Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоги инструмент государственного управления рынком и ценами. Распределение налогового бремени.
Влияние налогов на рыночное равновесие можно рассмотреть на при- мере использования потоварного налога. Для потоварного налога возможны два варианта налогообложения: · Ставки потоварного налога устанавливаются в виде фиксированной величины с каждой единицы проданного товара (например, государство вводит налог в размере 3 ден.ед. для каждой единицы товара). · Ставки потоварного налога устанавливаются в определенном проценте от цены товара (например, государство вводит налог в размере 10% от цены для каждой единицы проданного товара). Непосредственными плательщиками в государственный бюджет потоварных налогов обычно являются производители продукции (они же – продавцы). Однако потоварный налог может устанавливаться и на покупателей. Рассмотрим вариант, когда потоварный налог устанавливается в виде фиксированной величины с каждой единицы товара и уплачивается производителями продукции. Влияние потоварного налога на параметры рыночного равновесия показано графически на рис. 8.12. До введения налога линия спроса занимала положение D0, а линия предложения – S0, их точка пересечения Е0 определяла параметры исходного равновесия: равновесную цену Р0 и равновесный объем продаж Q0. После введения налога линия предложения S0 сдвинулась параллельно себе самой по вертикали вверх в положение S1 на величину ставки налога t, так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителям на t денежных единиц дороже. Следует отметить, что потоварный налог (как, впрочем, и другие виды налогов) не включается в себестоимость продукции и уплачивается производителем после продажи продукции. Будем предполагать, что каждая единица проданной продукции в результате введения потоварного налога обходится производителям на t денежных единиц дороже (введение налога снижает цену, получаемую производителем на величину ставки налога вне зависимости от того когда налог формально взимается). С другой стороны, этот сдвиг может быть объяснен желанием производителей сохранить прежнюю выручку, а для этого переложить уплату налога на покупателей. Сохранить размер этой выручки при любом объеме продаж производители смогут, если только цена-брутто (с включением налога) будет выше исходной цены на величину ставки налога. В этом случае производители после уплаты налога получат цену-нетто (без включения налога). Поскольку эти рассуждения применимы к любой точке линии предложения, то после введения налога все точки линии предложения переместятся вверх на величину t, а линия предложения займет положение S1. Новое равновесие Е1, установившееся на рынке после введения налога, характеризуется двумя ценами и равновесным объемом продаж – Q1. На рис.8.12 равновесному объему продаж Q1 соответствуют две цены: Р+ и Р-. Что же это за цены, попытаемся разобраться. Цена Р+ – это цена покупателя, по которой он приобретает продукцию. Цена Р- – это цена производителя, фактическая цена которую полу- чает производитель после уплаты налога. Если сопоставить параметры равновесия до и после введения налога, то можно сделать вывод, что введение налога снижает эффективность функционирования данного рынка: новый объем рынка Q1 меньше первоначального Q0; цена Р+, которую платит покупатель, выше первоначальной P0; цена Р-, которую фактически получает продавец (без на- лога), окажется ниже первоначальной. Снижение эффективности рынка в результате введения налогов – это вынужденная плата за саму возможность существования государства, которому для выполнения своих функций требуются налоговые поступления. Общая сумма налогов, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+ Е1ВР- и может быть вычислена по формуле: T=t·Q1, где Т – общая сумма налоговых поступлений (налоговое бремя), t – ставка налога, Q1 – объем продукции, облагаемый налогом.
Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь на- лог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени (Т) фактически выплачивается покупателями. Величина налогового бремени продавцов, поступающая в госбюджет, равна площади прямоугольника P0CBP-, а покупателей – P+ ЕCP0. Распределение налогового бремени между покупателями и продавца- ми зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения или, что то же самое, от эластичности функций спроса и предложения. Если функция предложения более эластична, чем функция спроса, то большая величина налогового бремени ложится на потребителей. На рис. 8.13а) сумма налогов, поступающая в госбюджет от производителей, равна площади прямоугольника P0FSP-, а сумма налогов, поступающая в госбюджет от покупателей, – P+ Е1FP0.
В противоположном случае, если функция предложения менее эластична, чем функция спроса, ситуация меняется, и «пострадавшей» стороной выступают производители, которые несут основную налоговую на- грузку. На рис. 8.13б) сумма налогов, поступающая в госбюджет от производителей, равна площади прямоугольника P0HMP-, а сумма налогов, поступающая в госбюджет от покупателей, – P+ Е1HP0.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.004 с.) |