III. 1. Понятие целей обучения, их иерархия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. 1. Понятие целей обучения, их иерархия



Глава V

Цели обучения

 

Цель есть образ желаемого будущего,

достижению которого и должна быть посвящена

деятельность учителя. Это конечный результат,

ради получения которого создается система и

любое действие педагога должно служить этому.

Поэтому цели урока, процесса обучения должны

быть максимально конкретными и

Диагностируемыми.

О.С. Гребенюк

 

До недавнего времени в образовательной триаде «цель – средство – результат» советские и российские исследователи наибольшее внимание уделяли процессу обучения, менее исследованными оставались крайние звенья этой цепочки. Неразработанность проблемы целеполагания на теоретическом уровне вела к затруднениям, которые испытывали учителя при выборе и постановке целей урока. Зачастую в реальной педагогической практике цели указываются слишком общие и неопределенные, или же их описание подменяется простым перечнем знаний, умений, убеждений, которые должен приобрести учащийся.

Такое положение дел связано с тем, что в нашей стране долгое время культивировалось навязывание целей извне - государством, родителями, школой. Считалось, что внешнее задание целей способствует лучшей социализации личности, делает ее более социально компетентной. Очевидно, раньше в условиях стабильности общества это имело какой-то смысл. Сегодня происходят радикальные изменения в области политики и экономики, культуры и социальной сферы, индивидуальных и общественных отношений, образа жизни, ее стандартов и пр. Кто будет давать человеку указания что делать, как жить в этом быстро меняющемся мире? Тем более, что сегодня в нашей стране не существует полноценного института образовательного целеполагания. Поэтому все члены общества должны уметь самостоятельно ставить себе цели, целеполагание должно стать ключевой компетенцией любого человека.

Готова ли педагогическая наука и практика формировать данную компетенцию у всех учащихся в условиях меняющегося образования, находящегося на стыках традиционного и эвристического, очного и дистанционного, компетентностного и знаниевого, социального и личностного?

Прежде чем ответить на этот вопрос и рассмотреть подробнее понятие «цель обучения» и ее характеристики, вам предлагается выполнить несколько заданий с целью актуализации уже известных знаний.

 

I. Блок актуализации

1.Выберите правильный ответ из приведенных ниже утверждений.

Цель воспитания это …

А. элемент процесса воспитания;

В. то к чему стремится воспитание;

С. конечный результат формирования личности;

D. идеальное предвидение (прогнозирование) результата воспитания;

E. критерий эффективности воспитания.

 

2. Выделяют цели различного уровня, которые образуют некоторую иерархию. Расположите предложенные ниже цели в виде «цепочки целей».

- государственные цели воспитания;

- цели воспитания отдельных воспитательных мероприятий;

- педагогические цели воспитания.

3. Известно, что цели воспитания носят конкретно-исторический характер. Не существует формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Найдите соответствие между социальными целями, сформулированными для различных слоев населения и общественно-экономической формацией.

А. Подготовка к выживанию и самосохранению.

B. Подготовка к роли господ (умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание); подготовка к физическому труду (овладение практическими умениями и навыками);

C. Овладение «рыцарскими добродетелями» (умение ездить верхом, плавать, метать копье и др.); овладение знаниями богословия, священного писания; овладение практическими умениями и навыками;

D. Подготовка к управлению государством; подготовка к трудовой деятельности;

E. Создание условий для реализации и самореализации заложенного в человеке личностного потенциала.

1. Рабовладельческий строй.

2. Первобытнообщинный строй.

3. Современный этап развития общества.

4. Феодальный строй.

5. Капиталистический строй.

