Тема № 3. Группировка и сводка материалов статистического наблюдения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 3. Группировка и сводка материалов статистического наблюдения



Статистическая группировка – метод расчленения сложного массового явления на существенно различные группы с целью всесторонней характеристики его состояния, развития и взаимосвязей.

Итак, перед нами сводка – огромная таблица, где отражены данные, полученные со всех ниже стоящих уровней. Как ее обработать? Сначала надо как–то сгруппировать имеющиеся данные. Метод расчленения сложного массового явления на существенно различные группы принято называть «Метод группировок».

Метод группировок предполагает:

1. Всесторонний анализ сущности и природы изучаемого явления, позволяющий выделить а) типические свойства; б) внутренние различия и тем определить группы.

2. Установить существенные признаки, по которым должна делиться каждая группа.

3. Определить границы деления на группы.

Группировка является первым шагом на пути анализа полученных данных, что предполагает упорядочение имеющегося материала.

При разделении на группы необходимо избегать двух крайностей – излишне мельчить группы, в этом случае, во-первых, не будет просматриваться грань между группами, во-вторых,- нарушается условия применения закона больших чисел. Не следует и излишне укрупнять группы, в этом случае невозможен структурный анализ.

В статистике группировки применяют для решения различных задач. В зависимости от этого различают три вида группировок:

1. Типологические.

2. Структурные.

3. Аналитические.

Каждый вид имеет свои особенности, рассмотрим их.

Группировки, которые позволяют выделить и охарактеризовать социально-экономические типы явления, называются типологическими.

По взглядам академика Т.И. Заславской в современной структуре российского общества можно выделить четыре слоя: верхний, средний, базовый и нижний.

Верхний слой (6% занятого населения) образуют элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Верхний слой почти на 90% представлен мужчинами молодого и среднего возраста. Это самый образованный слой: две трети его представителей имеют высшее образование. Уровень доходов этого слоя в 10 раз и более превышает доходы нижнего слоя.

Средний слой (18% занятого населения) состоит из мелких и средних предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, представителей среднего государственного аппарата, старших офицеров, фермеров, наиболее квалифицированных рабочих и служащих. Почти 60% из них заняты в негосударственном секторе. Большую часть и здесь составляют мужчины, преимущественно среднего возраста. Уровень образования представителей этого слоя значительно выше, чем в среднем по стране.

Базовый слой (66% занятого населения) включает лиц, занятых преимущественно в государственном секторе экономики. К нему относятся рабочие индустриального типа, значительная часть интеллигенции (специалисты), служащие из технического персонала, основная масса военнослужащих, работники торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Около 60% этого слоя составляют женщины, в основном среднего и старшего возраста. Только 25% его представителей имеют высшее образование. 44% его представителей живут за чертой бедности.

Нижний слой (10% занятого населения). К нему относятся работники, занятые простейшими видами труда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахтеры, курьеры, подсобные рабочие и т.д.). Из них более 40% заняты в индустриальных отраслях и 25% - в сфере торговли, в сфере обслуживания. Две трети этого слоя составляют женщины, а доля пожилых людей в три раза выше средней по стране. Для этих социальных категорий характерен чрезвычайно низкий уровень жизни: 2/3 живут за чертой бедности, из них четверть – за гранью нищеты.

Наряду с этими основными слоями Т.И. Заславская отмечает также наличие «социального дна», которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы и т.д.

Итак, типологическая группировка предполагает деление на социально – экономические группы, т.е. признак – отношение к собственности, и распределение этой собственности среди населения страны.

 

Структурные группировки применяют для изучения структуры общественных явлений, их изменений в течение времени.

В структурных группировках деление осуществляют в зависимости от задач исследования:

- по полу; - по возрасту; - по уровню образования; -по доходам семьи;

- группировку предприятий по общему объему продукции; - по численности рабочих; - по зарплате и т.д. Такой вид группировки позволяет раскрыть структуру совокупности, проследить ее изменение во времени, обнаружить закономерность изменения.

Аналитическая группировка – с ее помощью решается задача исследования взаимосвязей варьирующих признаков, обычно в пределах однородной совокупности.

Строго говоря, все типы группировок являются аналитическими, поскольку исследуется то или иное явление. Не будем путать с математикой, где употребляют «аналитическое выражение»- это формула .

Явления общественной жизни и их признаки взаимосвязаны. Эти признаки делят на две группы – факторные и результативные.

Факторный признак это такой признак, под влиянием которого изменяется другой. Этот другой признак называется результативным.

Аналитическая группировка – это такая группировка, которая позволяет установить и изучить связь между результативными и факторными признаками единиц однотипной совокупности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.004 с.)