ТОП 10:

Описание характеристик психического явления



Куликов Л.В.

Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь. 2001, 6-изд. переработанное и дополн., 184 с.

 

Глава 2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ
И ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Концепция исследования

В большинстве случаев в начале и по ходу исследования осознанно и неосознанно выдвигается не одна, а совокупность гипотез, часть которых может образовывать цепочку связанных предположений, вытекающих из исходного.

В словаре иностранных слов основное значение слова "гипотеза" раскрывается как "научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией".

Путь от гипотезы до теории обычно долгий. Начинающие исследователи нередко смешивают эти два понятия или неправомерно сближают.

Совсем необязательно, чтобы исследовательская гипотеза по масштабу обобщений и построений была схожа с теорией. Более того, чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера его действия, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. В качестве гипотезы вполне может быть достаточным предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи двух или нескольких свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления. Если проведенное исследование даст убедительное подтверждение или опровержение сделанного ранее утверждения, то более ясной будет схема изучения смежных областей или родового психического качества. Такой подход вернее ускорит продвижение в разработке собственной концепции изучаемой психической реальности, чем широкие, но туманные теоретические предположения.

Сказанное относится к гипотезам эмпирической части исследования. В теоретическом исследовании (теоретической части исследования) целесообразно придерживаться в некотором смысле противоположной ориентации. В осмыслении теоретических основ своего исследования желательно протянуть цепь предположений до наиболее общих взглядов на природу психики, чтобы яснее понять, какой исследовательской парадигмы[MSOffice1] [1] вы придерживаетесь и в какой степени она вами осознана. Быть свободным от влияния авторитетов, избежать притяжения к некоторым существующим эталонам научного поиска никому не удается. В этом нет большой опасности для научной объективности, если автор достаточно ясно осознает имеющиеся у него предпочтения.

При разработке концепции исследования необходимо учитывать природу, специфику психологических закономерностей и законов. Во-первых, их специфика в том, что они имеют статистический характер, поскольку любое психическое явление обусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния, а также постоянно меняющееся сочетание, полностью учесть невозможно. Во-вторых, поведение и деятельность, все отношения человека к миру, к другим людям и к себе подчинены и общим для психологии человека закономерностям, и факторам индивидуальности данного конкретного человека; направляются всем содержанием внутреннего мира личности, хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток уникальности понимаемого, переживаемого и реализуемого личностного смысла каждого понятия, каждой вещи и события окружающего. Эта уникальность принципиально непознаваема до конца и поэтому реакции, отношения, поступки, поведение человека всегда лишь относительно предсказуемы.

По этим причинам психологические закономерности не всегда проявляются с желаемой точностью и постоянством, а действуют как тенденции. Почти каждое правило в психологии дополнено многими ограничениями, уточнениями и поправками.

Это следует учитывать, когда целью исследования является разработка рекомендаций, прогноз поведения, успешности деятельности, особенностей развития отдельного человека или группы. Прогноз проявления какого-либо качества, совершения поступка может носить в психологии только вероятностный характер. Однако это не снижает ценности психологических рекомендаций. В тексте работы целесообразно отмечать их специфичность, обусловленную тем, что многие рекомендации требуют учета конкретной человеческой индивидуальности, активного отношения личности к жизненной ситуации, ее способностей к наблюдению, самонаблюдению, саморазвитию.

 

Цели исследования

Цель исследования — желаемый конечный результат (главный), он может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим. Перечисленные возможные направления психологического исследования не охватывают всего разнообразия целей. Рассмотрим подробнее основные виды целей психологического исследования, различающиеся конечным результатом.

Открытие новой (другой) природы явления

Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Если использовать слова того языка, на котором ведется научное общение, то возникают трудности из-за внесения в него ассоциативного багажа обыденных значений. От этого чаще всего отходят, используя слова из латинского, древнегреческого языков. Для научного русского языка источником новых терминов нередко выступает английский.

