Количественный подход к анализу полезности и спроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количественный подход к анализу полезности и спроса.



Влияние изменения цена на равновесие потребителя.

 

 

Построение функции индивидуального спроса на благо.

Спрос характеризует желание купить то или иное количество товара.
Наличие спроса предполагает согласие уплатить за него определенную цену, пожертвовать в обмен на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму.
На спрос оказывает влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, но и размеры доходов и сбережений.
Объем спроса – количество товара, которое согласно купить лицо или группа лиц в единицу времени (день, месяц…) при определенных условиях (вкусы, предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина доходов и накоплений).
Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса:

Qda = f (Pa, Pb, … Pz, I, T…)

где
Qda– объем спроса на товар А в единицу времени
Ра – цена товара А
Рв –Pz– цены других товаров
I– доход
T– вкусы и предпочтения.

Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара.

Изменение спроса – сдвиг линии спроса при изменении дохода потребителя, его вкусов, цен на другие товары и др., кроме изменения цены самого товара.

Изменение объема спроса – движение вдоль по линии спроса под воздействием изменения цены товара.

Закон спроса – объем спроса обратно пропорционален цене товара. Исключение – парадокс Гиффена. (Во время голода в Ирландии объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился, т.к. повышение его цены вынудило бедняков сократить потребление других, более качественных продуктов, т.к. все же картофель оставался наиболее дешевым продуктом.)

Цена – показатель качества. Потребитель может ориентироваться на высокую цену как на показатель качества. Внеся незначительные изменения в конструкцию или внешний вид изделия, изготовитель повышает на него цену. Такая практика может быть успешной лишь при непрерывной смене моделей, марок выпускаемых товаров и при значительном их разнообразии.

Эффект Веблена. Престижный спрос, приобретение товаров, свидетельствующих о высоком соц. статусе. Такую функцию могут нести товары, доступ к которым для широких масс ограничен. Здесь хотя престижность товаров с ростом цен растет, спрос на них будет падать в связи со все меньшей доступностью для широких масс.

Эффект ожидаемой динамики цен. Если цена на товар снизилась и ожидается дальнейшее снижение ее, спрос снизится, т.к. покупатель будет ждать. В случае повышения цен спрос может возрасти, т.к. товар начнут брать в ожидании дальнейшего повышения цен.

 

Билеты по микроэкономике

35. Последствие директивного ценообразования. Директивные цены и качество продукции. «Черный рынок» и цены.

Директивные цены Кроме косвенного регулирования рыночных цен через налоги, дотации и пошлины, государство иногда прибегает к директивному установлению верхнего или нижнего предела цены. Задавая верхний предел цены, государство желает предоставить потребителю возможность приобретать блага по ценам ниже равновесных рыночных цен.
Рис. 4.22. Директивная цена и «черный» рынок

Если при ситуации на рынке, изображенной на рис. 4.22, сложилась равновесная цена Р 0, то установление верхнего предела цены на более низком уровне Рf приведет к дефициту в размере (QD - QS). Из-за того что в условиях дефицита цена спроса превышает верхний предел цены (PD > Рf), возникает «черный» рынок, на котором осуществляются нелегальные сделки, связанные с риском подвергнуться административным или уголовным санкциям.

Затраты риска вместе с дополнительными затратами по организации «черного» рынка добавляются к производственным и кривая предложения после достижения QS смещается вверх. В результате цена, уравновешивающая спрос и предложение на «черном» рынке, превышает не только верхний предел цены, установленный государством, но и рыночную цену: (Р 1 > Р 0). Покупатели, которые не смогли купить («достать») необходимое им количество по директивной цене, вынуждены переплачивать на «черном» рынке. Но при этом общий объем сделок не достигает равновесного объема продаж на свободном рынке (Q 1 < Q 0).

 

 
Рис. 4.23. Директивная цена и увеличение предложения при снижении качества продукции

 

Другим последствием установления верхнего предела цены является снижение качества продукции. Чтобы увеличить объем предложения по директивной цене, производители снижают затраты на производство за счет ухудшения качества продукции, не опасаясь в условиях дефицита потерять покупателей. На рис. 4.23 это показано сдвигом линии предложения вправо (S 0 S 1). В результате объем продаж по фиксированной цене на некоторое время возрастает. Но после того, как потребители обнаружат снижение качества продукции, спрос уменьшится (D 0 D 1); рыночная цена совпадет с директивной при более низком качестве продукции.

Установление нижнего предела цены выше рыночной обычно практикуется государством для экономической поддержки производителей отдельных отраслей, чаще всего сельского хозяйства.

