стружки, абразива. Хорошие защитные устройства могут иногда снизить интенсивность изнашивания в десятки раз. В качестве защитных устройств применяют простые щитки, меха гармоник, перематываемые ленты. Достоинства направляющих качения: низкий коэффициент трения (0,003...0,005) и поэтому малые силы сопротивления движению (в 20 раз меньше, чем у направляющих скольжения); практически отсутствие разницы между силами покоя и движения, что обеспечивает как быстрые, так и весьма медленные равномерные (без скачков) перемещения высокой точности; незначительный износ тел качения и направляющих [10]. Благодаря этим преимуществам, несмотря на более сложную конструкцию (рис. 21.7), области применения таких направляющих расширяются. Материалы тел качения — хромистые шарикоподшипниковые стали типа ШХ15. Оптимальные материалы направляющих — закаленная до высокой твердости (58...63 НРСЭ) сталь ШХ15, хромистые и другие легированные стали, цементованные на достаточную глубину
Смазочные устройства В зависимости от условий работы применяют различные способы подачи смазочного материала к деталям и узлам. Индивидуальный способ, при котором смазочный материал подается к жаждой трущейся паре от независимого устройства, расположенного вблизи поверхности трения, применяют в случае, когда пары трения находятся далеко одна от другой или требуют различных смазочных материалов. Смазывание посредством окунания в масляную ванну (картерное смазывание) применяют для смазывания зубчатых и червячных передач Централизованный способ, при котором несколько отдельно расположенных трущихся пар смазываются от одного общего смазочного устройства. Если трущиеся пары требуют малого количества смазочного материала (например, в условиях периодической работы или при трении качения в легком режиме), то он может подаваться периодически. В остальных случаях он подается непрерывно. Подача смазочного материала разбрызгиванием из общей масляной ванны используют для смазывания передач и подшипников редукторов, коробок передач станков и автомобилей. Разбрызгивание и “масляный туман” создаются погруженными в масло зубчатыми колесами и маслоразбрызгивающими кольцами. Устройства для подачи жидких масел. Индивидуальное периодическое смазывание жидким смазочным материалом без принудительного давления осуществляют с помощью масленок с поворотной крышкой (рис. 22.1, а) или шариковых масленок Индивидуальное непрерывное смазывание под давлением применяют для ответственных трущихся пар, оно осуществляется от простейших насосов небольшой производительности: плунжерных, лопастных или шестеренных. Централизованное смазывание осуществляют многоточечными масленками, насосами и многоточечными распределителями со свободным или принудительным дозированием и многоплунжерными лубрикаторами. Устройства для подачи пластичного смазочного материала. Разовое или периодическое закладывание или намазывание применяется для смазывания шарниров, резьбовых соединений, низкооборотных подшипников качения и скольжения. При этом пластичные смазки закладывают в корпуса подшипников в объеме свободного пространства, намазывают при сборке или подают периодически через индивидуальные смазочные устройства, например, колпачковыми масленками (рис.22.3., а) — при подвинчивании крышки смазочный материал выдавливается из масленки и поступает к трущимся поверхностям. Пресс-масленка под шприц (рис. 22.3, б) позволяет подавать смазочный материал под большим давлением при помощи ручного шприца или механизированного подающего устройства. Непрерывное индивидуальное смазывание осуществляется с помощью автоматически действующих масленок (рис.22, в), у которых смазочный материал подается поршнем, находящимся под действием пружины. Централизованное периодическое смазывание осуществляется многоплунжерным насосом-лубрикатором или пресс-масленкой значительной вместимости. Маслоуказатели. Уровень масла в масляных ваннах контролируют с помощью маслоуказателей. На рис. 22.4, а, б показаны круглые встроенные маслоуказатели, на рис. 22.4, в — удлиненный, а на рис. 22.4, г — трубчатый. Круглые и удлиненные указатели снабжены экранами для защиты от брызг масла и для лучшей видимости уровня- масла. Наиболее простым является маслоуказатель в виде щупа. Уровень масла устанавливают по следам масла на щупе. Смазочный материал в процессе работы загрязняется продуктами износа, а также пылью, абразивом и водой, попадающими извне; кроме того, в масле происходят химические изменения. Поэтому масло очищают в смазочной системе машины, а также периодически заменяют. Смазочные масла в системе машины очищают путем отстаивания и фильтрации. В отстойниках твердые включения и вода постепенно оседают на дно и в нижние слои, а верхние слои очищаются. Обычно этот вид очистки применяют перед фильтрацией. Для тонкой очистки масла применяют центробежные фильтры, а для очистки от продуктов износа металлов — магнитные фильтры. Уплотнения Уплотнения и уплотняющие устройства