Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика магистерской диссертации

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………......…..4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ…….……………5

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ……..……6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ……………….…….….....10

4. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ…………….............13

5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ…………….….......15

6. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МАГИСТЕРСКОЙ

ДИССЕРТАЦИИ………………………………………………………………….…….....19

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………….……...21

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………..……….23


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и основной образовательной программой высшего образования - программой магистратуры подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) осуществляется в течение всего срока обучения в магистратуре. Как оценочная квалиметрическая процедура защита магистерской диссертации направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Специфика ФГОС ВО направлений подготовки магистратуры состоит в использовании компетентностной модели, которая предусматривает изменение представлений о результатах обучения. Вместо традиционного их описания в формулировках знаний, умений и навыков используются интегративные характеристики профессиональной и социальной подготовки выпускников (компетенции). При этом каждая компетенция определяется как динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент должен приобрести после завершения части или всей образовательной программы.

Новые требования к результатам освоения образовательных программ (результатам обучения) обусловливают необходимость совершенствования контроля качества подготовки выпускников во время государственной итоговой аттестации в форме защиты магистерской диссертации на присуждение квалификации магистра. Методические рекомендации по подготовке и защите магистерских диссертаций направлены на разработку общих положений, реализация которых способствует использованию преимуществ компетентностного подхода для повышения качества подготовки выпускников магистратуры.

Критерии оценки качества подготовки и защиты выпускной квалификационной работы выпускников магистратуры, обучавшихся по ФГОС ВО, должны учитывать особенности компетентностной модели подготовки выпускников магистратуры. Следует учитывать, что компетенции можно соотнести с новыми, возникающими в процессе обучения свойствами образовательной системы, которые являются следствием её структуры. Структура образовательной системы определяется связями и отношениями между её элементами. В компетенциях выпускника магистратуры должны проявляться такие качества, которые могут быть не свойственны ни одному из входящих в систему (образовательную программу) элементов. В этом смысле защита магистерской диссертации является наиболее действенным инструментом оценки качества подготовки выпускника магистратуры, как на основе традиционной, так и компетентностной моделей.

Требования ФГОС ВО к уровню профессиональной подготовки выпускника магистратуры задаются совокупностью соответствующих компетенций, которыми он должен обладать для решения комплекса профессиональных задач и которые формулируются в терминах универсальных профессиональных компетенций, обеспечивающих востребованность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Методические рекомендации по подготовке и защите магистерских диссертаций предназначены для студентов, обучающихся в магистратуре направления подготовки 44.04.01 (050100.68) Педагогическое образование, председателей и членов государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), руководителей магистерских программ, деканов факультетов, заведующих кафедрами, научных руководителей магистрантов.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ

Структура магистерской диссертации отражает общую методологию научного исследования и включает в себя:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основную часть (разделы, подразделы, параграфы);

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения (если необходимо).

Содержание магистерской диссертации должно соответствовать современному уровню развития педагогической науки (теории и методики обучения и воспитания), при этом оно может не обладать явно выраженными признаками научной новизны, необходимыми для диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Новизна магистерской диссертации может состоять в установлении подходов к исследованию темы, выборе методов решения проблемы, в определении источников используемой информации и др.

Титульный лист является первой страницей работы, номер на этой странице не ставится. На нём указывается полное наименование образовательной организации, где выполнялась диссертационная работа, фамилия, имя и отчество автора диссертации, название (тема) диссертационной работы, шифр направления подготовки, профиль и квалификация (степень), для присуждения которой выполнена диссертационная работа. На титульном листе также указываются фамилия, имя и отчество научного руководителя, его ученое звание и ученая степень; отметка заведующего выпускающей кафедрой о допуске диссертации к защите на заседании ГЭК; оценка, полученная в результате защиты работы; фамилия и инициалы председателя государственной экзаменационной комиссии по защите магистерских диссертаций, его учёная степень и учёное звание (образец оформления титульного листа в Приложении 1).

В содержании приводятся заголовки всех разделов работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны быть тождественны заголовкам в тексте работы. Заголовки начинаются с прописной буквы и пишутся без точки в конце. В содержании указываются номера страниц не только глав и параграфов, но и подпараграфов, если они пронумерованы, а также номера страниц, на которых расположены другие части работы: введение, заключение, список использованной литературы, приложения. В настоящее время в научных текстах применяют числовую нумерацию разделов. Чаще используют два или три уровня деления (рубрикации) текста. Если такая нумерация используется в тексте, то она должна быть представлена и в оглавлении работы (пример оформления содержания помещён в Приложении 2).

