ТОП 10:

Wikipedia как медиа нового поколения: история, технология, правила функционирования, иерархия вики-сообщества. Социальные сети как гражданские медиа.



Никто не расскажет о «Википедии» лучше самой «Википедии». Поэтому, если что, смотрите здесь – http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%EA%E8%EF%E5%E4%E8%DF (можно отослать сюда и Сидорову).

«Википедия» – это не интернет-форум, не интернет-блог, не социальная сеть. «Википедия» – это свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия. Пользуется спросом как у школоты, так и у докторов наук. Название проекта было образовано от английских слов wiki (вики – технология, лежащая в основе функционирования сайта; слово заимствовано из гавайского языка, в котором оно имеет значение «быстро») и encyclopedia (энциклопедия).

«Википедия» была запущена 15 января 2001 года Джимми Уэйлсом и Ларри Сэнгером. Первый – это тот, чья рожица всегда требует денег с читателей (при этом у него «Феррари» в гараже стоит), а второй – смешной такой, в очках, ученый-философ, который сделал почти всю работу по созданию мегапроекта, а потом, обидевшись на диктатора Уэйлса, ушел. Первоначально в 2000 году они создали вдвоем энциклопедию «Нупедия», статьи в которую писались экспертами (жестко рецензировались) и свободно распространялись в интернете. Проект «Нупедия», в помощь которому была создана «Википедия», постепенно скис и сам оказался в роли прародительницы «Википедии». Почти сразу, в мае 2001 года начала работать и русская «Википедия». В 2002 году было объявлено о том, что «Википедия» не будет на своих страницах отображать рекламу.

Сегодня «Википедия» создается добровольцами со всего мира на 282 мировых языках. Она содержит более 20 миллионов статей. Интернет-сайт Википедии является пятым по посещаемости сайтом в мире — его посещают 400 миллионов человек в месяц. Владелец сайта — американская некоммерческая организация «Фонд Викимедиа» (созданная в 2003 году).

Главной особенностью интернет-энциклопедии «Википедия» является то, что создавать и редактировать ее статьи может любой интернет-пользователь (включая домохозяек и пенсионеров), причем в большинстве случаев даже без регистрации на сайте (к определенным статьям могут притрагиваться только администраторы). Ни одна статья в «Википедии» не проходит формального процесса экспертной оценки. Поэтому гарантом истинности «Вики» не выступает. Здесь часты акты «вандализма». Обиженный сооснователь Ларри Сэнгер вообще сказанул, что проект соединил «трудных людей, троллей и их вдохновителей в злокачественную опухоль». Тем не менее, информация на сайте очень часто проверяется или перепроверяется участниками и администраторами.

В «Википедии» должна отражаться информация, которая уже установлена и признана. Статья не должна быть площадкой для самопиара, размещения собственных или чужих идей, теорий, личных мнений, оценок, критики и т. п. «Википедия» не становится на чью-либо сторону, она нейтральна. Страница «Обсуждение», прилагающаяся к каждой статье «Википедии», используется для координации работы над текстом этой статьи между разными участниками проекта. Постоянные участники частенько используют «Список наблюдения», чтобы легко отслеживать все недавние изменения в этих статьях. Компьютерные программы-боты в Википедии широко используются для быстродейственного удаления вандализма и для исправления общих ошибок.

Все читатели «Вики» делятся на две группы:

- простые читатели «Вики» (не сделавшие в ней ни одной правки);

- участники «Википедии» (сделавшие в ней хотя бы одну правку).

Себя мы уже смело можем относить к элите, участникам «Википедии». Участники «Википедии» образуют сообщество участников со своей иерархической структурой. Участники с хорошей репутацией могут баллотироваться в администраторы. Что даст им право удалять страницы, блокировать статьи и участников. И больше почти ничего они не смогут – их роль, таким образом, ограничивается ролью добровольных уборщиц. Сейчас в русской «Википедии» 769 197 зарегистрированных пользователей и 96 администраторов.