Ввести новые термины нетрудно, трудно добиться того, чтобы они были приняты в научном сообществе. И дело здесь не в благозвучности выбранного слова, а в том, чтобы оно было прочно связано с определенной частью реальности, известной для тех людей, которые могли бы его использовать как термин. Запомнить границы той части реальности, которая стоит за термином, довольно трудно — мешает отсутствие соответствующих оперативных единиц памяти. Последние формируются, закрепляя опыт оперирования с данным материалом. Получается замкнутый круг: для освоения нового опыта надо пользоваться новыми терминами, а для того, чтобы ими можно было пользоваться, нужен опыт. Часто этот круг можно "разомкнуть", выбирая слова не по критерию более точного соответствия его значения рассматриваемому классу явлений, а по точности аналогии, выражающей основную суть нового объяснения. При этом используются либо распространенные метафоры, либо собственные яркие сравнения. Метафор–понятий много, например, в теории З.Фрейда.

Следует предостеречь начинающего исследователя от часто подстерегающего заблуждения на пути создания нового объяснения. Заблуждение это касается случаев, когда автор пересказывает в работе своими словами то, что описано в имеющихся публикациях, употребляя не новые термины, а новые синонимы. Новизна такого объяснения субъективна. В этом нет беды, поскольку чаще всего это свидетельствует о том, что исследователем достигнут очередной этап в продвижении к сути вопроса. Плохо, когда этот этап воспринимается как завершение и сопровождается переживанием свершившегося значительного открытия. Большим вкладом в науку является создание таких теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся. Но они в том случае ценны, если отражают ту же или большую область психической реальности, объясняют ее не менее дифференцировано и точно, чем имеющиеся теории.

Отличить действительно новое и эффективное объяснение могут помочь следующие критерии.

1) Обычно недостаточно введения одного нового термина. Нужны новые понятия и/или изменения понимания ряда терминов, определений в этой области.

2) Соотношения новых понятий или новые соотношения утвердившихся понятий должны быть указаны, названы в явной форме.

3) Новое описание или объяснение дает возможность предсказывать новые, еще неизвестные феномены. Как следствие новых объяснений, могут быть описаны неизвестные ранее закономерности. Поставьте хотя бы мысленный эксперимент и опишите феномены, которые он выявит. Перечислите те закономерные связи между частями явления, те обусловленности, которые могут быть обнаружены при эмпирических проверках.

4) Закономерность высокого уровня обобщенности редко удается доказать или опровергнуть в одном эксперименте или в ограниченной серии экспериментов, наблюдений. Обычно требуются значительный массив данных, подтверждения более частных закономерностей, связанных с доказываемой закономерностью. Четко определить сферу действия закономерности — главная задача автора. От этого зависит конструктивная сила нового объяснения.

Создание методики

Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами, а не только полным отсутствием диагностического инструментария для измерения интересующего вас психического качества или совокупности качеств. Новые методики имеют несомненную ценность, если они позволяют:

— повысить точность измерения, надежность;

— давать более дифференцированную или более общую, полную, характеристику качеств;

— сократить время обследования;

— расширить контингент испытуемых (по возрасту, уровню образования, состоянию психического здоровья, развития и т.д.);

— облегчить обработку результатов (упростить, алгоритмизировать).

Рекомендовать методику к широкому применению в различных сферах практики можно лишь в том случае, если осуществлен комплекс всех психометрических проверок, определены необходимые психометрические характеристики. Этот процесс весьма сложный и обычно длительный. Требования к психометрической проверке можно найти в литературе (Общая психодиагностика, 1987; Standards..., 1974). Однако для научно-исследовательских целей и не имеющая полной психометрической проверки методика может использоваться, давать ценную информацию и иметь, таким образом, определенное научное значение.

Задачи исследования

Определение задач — это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка).

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. Исследование будет восприниматься как целостное и законченное в том случае, если изучаемое явление не будет выглядеть в вашем описании как изолированное от других психических явлений или как бесструктурное. Поэтому в число задач исследования надо включить такие, которые позволят определить место изучаемого явления в психике — его взаимосвязи с другими психическими явлениями. В любом исследовании желательно установить уровень психики, к которому относится изучаемый феномен, выделить ближайшие уровни психики и детерминанты изучаемого феномена, имеющиеся на этих уровнях; уточнить внутреннее строение явления (его компоненты, частные феномены, отдельные характеристики...).