 

 
Рис. 4.24. Последствия декретирования нижнего предела цены

Ситуация, возникающая на рынке при установлении нижнего предела цены, представлена на рис. 4.24, (рыночное равновесие устанавливается при P 0, Q 0). При директивной цене население снижает объем спроса до Q 1, а объем предложения фирм возрастает до Q 2. Чтобы образовавшийся на рынке избыток не породил «черного» рынка с ценой ниже директивной, государство должно либо закупить все избыточное предложение, что обойдется ему в (Q 2 - Q 1) денежных единиц; либо выплачивать дотацию за каждую проданную сверх минимального объема Q 1 единицу продукции, расходуя ( - Р ')(Q 2 - Q 1) денежных единиц; либо директивно ограничивать объем производства на уровне Q 1, соглашаясь на чистые потери для общества, (см. рис. 4.24, заштрихованный треугольник).

Таким образом, директивное ценообразование, как и косвенное воздействие государства на рыночные цены через налоги, дотации и пошлины, в условиях совершенной конкуренции сопровождается экономическими потерями общества.

Рис. 5.11. Соотношение Р и МС при монополии и совершенной конкуренции

При чистой монополии в гипотетической модели коэффициент Лернера равен максимальному значению L=1. Чем выше значение данного показателя, тем выше уровень монопольной власти.

Данный коэффициент может также быть выражен через коэффициент эластичности, используя универсальное уравнение ценообразования:

(P-MC)/P=-1/Ed.

Мы получаем уравнение:

L=-1/Ed,

где Еd — эластичность спроса на продукцию фирмы по ценам.

Например, при эластичности спроса Е=-5 коэффициент монопольной власти L=0,2. Еще раз подчеркнем, что высокая монопольная власть на рынке не гарантирует фирме высокой экономической прибыли. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у нее выше средние совокупные издержки.

 

Рис. 5.3. Определение максимального уровня прибыли

На рис. 5.3 видно, что монополист будет получать экономическую прибыль в любой точке отрезка АВ, но максимальная прибыль может быть получена лишь в точке, где касательная к кривой ТС имеет тот же наклон, что и кривая ТR. Функция прибыли находится путем вычитания ТС из ТR для каждого объема производства. Пик кривой совокупной прибыли (п) показывает оптимальный объем производства, т.е. объем, максимизирующий прибыль в краткосрочном периоде.

Необходимое условие максимизации прибыли можно записать следующим образом: Совокупная прибыль достигает своего максимума при объеме производства, при котором предельная прибыль равна нулю.

Мп=0.

Предельная прибыль (Мп) — прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу. Геометрически предельная прибыль равна наклону функции совокупной прибыли и подсчитывается по формуле

Мп=(п)'=dп/dQ.

Если Мп>0, то функция совокупной прибыли растет, и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль. Если же Мп<0, то функция совокупной прибыли уменьшается, и дополнительный выпуск сократит совокупную прибыль. И только при Мп=0 значение совокупной прибыли максимально.

Из необходимого условия максимизации (Мп=0) вытекает второй метод.

Рис. 5.4. Условие экономического равновесия

Равенство MC=MR является условием максимизации, а не условием минимизации прибыли лишь в том случае, когда выполняется условие второго порядка:

п''(Q)=TR''(Q)-TC''(Q)<0

или поскольку MR(Q)=TR'(Q), а MC(Q)=TC'(Q),

то MR'(Q)-MC'(Q)<0.

Графически это означает, что кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек сверху вниз (рис. 5.4). В противном случае равенство MR=MC будет минимизировать прибыль (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Условие минимизации прибыли

 

Структура рынка

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.

Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм (вспомним о патиентной стратегии конкурентной борьбы). Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно. Тем не менее два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от Друга.

При монополистической конкуренции решающей причиной несовершенства конкуренции является дифференциация продукта. В условиях олигополии этот фактор тоже имеет значение. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна (например, автомобилестроение). Но существуют и отрасли, где продукт является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, большинство подотраслей металлургии). Однако главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Дело в том, что крупных фирм в отрасли никогда может быть много. Уже многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути, проникновения новых компаний в отрасль. Но даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить продукцию тысяч мелких пекарен или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.

Большая доля в выпуске продукции в свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.

Обратим внимание на огромную роль, которую здесь играет субъективный фактор - характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое множество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных и на отрасли в целом.

Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуо-полии, т. е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей ду ополий состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы-конкурента, заинтересованной в максимизации своей прибыли. Процесс принятия решения о своих действиях на рынке напоминает домашний анализ отложенной шахматной партии, где игрок ищет самые сильные ответы на возможные варианты хода своего противника.

Первая модель дуополии была предложена французским экономистом А. Курно еще в 1838 г.; она подробно рассматривается в Математическом Приложении, IX. Центральным моментом теории Курно явилось понятие равновесия на дуополистическом рынке. Под равновесным понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска (равновесие Курно).

 

Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке.

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.

2. (Картель или сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.

3. "Игра по правилам", при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли.

Рассмотрим более подробно каждую разновидность олигополии.

Нескоординированная олигополия. Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса (англ. kinked demand curve), предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

Рис. Ломаная кривая спроса

Модель опирается на предположение, что рассматриваемая нами фирма будет иметь две разные линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов: линию DD (см. рисунок) - если конкуренты последуют за изменениями цен данной фирмы, D`D` - если они не будут реагировать на ее изменения цен. Линии DD и D`D` пересекаются в точке K.

Допустим, что первоначально фирма выбрала цену РK и объем производства QK Что произойдет с объемом спроса, если фирма изменит цену? Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то она может ожидать, что ее объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Логично предположить, что конкуренты снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже РK линией спроса будет отрезок линии DD. Напротив, если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше РK линия спроса нашей фирмы пойдет по отрезку линии Единая кривая спроса, отмеченная сплошной линией, окажется с изломом в точке K.

Предполагая, что конкуренты будут вести себя рационально, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены РK. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельной выручки (ALMN). Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельной выручки, которая образована участками линий MR и, соответствующих отрезкам линий DD и D`D`, а также вертикальным отрезком LM, связанным с точкой излома K. Если кривая предельных затрат (МС) пересечет линию предельной выручки в точке вертикального участка, то оптимум фирмы будет достигаться при цене РK и объеме выпуска QK. Таким образом, сдвиг кривой выше или ниже положения, показанного на рисунке, не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка LM.

Картель. Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Основная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы, договаривающихся компаний в целом. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения квоты (доли) каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков (члены картеля обязуются не вторгаться на чужие участки рынка).

Временем расцвета картелей был период с конца XIX и до конца 30-х гг. XX в., когда они имели легальную форму и были широко распространены. Если господство одной-единственной фирмы в отрасли представляет собой редкое и, как правило, кратковременное явление, то картели названного периода смогли создать монополистическую структуру рынка в целом ряде ведущих отраслей (электротехника, химия, металлургия, нефтяная промышленность), причем создать ее на длительное время.

Все недостатки чистой монополии, изученные нами в предыдущих лекциях, на практике известны человечеству в основном из опыта деятельности картелей. Особенно сильное негативное воздействие на экономику картели оказали в период тяжелых кризисов перепроизводства в 30-е гг. В большинстве стран они законодательно запрещены.

В настоящее время картели существуют (и преследуются властями) как тайные сговоры. Легально они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности) под контролем государства.

" Игра по правилам ". Данная форма олигополии представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой - уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. "Игра по правилам" облегчает достижение олигополистического равновесия.

Наиболее часто употребляемым приемом "игры по правилам" является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто "прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.

Лидерство в ценах очень распространено на Западе, а в наши дни его можно наблюдать и в России, например в автомобилестроении. Так в 1991-1992 гг. лидером в ценах на легковые машины постоянно выступал ВАЗ, а АЗЛК и ГАЗ следовали за ним.

В заключение несколько слов о проблеме общественной эффективности олигополии как особого типа рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что в форме картеля олигополия крайне не эффективна. Мы уже говорили, что в этом случае речь фактически идет о групповой монополии.

Сложнее обстоит дело с нескоординированной олигополией и "игрой по правилам". Разумеется, и этим формам олигополии свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. Более того, из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются при олигополии много сильнее, чем, скажем, при монополистической конкуренции.

Народная поговорка, однако, гласит, что корову всегда покупают с рогами. Не являются ли все перечисленные слабые стороны олигополии оборотной (и совершенно неотъемлемой!) стороной достоинств крупных фирм? И, может быть, с ними стоит смириться, коль скоро всякая отрасль, где эффективным является крупное производство, обязательно становится олигополистической?