Во введении отражается методологический аппарат магистерской диссертации в следующей последовательности: актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотеза, положения, выносимые на защиту, новизна, практическая и теоретическая значимость работы.

Обоснование актуальности темы должно быть достаточно лаконичным. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий в рамках данного направления. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в определенной области знания. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких целей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т.д.

Формулировка цели должна быть конкретна и непосредственно связана с темой работы. Целью магистерской диссертации не может являться процесс, изучение чего-либо и т.п. Задачи работы определяют конкретные положения, необходимые для достижения поставленной цели и отражают структуру содержания магистерской диссертации.

При формулировке объекта и предмета исследования следует учитывать, что объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него должно быть направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования имеет непосредственную связь с темой выпускной квалификационной работы. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Объект порождает проблемную ситуацию, для разрешения которой проводится исследование. Предмет научного исследования можно понимать, как логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

В магистерской диссертации в обязательном порядке необходимо сформулировать рабочую гипотезу, теоретическое обоснование и проверка которой должна найти свое отражение в содержании магистерской диссертации. Постановка проблемы в неявном виде предполагает формулирование гипотезы как возможного варианта ее решения. Чем конкретнее сформулирована гипотеза, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут её результаты. В качестве гипотезы могут быть выдвинуты предположения о существовании какого-либо феномена, о взаимосвязи нескольких свойств и условиях возникновения или функционирования изучаемого объекта и др.

Магистерская диссертация должна обладать признаками новизны, которая может выражаться не в терминах научной новизны, что характерно для диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Новизну магистерской диссертации могут составлять авторские подходы к решению поставленных задач, выбор методов решения проблемы, выявленные взаимосвязи элементов объекта, уточненные характеристики явлений, классификации, модели, неописанные ранее детали изучаемых явлений, модификация известных методик и их апробация на новом контингенте учащихся, интерпретация наблюдаемых явлений, фактов, событий и многое другое.

Основная часть магистерской диссертации должна содержать не менее двух глав, каждая из которых имеет название и состоит их нескольких параграфов. Каждый параграф имеет свое название, не повторяющееся в дальнейшем тексте магистерской диссертации.

Первая глава магистерской диссертации, как правило, посвящена анализу опубликованных в открытой научной печати материалов, относящихся к теме работы, реферированию точек зрения различных авторов. Данная часть работы свидетельствует об уровне сформированности профессиональных компетенций соискателя в области теоретической подготовки. Логика аналитического обзора опубликованных материалов должна соотноситься с наиболее значимыми компонентами профессиональных компетенций, закрепленных в матрице распределения дисциплин и компетенций, являющейся неотъемлемой частью образовательной программы направления подготовки 44.04.01(050100.68) Педагогическое образование. В завершении первой главы работы рекомендуется сформулировать соответствующие выводы, которые должны иметь конкретный характер, соотносится с наиболее значимыми результатами теоретического анализа проблемы и раскрывать профессиональную компетентность выпускника магистратуры, как интегрального качества, возникающего в результате использования компетентностной модели подготовки.

Вторая глава магистерской диссертации, как правило, должна содержать совокупность материалов, отражающих собственный вклад автора в исследование соответствующей проблемы. Во второй части диссертации приводится последовательное описание комплекса выполненных работ, который отражает логику решения, решение сформулированных задач, направленных на доказательство выдвинутых гипотез. Необходимым является описание всех промежуточных и окончательных результатов, анализ и научная интерпретация полученных данных в рамках соответствующих теоретических моделей. При анализе количественных данных рекомендуется применять адекватные методы математической и/или статистической обработки, которые должны быть обоснованы в работе. Содержание раздела должно отражать уровень сформированности основных профессиональных компетенций выпускника магистратуры, которые относятся к тем видам деятельности, которые определяются ФГОС ВО направления подготовки 44.04.01(050100.68) Педагогическое образование с учетом профильной направленности образовательной программы. Выводы по второй главе магистерской диссертации должны отражать основные результаты деятельности, направленные на решение поставленных в работе задач, и допускать оценку профессиональной компетентности выпускника магистратуры.