Есть еще разные статусы, которые присваиваются участнику «Википедии» по его заявке на их получение. Например: «переименовывающие файлы» (могут изменять названия страниц файлов, что доступно обычно только администраторам), «подводящие итоги» (могут подводить итоги обсуждений на подстраницах «к удалению»). И совсем уж смешные должности – «бюрократы» (могут присваивать и снимать статус администратора и бота), «ревизоры» (могут скрывать отдельные версии страниц из истории правок), «арбитры» (разрешают всякие конфликты) и «клерки» (помогают Арбитражному комитету, арбитрам).

Про часть вопроса «Социальные сети как гражданские медиа» вообще все понятно, даже говорить не стоит. По интернету социальные сети начали шагать в 1995 году: появился американский портал Classmates.com («Одноклассники» – его русский аналог). В следующие несколько лет появился еще с десяток похожих сервисов. Официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы, когда были запущены MySpace и Facebook. «В контакте» и «Твиттер» заработали в 2006 году.

Социальные сети сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. И именно самовыражение позволяет рассматривать сети как гражданские медиа.

Качкаева дает забавное определение: «Социальные сети – это сети, где одни пользователи следят за тем, как другие взаимодействуют с третьими». Другое определение: социальная сеть – это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. В этом плане сети мало отличимы от блогов, образца гражданской журналистики. Пользователи в соцсетях легко могут выкладывать авторский контент, вступать во взаимодействие между собой и быстро распространять нужную информацию. Тут разные примеры «фейсбучных» революций, организации митинговых групп и встреч и т.д.

В последнее время социальные сети используются часто как площадка для высказываний на самом высоком уровне. В Facebook’е губернаторы отписываются о своей отставке, Медведев отвечает робким «Нет» оппозиционерам, а Паша Дуров в «Твиттере» показывает ФСБшникам собачий язык.

 

26. Народная журналистика: определение, принципы и жанры. История народных медиа. Южнокорейское сетевое издание OhmyNews как эталон народной журналистики. Преимущества и недостатки «народной журналистики».

Народная журналистика обычно считается синоним термина «гражданская журналистика». Гражданская журналистика – это вид увлечения, которому посвящают себя люди разных профессий, получивший широкое распространение с развитием интернета и новых цифровых технологий. Но Загидуллина не раз говорила раньше, что произношение «народная журналистика» ей нравится больше «гражданской», поэтому, видимо, и Сидорова так написала.

Если смотреть по форме (собранная и распространенная аудиторией информация), то народная и гражданская журналистика полностью синонимичны, если же сравнивать по свойствам, то гражданская журналистика вроде как отличается независимым мышлением, гражданским сознанием, что не обязательно присуще народной журналистике. Поэтому оно, может, и правильно говорить именно о народных медиа, охват получается шире. Целью участия аудитории в журналистской деятельности является предоставление независимой, надежной, точной, полной и актуальной информации в соответствии с требованиями демократического общества.

У народной (гражданской) журналистики существует несколько отличий от обычной журналистики. Первое отличие – в том, что гражданская журналистика не является профессиональной деятельностью. Ее можно определить как активное участие аудитории в процессе сбора, анализа и распространения новостей и информации. Второе – это то, что представители «народной журналистики» не получают никаких доходов от своего хобби. Третье отличие заключается в том, что такая журналистика создается аудиторией, и в этом представляет особую форму СМИ.

Если касаться жанров, то можно сказать, что они все сохранились. Правда, в современном мультимедийном измерении традиционная жанровая классификация несколько размывается – и в этом изменение. Появились специфические новые жанры, которые используются и творческим народом. По Качкаевой можно такие выделить, например:

- мультимедийная заметка (она обязательно должна состоять из разных элементов информации: текста, фото, видео, аудио и т.п. По всем остальным вопросам обращайтесь к главному специалисту по этому жанру, Лене Волгиной);

- видеоколонка, видеоочерк, видеокомментарий;

- аудиослайд-шоу (подборка фотографий под начитанный автором текст заметки);

- интерактивная видеоколонка, интерактивный видеосюжет (записанная видеореплика);

- интерактивный видеомост (традиционный телевизионный формат + новые интерактивные возможности);

- мультискрипт (новый формат подачи информации, который упрощает навигацию по видеоматериалам большого объема).