 

II. Исторический блок

Каждое государство, каждая эпоха ставили свои цели и задачи перед образовательными учреждениями, исходя из идеологических воззрений. Ученые выделяют два основных направления, по которым шла разработка целей. Первое направление при разработке целей предусматривает прежде всего потребности общества, поэтому ученые разрабатывали требования к воспитанию ребенка исходя из задач государства, общества, сословия. Представители этого направления требовали воспитания воина (Плутарх), гармонически развитого гражданина (Платон), гражданина-патриота (революционеры-демократы), всесторонне развитой личности (основоположники марксизма), конкурентоспособной личности (общество с рыночной экономикой). Таким образом, разработка и обоснование педагогических целей производилась по ценностному, телеологическому признаку: высшей целью считается цель, более всего соответствующая потребностям общества и государства.

В педагогике наряду с первым направлением существует и второе, в основу которого исторически положен принцип природосообразности (В.Ратихий, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский). В отличие от сторонников первого направления, разрабатывающих цели исходя из потребностей государства, общества, сословия, сторонники второго исходили из потребностей человека. В разные исторические эпохи доминировало то первое, то второе направление.

УшинскийКонстантин Дмитриевич [19.2(2.3).1824 - 22.12.1870(3.1.1871)], педагог, основоположник научной пе­дагогики в России, разработал цельную дидактическую сис­тему, в которой раскрыты принципиальные вопросы от­бора содержания образования, его приспособления к особен­ностям детского возраста.

К.Д. Ушинский критиковал представителей формального и материального образования за узость и односторонность их взглядов. Он писал, что формальное развитие рассудка в том виде, как его понимали прежде, есть несуществующий призрак, рассудок развивается только в действительных, реальных знаниях. Цель обучения, по мнению К.Д. Ушинского, – обогащение учащегося знаниями, кроме этого, школа должна приучить его пользоваться этими богатствами.

Две цели обучения – материальную и формальную выделяет также А.И.Анастасиев. «Первую составляют приобретаемые учащимися знания, а вторую – та гимнастика мысли, которую дает изучение известного материала, то развитие и укрепление рассудочных способностей, которым сопровождается ознакомление с учебными предметами». Далее он отмечает, что обе стороны обучения в деле умственного воспитания имеют существенное значение, и развитие их должно идти рука об руку, хотя «в действительности обучение принимает односторонний характер, являясь по преимуществу либо материальным, либо формальным» (там же). Кроме этого, он разделяет цели обучения по временному признаку на цели ближайшую и конечную. Конечной целью, по мнению А.И.Анастасиева будет «служить обогащение ума точными знаниями, которые потом могли бы стать твердым основанием широкого и светлого миросозерцания, и возбуждения многостороннего интереса, в удовлетворении основных запросов никогда не покидающей человека умственной пытливости» (Анастасиев А.И. Какое обучение считать хорошим («Основы успешного обучения»): Очерки дидактики. Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: - 1911.).

В советской педагогике вопрос о целях обучения рассматривался в тесной взаимосвязи с другими дидактическими категориями. Причем подчеркивалась определяющая роль целевой установки по отношению к другим компонентам учебного процесса. «Именно целевая установка заставляет выбирать тот или другой метод, тот или другой материал, брать ту или другую организацию работы», - писал Б.В.Всесвятский. Вместе с тем, указывая на определяющую роль целевой установки, ведущие дидакты отмечали взаимовлияние различных компонентов процесса обучения друг на друга, подчеркивая взаимосвязь содержательной и процессуальной сторон учебной деятельности. Выводы, сделанные дидактами в 20-ые годы не потеряли своей актуальности и в настоящее время (материал взят из книги – Р.Б.Вендровская Очерки истории советской дидактики. – М.,1982.).

III. Теоретический блок

1. Понятие целей обучения, их иерархия.

2. Цели урока, номенклатура целей обучения.

3. Соотношение целей преподавания и целей учения.

О номенклатуре целей урока.

Приведем примерную номенклатуру целей урока (обучения, развития и воспитания), разработанную О.С. Гребенюком [2, 5].