Для будущего читателя вашей работы, скорее всего, важно составить целостное представление об изучавшемся феномене, увидеть все звенья в той цепи опосредований и взаимосвязей, в которую они включены. В определении задач надо стремиться к тому, чтобы в этой цепи стали известными как можно больше звеньев. Выявление отдаленных взаимосвязей без прояснения ближайших снижает ценность работы.

В психике немало качеств и процессов, которые являются стержневыми в смысле их принадлежности к многим уровням психики. Например, энергичность, тревожность, внимание, память и т.д. Выделение линии стержневого качества и отдельных точек на этой линии помогает точнее описать предмет изучения и очертить круг задач исследования. Любой психический феномен относится к одной или нескольким сферам психики, связан с теми или иными стержневыми качествами. Поэтому любой психический феномен можно рассматривать не только в координатах, границах одной из основных сфер психики (эмоциональной, когнитивной, поведенческой, коммуникативной), но и в рамках других частей психики, имеющих определенную структурную оформленность. Например, в личности в качестве таковых могут быть взяты: мотивационная сфера, сфера ценностных ориентаций, картина мира, опыт, способности и т.д. Здесь нельзя дать общих и универсальных рекомендаций, поскольку само деление психики может быть самостоятельной задачей. Ее решение определяется теоретической позицией, методологическим подходом, общей направленностью исследования.

Частая ошибка в формулировании задач исследования в том, что автор подменяет изложение исследовательских задач описанием плана предстоящей работы. В этом случае задачи формулируются примерно таким образом: 1) проанализировать литературу по теме, 2) провести эксперимент (обследование), 3) обработать эмпирические данные, 4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Это описание обычной последовательности шагов научного исследования. В этом описании нет новизны, оно вряд ли интересно читателю. Нетрудно догадаться, что собранные данные надо обработать, затем интерпретировать, формулировать выводы…

Перечисление задач должно помочь читателю понять характер работы и узнать сможет ли он найти в этой работе то, что ищет. Каждому читателю удобно с первых же шагов знакомства с текстом, который находится в руках, оценить полезность предстоящего чтения. Например, уже в начале важно узнать ставились ли задачи создать (модифицировать, адаптировать) методики для изучения феномена, взятого в качестве предмета исследования? Проводились или нет обучающие, формирующие эксперименты? Исследование носило срезовый или лонгитюдный характер? Ставил ли автор задачу построить модель изучаемого явления или ограничивался получением новых данных о его характеристиках? Изучение каких именно сторон явления автор считал важнейшим в своей работе? Такого рода аспекты и должны быть отражены в перечисляемых исследовательских задачах.

Актуальность исследования

При определении целей и задач исследования необходимо оценить его актуальность. Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:

1) Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое "белое пятно" в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия.

2) Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.

3) Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

4) Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.

5) Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

Планирование исследования

Основные этапы

Каковы обычные шаги научного подхода к лю­бой проблеме. Во-первых, проблема должна быть определена. В этом аспекте проблемы различаются весьма сильно. Существуют очень трудные для определения проблемы. Например, в течение уже нескольких столетий невелик прогресс в понимании человеческого познания, в котором центральным вопросом было: "Какова природа сознания?" Определить проблему означает охарактеризовать ее таким образом, чтобы она стала доступна тщательному исследованию. Во-вторых, проблема должна быть изложена таким образом, чтобы ее можно было связать с существующей теорией и известными эмпи­рическими фактами. Без этой стадии результат исследования не будет пред­ставлять никакой ценности; наука — это намного больше, чем собрание "сы­рых" фактов, она состоит из фактов, которые могут быть объединены и проин­терпретированы в свете теории и накопленного знания. В-третьих, должна быть сформулирована гипотеза, подлежащая проверке. В свете вышесказанного гипотеза должна быть выражена так, чтобы это увязы­валось с принятыми исследователем принципами, а также она должна быть выражена недвусмысленно, так, чтобы результат исследования можно было интерпре­тировать. В-четвер­тых, должны быть определены процедуры исследования. В-пятых, данные собираются и анализируются. В-шестых, со­гласно результатам, гипотезы или отклоняются или подтверждаются. В-седь­мых, существующие основы научного знания изменяются с тем, чтобы приве­сти их в соответствие с новыми результатами.

