Особенности спроса на рынках факторов производства. Взаимозависимость рынков благ и факторов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности спроса на рынках факторов производства. Взаимозависимость рынков благ и факторов.



Любое производство есть процесс преобразования ряда факторов производства в конечный продукт, осуществляемый фирмой-производителем. В экономике помимо рынков благ функционируют и рынки факторов производства (рынок труда, капитала, земли). У этих рынков много различий, однако, имеются и общие черты. Их выявление и анализ имеют большое значение в контексте анализа функционирования фирмы. Если на рынке блага фирма выступает в роли продавца производимой ею продукции, то на факторном рынке она, очевидно, покупатель, т.е. она формирует спрос на тот или иной фактор. Это значит, что в зависимости от того, каков этот спрос и чем он определяется, будет зависеть в итоге и то, что и в каком объеме фирма сможет произвести и продать. Рассмотрим весь процесс по порядку.

1) Фирма покупает фактор исключительно для производства блага, значит, чем больше потребность в благе на рынке (т.е. спрос, а, значит, и его рыночная цена), тем больше фактора потребуется фирме для удовлетворения этого спроса и наоборот.

2) Чем производительней фактор, тем меньше единиц этого фактора нужно использовать фирме для выпуска некоего запланированного объема готовой продукции и наоборот. Значит, можно говорить об обратной зависимости между спросом на фактор и уровнем его производительности.

3) Для современных технологий производства характерно использование целого ряда факторов производства, которые могут в определенной мере заменять друг друга. Это тоже, в свою очередь, может оказать влияние на спрос на фактор: чем более универсален фактор, тем выше спрос на него.

4) Цена, по которой фирма будет нанимать фактор, также имеет огромное значение. Однако цена фактора (например, ставка зарплаты, если говорить о рынке труда) является ключевым параметром, влияющим на объем спроса фирмы на фактор. Между ценой фактора и объемом спроса на него зависимость обратная, т.е. на факторном рынке, как и на рынке благ, действует закон спроса. Цена фактора, по которой фирма его привлекает для временного использования, – его прокатная цена (например, почасовая, поденная, месячная и т.д. ставка зарплаты – это деньги, которые платит фирма работнику за определенное время его работы). Прокатная цена фактора может зависеть от целого ряда параметров, но главные из них – это его предельная производительность, уровень квалификации, образования и т.д. Так, чем производительней фактор, тем выше должна быть его прокатная цена и наоборот. Однако чем выше производительность фактора, тем меньше его единиц требуется предприятию для производства заданного объема продукции. Получаем, что между ценой фактора и объемом спроса на него фирмы существует обратная зависимость.

5) Конечная цель фирмы – максимизация прибыли, значит, политика фирмы, с точки зрения ее взаимодействия с рынком факторов, должна в полной мере способствовать ее достижению. Фирма должна привлечь в производство столько единиц фактора, чтобы, продав всю произведенную им продукцию на рынке благ, получить максимальную прибыль.

Предельная выручка от предельного продукта фактора (MRPF) показывает прирост общей выручки фирмы в результате найма дополнительной единицы фактора:

Если товарный рынок характеризуется совершенной конкуренцией, когда MRPF определяется ценой блага, то предельную выручку от предельного продукта фактора также называют ценностью предельного продукта фактора (VMPF).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.005 с.)