Заключение является самостоятельной частью магистерской диссертации, которая содержит краткую характеристику основных результатов и выводов по теме исследования и представляет собой интегрированное сочетание обоснования решения поставленных задач, новизны, практической и теоретической значимости работы. В заключении не могут быть использованы суждения, которые выходят за рамки задач магистерской диссертации. Кроме того, заключение по работе может содержать соответствующие предложения и рекомендации. В целом, представленные в заключении выводы и результаты должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы, что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования. Содержание заключения по диссертационной работе должно допускать оценку уровня сформированности профессиональных компетенций, закрепленных для оценивания на защите магистерской диссертации с учётом профильной направленности программы магистерской подготовки.

Список использованной литературы оформляется в соответствии с правилами оформления библиографического описания на основании ГОСТа, действующего на момент оформления диссертации выпускника магистратуры. Список должен содержать полные сведения об источниках, использованных в магистерской диссертации. На каждый источник списка в тексте выпускной квалификационной работы должна быть соответствующая ссылка. Помещение в список источников, на которые в тексте работы нет ссылки, не допускается. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке и включает монографии,учебники, учебные пособия, авторефераты диссертаций, научные статьи. Список использованных источников должен содержать порядка 100 наименований. Ссылка на материалы, опубликованные в электронном виде, должна содержать все необходимые выходные данные для электронной публикации. Список использованных источников характеризует степень изученности проблемы и является элементом оценки уровня сформированности соответствующих компонент профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО направления подготовки Педагогическое образование.

Полная формулировка профессиональных компетенций (ПК-1, ПК-2 …), сформированность которых будет определяться на защите магистерской диссертации, составляет массив ПК диссертации, который непосредственно связан с темой и задачной структурой работы и может несущественно отличаться для различных диссертационных исследований и дополняться специальными компетенциями в соответствии с профилем.

Массив ПК магистерской диссертации направления подготовки 44.04.01(050100.68) Педагогическое образование:

· способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

· готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

· готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

· готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

· готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

· готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

· способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

· готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).

Массив ПК является основой для определения уровня сформированности профессиональных компетенций на этапе защиты магистерской диссертации.

Приложения. Для дополнения основной части магистерскойдиссертации в её содержание могут быть включены приложения, которые носят вспомогательныйхарактер. Объём диссертации определяется количеством страниц без учёта приложений.Приложения необходимы для того, чтобы освободитьосновную часть от большого количества вспомогательного материала. В приложения чаще всего включается первичный экспериментальный материал в виде схем, таблиц и т.п.

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

Темы магистерских диссертаций разрабатываются выпускающей кафедрой, утверждаются советом факультета и оформляются приказом по учебному заведению в сроки, установленные специальным локальным актом вуза. Студент может самостоятельно в установленные сроки предложить тему магистерской диссертации с необходимым обоснованием целесообразности её разработки. Тема магистерской диссертации может быть изменена или уточнена по просьбе научного руководителя, при согласовании с руководителем магистерской программы, с последующим её утверждением на заседании выпускающей кафедры. В этом случае по представлению руководителя магистерской программы издается дополнение к приказу о закреплении тем магистерских диссертаций.

После утверждения темы магистерской диссертации вся дальнейшая работа по её выполнению контролируется научным руководителем, в соответствии с индивидуальным планом магистранта. В нём определяется время на выполнение отдельных этапов и видов работы. Каждая магистерская диссертация проходит этап предварительной защиты, которая проводится не позднее, чем за месяц до даты официальной защиты магистерской диссертации на заседании ГЭК.

Первым практическим шагом при выполнении магистерской диссертации является подбор и изучение литературы по теме, включая современные периодические отечественные и зарубежные источники. Стандартными методами поиска источников информации являются:

- использование фондов библиотеки учебного заведения и научных библиотек региона;

- использование ресурсов электронных библиотечных систем и сети INTERNET;

- консультации с научным руководителем и ведущими учеными кафедр учебного заведения.