Определение переменных

Поскольку написание выпускной работы, и магистерской или кандидатской диссертации практически всегда предполагает сбор эмпирических данных, то обратимся к этому аспекту планирования исследования. Важно учитывать, что с увеличением объема и сложности эксперимента далеко не всегда увеличивается объем информации, которую можно будет получить. Поэтому необходимо выбрать оптимальный набор регистрируемых переменных, продумать меры, которые помогут уменьшить влияние неконтролируемых переменных.

Начать можно с составления перечня переменных, которые вас интересуют, которые важны для вас. Затем проанализировать этот перечень и выделить в нем зависимые и независимые переменные, контролируемые и неконтролируемые, которые вы сможете измерить, обнаружить и не сможете. В ряде случаев могут оказаться полезными или незаменимыми математические методы планирования эксперимента. В других — они не смогут вам помочь в решении основных вопросов.

Уточним основные термины, которые будут употребляться далее. Каждое изучаемое явление имеет множество признаков, по которым мы можем узнать его, отличить от других явлений. Психические явления, хотя непосредственно и не наблюдаемы, также имеют признаки и поддаются объективным и/или субъективным оценкам. Психологическое исследование непременно связано с выделением признаков (существенных для предмета исследования), регистрацией их наличия или отсутствия, определенной степени выраженности. Чтобы зафиксировать проявления признака исследователь использует те или иные показатели выраженности признака. Показатель — то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. В качестве синонима термина «показатель» нередко используют заимствованный из технических наук термин «параметр», параметр — величина, характеризующая какое-либо свойство системы, устройства.

К числу основных понятий планирования эксперимента и обработки данных относится также понятие «переменная». В математике под переменной называют величину, которая может по условиям задачи принимать разные значения. В общем случае, переменная — это то, что изменяется, то, что подвер­жено увеличению и/или уменьшению с течением времени. Хотя большинство переменных рассматривается как неко­торые "предметы", которые претерпевают изменения, это, строго говоря, аб­стракция. Примеры переменных: одной из переменных звукового тона является его интенсивность, одной из переменных теста является его трудность.

Независимая переменная— любая переменная, значения которой в принципе не зависят от изменений значений других переменных. В экспе­рименте — любая переменная, которая специально изменяется так, чтобы можно было наблюдать ее влияние назависимую переменную (перемен­ные).

Зависимая переменная — любая переменная, значения которой в принципе являются результатом изменений в значениях одной или болеенезависимых переменных. В математике это понятие "зависимости" хорошо представлено выражением типа у = f (x), где значения у зависят от значений х.

Полномочная (проксимальная) переменная —это переменная, ис­пользуемая в качестве косвенного измерения другой переменной, когда вто­рую переменную трудно измерить или непосредственно наблюдать. Напри­мер, частоту злоупотребления уличными наркотиками трудно измерить, но она может быть охарактеризована через полномочную переменную — число госпитали­заций по поводу передозировки наркотиков.

Промежуточная переменная — внутренняя переменная, которая не оценивается непосредственно, но свойства которой могут быть выведены и проинтерпретированы на основании систематических измененийнезависи­мой переменной и наблюдения сопутствующих изменений взависимой пе­ременной. Гипотетические компоненты во многих теориях являются по сути промежуточными переменными, например, психоди­намическое понятие «сила эго» или бихевиористское понятие «связь между стимулом и реакцией». В таких случаях невоз­можны никакие прямые измерения этих внутренних переменных; скорее, они интерпретируются как скрытые факторы, которые "вмешиваются" в отноше­ния между определенными стимульными условиями (независимыми перемен­ными) и определенными моделями поведения (зависимыми переменными).

