Методологический аппарат магистерской диссертации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологический аппарат магистерской диссертации



 

Научное исследование представляет собой один из видов познавательной деятельности, направленный на получение нового знания, которое характеризуется объективностью, воспроизводимостью результатов, доказательностью, точностью. Методологический аппарат магистерской диссертации включает формулировки следующих основных позиций: проблема и тема исследования, обоснование актуальности, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, защищаемые положения, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Исходным моментом любого научного исследования является существование проблемы как «знания о незнании». Проблема формулируется на основе выявленных противоречий, которые представляют собой несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки в форме вопроса.

Примеры формулировок проблемы исследования: 1) Каковы методические возможности использования дифференцированного подхода при обучении школьников аудированию на уроках русского языка? 2) Являются ли проблемные задания эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов?3) Каковы организационно-педагогические условия реализации процесса эколого-правового воспитания студентов в системе высшего образования?

Тема магистерской диссертации отвечает на вопрос: Как назвать аспект рассмотрения проблемы?

Примеры формулировок темы исследования: 1) Методика дифференцированного обучения аудированию учащихся 5-6 классов на уроках русского языка. 2) Проблемные задания как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов.

Обоснование актуальности предполагает выстраивание доказательства того, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и именно в выбранном автором аспекте. Основными аспектами актуальности исследования чаще всего могут быть следующие:

1) необходимость в дополнении или переработке теоретических построений, относящихся к изучаемому объекту;

2) потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

3) потребность в разработке более эффективных методов исследования, обучения, воспитания, социализации, развития, тренировки и т.д.;

4) потребность в дополнении или переработке выработанных ранее рекомендаций с целью более полного их использования.

Объект исследования – это область действительности, подлежащая изучению. Объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса: его теории и методики организации, его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов и приемов деятельности воспитателей и воспитанников, учителей и учеников.

Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Предмет исследования либо совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию.

Примеры формулировок объекта и предмета исследования:

Пример 1. Объект исследования – процесс воспитания ответственности у студентов вуза в объединениях спортивной направленности; предмет исследования – педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитания ответственности у студентов вуза в объединениях спортивной направленности.

Пример 2. Объект исследования – аудирование как вид речевой деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка; предмет исследования – методические условия обучения аудированию учащихся 5-6 классов на уроках русского языка на основе дифференцированного подхода.

Пример 3. Объект исследования – процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов; предмет исследования – методика работы над проблемными заданиями с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов.

Цель исследования – обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Общая цель конкретизируется в системе исследовательских задач. Задача - это звено, шаг, этап достижения цели. Задачи всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.

Три группы задач:

1. Историко-диагностическая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования.

2. Теоретико-моделирующая – связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования.

3. Практически-преобразовательная – связана с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.

Примеры формулировок цели и задач:

Пример 1. Цель - разработать, обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы проверить условия эффективности педагогического обеспечения социального становления курсантов военного вуза. Задачи: 1) конкретизировать понятие «социальное становление курсантов военного вуза» и раскрыть сущность этого процесса; 2) разработать модель социального становления курсантов и обосновать содержание педагогического обеспечения этого процесса в военном вузе; 3) выявить условия эффективности реализации разработанной модели и её педагогического обеспечения; 4) апробировать методику педагогического обеспечения социального становления курсантов в военном вузе; 5) охарактеризовать критерии и показатели эффективности педагогического обеспечения изучаемого процесса.

Пример 2. Цель – разработать специальную методику проведения творческого диктанта, определить его роль и место в системе орфографических упражнений. Задачи: 1) установить степень разработанности исследуемой проблемы в психологической, лингвистической и методической литературе; 2) обосновать возможность и целесообразность применения творческого диктанта для совершенствования орфографических умений и навыков учащихся; 3) выявить принципы отбора текстов для творческого диктанта с целью использования их в качестве орфографического материала; 4) разработать методику использования различных видов творческого диктанта, определить их место в сложившейся системе работы по орфографии в средней школе; 5) экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики.

