Налоги инструмент государственного управления рынком и ценами. Распределение налогового бремени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоги инструмент государственного управления рынком и ценами. Распределение налогового бремени.



Влияние налогов на рыночное равновесие можно рассмотреть на при- мере использования потоварного налога. Для потоварного налога возможны два варианта налогообложения:

· Ставки потоварного налога устанавливаются в виде фиксированной величины с каждой единицы проданного товара (например, государство вводит налог в размере 3 ден.ед. для каждой единицы товара).

· Ставки потоварного налога устанавливаются в определенном проценте от цены товара (например, государство вводит налог в размере 10% от цены для каждой единицы проданного товара). Непосредственными плательщиками в государственный бюджет потоварных налогов обычно являются производители продукции (они же – продавцы). Однако потоварный налог может устанавливаться и на покупателей.

Рассмотрим вариант, когда потоварный налог устанавливается в виде фиксированной величины с каждой единицы товара и уплачивается производителями продукции. Влияние потоварного налога на параметры рыночного равновесия показано графически на рис. 8.12.

До введения налога линия спроса занимала положение D0, а линия предложения – S0, их точка пересечения Е0 определяла параметры исходного равновесия: равновесную цену Р0 и равновесный объем продаж Q0. После введения налога линия предложения S0 сдвинулась параллельно себе самой по вертикали вверх в положение S1 на величину ставки налога t, так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителям на t денежных единиц дороже. Следует отметить, что потоварный налог (как, впрочем, и другие виды налогов) не включается в себестоимость продукции и уплачивается производителем после продажи продукции. Будем предполагать, что каждая единица проданной продукции в результате введения потоварного налога обходится производителям на t денежных единиц дороже (введение налога снижает цену, получаемую производителем на величину ставки налога вне зависимости от того когда налог формально взимается). С другой стороны, этот сдвиг может быть объяснен желанием производителей сохранить прежнюю выручку, а для этого переложить уплату налога на покупателей. Сохранить размер этой выручки при любом объеме продаж производители смогут, если только цена-брутто (с включением налога) будет выше исходной цены на величину ставки налога. В этом случае производители после уплаты налога получат цену-нетто (без включения налога). Поскольку эти рассуждения применимы к любой точке линии предложения, то после введения налога все точки линии предложения переместятся вверх на величину t, а линия предложения займет положение S1. Новое равновесие Е1, установившееся на рынке после введения налога, характеризуется двумя ценами и равновесным объемом продаж – Q1. На рис.8.12 равновесному объему продаж Q1 соответствуют две цены: Р+ и Р-. Что же это за цены, попытаемся разобраться. Цена Р+ – это цена покупателя, по которой он приобретает продукцию. Цена Р- – это цена производителя, фактическая цена которую полу- чает производитель после уплаты налога. Если сопоставить параметры равновесия до и после введения налога, то можно сделать вывод, что введение налога снижает эффективность функционирования данного рынка: новый объем рынка Q1 меньше первоначального Q0; цена Р+, которую платит покупатель, выше первоначальной P0; цена Р-, которую фактически получает продавец (без на- лога), окажется ниже первоначальной. Снижение эффективности рынка в результате введения налогов – это вынужденная плата за саму возможность существования государства, которому для выполнения своих функций требуются налоговые поступления. Общая сумма налогов, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+ Е1ВР- и может быть вычислена по формуле: T=t·Q1, где Т – общая сумма налоговых поступлений (налоговое бремя), t – ставка налога, Q1 – объем продукции, облагаемый налогом.

Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь на- лог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени (Т) фактически выплачивается покупателями. Величина налогового бремени продавцов, поступающая в госбюджет, равна площади прямоугольника P0CBP-, а покупателей – P+ ЕCP0. Распределение налогового бремени между покупателями и продавца- ми зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения или, что то же самое, от эластичности функций спроса и предложения. Если функция предложения более эластична, чем функция спроса, то большая величина налогового бремени ложится на потребителей. На рис. 8.13а) сумма налогов, поступающая в госбюджет от производителей, равна площади прямоугольника P0FSP-, а сумма налогов, поступающая в госбюджет от покупателей, – P+ Е1FP0.

В противоположном случае, если функция предложения менее эластична, чем функция спроса, ситуация меняется, и «пострадавшей» стороной выступают производители, которые несут основную налоговую на- грузку. На рис. 8.13б) сумма налогов, поступающая в госбюджет от производителей, равна площади прямоугольника P0HMP-, а сумма налогов, поступающая в госбюджет от покупателей, – P+ Е1HP0.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.004 с.)