В ходе опыта, эксперимента, измеряя тот или иной показатель или фиксируя в наблюдении проявление некоторого признака, психолог получает конкретное значение показателя у отдельного испытуемого. Совокупность значений всей показателей заносится в протокол данного испытуемого. Совокупность всех собранных в ходе эмпирического исследования данных образует массив данных.

Например, в ходе изучения коммуникативной компетентности начинающих менеджеров нами было задумано сопоставить показатели компетентности с уровнями развития вербального и невербального интеллекта. В этом случае уровни развития вербального и невербального интеллекта, как и характеристики коммуникативной компетентности, выступают для нас признаками, которые, предположительно, имеют существенные связи между собой. Измерив у наших испытуемых уровни вербального и невербального интеллекта, — например, по методике Д.Векслера — мы получим показатели интеллекта для каждого испытуемого. По завершении обработки результатов тестирования по методике Векслера мы для каждого испытуемого получим значение показателя уровня развития вербального и невербального интеллекта. Каждое подсчитанное число является значением соответствующего показателя (уровня развития вербального и невербального интеллекта).

Планирование сравнительного анализа

Необходимо уже на начальном этапе планирования принять решение — какие виды обработки полученных данных вы будете использовать. Если вы целенаправленно изучаете проявление некоторого психического качества в других психических явлениях, и это качество можно измерять, фиксировать, или оно относится к достаточно явным характеристикам человека (полу, возрасту и т.д.), то у вас есть возможность провести сравнительный анализ. Сравнение часто проводят следующими способами:

1) Берут для сопоставления две или более возрастные группы, социальные групп и т.п. Две сравниваемые группы могут быть рассмотрены как полярные, если вы выделите их в вашей выборке по некоторому признаку, взятому в качестве основания для деления, таким образом, что выраженность этого признака будет разнонаправленной у сравниваемых групп. Например, люди с более высокой и более низкой тревожностью, интравертные и экстравертные.

2) Для деления могут быть использованы существующие нормы, установленные по более широкой выборке. Но чаще полярные группы выделяют относительно средней величины данного признака у своей выборки. Обычно более определенные выводы получаются, когда всю группу (выборку) делят не на две части, а на три — выделяют подгруппу со средней выраженностью качества (по которому делят группу на подгруппы). Понятно, что при этом многие различия между полярными (крайними) группами становятся более яркими. Двум полярным группам уделяют основное внимание.

3) Исходя из гипотетических предположений или опираясь на имеющиеся данные, берут одну часть выборки в качестве экспериментальной группы (например, группу лиц с высоким уровнем самореализации или групп лиц, обладающих выраженными экстрасенсорными способностями), а другую — в качестве контрольной. При этом контрольную группу образуют представители той части популяции, у которой рассматриваемое качество выражено на среднем уровне, т.е. как у большинства людей (например, средний уровень самореализации), или изучаемое качество отсутствует (например, экстрасенсорные способности). Если оценивается влияние какого-либо воздействия (обучающего, коррекционного…), то экспериментальную группу образуют те, кто был объектом этого воздействия; в контрольной группе — те, кто не находился под данным воздействием. Экспериментальная и контрольная группа должны быть уравнены по всем значимым параметрам (по возрасту, уровню образования, уровню здоровья, социальной принадлежности или другим) параметрам, могущим оказать влияние на изучаемое явление.

Наличие экспериментальной и контрольной групп в выборке открывает богатые возможности для сравнения. Сравнение — универсальный метод, краеугольный камень научного анализа. Определив, какой вид сравнения может привести к наибольшему эффекту, продумайте, какие математические методы и процедуры вы сможете применить для всей выборки и для подгрупп.

Что касается типологии, то для ее поиска вряд ли целесообразно включать в выборку лиц, весьма схожих по целевому признаку или представляющих полярные степени его выраженности. Например, если вы зададитесь целью обнаружить типы коммуникаторов в определенной сфере практики, то не стоит составлять выборку из только умелых или только неумелых, или из весьма умелых и весьма неумелых коммуникаторов, т.е. лиц с полярной выраженностью качества. В вашей выборке должны быть представлены различные слои и категории генеральной совокупности. Это может быть достигнуто при случайном отборе; тогда принцип случайного отбора должен быть продуман, иначе в вашей выборке может оказаться значимо больше одних или других. Например, особенность экспериментальной ситуации может быть такова, что желание принять участие в эксперименте чаще будут выражать умелые коммуникаторы (возможно, им будет приятно продемонстрировать свои качества) или неумелые (потому что будут надеяться получить по ходу эксперимента некоторую психологическую помощь).