История народной журналистики в России в широком смысле начинается в первых десятилетиях 20 века, в расцвет партийной журналистики. Яркий образец народной журналистики – газета «Правда». Среди авторов этой газеты часто встречались представители «рабочей интеллигенции». В следующие годы «Литературная газета», «Комсомольская правда», «Труд», «Строительная газета» вели на своих страницах множество рубрик, под которыми публиковались материалы читателей.

С 1991 года по наши дни владельцам СМИ удалось отучить аудиторию от активного участия в жизни общества через СМИ. Результатом стало образование народных медиа в современном смысле этого слова. Вытесненная из СМИ аудитория (как субъект коммуникации) переместилась в интернет. Благо, технологический прогресс и рост доступности интернет-коммуникаций этому способствовал. Конец 20 века, начало 21 (2000-е годы) – расцвет народных медиа по всему миру.

22 февраля 2000 года появился «эталон» народной журналистики – южнокорейская сетевая новостная газета OhmyNews (오마이뉴스). Название сайта — производная от «Oh my God!» – «О, мои новости!». Лозунг: «Каждый гражданин — репортер». «Мы захотели сказать «прощай» журналистике ХХ века, из-за которой люди смотрели на мир глазами господствующих тенденций, консервативных средств массовой информации» – это главный редактор говорит, О Йон Хо.

У издания одинаково огромна как популярность в народе, так и количество народных журналистов. Самое интересное в этом проекте то, что любой зарегистрировавшийся на сайте может стать оплачиваемым репортером. Размер гонорара зависит от оценки редактора по трем категориям: «основная», «премиальная» или «специальная» – соответственно, от нуля до долларов 50. Единственное требование, предъявляемое редакцией гражданам-репортерам – называть свое реальное имя. В остальном им дается практически полная свобода.

В итоге 80% содержания создает публика, только оставшиеся 20% – штат редакции. OhmyNews местами бывает антиобщественным, антиправительственным и антиамериканским, истории зачастую излишне субъективны и эмоциональны, но это, похоже, идет сайту только на пользу.

В 2007 году OhmyNews открыл «гражданскую школу журналистики», чтобы способствовать совместному образованию в журналистике, цифровых технологиях и фотожурналистике.

Преимущества «народной журналистики»:

- поляризация журналистских материалов;

- возможность оперативно получать информацию;

- использование такой журналистики как источника интересных независимых идей, мнений, комментариев,

- бурное обсуждение в Сети острых социальных проблем или чрезвычайных происшествий вынуждают средства массовой информации прислушиваться к ним, передавать эту информацию по своим каналам.

К недостаткам «народной журналистики» какой-то исследователь интернет-сервисов социальных сетей Л.А. Браславец, еще более сомнительный, чем Олешко, относит следующие:

- низкое качество многих любительских материалов,

- отсутствие ответственности пользователя-автора за дезинформацию (которая может вызвать даже панические настроения);

- большой объем информационного шума, спама;

- нередкий выход дискуссии из надлежащего русла;

- использование в комментариях ненормативной лексики;

- часто отсутствие достоверности, объективного отражения действительности.

и другое.

 

27. Народная журналистика в www и Рунете (обзор). Классификации народных медиа. Отечественные СМИ с народным контентом (Часкор, СЛОН, Роем.ру, Индимедиа и др.)

Я думаю, классифицировать народные медиа можно так же, как и социальные медиа. Это будет семь разновидностей: интернет-сообщества, блоги, социальные сети, сообщества по производству совместного контента (сюда входят и информационные сайты), совместные проекты, геосоциальные сервисы и виртуальные игры.

Значительную роль в народной интернет-журналистике играют блоги. Те или иные потенциально интересные события в мире моментально находят отклики в миллионах пользовательских интернет-журналов по всему миру, давая стороннему наблюдателю возможность с той или иной степенью объективности понять, что же на самом деле происходит. Про блоги – см. следующий вопрос.

Вот мировые «народные ресурсы», которые я нашел.

1. http://www.demotix.com/. Запущен в 2009 году в Лондоне. Demotix – это открытая новостная лента, созданная для всех: от профессиональных фрилансовых журналистов до любителей. Сюда можно загрузить свой текст, фото или видео, и этот контент будет представлен более чем в 200 СМИ по всему миру.