В процессе разработки темы магистерской диссертации рекомендуется делать выписки с указанием библиографических данных на работы, которые предполагается включить в список использованной литературы. Каждый источник, включенный в список литературы, должен иметь ссылку в тексте работы, порядковый номер которого указывается в квадратных скобках, например [2], [10] и т. д. Если же в тексте даётся цитата из какого-либо источника, то ссылка оформляется с указанием страницы, откуда она взята. Например, [2, c. 46] – это значит, что цитата (текст) взята с 46-ой страницы источника, который в списке литературы находится под номером 2. Полный список использованной литературы помещается в конце работы. Нумерация источников осуществляется последовательно по алфавиту. Повторная ссылка на тот же источник обозначается той же цифрой. При работе с первоисточниками следует иметь в виду, что при оформлении списка литературы потребуются:

- фамилия и инициалы автора (или авторов);

- полное и точное название источника;

- место издания (название города; для Москвы и Санкт-Петербурга соответственно М. и СПб., в остальных случаях название города не сокращается);

- название издательства (например: «Наука», «Высшая школа» и т.п.);

- год издания;

- количество страниц в издании.

При использовании статей из журналов указываются:

- фамилия и инициалы автора (или авторов);

- полное название статьи;

- название журнала без сокращений;

- год опубликования;

- том и номер журнала;

- номера страниц, на которых помещена статья.

Список использованной литературы рассматривается как составная часть магистерской диссертации и отражает степень теоретической изученности темы работы. Общий список литературы должен содержать учебники, учебные пособия и статьи в периодических изданиях.

Работу над первоисточниками рекомендуется проводить в следующем порядке:

- общее ознакомление с работой в целом;

- изучение введения или предисловия;

- выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенному иллюстративному материалу с целью выявления материала, представляющего интерес;

- выписка представляющих интерес материалов, включая необходимые иллюстрации;

- критическая оценка записанного, его редактирование и запись как фрагмента будущей диссертационной работы.

Из таких фрагментов формируется содержание работы, представляющее собой связное и сжатое описание обработанного материала. При работе с литературой необходимо концентрировать внимание на основных элементах знаний. Для этого целесообразно пользоваться обобщенными планами по изучению каждого элемента, выделяя то главное, что необходимо знать.

В результате изучения подобранной литературы и выделенного материала, который предполагается включить в содержание работы, целесообразно составить развернутый план диссертации, который согласовывается с научным руководителем. Особое значение следует уделить выбору методов исследования и соответствующего инструментария. К ним могут относиться: наблюдение, анкетирование, опрос, метод экспертных оценок, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент и др.

При проведении экспериментальной работы следует различать следующие её этапы:

1. Констатирующий эксперимент – эксперимент, который позволяет установить имеющееся состояние исследуемого явления или объекта.

2. Формирующий эксперимент – эксперимент, в ходе которого реализуется задуманное изменение исследуемого явления, например, новое планирование изучаемой темы, новое содержание и т.д.

3. Контрольный эксперимент – эксперимент, который дает возможность установить характер произошедших изменений после формирующего этапа педагогического эксперимента.

Основные результаты педагогического эксперимента должны иметь соответствующую математическую и/или статистическую обработку и интерпретацию в рамках соответствующих теоретических моделей. При описании педагогического эксперимента должны быть четко отражены все основные его этапы, цели, задачи, организационные формы и необходимые средства проведения, описание методики реализации, обработка полученных результатов, формулировка основных выводов и предложений, оценка результатов на достоверность и воспроизводимость.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

При оформлении магистерской диссертации необходимо придерживаться следующих основных требований. Не следует включать в текст работы определения общеизвестных понятий, подробно излагать сведения, заимствованные из общедоступных учебников и справочников, если эти данные не представляют собой конкретных рекомендаций по теме диссертации. Если в работе применяются типовые решения, то необходимо их давать в кратком виде, указав источник, откуда они взяты. Текст работы должен быть по возможности кратким, исключающим субъективноетолкование. В тексте работы необходимо использовать общепринятую научную терминологию и условные обозначения. Содержание работы оформляется от третьего лица в изъявительном наклонении.

Материалы магистерской диссертации оформляются в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman 14, межстрочный интервал – 1,5 с использованием необходимых сервисов Microsoft Office. Ширина левого поля – 25 мм, правого поля – 10 мм, верхнего и нижнего полей – 20 мм. Выравнивание по ширине с автоматическим переносом слов. Абзац – 10 мм. Текст работы оформляется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210´297 мм). Объем диссертации не должен превышать 100 страниц. Оформление работы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 (отчет о научно-исследовательской работе), ГОСТ 7.1-2003 (библиографическая запись).