Цели обучения: сформировать новое понятие на уровне…; обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, особенностей, свойств…; обучить … способу действия; устранить пробелы в знаниях (перечисляется каких конкретно); систематизировать знания о …; отработать навыки, закрепить известные способы действия (перечисляется какие); сформировать у учащихся представления о…; сформировать умение видеть связи между понятиями…; обучить переносу знаний о … в новую ситуацию; обучить учащихся выполнять задания по образцу; добиться от учащихся самостоятельного вывода …; добиться усвоения учащимися мировоззренческой идеи..; оценить у учащихся умений решать задачи определенного типа и т. д.

Цели развития: интеллектуальная сфера - формировать навыки познавательного мышления; формировать навыки творческого мышления; формировать навыки саногенного мышления и поведения; формировать качества ума (сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность); развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие); развивать мыслительные навыки (вычленение, сличение, анализ, синтез, конкретизация, систематизация); формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы, применять знания); формировать умения и навыки учебного труда (работать с книгой, найти нужный материал в справочнике, составить план параграфа, найти в тексте главную мысль, составить конспект, ответить на поставленные вопросы); развивать умения применять знания на практике (строить замысел работы, планировать свою деятельность, пользоваться приборами и инструментами, контролировать и оценивать результаты свих действий, проводить измерения, вычисления и т. д.).

Цели воспитания: воспитывать чувство гордости своим народом, его историей и культурой; формировать бережное отношение к природе; формировать привычку оказывать помощь товарищам в учении, труде и пр.; развивать требовательность к себе и другим, добросовестное отношение к выполнению задания; воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать привычку своевременного выполнения любой нужной работы; воспитывать ответственность за свои действия и поступки; развивать привычку быть добропорядочным в различных ситуациях; развивать культуру речи и письма, организации своего рабочего места и др. [5, С.118 – 123].

IV. Блок применения

1. Составьте итоговую таблицу целей обучения.

Иерархия целей обучения Характерные особенности целей обучения Примерные формулировки целей на современном этапе
     
     
     
     

 

2. Из приведенных ниже утверждений о соответствии терминов «цель» и «задача» обучения выберите правильный ответ.

a) Это слова синонимы, показывают направление пути к результату.

b) Задача более широкое понятие, цель – это часть задачи.

c) Цель – это идеальное предвидение результата, задача – путь достижения результата.

d) Задача – это цель, заданная в определенных, конкретных условиях.

3. Из перечня утверждений выберите основное требование к целям обучения. Почему оно является основным?

a) Цель урока должна быть выражена доступным, понятным языком, в краткой форме.

b) Цель урока должна выражаться в позитивной форме.

c) Цель урока должна соответствовать реальным возможностям и способностям учащихся.

d) Цель должна включать глагол, указывающий на определенное действие.

e) Цель должна иметь диагностичный характер, т.е. результаты урока можно легко замерить.

f) Цели должны быть реально достижимы при данных условиях.

4. Постройте и украсьте дерево целей, если ствол – цели обучения, а ветви – а) уровни целей обучения; б) группы целей урока.

5. Сформулируйте цели конкретного урока на основе анализа содержания учебного материала по теме своей специальности.

6. Предложите примерный алгоритм постановки целей урока.

Рефлексивный анализ

Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению данной главы. Для этого: 1) восстановите этапы своего изучения темы и ответьте на вопросы: какие элементы темы вызвали наибольший интерес, каков при этом был ход ваших мыслей, какие методы использовали, какие были ошибочны и почему?

Что было непонятно до изучения темы, какие элементы темы, упражнения, задания вызвали затруднение, что осталось непонятным после изучения темы, что будете делать с этим дальше?

Какие эмоциональные состояния (радость, растерянность, гордость, повышение собственной самооценки и пр.) вызвало изучение элементов темы?

2) Сколько времени вы потратили на выполнение заданий блока актуализации, блока применения? Сколько заданий, из предложенных вам, выполнили? Какие виды заданий вам больше понравилось выполнять (задания, где все понятно и не требуется много времени и сил, которые заставляют много думать, сложные задания, к которым не знаешь, как подойти), какими способами учебно-познавательной деятельности вы овладели при их выполнении.