можно разделить на уплотнения для неподвижных соединений и уплотнения и устройства для уплотнения подвижных деталей. Уплотнение неподвижных соединений. Для обеспечения герметичности плоские стыки чаше всего уплотняют листовыми прокладками из упругого материала. Для уплотнения соединений общего назначения, например крышек маслосодержащих полостей, чаще всего применяют прокладочную бумагу толщиной 0,05-0,15 мм, кабельную бумагу (бумагу, пропитанную бакелитом или другими синтетическими смолами), прокладочный картон толщиной 0,5 — 1,5 мм, прессшпан и т. д. Наилучшими свойствами обладают прокладки из синтетических материалов типа полихлорвинила и политрифторэтилена. Для соединений, работающих при высоких температурах, применяют прокладочные материалы с асбестом (асбестовую бумагу, асбестовый картон и т. д.). Паропроводы уплотняют чаще всего паронитом, представляющим собой композицию асбеста с натуральной или синтетической резиной. Широко применяют также герметики — уплотняющие мази разнообразной рецептуры, преимущественно на основе натуральной или синтетической резины, с соответствующими растворителями. Уплотнение подвижных соединений. Наиболее обширная область применения этих уплотнений — это герметизация входных и выходных валов машин. Уплотнения с одной стороны предупреждают утечку масла из корпуса машин, с другой — защищают внутренние полости корпуса от внешних воздействий (проникновения пыли, грязи и влаги извне). Это особенно важно для машин, работающих на открытом воздухе в соседстве с агрессивными средами. Особенно ответственную роль играют уплотнения в машинах и агрегатах с полостями, содержащими химически активные вещества (химическое машиностроение) или пищевые продукты (пищевое машиностроение) и т. д. Надежная герметизация этих полостей является важным условием обеспечения работоспособности машин. Другая область применения уплотнений — это герметизация полостей в машинах, содержащих газы и жидкости при высоких давлениях или под вакуумом. В роторных машинах (в паровых и газовых турбинах, центробежных и аксиальных компрессорах и т. д.) необходимо уплотнение вращающихся валов и роторов; в поршневых машинах — уплотнение возвратно-поступательно движущихся частей (поршней, плунжеров, скалок). Все системы уплотнений можно разделить на два класса: контактные и бесконтактные. Бесконтактные уплотнения не имеют пределов по скоростям относительного движения; их срок службы не ограничен; уплотнительные свойства вообще ниже, чем у контактных уплотнений; полной герметизации можно добиться лишь применением дополнительных устройств. Контактные уплотнения. Сальники принадлежат к числу отживающих систем уплотнения. Их основной недостаток — повышенный износ, сопровождающийся потерей уплотнительных свойств, и неприспособленность к высоким окружным скоростям. Все же благодаря простоте и дешевизне сальники до сих пор применяют в узлах неответственного назначения. Манжета представляет собой выполненное из мягкого упругого материала кольцо с воротником, охватывающим вал. Под действием давления в уплотняемой полости воротник манжеты плотно охватывает вал с силой, пропорциональной давлению. Широко применяют в машиностроении армированные манжеты для валов. Эти уплотнения представляют собой самостоятельную конструкцию, целиком устанавливаемую в корпус; манжету изготовляют из синтетических материалов, что позволяет придать ей любую форму; воротник манжеты стягивается на валу кольцевой витой цилиндрической пружиной (браслетной пружиной) строго регламентированной силой Уплотнение разрезными пружинными кольцами (рис.22.12) надежно, оно может держать большие перепады давления и при правильном подборе материалов долговечно. Кольцо устанавливают с небольшим натягом по отношению к втулке. В процессе работы кольца стоят неподвижно во втулке или слегка проскальзывают. Под действием перепада давления кольца прижимаются торцами к стенкам канавок корпуса. Обычно устанавливают два — три кольца. Уплотнения с резиновыми кольцами (рис.22.13), вводимыми в канавки вала или промежуточной втулки, имеют ограниченное применение. Бесконтактные уплотнения. Наиболее простым видом бесконтактного уплотнения является щелевое уплотнение - кольцевая щель между валом и Эффективность щелевого уплотнения повышают кольцевыми канавками, которые могут быть выполнены на валу или одновременно на валу и во втулке Уплотнения отгонной резьбой применяют для герметизации полостей, содержащих жидкости. Цель установки гребешковых уплотнений разбить масляную пленку, ползущую по валу, и отбросить масло действием центробежных сил в кольцевую полость, откуда оно стекает в корпус по дренажным отверстиям Уплотнение отражательными дисками. Отражательные диски устанавливают перед щелевыми уплотнениями с целью преградить доступ масла в щель и отогнать действием центробежной силы частицы масла, проникающие в щель. Лабиринтные уплотнения применяют для уплотнения полостей, заполненных газом и паром.