Титульный лист магистерской диссертации оформляется в соответствии с примером, приведенным в приложении 1. За титульным листом помещается лист, на котором приводится содержание работы, в соответствии с примером в приложении 2. Содержание работы рекомендуется формировать в автоматическом режиме с использованием стандартных сервисов Microsoft Word. Все страницы нумеруются арабскими цифрами без пропусков и повторений.

Некоторые пунктуационные правила, которые необходимо соблюдать при оформлении выпускной квалификационной работы:

  1. Точка после заголовка не ставится.
  2. Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка.
  3. Точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит скобка.
  4. Цитаты заключаются в кавычки.

Основные исключения:

- т. е. используется во всех случаях;

- и т. п., и т. д., и др., и мн. др., и пр. – только в конце фразы;

- см. (смотри), ср. (сравни), табл. (таблица), рис. (рисунок), стр. (страница), вып. (выпуск), журн. (журнал), изд. (издание), л. (лист), п. (пункт), разд. (раздел), черт. (чертеж), сб. (сборник), ст. (статья). – при ссылках и сносках в сплошном тексте.

Если в работе принята особая система сокращений слов или наименования, то в конце работы (в приложении) необходимо привести перечень таких сокращений. Нельзя сокращать следующие слова и словосочетания: графа, уравнение, формула, например, более или менее, главным образом, должно быть, около, таким образом, так называемым. Знаки №, %, о , sin, cos и другие нельзя в тексте изображать без цифровых и/или буквенных обозначений. В тексте следует писать ноль, номер, процент или sin(600) и т. п. Отвлеченные числа до 9 пишутся в тексте словами, свыше 9 – цифрами. Например, три кривые, но 20 делений и т. п. Числовые значения в тексте пишутся только от 0,1 до 1000. Для больших или меньших значений пользуются кратными единицами.

Заголовки. Наименование глав, параграфов записывается в виде заголовков прописными буквами в центре страницы. Каждый раздел текста должен иметь порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой с точкой. Порядковый номер не ставится у введения, заключения и списка литературы. В начале каждого раздела рекомендуется указать цели и задачи данной части работы, в конце – краткие выводы по данной части работы. Разделы, подразделы, пункты и подпункты начинаются с арабских цифр, разделенных точками. Нумерация пунктов раздела должна состоять из номера раздела и пункта, например, 1.1; 2.3 и т. д. Если в пункте текста имеются подразделы, то их нумеруют в пределах каждого пункта, номер будет иметь три цифры, например, 3.1.1; 2.2.3 и т. д. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. В заголовках нельзя подчеркивать и переносить слова. Заголовок раздела записывают прописными буквами, заголовок подраздела – строчными (кроме первой буквы). Писать заголовок другим цветом не допускается, заголовки выделяются «полужирным» шрифтом.

Нумерация страниц. Нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту работы, начиная с титульного листа, но цифры страниц печатаются только со второго листа (в центре нижней части листа, без точки). Каждая новая глава начинается с новой страницы.

Аббревиатуры. В магистерской диссертации следует использовать сокращение русских слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12-93. Из сокращенных названий учреждений и предприятий следует употреблять только общеизвестные. Малоизвестные сокращения необходимо расшифровывать при первом упоминании. В тексте работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут использоваться и вводимые их авторами аббревиатуры, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. В данном случае первое обозначение таких аббревиатур дается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Ссылки. На все работы, включенные в список литературы, должны быть сделаны ссылки в тексте. Ссылаться следует, указывая конкретные публикации авторов. Если публикации автора, идеи которого приводятся в диссертации, найти не получилось, то, ссылаясь на него и называя его имя, необходимо указать того автора (и его публикацию), благодаря которому стала доступна нужная информация. Если приводится цитата, взятая не из первоисточника, а из работы другого автора, то в конце цитаты в скобках указывается источник, из которого она приводится. В тексте работы не допускается использование фамилий без инициалов. Фамилии, имена собственные, названия учреждений в тексте магистерской диссертации приводят на языке оригинала. Ссылки в тексте работы рекомендуется оформлять с использованием стандартных сервисов Microsoft Word.

