Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 3. Сводка и группировка статистических материалов

Поиск

 

1.3.1. Понятие сводки, группировки статистических данных.

1.3.2. Виды группировок.

1.3.3. Методологические вопросы проведения группировки. Осо­бенности их решения для разных видов группировок.

1.3.4. Практическое решение задач проведения группировок.

1.3.5. Ряды распределения.

1.3.6. Система группировок.

Понятие сводки, группировки статистических данных

 

После проведения массового статистического наблюдения обра­зуется большой массив зарегистрированных значений ряда при­знаков у отдельных единиц совокупности. Чтобы перейти от ча­стного, случайного к обобщающим цифрам, характеризующим всю совокупность, необходимо полученные данные систематизи­ровать. Наступает второй этап любого статистического исследо­вания — сводка и группировка.

Научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая в себя группировку, составление таблиц, подсчет итогов и обобщающих показателей (средних, относительных ве­личин), называется статистической сводкой. В узком смысле слова сводка — подсчет итогов.

В результате сводки данные «приводятся в порядок» — из единичных сведений формируются статистические совокупности, которые характеризуются итоговыми обобщающими показателя­ми. То есть на этапе сводки появляются первые цифры, устанав­ливаются количественные соотношения, характеризующие изу­чаемое явление как совокупность в целом.

Сводка статистических материалов осуществляется на основе на­учно разработанной программы, которая включает в себя сле­дующие этапы:

определение групп и подгрупп;

разработка системы показателей для характеристики групп и всей совокупности в целом;

оформление результатов в таблицах и графиках.

В основе любой сводки лежит группировка данных, собранных в
результате статистического наблюдения.

 

Узаконенная группировка называется классификацией. Класси­фикация основывается на существенных признаках, которые практически не меняются, например: классификация населения по статусу в занятости, группировка предприятий по отраслям. Классификации отражаются в нормативных документах — гак называемых классификаторах.

Основные категории группировки: группировочный признак и интервал. Правильный отбор таких признаков — самый ответст­венный момент проводимой группировки и, в конечном итоге, сводки.

Группировка одних и тех же данных по различным признакам может привести к противоположным результатам. Чтобы этого не произошло, выбору группировочного признака должен предше­ствовать качественный анализ, знание сущности изучаемого яв­ления, процессов, в нем происходящих.

В качестве группировочного признака может выступать как каче­ственный, или атрибутивный (пол, образование, форма собствен­ности), так и количественный показатель (возраст, объем произ­водимой продукции, численность населения).

Интервалы бывают открытые и закрытые, равные и неравные. Открытый интервал — интервал, одна из границ которого не определена (1000 и более; менее 5 и т.д.). Закрытый интервал — интервал, в котором определены и верхняя, и нижняя границы (50—100, 20—25). Верхняя граница интервала — минимальное его значение, нижняя граница — максимальное. Равные интерва­лы применяются в том случае, когда разность между максималь­ным и минимальным значениями в каждом из интервалов одина­кова. Неравные интервалы — когда величина интервала от одно­го к другому изменяется: может либо расти, либо убывать, либо меняться другим образом. Как правило, неравные интервалы от­ражают структуру совокупности или характеризуют границы из­менения каждого типа.

Виды группировок

 

Все многообразие группировок изучается по различным классифи­кациям:

В соответствии с решаемыми задачами различают три вида группировок — типологическая, структурная и аналитическая. Типологическая группировка в значительной степени определя­ется сложившимися представлениями о типах явлений, образую­щих совокупность. Например, при проведении группировки пред­приятий по размеру, выявляют типы предприятий (крупные, сред­ние, мелкие). Эти типы могут определяться в соответствии с дей­ствующими нормативами.

Структурная (вариационная) группировка решает задачу ана­лиза структуры совокупности и структурных сдвигов. Представля­ет собой распределение типически однородных групп по количест­венным признакам, которые могут изменяться (варьироваться). Аналитическая (факторная) группировка проводится с целью выявления взаимосвязи между факторным и результативным при­знаками. Факторными называют признаки, изменение которых вызывает изменение других признаков — результативных.

По числу группированных признаков различают простые группи­ровки, ряды распределения и многомерные группировки. Простые группировки — группы образованы по одному при­знаку (группировка населения по полу). Среди простых группи­ровок наиболее часто используются ряды распределения.

Ряды распределения — это группировка, в которой группы ха­рактеризуются одним показателем — численностью группы.

Многомерная (сложная) группировка — в качестве группировочного признака используется два и более признаков. Сначала группы формируются по одному признаку, затем эти группы делятся на подгруппы по другому, которые, в свою очередь, делятся по третьему признаку и т.д. Для характеристики социально-экономических явлений желательно использовать именно слож­ную группировку, так как только совокупность признаков позво­ляет отразить развитие явления, выявить реальные связи, взаимо­отношения отдельных сторон процесса. Эти признаки берутся изолированно друг от друга или в сочетании друг с другом.

 

1.3.3. Методологические вопросы проведения группировок. Особенности их решения для разных видов группировок.

 

Для проведения любой группировки необходимо последователь­но решить следующие задачи:

— выбор группировочного признака;

— определение числа групп;

— определение величины интервала;

— разработка системы показателей для характеристики групп. В зависимости от вида группировки перечисленные задачи ре­шаются по-разному.