Объем выборки

Желательно рассчитывать объем необходимой выборки, используя методы математического планирования эксперимента. Но на практике это происходит редко, так как для большинства случаев требуются предварительные эксперименты с целью получения хотя бы примерных параметров изучаемых явлений, и, кроме того, изучение методов, процедур планирования требует немалого времени. Даже если предполагается использование для этих целей прикладных компьютерных программ, психолог должен достаточно ясно представлять концепцию планирования.

Определение объема выборки обусловлено исследовательскими задачами. Например, в перечень поставленных задач входит исследование некоторого психического феномена, и вами принято решение о том, чтобы влияние этого феномена (психического качества) на другие психические феномены (качества) рассматривать, сопоставляя экспериментальную и контрольную группы. Вами обосновывается существование или отсутствие изучаемого феномена в экспериментальной группе и то же самое — в контрольной группе. Затем формируются группы, которые должны быть одинаковы или схожи по всем релевантным для вашего эксперимента параметрам, но различаться по тому параметру, который выступает основанием для выделения экспериментальной и контрольной групп. Под релевантными имеются в виду параметры, которые по вашим предположениям могут оказывать влияние, или вы знаете, что они оказывают влияние, на изучаемый феномен.

Практически всегда психологи стараются достичь сходства между экспериментальной и контрольной группой по возрастному и половому составу. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне суммарный объем экспериментальной и контрольной групп должен быть не менее 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Нередко сформировать экспериментальную группу труднее, чем контрольную. Чем меньше контрольная группа, тем больше должен быть суммарный объем выборки.

Объем при планируемом корреляционном анализе

Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется проводить корреляционный анализ, то объем выборки должен быть не менее 30-35 человек. По-моему опыту, коэффициенты корреляции менее 0,35 не заслуживают большого внимания. Если считать достаточно выраженной тесноту связи при величине коэффициента корреляции 0,35 и выше, то мы должны вспомнить о том, что значимыми на уровне 5% коэффициенты корреляции можно считать при величине выборки более 35 человек. Если нет оснований ожиданий тесных связей между параметрами, но, тем не менее, хотелось бы доказать наличие достоверно значимых связей, то лучше брать выборку 40-50 человек.

В психологических исследованиях меньшие уровни значимости (например Р=10%) обычно не рассматривают как заслуживающие внимания. Наиболее важные выводы, особенно обосновываемые только на данных корреляционного анализа, желательно подтверждать, ссылаясь на уровень значимости 1%, например, в случае необходимости доказать ретестовую надежность методики.

Объем при планируемом факторном анализе

Если вы в обработке данных планируете использовать факторный или компонентный анализ, хотите выявить факторы, то следует иметь предположение относительно числа факторов, при котором возможна удовлетворительная содержательная интерпретация полученной факторной структуры.

Обычно в процессе факторной обработки выявляются следующие тенденции.

1) Чем меньше признаков, в совокупности которых выявляют факторы, тем больше будет обнаружено признаков, которые ни в одном факторе не имеют выраженной нагрузки. Обычно такие признаки удаляют из последующих шагов факторного анализа. (Если только для факторного анализа не оставлены признаки, образующие относительно гомогенную группу, т.е. тесно связанные с одним психическим феноменом).

2) Чем больше признаков, тем больше выявляется факторов и тем более неустойчива факторная структура. Прежде всего, она сильно может измениться, если будут взяты данные, полученные на другой выборке, даже сходной с первой по многим параметрам. Неустойчивость факторной структуры не позволяет делать надежные выводы, принимать обоснованные решения при содержательной обработке, если они строятся только на результатах факторного анализа.