Цитирование. Цитаты являются особой формой фактического материала и используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника для объективной оценки и сопоставления различных точек зрения. Опираясь на их содержание, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса. Цитаты воспроизводятся в тексте работы с соблюдением правил цитирования (соразмерная кратность цитаты, точность цитирования, соответствие цитаты контексту изложения материала): цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Цитаты должны быть выверены по первоисточнику: следует указать страницу (страницы) издания, из которого взята цитата.

Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь начинается с большой буквы и заключается в кавычки. Если слова автора стоят после прямой речи, то прямая речь заключается в кавычки, после неё ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются с маленькой буквы. Если цитата является частью предложения, то она выделяется кавычками, но двоеточие или тире не ставятся. Автор цитаты указывается в скобках после цитаты.

Ссылки на использованные в работе литературные источники нумеруются арабскими цифрами в соответствии с порядком их следования в списке литературы и помещаются в квадратные скобки. В тексте работы и в подписях к рисункам сокращение слов не допускается, за исключением случаев определенных ГОСТом.

Произвольное изложение заимствованных из других источников принципиальных положений включается в работу со ссылкой на источник.

Иллюстративный материал. Основными видами иллюстративного материала в диссертациях являются рисунок и таблица. В качестве рисунка может быть чертеж, схема, фотография, диаграмма, график и др. Все рисунки и таблицы в тексте работы должны быть пронумерованы и иметь свое индивидуальное название. Ссылки в тексте работы на номер рисунка или таблицы следует писать сокращенно, например: рис. 1.3, табл. 2.4, что означает рисунок №3 первой главы, таблица №4 второй главы магистерской диссертации. На весь приведённый иллюстративный материал даются ссылки в тексте работы. Заимствованные из работ других авторов рисунки и таблицы должны содержать после названия ссылки на источники этой информации.

Таблицы. Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц (не более десяти столбцов), диаграмм. Порядок оформления ссылок на цифровой материал такой же, как и оформления ссылок на иллюстрации. Таблицу в зависимости от ее размера обычно помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Ширина таблицы должна соответствовать ширине основного текста. При превышении ширины таблицу следует размещать в альбомном формате по тексту или в приложении. Таблицы должны иметь заголовки, кратко выражающие содержание приводимого цифрового материала. Заголовки таблиц располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце. В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» (с заглавной буквы) с указанием номера таблицы. Расстояние между словом «Таблица» и предшествующим абзацем должно составлять два полуторных междустрочных интервала, расстояние между словом «Таблица» и заголовком, а также между заголовком и самой таблицей должно составлять один полуторный интервал. Если в тексте работы только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишут. Если таблица заимствована из книги или статьи другого автора, на нее должна быть оформлена ссылка. При анализе табличных данных не следует пересказывать содержание таблицы, а уместно сформулировать основной вывод, к которому подводят эти данные. Отдельные положения магистерской диссертации могут сопровождаться цифровым материалом из справочников, монографий и т.д., оформленным в виде справочных или аналитических таблиц.

Диаграммы и графики. Диаграммы используют чаще всего для изображения соотношений между величинами. Они являются способом графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.д.), площади которых пропорциональны этим величинам. Диаграммы и текст работы должны взаимно дополнять друг друга. График(этот термин часто применяют в качестве синонима термина «диаграмма»)следует использовать в том случае, когда надо отобразить общий характер функциональной зависимости. По сравнению с таблицами графики дают больше возможности выполнять операции интерполирования, предсказания изменений какой-либо величины.

Формулы. Если в тексте работы используются формулы, то их располагают отдельными строками посередине листа, с использованием стандартных стилей и редактора формул Microsoft Word. В тексте рекомендуется помещать формулы, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Нумеровать следует все формулы, помещенные на отдельные строки. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Пояснения символов, входящих в формулу, приводят непосредственно под формулой в обязательном порядке.

Список использованной литературы. В список использованной литературы включаются только те источники, которые нашли непосредственное отражение в работе. На каждый источник, указанный в списке литературы, должна быть в тексте ссылка. Список использованной литературы имеет сквозную единую нумерацию. Иностранная литература размещается в алфавитном порядке в конце списка. Источники нумеруются арабскими цифрами. При использовании информации, размещенной в интернете, необходимо привести все выходные данные публикации, включая авторов, название и адрес страницы интернет-портала.

Приложения. Приложения – это часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: таблицы первичн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.014 с.)