III. 2. Цели урока. Номенклатура целей обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. 2. Цели урока. Номенклатура целей обучения



Перейдем к рассмотрению максимально конкретных целей – целей урока, опираясь на исследования О.С. Гребенюка. Как уже отмечалось, цель урока предполагает достижение целей обучения, воспитания и развития.

Гребенюк Олег Семено­вич (1938-2003), д-р пед. наук, профессор. Автор работ по проблемам мотивации учения и труда, создатель научной школы «Педагогика индивиду­альности».

В практике обучения широко распространены следующие способы постановки целей обучения на уроке (системе уроков). Первый способ – определение целей через деятельность учителя. Этому способу постановки цели соответствуют примерно следующие формулировки: ознакомить учащихся с …; рассказать учащимся о …; показать учащимся …; и пр. Второй способ постановки целей - определение целей через учебную деятельность учащихся. Например, здесь возможны следующие формулировки: выполнение упражнений на …; исследование …; решение уравнения, задач на …; и пр. Третий способ постановки целей – через изучаемое содержание. Например, изучить какое-либо явление, правило; доказать правило и пр. Четвертый способ постановки целей -через внутренние процессы развития ученика: формировать умение анализировать, сравнивать; формировать познавательный интерес и пр.

Корректная постановка целей предполагает выполнение таких требований, как диагностичность, конкретность, реалистичность, преемственность, идентификация (включение в процесс целеполагания всех участников деятельности).

Анализ рассмотренных способов постановки целей позволяет сделать вывод о том, что цели обучения на уроке должны быть выражены через результат обучения, в котором отражены конкретные действия учащихся, по которым можно судить о результатах. Для этого надо максимально четко описать то, что ученик сможет сделать в результате обучения. Должен ли он усвоить учебный материал на уровне воспроизведения, применения в сходной ситуации, или на уровне применения в новой ситуации. Кроме этого, в формулировке целей можно использовать глаголы, указывающие на определенные действия. Например, находить различие между сходными понятиями, интерпретировать словесный материал, упростить, записать и пр.

Также не обязательно на каждый урок ставить разные цели обучения. Нередки ситуации, когда достижение цели осуществляется в течение нескольких уроков, на отдельных же уроках ставятся задачи, решение которых в совокупности приводит к достижению поставленной цели.

Цели развития предполагают развитие на уроке психических качеств учащихся. Это, прежде всего развитие интеллекта, воли и самостоятельности и пр. Из психологии известно, что в течение одного урока не представляется возможным развить то или иное психическое качество, для этого необходим более длительный промежуток времени. Некорректно формулировать цели развития урока следующим образом: формировать интерес к …, формировать аналитическое мышление, развивать познавательную самостоятельность и пр. Это обобщенные формулировки целей, которые достигаются на уровне предмета, цикла предметов, серии уроков. Обобщенная цель дорабатывается до конкретной цели, в которой должны быть отражены те действия или умения, которыми учащийся должен овладеть в ходе данного урока, серии уроков. Допускается также достижение цели развития в течение нескольких уроков. Результат достижения конкретной цели может быть измерен.

Цели воспитания предполагают формирование направленности личности, ее ценностного мира, отношений и т.п.. В течение одного урока сформировать какое-либо качество личности также невозможно, для этого требуется более длительный промежуток времени, т.е. это цели более крупных частей процесса обучения (полугодия, года и т.д.). Поэтому цели типа – воспитать любовь к родному краю и пр. хотя и звучат красиво, но мало что значат. Любое новое качество личности проявляется лишь в определенных ситуациях, которые нужно намеренно создавать. Зародившиеся качества, повторяясь неоднократно, обобщаются, происходит их усвоение личностью, они интериоризируются, превращаются во внутреннее достояние человека, черты личности.

Примерная процедура постановки цели воспитания может иметь следующий вид: сначала формулируется цель в общих терминах, а конкретность вносится при описании нужных образцов поведения, которыми ученик должен овладеть и которые можно определить (замерить). Начать формулировку цели полезно с определения конечного результата. Затем идет процедура разбиения результата на отдельные знания и умения, которыми учащийся должен овладеть. Например, цель «воспитание дисциплинированности» складывается из усвоения знаний о нормах поведения, формировании потребностей в их соблюдении, воспитание ответственности за свое поведение, в соблюдении этих норм, формирование привычки их выполнения. Урок, как наименьшая часть процесса обучения, обладает возможностями возбуждения актуальных состояний формируемых качеств личности, их стимулирования и подкрепления в сходных ситуациях. «Поэтому и формулировки целей воспитания на конкретных уроках могут приобретать соответствующие выражение: вызвать заинтересованность.., возбудить любознательность.., возбудить готовность решать задачи самостоятельно.., побуждать учащихся к активности.., закрепить уверенность в … и т. п. [5, С. 122].

При постановке целей урока необходимо учесть, с одной стороны, требования государственно-образовательных стандартов, требования общества к развитию и воспитанности учащихся, с другой стороны – уровни обученности и мотивации учащихся, уровни их развития и воспитанности, тип и особенности школы, обучающие, развивающие и воспитывающие возможности содержания, методов, форм и средств обучения. Поэтому постановка целей урока не одномоментный акт, а процесс, которым начинается и заканчивается планирование урока.

Учитывая то, что процесс обучения носит целостный характер, а личность учащихся не формируется по частям, цели обучения, воспитания и развития должны быть непротиворечивы и согласованы между собой.

О номенклатуре целей урока.

Приведем примерную номенклатуру целей урока (обучения, развития и воспитания), разработанную О.С. Гребенюком [2, 5].

Цели обучения: сформировать новое понятие на уровне…; обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, особенностей, свойств…; обучить … способу действия; устранить пробелы в знаниях (перечисляется каких конкретно); систематизировать знания о …; отработать навыки, закрепить известные способы действия (перечисляется какие); сформировать у учащихся представления о…; сформировать умение видеть связи между понятиями…; обучить переносу знаний о … в новую ситуацию; обучить учащихся выполнять задания по образцу; добиться от учащихся самостоятельного вывода …; добиться усвоения учащимися мировоззренческой идеи..; оценить у учащихся умений решать задачи определенного типа и т. д.

Цели развития: интеллектуальная сфера - формировать навыки познавательного мышления; формировать навыки творческого мышления; формировать навыки саногенного мышления и поведения; формировать качества ума (сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность); развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие); развивать мыслительные навыки (вычленение, сличение, анализ, синтез, конкретизация, систематизация); формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы, применять знания); формировать умения и навыки учебного труда (работать с книгой, найти нужный материал в справочнике, составить план параграфа, найти в тексте главную мысль, составить конспект, ответить на поставленные вопросы); развивать умения применять знания на практике (строить замысел работы, планировать свою деятельность, пользоваться приборами и инструментами, контролировать и оценивать результаты свих действий, проводить измерения, вычисления и т. д.).

Цели воспитания: воспитывать чувство гордости своим народом, его историей и культурой; формировать бережное отношение к природе; формировать привычку оказывать помощь товарищам в учении, труде и пр.; развивать требовательность к себе и другим, добросовестное отношение к выполнению задания; воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать привычку своевременного выполнения любой нужной работы; воспитывать ответственность за свои действия и поступки; развивать привычку быть добропорядочным в различных ситуациях; развивать культуру речи и письма, организации своего рабочего места и др. [5, С.118 – 123].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.129.195 (0.012 с.)