Количество испытуемых, признаков (измеряемых параметров) и факторов — величины взаимосвязанные при математико-статистическом анализе. Надежные выводы о факторной структуре могут быть получены в том случае, если количество испытуемых в выборке не менее чем в три раза превышает число признаков, включаемых в факторный анализ (т.е. параметров, которые вы считаете релевантными и место которых в факторной структуре вам как исследователю интересно выяснить).

Наконец, следует учесть, что уже в ходе первичной обработки данных может выясниться, что некоторое количество протоколов (заполненных листов для ответа) не может быть взято в обработку. Частые причины такой отбраковки: нет ответов на все вопросы, задания и т.п.; в качестве ответов есть записи, не предусмотренные инструкцией; по характеру ответов видно, что испытуемый неправильно понял инструкцию; есть "выскакивающие варианты" и др.

Конечно, забракованных протоколов может и не оказаться, но если вы запланировали набрать минимально необходимое количество, то могут возникнуть трудности — может оказаться, что расширить объем при необходимости сложно или невозможно. Поэтому лучше сразу обследовать испытуемых примерно на 10% больше требуемого объема, т.е. с запасом. На практике, случаи, когда студент с тем же набором методик продолжает увеличение выборки, встречаются реже, чем противоположные. Наращивание выборки является обычным явлением в штатных исследовательских группах, для которых обследования являются профессиональной деятельностью. Но в инициативных исследованиях, проводимых единолично, дело обстоит иначе. В них почти всегда что-то мешает "добрать" объем.

2.6.2. О психологии определения объема выборки

Ввиду особенной значимости адекватности выборки сделаю отступление. Начну с вопроса об ответственности двух лиц — научного руководителя и студента — за результаты, за итог в виде текста готовой дипломной работы. Роль научного руководителя редко обсуждается в этой диаде открыто, но бывает весьма различной: от высоко авторитетного лидера (каждое слово — закон) до консультанта по отдельным аспектам научной работы и/или эксперта лишь по вопросам соответствия формальным требованиям к дипломной работе. Большинство руководителей на этой шкале занимает промежуточные позиции. Соответственно, руководитель дает советы, рекомендации (а не приказы), которые студент может выполнять, а может и не выполнять. Понятно, что при разных ролях руководителя ответственность делится в разных пропорциях. И по сути высшего образования, и по букве соответствующих министерских постановлений научный руководитель должен быть в большей мере консультантом, чем начальником. Только тогда научная работа будет действительно самостоятельной и по ней можно будет оценить квалификацию выпускника и профессиональную компетентность автора, а не малой научной группы (преподаватель и студент).

Научный руководитель штатной исследовательской группы является начальником, он может и должен администрировать, потому что несет персональную ответственность за итоги работы группы. И в такой группе его роль может быть разной, но диапазон вариаций более узкий. Например, если ему не удается глубиной своих идей сплотить группу, он вынужден организационными мерами ограничивать самостоятельность членов группы. В квалификационном исследовании (дипломной работе, магистерской или кандидатской диссертации) самостоятельность не только допустима, но и необходима.

Далеко не все студенты чувствуют разницу в статусе научного руководителя в инициативном исследовании (курсовой или дипломной работе, магистерской или кандидатской диссертации) и научного руководителя в штатной исследовательской группе.

Может показаться, что этот экскурс в «науковедение» не к месту. Мой опыт научного руководства показал, что в обсуждении объема выборки чаще, чем в других моментах общения возникает недопонимание (не со всеми студентами).

Сбор данных (эксперимент, тестирование, анкетирование и т.п.) занимает немало времени, требует умений найти испытуемых или респондентов. У начинающего исследователя возникает желание сократить до минимума эту сложную работу с сопутствующими ей неприятными моментами (просить согласия потратить свое время, выслушивать замечания по поводу неясных инструкций, надуманных заданий…). Студент воспринимает руководителя как начальника, которого можно убедить ограничиться меньшей выборкой, объясняя сложности сбора данных. Дискуссия об объеме выборки не бывает долгой: одни принимают все значение адекватности выборки и потом выполняют все намеченное, а другие не решаются обсуждать, решив, что будут стараться сделать так, как советовал руководитель, а там как получится.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.016 с.)