 

48. Модель картеля как вариант поведения олигополистов

Картелем называют группу олигополистов, договорившихся об определенных принципах установления цен и/или распределе­ ния долей рынка, исходя из его географических или каких- либо иных характеристик. Картель может состоять из ряда предприятий какой-либо одной или нескольких стран. Первый тип картелей был особенно распространен в Германии и Европе вообще, второй тип часто образуется и санкционируется прави­ тельствами многих стран. Хорошо известным примером карте­ лей второго типа является Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). В США, где легальные картели запрещены уже более ста лет, известны нелегальные, тайные картельные согла­ шения. Основная проблема картелей достаточно проста. «Оли- гополисты как группа всегда будут заинтересованы в сгово­ ре, олигополисты как отдельные субъекты всегда будут за­ интересованы в том, чтобы нарушить достигнутую догово­ ренность. Стимул в том и в другом случае один и тот же — прибыль».^" Рассмотрим два основных типа картелей: картели, пресле­ дующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, при­ были, и картели, ставящие своей целью распределение и фик­ сацию рыночных долей.

11.3.1.1. КАРТЕЛИ, ПРЕСЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛЬ МАКСИМИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ПРИБЫЛИ Из главы 9 мы знаем, что в условиях совершенной конкурен­ ции предприятие максимизирует свою прибыль, когда его пре­ дельные затраты равны рыночной цене (МС = Р), а характе­ ристичным признаком совершенно конкурентного рынка явля­ ется малость и множественность продавцов. Назовем квазикон­ курентным поведение продавцов, придерживающихся того же принципа уравнивания предельных затрат и цены, но действу­ ющих на таком рынке, где вместо малости и множественности продавцов имеет место их крупность и немногочисленность. Иначе говоря, представим себе олигополию, но такую, где про­ давцы руководствуются правилом МС = Р, не принимая в рас­ чет возможной реакции на свои действия со стороны сопер­ ников. Допустим, что в отрасли действует п идентичных во всех отношениях таких квазиконкурентных предприятий, кривые SATC и МС которых представлены на рис. 11.10, а.

Очевидно,что условие МС = Р выполняется при выпуске qc, который и является квазиконкурентно оптимальным. Рыночная цена Рc, на которую ориентируются квазиконкурентные предприятия, определена пересечением кривой рыночного спроса DD и кри­вой рыночного предложения S(MC2;), представляющей гори­зонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кри­вых МС (рис. 11.10,6). Квазиконкурентный выпуск отрасли, как видно на рис. 11.10, б, составит Q^ = nq^, а прибыль каж­дого квазиконкурентного предприятия составит сумму, равную площади прямоугольника С^Р^АВ (рис. 11.10, а).

Теперь представим, что все n предприятий объединились в картель, который будет вести себя на рынке подобно монопо­лии с несколькими (и) заводами. Оптимальным

выпуском картеля будет Qm а оптимальной ценой — Pm

(рис. 11.10, б). Поскольку Qm<Qc каждому вошедшему в кар­тель предприятию будет установлена квота производства про­дукции qk < qc (рис. 11.10, а). При выпуске, равном установ­ленной квоте, прибыль прежде квазиконкурентного предпри­ятия будет соответствовать площади C^P^MF (рис. 11.10, а). Таким образом, его прибыль, с одной стороны, уменьшится на KNAB, а с другой — увеличится на сумму площадей P^P^MN и Cffi^KF. Поскольку сумма площадей РcPmMN и CkCcKF боль­ше площади KNAB, квазиконкурентное предприятие окажется заинтересованным в картелировании.

Модели дуополии Курно

Курно исходит из следующих предположений:

  1. Две фирмы производят однородный товар
  2. Им известна рыночная кривая спроса
  3. Решение о производстве фирмы принимают одновременно и самостоятельно.
  4. Каждая из фирм считает выпуск конкурента заданным.
  5. Продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках, относительно выбранных объемов выпуска.

Модель рассматривается с помощью кривых реагирования, которые показывают максимизирующие прибыль размеры выпуска каждой фирмы при заданных объемах выпуска другой фирмы.

 

Пусть фирма А начинает производство первой. При нулевом выпуске фирмы В, она чувствует тебя монополистом и будет находится в точке М, которой соответствует объем QA1. Во втором периоде на рынок вступит фирма В. Она считает выпуск фирмы А постоянным (QA1-const) и именно на уровне М. Тогда на своей кривой реагирования она выберет точку Х. Но увеличение объема предложения возможно лишь, если фирма В немного снизит цену.

Третий период: фирма А недовольна снижением цены и в свою очередь так же снизит цену. При заданном QB1 – const, она выберет точку С на своей кривой реагирования.

Процесс приспособления происходит до точки пересечения кривых реагирования. Эта точка определяет равновесие модели Курно – точка Е.

