Ценовая дискриминация и ее виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовая дискриминация и ее виды.



Ценовой дискриминацией называют продажу (или покупку) по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям (или приобретаемой одним покупателем у разных производителей). Заметим, что термин "дискриминация" (в переводе с латинского - различ,-ие) лишен здесь какого-либо этического смысла. Он используется лишь для того, чтобы не смешивать обозначаемое им явление с дифференциацией цен в зависимости от качества товара или услуги (например, по сортам, типоразмерам, сод ржанию полезных веществ или примесей, срочности, гарантии и т.п.).

В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна, взаимодействие покупателей и продавцов на конкурентном рынке приводит к образованию единой рыночной цены для любого однородного товара. Она возможна лишь при отсутствии совершенной конкуренции. В такой ситуации монополия (или монопсония) могут осуществить разделение или сегментацию рынка, установить на каждом из них разные цены на один и тот же товар или услугу. Для этого необходимо выполнение трех условий:

1. Эластичность спроса (для монополии) или предложения (для монопсоиии) по цене у разных покупателей (или продавцов) должна быть существенно разной. В противном случае разделение рынка и ценовая дискриминация не имеют смысла.

2. Покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть легко идентифицируемы. В противном случае разделение рынка было бы невозможно, хотя оно и имело бы смысл.

3. Товар или услуга, в отношении которых осуществляется ценовая дискриминация, не может перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого. Свободное передвижение товаров с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к образованию одной цены, сделает ценовую дискриминацию практически невозможной.

Очевидно, что наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться. В сфере материального производства ценовая дискриминация сравнительно легко осуществима в том случае, если рынки отделены друг от друга географически. Ценовая дискриминация возможна также и на основе разделения рынка по принципу собственности (государственный, кооперативный, частный сектор экономики), в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий-производителей или потребителей, а также от того, приобретается ли данный товар как предмет потребления или как средство производства. Но во всех этих случаях дифференциация цен должна опираться на государственный контроль за сохранением рыночных барьеров, эффективность которого не всегда настолько высока чтобы перекрыть все возможные каналы перераспределения товаров между покупателями (продавцами), закрепленными за разными рынками.

· Совершенная ценовая дискриминация или дискриминация первой степени

имеет место в том случае, если за каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене ее спроса, и весь излишек покупателя изымается таким образом монополистом.

Объем продаж Qk будет равен объему продаж при совершенной конкуренции, весь излишек потребителя будет изъят монополией.

Оптимум обычной монополии определяется пересечением кривых МС и MR (точка G на рис). Объем выпуска составит при этом Qm, цена - Pm, рента потребителя - LРмК, рента изготовителя - РмКGМ. Если монополист может осуществлять совершенную ценовую дискриминацию, он будет реализовывать каждую единицу продукции по цене, равной соответствующей цене спроса. Проводя такую политику, он сможет увеличить объем выпуска до пересечения кривых МС и D, то есть до уровня Qk, соответствующего ситуации совершенной конкуренции. Однако, в отличие от нее, вместо единой цены Рк монополист, осуществляющий совершенную ценовую дискриминацию, будет реализовывать продукцию по разным ценам (Р1>Р2>...Рк-1>Рк),

В результате его рента увеличится до LMGN, тогда как рента потребителей сократится, как очевидно, до нуля. Иначе говоря, вся рента потребителя будет присвоена монополистом. В чистом виде совершенная ценовая дескриминациятрудно осуществима, Приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками.

· ценовая дискриминация по объему продаж

Дифференциация стоимости единицы товара в зависимости от объема покупки. Общая стоимость одного и того же количества блага для разных покупателей одинакова. Например, на сеансы в кинотеатре установлены разные цены утром, днем и вечером или туристические путевки продаются по разным ценам в зависимости от сезона и т.п.

При разделении всего объема выпуска на две партии с целью их реализации по разным ценам прибыль будет максимальной, если соблюдаются следующие отношения:

MR1(q1) = P2(q1,q2)

MR2(q2) = MC(q1,q2)

Полученный вывод можно распространить на любое числе партий. Общее правило установления цен для осуществления ценовой дискриминации второй степени таково: предельная выручка от продажи i-той партии должна равняться цене (i+1)-й партии, а предельная выручка от продажи последней партии - предельным затратам. При заданном отраслевом спросе выбор q1 определяет цену P1. Точка пересечения MR1 с перпендикуляром, исходящим из q1, определяет Р2. По этой цене можно продать партию q2-q1. Пересечение MR2 с МС выявляет цену, по которой следует реализовать последнюю партию q3-q2- Проведение ценовой дискриминации позволяет сохранить на рынке потребителей с низкой покупательной способностью.

· ценовая дискриминация на сегментированном рынке

При этом один и тот же покупатель приобретает любое количество благ по одной и той же цене за единицу

Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что за основу ее принимается не различие цен спроса на отдельные единицы товара, как это имеет место при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы, для каждой из которых устанавливатся своя цена реализации.

На рис. показано положение монополии, проводящей ценовую дискриминацию третьей степени на основе разделения покупателей на два рынка - А и В, характеризующихся, соответственно, линиями спроса Da и Db. при этом рынок А меньше по объему, но более эластичен, чем рынок В. MRa и MRb - соответственно линии предельного дохода. Пунктирная линия MRl - линия общего предельного дохода монополиста, представляющая горизонтальную сумму MRa и MRb

Общий объем выпуска Т определяется пересечением МС и MRl. Проходящая через точку пересечения Е горизонтальная линия EMR- линия равного предельного дохода. Точки пересечения этой линии с линиями предельного дохода MRa и MRb позволяют определить объемы прсдаж и цен для каждого рынка. На рынке А будет реализовано Qa единиц товара по цене Рa, на рынке В - Qb единиц товара по цене Рb. При таком решении окажется, что MRa = MRb = MRl = МС, то есть предельный доход на каждом рынке одинаков и равен общему предельному доходу монополиста и предельным затратам на весь объем выпуска.