Шаблоны формулировок цели педагогического исследования:

· Разработка педагогических (научно-методических, организационно-педагогических, социально-педагогических и т.п.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

· Выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, методологических) условий (предпосылок и условий) формирования (воспитания, развития)…;

· Обоснование содержания, форм, методов и средств …;

· Разработка методики (методической системы) формирования чего-либо;

· Определение и разработка педагогических (дидактических) средств (системы средств)…;

· Разработка теоретической модели чего-либо;

· Разработка требований, критериев…;

· Педагогическое обоснование чего-либо, например, игровой познавательной деятельности и т.п.

Гипотеза исследования - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно; это обоснованное предположение о том, как, каким путём, за счёт чего можно получить искомый результат.

Условия состоятельности гипотезы:

1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается (т.е. для всей предметной области создаваемой теории), по возможности, не входя в противоречия с ранее установленными фактами и научными положениями.

2. Гипотеза может быть проверена лишь путем сопоставления выведенных из неё следствий с опытом. Недоступность следствий опытной проверке означает непроверяемость гипотезы.

3. Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений. Из гипотезы должны выводиться не только те явления и процессы, для объяснения которых она специально выдвигается, но и возможно более широкий класс явлений и процессов, непосредственно, казалось бы, не связанных с первоначальными.

4. Принципиальная простота гипотезы (не должно пониматься как требование легкости, доступности или простоты) заключается в её способности, исходя из единого основания, объяснить по возможности более широкий круг различных явлений, процессов, не прибегая при этом к искусственным построениям и произвольным допущениям, не выдвигая в каждом новом случае все новых и новых гипотез.

Примеры формулировок гипотезы:

Пример 1.Воспитание ответственности у студентов вуза в объединениях спортивной направленности будет эффективным при следующих педагогических условиях: обеспечении единства педагогических влияний на личность студента всех субъектов образовательно-воспитательного процесса; обеспечении целенаправленной деятельности всех субъектов образовательно-воспитательного процесса вуза, направленной на выработку у студентов вуза – участников объединений спортивной направленности твердых убеждений, социально-этических норм поведения, способности отвечать за свои действия перед самим собой, государством и обществом; обеспечении соответствующей подготовки тренерско-преподавательского состава к воспитанию ответственности у студентов вуза в деятельности объединений спортивной направленности.

Пример 2. Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов через использование проблемных заданий будет эффективным, если, во-первых, моделирование разноплановых проблемных заданий будет осуществлено с учётом образовательной среды школы; во-вторых, выполнение проблемных заданий будет осуществляться в определённой системе, направленной на все составляющие иноязычной коммуникативной компетенции; в-третьих, проблемные задания будут объединены по характеру материала и способу выполнения.

Основные признаки новизны полученных в магистерской диссертации результатов могут строиться в следующих формулировках: разработаны (основы …), раскрыты (состав и структура …), обоснованы (положения о …), определены (условия), выявлены (совокупность …), установлены (критерии), описана теоретическая модель … и т.п.

Выявить новизну позволяет: обстоятельное изучение литературы по теме работы с анализом его исторического развития; рассмотрение существующих точек зрения, их критический анализ и сопоставление в свете новых задач диссертации; вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента; детализация известного процесса, явления (подробный анализ практически любого, интересного в научном отношении объекта, приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям).

Элементами новизны магистерской диссертации могут быть:

- новый объект исследования, т.е. задача поставлена и рассматривается впервые;

- новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);

- новый метод решения;

- новое применение известного решения или метода;

- новые результаты теории и эксперимента, их следствия;

- новые или усовершенствованные критерии, показатели;

- разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений;

- разработка устройств и способов на уровне изобретений и полезных моделей и т.п.

Положения, выносимые на защиту – то, что является предметом защиты. Они формулируются как основные выводы магистерской диссертации, выраженные в форме некоторой совокупности трёх-пяти определенных утверждений и представляются в перечислении определенных созданных магистрантом конструкций (принципы, требования, условия, модель, средства, критерии и т.д.).

