III. 3. Соотношение целей преподавания и целей учения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. 3. Соотношение целей преподавания и целей учения



Как известно, ученик на уроке всегда имеет свои цели, ради которых он включается в учебную деятельность. Целями ученика могут быть желание получить отметку, избежать неприятностей, приобрести знания, которые нужны для сдачи выпускных или приемных экзаменов и др. На уроке он ищет ответы на свои вопросы, удовлетворяет познавательные потребности и т.п. Несомненно, лишь в последнем случае его цели представляют высокую педагогическую ценность. Например, учитeль ставит на уроке цель: способствовать формированию исследовательских навыков у учащихся, учитывая возможности учебного материала. Для достижения этой цели необходимо продуцировать учебно-исследовательскую деятельность ученика, то есть добиваться того, чтобы он исследовал какое-то явление, "открывал" какие-то закономерности, правила и т. п., благодаря чему и происходит определенный микросдвиг в его способностях, или подготавливается почва для сдвига, или закрепляется, если он уже имел место. Именно ради этого результата организуется учебно-исследовательская деятельность. Но такой результат получится, если деятельность не навязывается учителем, а порождается познавательной целью ученика.

Задача учителя на уроке (и в системе уроков) заключается в том, чтобы цели преподавания, поставленные им при разработке проекта урока, стали целью ученика. И. Я. Лернер в своих исследованиях пришел к выводу, что цель ученика не должна непременно совпадать с целью учителя, она должна только соответствовать ей. Учитель должен создать условия, при которых порождается цель у учащихся. Возникает естественный вопрос: каким образом можно заранее определить цель ученика, чтобы потом порождать ее в голове этого же ученика, для достижения которой он уже начнет и совершит свою деятельность. Практика показывает, что можно действовать следующим образом: сначала определить цель урока для учителя, потом - деятельность ученика, воспитательный результат которой и есть цель учителя. А чтобы деятельность не навязывать, а продуцировать, необходимо определить соответствующую цель для ученика и создать условия, при которых она возникает у учащегося.

Цели учителя и учеников здесь различны, они не совпадают, но их взаимодействие обеспечивает конечный результат. Значит, обеспечивая целепорождение, учитель тем самым формирует деятельность ученика, в которой он не то что "претерпевает деятельность учителя" (Ушинский К. Д.), а действует добровольно, непроизвольно, как ее субъект.

ХуторскойАндрей Викторович (1959) д-р пед. наук, член-корреспондент РАО, зав. лаборато­рией методологии общего среднего образования ГНУ ИСМО РАО. Про­фессиональные интересы сосредото­чены в области дидактики, педагогической инноватики, методологии педагогики, дистанционного образования.

Как видим, способность целеполагания важна не только для учителя, но и для учащихся. Если учитель отыскивает, формулирует и переопределяет цели на всём протяжении образовательного процесса, изменяя и целевые глобальные установки на обучение, и цели конкретных образовательных ситуаций, то ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия. Поэтому одним из источников целей учащихся являются ситуации образовательной напряженности или возникающие проблемы, выявленные противоречия. Целеполагание в таких случаях является следствием рефлексивного осознания возникающих ситуаций.

Заслуживает внимания предлагаемая А.В.Хуторским технология формирова­ния ценностей и целей учащихся, состоящая из следующих этапов: диагностика целей учеников, анализ и систематизация полученных данных, конструирование индивиду­альных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога. Этап диагностики ученических целей может проводиться с помощью уст­ного собеседования, письменного анкетиро­вания, тестирования, наблюдений, эксперт­ных опросов и др.

После анализа полученных от учени­ков в ходе диагностики данных учитель по­лучает полную картину ученических пред­почтений, с учетом которых формулирует приоритетные цели обучения. Чтобы цели обучения были достижимы, необходим их предварительный анализ в следующих направлениях:

1) установление стимулирующей роли цели, то есть способности вызвать у учеников именно те ожидания и виды деятельности, в которых они заинтересованы. Если учитель ставит цель по отношению к развитию когнитивных способностей учеников (сопоставление, анализ, классификация и т.п.), эти цели должны совпадать с задачами, формулируемыми самими учениками, даже если они были сформулированы ими несколько иначе;

2) выяснение дидактической ценности конкретных учебных целей, предложенных учениками, то есть выявление целей, которые будут решать актуальные образовательные задачи по отношению к конкретным ученикам в сложившихся на данный момент условиях;

3) приведение уровня сложности целей в соответствие индивидуальным особенностям учеников и уровню их развития. Например, сложность действий ученика будет различна при достижении следующих целей по биологии: "Определить, чем отличается ель от сосны" или "Выяснить, чем обусловлены отличия ели и сосны".

Затем на основе установочных целей конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки.

Сама методика обучения учащихся целеполаганию включает в себя следующие процедуры: наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; умение ученика определить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели; вербальное (словесное) формулирование цели; предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.

 

IV. Блок применения

1. Составьте итоговую таблицу целей обучения.

Иерархия целей обучения Характерные особенности целей обучения Примерные формулировки целей на современном этапе
     
     
     
     

 

2. Из приведенных ниже утверждений о соответствии терминов «цель» и «задача» обучения выберите правильный ответ.

a) Это слова синонимы, показывают направление пути к результату.

b) Задача более широкое понятие, цель – это часть задачи.

c) Цель – это идеальное предвидение результата, задача – путь достижения результата.

d) Задача – это цель, заданная в определенных, конкретных условиях.

3. Из перечня утверждений выберите основное требование к целям обучения. Почему оно является основным?

a) Цель урока должна быть выражена доступным, понятным языком, в краткой форме.

b) Цель урока должна выражаться в позитивной форме.

c) Цель урока должна соответствовать реальным возможностям и способностям учащихся.

d) Цель должна включать глагол, указывающий на определенное действие.

e) Цель должна иметь диагностичный характер, т.е. результаты урока можно легко замерить.

f) Цели должны быть реально достижимы при данных условиях.

4. Постройте и украсьте дерево целей, если ствол – цели обучения, а ветви – а) уровни целей обучения; б) группы целей урока.

5. Сформулируйте цели конкретного урока на основе анализа содержания учебного материала по теме своей специальности.

6. Предложите примерный алгоритм постановки целей урока.

Рефлексивный анализ

Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению данной главы. Для этого: 1) восстановите этапы своего изучения темы и ответьте на вопросы: какие элементы темы вызвали наибольший интерес, каков при этом был ход ваших мыслей, какие методы использовали, какие были ошибочны и почему?

Что было непонятно до изучения темы, какие элементы темы, упражнения, задания вызвали затруднение, что осталось непонятным после изучения темы, что будете делать с этим дальше?

Какие эмоциональные состояния (радость, растерянность, гордость, повышение собственной самооценки и пр.) вызвало изучение элементов темы?

2) Сколько времени вы потратили на выполнение заданий блока актуализации, блока применения? Сколько заданий, из предложенных вам, выполнили? Какие виды заданий вам больше понравилось выполнять (задания, где все понятно и не требуется много времени и сил, которые заставляют много думать, сложные задания, к которым не знаешь, как подойти), какими способами учебно-познавательной деятельности вы овладели при их выполнении.

3) Сформулируйте личностное приращение, которое вы получили в процессе изучения темы. На основе этого сформулируйте цели своего дальнейшего усвоения темы, какие виды заданий из блока самостоятельных работ вы выберите для этого? Почему?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.012 с.)