3) Сформулируйте личностное приращение, которое вы получили в процессе изучения темы. На основе этого сформулируйте цели своего дальнейшего усвоения темы, какие виды заданий из блока самостоятельных работ вы выберите для этого? Почему?

 

 

VIII. Литература

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриальных педагогических техникумов. – Екатеринбург: Деловая книга. – 1996. – 344 с.

2. Гребенюк О.С. Содержание и сущность целей урока // Совершенствование общего образования в средних профтехучилищах: Сб. науч. трудов. – М.: НИИОП АПН СССР, 1981. - С. 22- 40.

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности, Калининград, 2000. - 572с.

4. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - С. 143-145.

5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.

6. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. Пособие для слушателей ФПК, директоров общеобр.школ и в качестве учеб. Пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов/ Под ред. М.Н.Скаткина – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1982. – 319с.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 23.

8. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.: Знание, 1989. - 76с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 6.

9. Лебедев О.Е. Реализация целей общего образования в вечерней школе: Взаимосвязь целей обучения и мотивов учения. – М.: Педагогика, 1980. - 168 с.

10. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. – 186 с..

11. Озеркова И. А. Цели и задачи в образовании. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http:/www.eidos.ru/journal/2006/0822-20.htm.
12. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. – М.: Высш. школа, 1990. - С.69 – 93.

12. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.

13. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - С.222 – 224.

14. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока.- СПб.: Издательство «Речь», 2002. - С. 18 – 27.

15. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: издательский центр «Академия», 2002. - С. 184 – 188.

16. Таланчук Н.М. Новое содержание общепедагогической подготовки педагогических кадров: системно-синергетическая педагогическая теория. Ч. 1. – Казань: ИССО РАО, 1996. – 98 с.

17. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – с.112-129

19. Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

20. Чошанов М.А. Обзор таксономий учебных целей в педагогике США // Педагогика. 2000. № 4. - С. 86 – 91.

 

 

Глава V

Цели обучения

 

Цель есть образ желаемого будущего,

достижению которого и должна быть посвящена

деятельность учителя. Это конечный результат,

ради получения которого создается система и

любое действие педагога должно служить этому.

Поэтому цели урока, процесса обучения должны

быть максимально конкретными и

Диагностируемыми.

О.С. Гребенюк

 

До недавнего времени в образовательной триаде «цель – средство – результат» советские и российские исследователи наибольшее внимание уделяли процессу обучения, менее исследованными оставались крайние звенья этой цепочки. Неразработанность проблемы целеполагания на теоретическом уровне вела к затруднениям, которые испытывали учителя при выборе и постановке целей урока. Зачастую в реальной педагогической практике цели указываются слишком общие и неопределенные, или же их описание подменяется простым перечнем знаний, умений, убеждений, которые должен приобрести учащийся.

Такое положение дел связано с тем, что в нашей стране долгое время культивировалось навязывание целей извне - государством, родителями, школой. Считалось, что внешнее задание целей способствует лучшей социализации личности, делает ее более социально компетентной. Очевидно, раньше в условиях стабильности общества это имело какой-то смысл. Сегодня происходят радикальные изменения в области политики и экономики, культуры и социальной сферы, индивидуальных и общественных отношений, образа жизни, ее стандартов и пр. Кто будет давать человеку указания что делать, как жить в этом быстро меняющемся мире? Тем более, что сегодня в нашей стране не существует полноценного института образовательного целеполагания. Поэтому все члены общества должны уметь самостоятельно ставить себе цели, целеполагание должно стать ключевой компетенцией любого человека.

Готова ли педагогическая наука и практика формировать данную компетенцию у всех учащихся в условиях меняющегося образования, находящегося на стыках традиционного и эвристического, очного и дистанционного, компетентностного и знаниевого, социального и личностного?