Первая задача — выбор группировочного признака — решается на основании теоретического, качественного, анализа.

При проведении типологической группировки выбор группи­ровочного признака предваряет наметка типов. Типов должно быть столько, сколько теоретически возможно в данной совокуп­ности. Тип — это множество единиц одного качества. После оп­ределения числа типов определяют группировочный признак. В качестве группировочного может быть использован только суще­ственный признак, вернее, все существенные признаки. Но ре­ально группировку с таким множеством группировочных призна­ков осуществить трудно — происходит излишнее дробление со­вокупности. Поэтому в качестве группировочных используются два-три наиболее важных признака, которые берутся в комбина­ции, при этом осуществляется специализация признаков, то ест? разные типы характеризуются различными признаками. Типоло­гическая группировка почти всегда является сложной.

Например, разделим совокупность предприятий на три типа: мелкие, средние и крупные. В ка­честве группировочного признака будут использованы следующие: численность работников и отрас­левая принадлежность предприятия. Сначала проводим группировку предприятий по отраслевому признаку. Выделяем совокупность торговых предприятий, промышленных, автотранспортных и т.д. Затем выделенные группы делим по второму признаку — численность работников. При этом приме­няется специализация интервалов, то есть мелкие торговые предприятия и мелкие промышленные будут характеризоваться разной численностью, так как промышленность более трудоемкая отрасль, чем торговля. В качестве второго группировочного признака может выступать и объем производимой продукции. В любом случае выбор группировочного признака зависит от целей исследования и явля­ется результатом качественного анализа.

Структурная группировка чаще всего осуществляется по одно­му признаку — это простая группировка. В качестве группиро­вочного признака может быть использован как существенный, так и несущественный признак. Что касается аналитической группировки, то в качестве группировочного почти во всех слу­чаях выступает признак-фактор.

Решение второй задачи — определение числа групп — также варьирует в зависимости от типа проводимой группировки. Если группировка проводится по атрибутивному признаку, то число групп равно числу градаций признака. Как правило, это типоло­гическая группировка. Если группировка проводится по количе­ственному признаку, то нужно обратить внимание на колебле­мость значений признака: чем больше варьирует признак, тем больше должно быть групп. В то же время нужно учитывать, что если объем совокупности небольшой — не стоит делать много групп. При проведении структурной группировки число групп должно отражать реальную структуру совокупности, не должно быть пустых групп. Математически число групп может быть оп­ределено по формуле (Стерджесса):

где N — количество элементов совокупности.

Третья задача — определение величины интервалов — для раз­ных видов группировок может быть решена следующим образом. При проведении типологических и структурных группировок чаще всего используют неравные интервалы, так как интервал в первом случае должен отражать границы изменения типа, во вто­ром — структуру совокупности. В аналитических группировках берутся как равные, так и неравные интервалы. В том случае, ес­ли используются равные интервалы, его величина может быть рассчитана по следующей формуле:

где i — величина интервала;

xmax — максимальное значение признака;

xmin — минимальное значение признака;

п — число групп.

 

Существуют следующие правила записи шага интервала. Если величина интервала, рассчитанная по вышеприведенной форму­ле, имеет один знак до запятой, то ее округляют до десятых. По­лученные значения 0,25; 1,346; 3,259 округляются до 0,3; 1,3; 3,3. Если рассчитанная величина имеет две цифры до запятой, то зна­чения округляются до целых. Если значения интервала представ­ляют собой трехзначные, четырехзначные и т.д. значения, то их округляют до цифр, кратных 100 или 50. Например, значения ин­тервала 16,78; 254; 557 следует соответственно использовать как 17; 250; 600.

Когда в качестве группировочного используют количественный признак, границы интервала могут быть обозначены по-разному, в зависимости от того — дискретный признак или непрерывный. Если признак непрерывный, например объем продукции, то одно и то же значение выступает и верхней, и нижней границей смеж­ных интервалов: 10—50, 50—60, 60—70 и т.д. В этом случае воз­никает вопрос: в какую группу будет отнесен признак, значение которого совпадает со значением границ? Как правило, нижняя граница формируется по принципу «включительно», а нижняя — «исключительно». В нашем примере, если признак принимает значения, равные 50, то он будет отнесен ко второй группе с ин­тервалом 50—60.

Если признак дискретный, то есть прерывный, нижняя граница интервала будет равна верхней границе предыдущего интервала, увеличенной на 1. Например, группы торговых предприятий с численностью (чел.): до 5; 6—15; 16—25. При определении гра­ниц интервалов следует учитывать, что количественные измене­ния признака приводят к появлению нового качества, поэтому желательно, чтобы границы интервала отражали переход одного качества в другое.

Например, по малым предприятиям ограничение численности работающих проводится по отрас­левому признаку: у предприятий, занимающихся оптовой торговлей, численность ограничена до 30 че­ловек. Поэтому, если проводится группировка предприятий по размеру и в качестве группировочного признака выступает численность работающих, то необходимо учесть этот момент, здесь будет исполь­зована спецификация интервалов, то есть для каждой отрасли будет определяться свой интервал.

После того, как в процессе проведения непосредственно группи­ровки формируются группы, их необходимо охарактеризовать при помощи системы показателей. Как правило, рассчитываются средние значения по группе и показатель численности группы.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.120 (0.009 с.)