ТОП 10:

Конвергенция как многозначное понятие; история термина; медаконвергенция и ее уровни. Факторы развития медиаконвергенции



 

Конвергенция (от лат. convergo — «сближаю») — процесс сближения, схождения (в разном смысле), компромисса, стабилизации. Противоположно дивергенции – процессу расхождения, разногласия, дестабилизации. Понятие конвергенции применимо к науке вообще и ко множеству различных наук в частности: биологии, геологии, лингвистике, математике, политологии и т.д. Таким образом, термин «конвергенция» многозначен. Объединяющим для различных его значений является сближение, стремление объединиться неких смежных по определенным признакам объектов. К примеру, в биологии конвергенцией называют процесс, когда два различных вида животных, развиваясь в сходных условиях, становятся похожими друг на друга.

Центральное место проблем конвергенции в современных дискуссиях о грядущих трансформациях информационно-коммуникационной сферы объясняется ее многозначностью и многоплановым трактованием. Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии. Ближайшим к конвергенции СМИ понятием является слияние. В разных случаях речь идет о разных процессах, но при этом их суть самым точным образом передается именно этим словом.

В практике современных СМИ конвергенция представлена процессом создания объединенных (конвергированных) медиа и универсализацией журналистской профессии. Конвергентное СМИ может начать существование как в результате развития обыкновенного СМИ (газеты, телеканала), так и в результате объединения двух или нескольких разнопрофильных СМИ.

Слои (уровни) конвергенции. Термин «конвергенция» происходит от лат. convergo — «сближаю». Процессуально сближение (взаимопроникновение, взаимодействие, согласование и т.п.) происходит сразу в нескольких плоскостях (слоях), отличающихся масштабом протекания процесса в медиа-отрасли. На нижнем базовом уровне лежит конвергенция технических устройств (гаджетов), используемых журналистами для сбора и обработки материала. Далее следует слой конвергенции профессионализма, поскольку новые дигитальные устройства не только требуют дополнительных компетенций, но и задают конвергентные форматы предоставления контента. Конвергентный контент создает предпосылки для взаимодействия и взаимопроникновения уже на уровне компонентов системы СМИ (слой конвергенции элементов системы СМИ), что в свою очередь обусловливает конвергенцию медиа в целом (слой конвергенции медиа). Того четыре уровня.

Говоря о фактах развития медиаконвергенции, можно выделить следующие: технологический, экономический и политический. Существование технологического фактора означает, что медиаконвергенция стала возможной благодаря техническому прогрессу. Развитие информационных коммуникаций (преимущественно Интернета и связанных с ним систем), возможность мгновенной передачи сообщений, возможность без труда объединять видео- и текстовую составляющую в эфире и в публикациях, появление удобных и доступных мобильных гаджетов составляют техническую основу конвергенции СМИ.

Экономически развитие конвергенции обусловлено четырьмя основными факторами:

· региональная интеграция национальных экономик (например, Европейский Союз);

· возникновение мира, свободного от идеологий, что заставляет государства действовать более прагматично;

· развитие технологий;

· развитие глобальной экономики, которая стимулируется глобальной конкуренцией

Существует и политический фактор развития конвергенции СМИ. Он выражается в том, что ведущие страны мира (по совместительству – флагманы демократии) принимают законы по защите и поддержке конвергенции. Закон о телекоммуникациях (США, 1996) и Зеленая книга о конвергенции, одобренная ЕС в декабре 1997 года, – самые известные политические документы, призванные стимулировать прогресс конвергенции на политическом уровне. Оба документа исходят из того, что старые принципы регулирования электронных СМИ вынуждены считаться с проблемой ограниченности частот (в смысле «способов/вариантов донесения информации до аудитории»). Конвергенция снимает эту проблему, потому новая информационно-коммуникационная среда не будет более нуждаться в распределении частот.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.003 с.)