2. http://www.allvoices.com/. «Allvoices – глобальная социальная сеть, которая занимается распространением новостей, видео, фотоснимков или мнений по поводу новостных событий или определенных лиц. Это первое по настоящему народное средство массовой информации».

3. http://ireport.cnn.com/. Площадка CNN iReport позволяет делиться историями и обсуждать их с пользователями. Продюсеры CNN мониторят содержание этой странички, и если удается найти что-либо уникальное, то это попадает прямо на CNN.

4. http://www.groundreport.com/. Запущенный в 2006 году, Ground Report стал площадкой для народных журналистов со всего мира для освещения мировых событий, и пользователи могут предоставлять для одобрения издателями перед публикацией свои статьи, фото или видео новостных событий.

5. http://digitaljournal.com/. Digital Journal начинался как новостной портал по цифровым технологиям в 1998 году, а в 2006 году он начал платить своим авторам за новости со всего мира. Каждый журналист может побороться за свою долю, просто размещая новости. Чем больше ты их разместишь, тем больше заработаешь. Этот создаваемый пользователями новостной сайт имеет своих журналистов более чем в 170 странах мира.

6. http://spot.us/. Это некоммерческий проект, который позволяет публике заказывать журналистам написание статей по вопросам, которые, по их ощущениям, игнорируются. Таким образом, сайт становится сродни граждански ориентированной журналистике для местных сообществ.

7. http://digg.com/. Новостной социальный сайт, контент которого создаётся и оценивается пользователями.

Ну и т.д., много таких сайтов.

Из русскоязычных интересен проект «Викиновости». Вообще, это международное информационное агентство и открытое новостное интернет-издание, ведущееся группой добровольцев. Как и «Википедия», «Викиновости» придерживается политики «нейтральной» точки зрения. Поэтому писать туда новости – почти то же самое, что оформлять статью в «Википедию».

Недавно (12.10.2011) зарегистрировалось электронное периодическое издание «Ридус», которое позиционирует себя как агентство «народной журналистики». Оно состоит из двух отделов. «Редакция» (традиционное СМИ, с редакцией и корреспондентами) и «Бездна новостей» – раздел, где публикуются все новости, написанные и загруженные на сайт пользователями Интернета. В субботу «Ридус» организовал онлайн-трансляцию митингов практически во всех городах страны.

«Частный корреспондент» – работает с 2008 года. В материалах издания используются подборки и перепечатки из блогов, отрывки книг, перепечатки из специализированных изданий, однако большая часть статей — публикации авторов, приславших свои тексты в «ЧасКор». С 2010 года издание не выплачивает гонорары авторам. При перепечатках статей и блогов указывается первоисточник. Главным редактором «ЧасКора» до октября 2011 года был Иван Засурский. С октября 2011 года главным редактором издания стала Юлия Эйдель.

СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения. Шучу. Это сайт slon.ru, который имеет свою редакцию, но кроме того активно привлекает к работе многочисленных авторов со стороны. Ресурс публикует факты, которые интересны деловой аудитории, и мнения авторов, чья позиция им близка. Стремятся предложить читателям то, что нельзя найти на других сайтах.

Roem.ru – новостной социальный сайт, специализирующийся на событиях в Рунете и российском интернет-бизнесе. По концепции похож на digg.com – пользователи могут добавлять новости, ссылки и их обсуждать. Самими создателями сайта roem.ru позиционируется как сайт customer-to-business («от людей к компаниям»), то есть место, где можно написать открытое письмо компании, задать неудобные вопросы, рассказать, что происходит в своей компании. Главная страничка разделена на три колонки: «Редакционное», «Пользовательское» и «Авторское».

Indymedia (от independent) – информационная сеть антиглобалистов, организованная в 1999 года после акций в Сиэтле. Впервые предложила столь широкую возможность открытой публикации – центральную колонку ведет редакция, новости в правой колонке вывешиваются посетителями, соединен ссылками со всеми остальными листами IndyMedia. Главной идеей Индимедии является превращение простого потребителя информации в ее производителя. Каждая кухарка может создавать новости.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.018 с.)