В этой точке каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и устанавливает для себя объем максимизирующей прибыли. В этой точке у фирм нет стимула для корректировки поведения.

Если дуополисты вступят в сговор, то их целью будет максимизация совокупной прибыли, которую они затем разделят между собой. Тогда множество возможных решений, относительно объемов выпуска придется на контрактную линию, которая показывает объемы выпуска двух фирм, максимизирующих совокупную прибыль. MN – контрактная линия.

В равновесии Курно общий объем производства выше, чем в дуополистическом сговоре, но ниже, чем при совершенной конкуренции.

 

Количественный подход к анализу полезности и спроса.

Теория, рассматриваемая в данном разделе, объясняет, как потребитель формирует и реализует свои потребности, ориентируясь на личные вкусы и предпочтения, свой доход, а также уровни рыночных цен.

Каждое приобретаемое потребителем благо приносит ему определенную полезность. Так, если та или иная вещь, с его точки зрения, не пригодна для удовлетворения конкретной полезности, то он и не рассматривает её в качестве блага, эта вещь может оказаться благом для другого потребителя, если он обнаружит в ней полезность. Существует определенная связь между полезностью блага и его ценой. Эта связь выражается в том, что бес полезная для потребителя вещь и не оценивается им, не получая оценки, она не имеет цены. Если же потребитель остро нуждается в какой-либо вещи, то полезность ее велика и, следовательно, выше ее цена. Предполагается, что потребитель поступает рационально, то есть стремится так распределить свой доход на покупку различных благ, чтобы получить максимальную суммарную полезность.

Количественный подход основан на представлении о том, что возможно прямое измерение полезности различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилях. Потребитель способен измерить полезность потребляемого им блага и дать количественную оценку его полезности. В процессе потребления по мере увеличения количества блага наступает насыщение, потребитель все меньше ценит каждую дополнительную единицу блага. Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью (MU). Каждый вид благ имеет не только предельную, но еще и общую полезность (TU) или (U). Общая полезность – это удовлетворение, получаемое индивидом от всех единиц блага, потребленных в течение данного периода времени. Предельная полезность (MU) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на единицу:

MU = Ui/ Qi где ΔUi – прирост общей полезности i-го блага в результате увеличения потребления его на одну единицу; ΔQi – увеличение потребления i–го блага на единицу. Общая полезность (U) есть сумма предельных полезностей, поэтому если известна предельная полезность каждой единицы i–го блага, то их общую полезность можно определить по формуле:

n

Ui å= MUij 1, (1.2) где MUij – предельная полезность j–й единицы i–го блага.

J=1

Геометрически значение предельной полезности может быть определено по кривой общей полезности. Она равна углу наклона линии, соединяющей два соседних значения количества блага на прямой. Математически предельная полезность блага А есть частная производная общей полезности блага А по объему потребления этого блага: MU=dUA/dQA

Если провести касательные к разным точкам кривой общей полезности, то углы наклона касательных будут уменьшаться по мере увеличения общей полезности и, следовательно, понижаться предельная полезность. Это закон убывающей предельной полезности, смысл которого выражается в двух положениях: 1. В одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает. 2. При повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с её полезностью при первоначальном потреблении. Закон убывающей предельной полезности назван первым законом Госсена. Отрицательный наклон кривой спроса отображает закон спроса: объем спроса на благо увеличивается при снижении цены и уменьшается при повышении цены блага. То есть, чем больше имеется в наличии материальных благ данного рода, тем меньше «при прочих равных условиях» полезность отдельной их единицы и ниже цена, или наоборот. Кривая спроса дает информацию о цене спроса и излишке потребителя. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества блага. Второй закон Госсена заключается в том, что потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои деньги (доход) на покупку различных благ таким образом, что полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо блага, одинакова независимо от блага. 1. Для всех реально покупаемых им благ А, В, С … имеет место равенство: 2. Для всех не покупаемых им товаров Z, Y … имеет место равенство:

Увеличение цены какого-либо блага (увеличение знаменателя) при неизменных ценах на все прочие блага, при том же доходе, ведет к падению соотношения предельной полезности от его потребления и цены, т.е. значение левой части дроби уменьшается. Для восстановления равенства потребитель при повышении цены сможет купить этого блага в меньшем количестве, поскольку при меньшем количестве блага предельная полезность выше. Недостатки количественного подхода: 1. Не существует единиц для объективного измерения полезности различных благ. 2. Предельная полезность денег непостоянна, она изменяется с изменением дохода, а значит, деньги не могут служить мерой полезности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.058 с.)