Таким образом, условием оптимальною распределения продаж между отдельными рынками для монополиста, осуществляющего ценовую дискриминацию, является равенство предельного дохода на каждом из них. В случае двух рынков МRa = MRb. Очевидно, что при одинаковой эластичности спроса ценовая дискриминация невозможна. Если же эластичность спроса на резных рынках различна, то там, где она больше, ниже цена.

 

 

45. Монополистическая конкуренция: понятие и распространение. Модель ломаной кривой спроса на продукцию монополистического конкурента (модель Гуттенберга).

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими свойствами:

  • Большое количество продавцов и покупателей;
  • Отсутствие барьеров для входа и выхода на него
  • Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка
  • Дифференцированность товаров

Дифференцированный продукт отличается от другого хотя бы одним потребительским свойством. Фирма является монополистом над своим вариантов товара.

  • На рынке монополистической конкуренции существуют избыточные производственные мощности.

 

Модель ломаной кривой спроса на продукцию монополистического конкурента (модель Гуттенберга)

Каждый монополистический конкурент, продавая дифференцированный продукт, выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей, поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон, но поскольку спрос будет зависеть также и от цен конкурентов, при значительных изменениях цен эластичность спроса по цене увеличивается значительно.

Линия АB – график спроса при полной монополии, кривая LDEK ломаная кривая спроса монополистического конкурента. Кривая LDEK показывает, что существует диапазон DE, на котором монополистический конкурент ведет себя, как монополист, и цена здесь не подвержена изменению его конкурентами.

Ломаной кривой спроса соответствуют три участи предельной выручки. Следовательно, МR может пересечься с MC даже в 3 точках. Оптимальный объем и цену фирма выбирает, сравнивая величину прибыли при каждой комбинации цена/объем.

 


46. Равновесие монополистического конкурента в коротком и длительном периодах (модель Чемберлина).

Равновесие монополистического конкурента в короткомпериоде

В коротком периоде монополистический конкурент ведет себя также, как и монополия.

MR=MC

 

Короткий период характеризуется следующими моментами:

  • Вход на рынок закрыт для других фирм ???
  • Не существует барьеров входа. Это приведет к тому, что вошедшие фирмы будут забирать куски, которые имеют ненулевую прибыль.
  • При переходе от короткого к длительному периоду, спрос сокращается.

 

Монополистический конкурент обладает рыночной властью, имеет целью максимум прибыли, и его поведение аналогично поведению монополиста. В коротком периоде фирма может получать положительную, нулевую, отрицательную экономическую прибыль. Предприятие – монополистический конкурент, в зависимости от реакции конкурентов, различает две функции спроса (рис.10.1): 1) конкуренты не реагируют на изменение цены (допустим, данная фирма имеет небольшой объем продаж на рынке) – линия dd имеет менее крутой угол наклона; 2) конкуренты соответственно изменяют свои цены – линия DD имеет более крутой угол наклона. На рис.10.1 показано, что первоначально установлена цена P1 и объем продаж q1 исходя из условий максимизации прибыли MR=MC. Фирма принимает решение о снижении цены до уровня P2. В случае, когда конкуренты также снижают цены, фирма сможет увеличить объем продаж до q2, а в случае отсутствия реакции конкурентов фирма увеличит объем продаж до q3.

На рис. 10.2 представлено неравновесие фирмы в коротком периоде при объеме выпуска q1. Снижение цены до P2 не позволяет точно определить возможность получения максимума прибыли. Если фирма рассматривает линию dd, то при цене P2 и объеме q3 прибыль представляет площадь прямоугольника P2ABC, в случае линии DD – P2LMN при объеме q2.

Равновесие монополистического конкурента в длительномпериоде

  • В длительном периоде спрос на продукцию отдельной фирмы сокращается.
  • В длительном периоде фирма – монополистический конкурент получает ненулевую прибыль.

Фирма – монополистический конкурент, обладающая положительной прибылью в коротком периоде, рассматривает возможность в длительном периоде иметь только нулевую экономическую прибыль. Отличие равновесия фирмы – монополистического конкурента в длительном периоде от равновесия фирмы совершенного конкурента в том, что не достигается LATCmin, т.е. тот объем выпуска продукции, при котором LMC=LATC (см. 2.6). Разница в затратах при LATC=P* и LATCmin называется «плата за разнообразие продукта на рынке монополистической конкуренции» (рис. 10.4). Числовой пример: В данный момент спрос на продукцию монополистического конкурента отображается функцией QD = – 55 0,25P, а общие затраты – TC = 450 + 40Q + 0,5Q2.

Изменение числа конкурентов в отрасли смещает кривую спроса на продукцию фирмы без изменения ее наклона. Насколько сократится выпуск данной фирмы в состоянии длительного равновесия по сравнению с текущим моментом? Решение. Цена в исходных условиях выводится из равенства MR = MC: 220 – 8Q = 40 + Q Q = 20; P = 140. В длительном периоде линия отраслевого спроса станет касательной к кривой средних затрат (АС = Р), и сохранится равенство MR = MC. Из системы этих двух равенств определяются запретительная цена дли- тельного периода (обозначим ее x) и выпуск:

Следовательно, выпуск фирмы сократится вдвое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.022 с.)