Прежде чем ответить на этот вопрос и рассмотреть подробнее понятие «цель обучения» и ее характеристики, вам предлагается выполнить несколько заданий с целью актуализации уже известных знаний.

 

I. Блок актуализации

1.Выберите правильный ответ из приведенных ниже утверждений.

Цель воспитания это …

А. элемент процесса воспитания;

В. то к чему стремится воспитание;

С. конечный результат формирования личности;

D. идеальное предвидение (прогнозирование) результата воспитания;

E. критерий эффективности воспитания.

 

2. Выделяют цели различного уровня, которые образуют некоторую иерархию. Расположите предложенные ниже цели в виде «цепочки целей».

- государственные цели воспитания;

- цели воспитания отдельных воспитательных мероприятий;

- педагогические цели воспитания.

3. Известно, что цели воспитания носят конкретно-исторический характер. Не существует формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Найдите соответствие между социальными целями, сформулированными для различных слоев населения и общественно-экономической формацией.

А. Подготовка к выживанию и самосохранению.

B. Подготовка к роли господ (умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание); подготовка к физическому труду (овладение практическими умениями и навыками);

C. Овладение «рыцарскими добродетелями» (умение ездить верхом, плавать, метать копье и др.); овладение знаниями богословия, священного писания; овладение практическими умениями и навыками;

D. Подготовка к управлению государством; подготовка к трудовой деятельности;

E. Создание условий для реализации и самореализации заложенного в человеке личностного потенциала.

1. Рабовладельческий строй.

2. Первобытнообщинный строй.

3. Современный этап развития общества.

4. Феодальный строй.

5. Капиталистический строй.

 

II. Исторический блок

Каждое государство, каждая эпоха ставили свои цели и задачи перед образовательными учреждениями, исходя из идеологических воззрений. Ученые выделяют два основных направления, по которым шла разработка целей. Первое направление при разработке целей предусматривает прежде всего потребности общества, поэтому ученые разрабатывали требования к воспитанию ребенка исходя из задач государства, общества, сословия. Представители этого направления требовали воспитания воина (Плутарх), гармонически развитого гражданина (Платон), гражданина-патриота (революционеры-демократы), всесторонне развитой личности (основоположники марксизма), конкурентоспособной личности (общество с рыночной экономикой). Таким образом, разработка и обоснование педагогических целей производилась по ценностному, телеологическому признаку: высшей целью считается цель, более всего соответствующая потребностям общества и государства.

В педагогике наряду с первым направлением существует и второе, в основу которого исторически положен принцип природосообразности (В.Ратихий, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский). В отличие от сторонников первого направления, разрабатывающих цели исходя из потребностей государства, общества, сословия, сторонники второго исходили из потребностей человека. В разные исторические эпохи доминировало то первое, то второе направление.

УшинскийКонстантин Дмитриевич [19.2(2.3).1824 - 22.12.1870(3.1.1871)], педагог, основоположник научной пе­дагогики в России, разработал цельную дидактическую сис­тему, в которой раскрыты принципиальные вопросы от­бора содержания образования, его приспособления к особен­ностям детского возраста.

К.Д. Ушинский критиковал представителей формального и материального образования за узость и односторонность их взглядов. Он писал, что формальное развитие рассудка в том виде, как его понимали прежде, есть несуществующий призрак, рассудок развивается только в действительных, реальных знаниях. Цель обучения, по мнению К.Д. Ушинского, – обогащение учащегося знаниями, кроме этого, школа должна приучить его пользоваться этими богатствами.