ТЕМА 23. ТИПОВАЯ АРМАТУРА Вентили Запорные вентили, как и задвижки, служат для герметичного перекрытия трубопровода и изменения расхода среды. В отличие от задвижек золотник вентиля перемещается вдоль оси седла корпуса. Вентили проще в изготовлении, так как их уплотнительные поверхности более доступны для обработки. Конструкция вентиля обеспечивает меньший износ уплотнительных поверхностей при открывании и закрывании; для полного открытия вентиля необходим подъем золотника на высоту, в 4 раза меньшую, чем для открытия задвижки. Однако гидравлическое сопротивление вентиля больше, чем задвижки; вентили требуют большего усилия на шпиндель, их не применяют для густых и вязких жидкостей, и течение среды через них возможно только в одном направлении. Конструкция вентиля более громоздкая по сравнению с задвижкой, поэтому вентили изготовляют обычно на условный диаметр не более 150 мм. По конструкции вентили выполняют с расположением резьбы шпинделя перед сальником (рис.23.5) и после него (рис.23.6). В последней конструкции исключается неблагоприятное влияние среды и ее температуры на резьбу шпинделя. По конструкции корпуса вентили разделяют на проходные, прямоточные (с наклонным расположением шпинделя к оси потока — рис. 23.7) и угловые. При малом диаметре прохода золотник выполняют в виде конуса. Такие вентили называют игольчатыми. Обычно вентили выполняют с вводом среды под золотник. конструкция вентиля, применяемого для нефтепродуктов. Особенностью этой конструкции является то, что для уменьшения усилия на шпиндель золотник вентилей с диаметром прохода более 100 мм выполнен двойным. Разгрузочный золотник меньшего диаметра закреплен на конце шпинделя и во время открывания при перемещении шпинделя вверх начинает движение раньше и открывает проход для выравнивания давления. Краны Краны принадлежат к запорной арматуре высокой герметичности. По сравнению с задвижками и вентилями габаритные размеры кранов меньше, они более дешевы и просты по конструкции, гидравлическое сопротивление их меньше, они обеспечивают быстрое перекрытие трубопроводов и более удобны при ремонте. Недостатки кранов: трудность проворачивания при больших диаметрах, возможность заедания при высоких температурах, меньшая плавность регулировки. Краны изготовляют обычно до диаметра Dy = 400 мм. Основные детали крана — корпус, подсоединяемый к трубопроводу резьбовыми или фланцевыми соединениями, и пробка с отверстием, поворотом которой можно перекрыть трубопровод. Уплотнение в момент перекрытия крана достигается благодаря плотному прижатию хорошо притертых поверхностей пробки и гнезда корпуса. В зависимости от формы пробки краны разделяют на конические, шаровые и цилиндрические. В кранах с конической пробкой для обеспечения герметичности и возможности притирки уплотнительная поверхность пробки должна быть утоплена на величину d в коническое гнездо корпуса в широкой части и несколько выступать из гнезда в месте узкой части По конструкции конические краны подразделяют на натяжные, сальниковые, самоуплотняющиеся и с выдвижной пробкой. В натяжных кранах пробка прижимается к корпусу специальной гайкой (рис.23.8). В сальниковых кранах для этого предназначена поджимаемая сальниковая набивка (рис.23.9). В самоуплотняющихся кранах уплотнение достигается прижатием пробки под давлением жидкости на ее торец (рис.23.10). Особенность кранов с выдвижной пробкой — предварительный подъем пробки при ее повороте. Наиболее распространенной конструкцией кранов, применяемых в нефтяной промышленности, являются краны со смазкой. Герметичность этих кранов обеспечивают подводом специальной смазки к уплотнительной поверхности. В этом случае в пробке крана выполняют специальные отверстия для периодической подачи смазки. Смазка должна обладать необходимой вязкостью в широком диапазоне температур, быть нерастворимой в среде. Краны со смазкой, имеющие пневмопривод дистанционного управления, широко применяемые на нефтепродуктопроводах, обеспечивают автоматическое управление. Краны больших диаметров снабжают механизмами для поворота пробки.
Обратные клапаны Обратные клапаны предназначаются для самодействующего запирания трубопровода при движении среды в обратном направлении. Обратные клапаны, например, устанавливают на нагнетательных линиях насосов. По конструкции обратные клапаны могут быть поворотными и подъемными В поворотных клапанах изменение направления движения среды незначительно и гидравлическое сопротивление в них меньше. Обратные клапаны следует устанавливать на горизонтальных участках трубопроводов. На вертикальных линиях подъемный клапан работать не может, а у поворотного возможно заедание захлопки. ТЕМА 19. СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГОМ
Соединения с натягом относят к неразъемным, хотя они занимают промежуточное положение между разъемными и неразъемными соединениями. Эти соединения можно разбирать без разрушения деталей, однако повторная их сборка не обеспечивает той же надежности соединения, что первичная. Соединения деталей с натягом — это соединения, в которых детали удерживаются силами трения. Силы трения обусловлены созданием распределенной нормальной нагрузки (давления) на сопряженных поверхностях соединяемых деталей. Величина нормальной нагрузки зависит от величины натяга. Натяг — это разность размеров охватываемой и охватывающей деталей. Посадочный размер охватываемой детали делают несколько больше посадочного размера охватывающей детали. После сборки посадочный размер деталей становится общим, при этом посадочный размер охватывающей детали в результате упругих деформаций увеличивается, а охватываемой — уменьшается.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.174 (0.02 с.) |