Две цели обучения – материальную и формальную выделяет также А.И.Анастасиев. «Первую составляют приобретаемые учащимися знания, а вторую – та гимнастика мысли, которую дает изучение известного материала, то развитие и укрепление рассудочных способностей, которым сопровождается ознакомление с учебными предметами». Далее он отмечает, что обе стороны обучения в деле умственного воспитания имеют существенное значение, и развитие их должно идти рука об руку, хотя «в действительности обучение принимает односторонний характер, являясь по преимуществу либо материальным, либо формальным» (там же). Кроме этого, он разделяет цели обучения по временному признаку на цели ближайшую и конечную. Конечной целью, по мнению А.И.Анастасиева будет «служить обогащение ума точными знаниями, которые потом могли бы стать твердым основанием широкого и светлого миросозерцания, и возбуждения многостороннего интереса, в удовлетворении основных запросов никогда не покидающей человека умственной пытливости» (Анастасиев А.И. Какое обучение считать хорошим («Основы успешного обучения»): Очерки дидактики. Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: - 1911.).

В советской педагогике вопрос о целях обучения рассматривался в тесной взаимосвязи с другими дидактическими категориями. Причем подчеркивалась определяющая роль целевой установки по отношению к другим компонентам учебного процесса. «Именно целевая установка заставляет выбирать тот или другой метод, тот или другой материал, брать ту или другую организацию работы», - писал Б.В.Всесвятский. Вместе с тем, указывая на определяющую роль целевой установки, ведущие дидакты отмечали взаимовлияние различных компонентов процесса обучения друг на друга, подчеркивая взаимосвязь содержательной и процессуальной сторон учебной деятельности. Выводы, сделанные дидактами в 20-ые годы не потеряли своей актуальности и в настоящее время (материал взят из книги – Р.Б.Вендровская Очерки истории советской дидактики. – М.,1982.).

III. Теоретический блок

1. Понятие целей обучения, их иерархия.

2. Цели урока, номенклатура целей обучения.

3. Соотношение целей преподавания и целей учения.

III. 1. Понятие целей обучения, их иерархия

Сущность и структура целей обучения. Целеполагание. Как уже отмечалось выше, ведущим структурным компонентом процесса обучения является цель. С ее учетом отбираются содержание, формы, методы и средства обучения. По аналогии с определением цели воспитания цель обучения – это идеальное предвидение, прогнозирование результата обучения. Раз это прогнозирование результата, то возникает потребность обнаружения и измерения этих результатов. Поэтому к целям предъявляется требование диагностичности, т.е. проверяемости их достижения. Чтобы сделать цели диагностичными надо определить критерии достижения каждой цели, наметить способы оценки результатов обучения. Хотя здесь мы сталкиваемся с противоречием, цели обучения всегда подразумевают движение во внутреннем развитии, а о достижении этих результатов мы можем судить лишь по внешним признакам.

Определение целей обучения (преподавания и учения) на различных его этапах называется целеполаганием. Целеполагание позволяет также определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов. Для того чтобы осознанно ставить цели обучения и использовать их при построении процесса обучения, надо знать их строение, виды целей и методику целеполагания. С точки зрения традиционной дидактики структура цели обучения постоянна, она состоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия, она определяет ее алгоритм. Целевой объект (объект цели обучения) здесь ученик в разных ролевых позициях, на которые предполагается воздействие. Обращаясь к той или иной ролевой позиции ученика, учитель приближает свои педагогические цели к его целям, мотивирует его учение. Целевой предмет – это та сторона личности учащегося, которая должна быть преобразована в данном процессе обучения (его знания, умения, качества). Целевой предмет отвечает на вопрос: что нужно изменить в учащемся? Именно предмет цели педагог подвергает изменениям, по степени изменения предмета цели судят об эффективности процесса обучения. Целевое действие обозначает конкретное действие педагога, которое он совершает для изменения целевого предмета. Например, раскрыть, заинтересовать, доказать и т.п. Целевое действие определяется возможностью полностью завершить его за тот промежуток времени, в который протекает процесс обучения.

Таким образом, в традиционной дидактике целеполагание рассматривается как процесс присваивания (интериоризации) внешне заданных целей.

Об иерархии и систематизации целей обучения. Откуда вытекают цели обучения, кто их формулирует? Очевидно, тот, кто является «потребителем» образования, а это, прежде всего, каждый конкретный человек, личность. Сюда же можно отнести семью и родителей; школу; регион, местный социум, государство и общество, человечество в целом. Причем каждая из перечисленных категорий лиц имеет свои не тождественные друг другу интересы. Они должны рассматриваться как независимые, одинаково важные и образующие в идеале гармоничное сочетание, для чего необходимо выявить их соотношение, пересечение, взаимодействие.

Таким образом, среди образовательных целей из которых вытекают цели обучения, можно выделить государственные нормативные цели. Эти цели отражают заказ общества к уровню образования и воспитания подрастающего поколения, общечеловеческие идеалы, национальные традиции. Однако требования общества по мере его развития меняются, поэтому и цели со временем уточняются, обновляются. Государственная цель как долгосрочный результат трансформируется в общие цели образования, стоящие перед школой и закрепляется в Государственных стандартах образования.

Параллельно, а часто независимо от государственных существуют общественные цели, как цели различных слоев общества. В отличие от государственных, они не могут быть едиными. Они формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения разных групп людей. Эти запросы учитываются при разработке школьного компонента учебной документации.

Следующий вид целей – инициативные цели, которые формируются в учебных заведениях с учетом их особенностей. К ним относятся цели образования школы, цели учебного предмета на год, цели уроков и цели учащихся. На этом уровне общая цель образования конкретизируется в цели образования учебного заведения с учетом: а) реальных условий школы; б) способностей и возможностей самих учащихся, т.е. важно установить не только то, что они должны, но и что могут достичь в процессе обучения.

Следующая ступень конкретизации целей образования школы происходит на уровне учебного предмета, где они подразделяются на цели учебного предмета, который изучается на протяжении всего периода обучения, на цели обучения данному предмету в течение года и на цели обучения конкретных разделов, тем.

Последняя ступень конкретизации целей – цели отдельных занятий, уроков.

Как видим, в дидактике понятия «цели образования» и «цели обучения» различают. Понятие «цель образования» является более широким по сравнению с понятием «цель обучения», которая более конкретна. В дальнейшем мы будем иметь дело в основном с целями обучения.

 

Цели обучения могут быть систематизированы и по временному признаку на стратегические (отдаленные); тактические (близкие) и оперативные (ближайшие). Как уже говорилось выше, каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развивать у учащегося. Учитывая то, что процесс обучения выполняет следующие функции – обучения, воспитания и развития, можно говорить о трех группах целей в процессе обучения. К целям обучения относятся цели, направленные на формирование ЗУН; к воспитательным - цели, направленные на формирование в процессе обучения направленности личности: ее убеждений, идеалов, стремлений, интересов и желаний; к развивающим – цели, направленные на приобретение способностей, развитие речи, мышления, новых личностных качеств. Однако это не три разные цели, а комплексная цель, предполагающая достижение целей обучения, воспитания и развития в процессе обучения. Такая группировка целей является в настоящее время в российской дидактике общепринятой.

Наряду с целями обучения используют и другой термин – задача обучения, задача урока и др. Зачастую они используются для обозначения одного и того же понятия, т.е. как тождественные термины. Однако их следует различать. Термин «цель» используется для обозначения желаемых, прогнозируемых результатов обучения. Термин «задача» - для обозначения того, что конкретно нужно сделать для достижения этих результатов.

Так, например, общая цель, стоящая перед школой формулируется следующим образом: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, раскрыть ее творческие возможности. А задачи общеобразовательной школы примерно следующие: формирование у учащихся системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями; формирование научного миропонимания, политической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов; формирование творческого мышления и самостоятельности.

Конечно, к использованию данных терминов надо подходить диалектически. То, что является задачей, может выступать как цель, но более локальная, для достижения которой, в свою очередь, необходимо определить более частные задачи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.074 с.)