Пример формулировок положений, выносимых на защиту:

1.В процессе работы по формированию прочных орфографических навыков необходимо опираться не только на собственно орфографические упражнения, но и на работы, ставящие учащихся в условия самостоятельного письма, в частности, на творческий диктант.

2.Творческий диктант целесообразно использовать на этапе закрепления, повторения и обобщения изученного орфографического материала, в процессе которого первоначально приобретённый орфографический навык совершенствуется и качественно видоизменяется.

3.При отборе текста для творческого диктанта целесообразно выделить его элементы, которые позволяют наиболее полно реализовать единство орфографических и речевых задач.

На защиту могут быть вынесены:

- принципы (совокупность принципов);

- требования (система требований к чему-либо);

- обоснование чего-либо;

- условия (педагогические, дидактические, группы условий) осуществления чего-то;

- содержание (основное содержание) обучения чему-то;

- модель;

- схема;

- методы (методические приемы, совокупность методических приемов) чего-то;

- средства (комплекс средств) осуществления чего-либо;

- механизм или процедура осуществления чего-либо;

- критерии (совокупность критериев) и т.п.

Теоретическая значимость отвечает на вопрос, в какие проблемы, концепции, отрасли педагогики (теории и методики обучения и воспитания) вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?

Практическая значимость отвечает на вопрос, какие конкретные недостатки образовательной практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?

Методологический аппарат исследования является обязательным элементом магистерской диссертации и представляется во введении.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ

Структура магистерской диссертации отражает общую методологию научного исследования и включает в себя:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основную часть (разделы, подразделы, параграфы);

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения (если необходимо).

Содержание магистерской диссертации должно соответствовать современному уровню развития педагогической науки (теории и методики обучения и воспитания), при этом оно может не обладать явно выраженными признаками научной новизны, необходимыми для диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Новизна магистерской диссертации может состоять в установлении подходов к исследованию темы, выборе методов решения проблемы, в определении источников используемой информации и др.

Титульный лист является первой страницей работы, номер на этой странице не ставится. На нём указывается полное наименование образовательной организации, где выполнялась диссертационная работа, фамилия, имя и отчество автора диссертации, название (тема) диссертационной работы, шифр направления подготовки, профиль и квалификация (степень), для присуждения которой выполнена диссертационная работа. На титульном листе также указываются фамилия, имя и отчество научного руководителя, его ученое звание и ученая степень; отметка заведующего выпускающей кафедрой о допуске диссертации к защите на заседании ГЭК; оценка, полученная в результате защиты работы; фамилия и инициалы председателя государственной экзаменационной комиссии по защите магистерских диссертаций, его учёная степень и учёное звание (образец оформления титульного листа в Приложении 1).

В содержании приводятся заголовки всех разделов работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны быть тождественны заголовкам в тексте работы. Заголовки начинаются с прописной буквы и пишутся без точки в конце. В содержании указываются номера страниц не только глав и параграфов, но и подпараграфов, если они пронумерованы, а также номера страниц, на которых расположены другие части работы: введение, заключение, список использованной литературы, приложения. В настоящее время в научных текстах применяют числовую нумерацию разделов. Чаще используют два или три уровня деления (рубрикации) текста. Если такая нумерация используется в тексте, то она должна быть представлена и в оглавлении работы (пример оформления содержания помещён в Приложении 2).

Во введении отражается методологический аппарат магистерской диссертации в следующей последовательности: актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотеза, положения, выносимые на защиту, новизна, практическая и теоретическая значимость работы.

Обоснование актуальности темы должно быть достаточно лаконичным. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий в рамках данного направления. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в определенной области знания. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких целей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т.д.

Формулировка цели должна быть конкретна и непосредственно связана с темой работы. Целью магистерской диссертации не может являться процесс, изучение чего-либо и т.п. Задачи работы определяют конкретные положения, необходимые для достижения поставленной цели и отражают структуру содержания магистерской диссертации.

При формулировке объекта и предмета исследования следует учитывать, что объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него должно быть направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования имеет непосредственную связь с темой выпускной квалификационной работы. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Объект порождает проблемную ситуацию, для разрешения которой проводится исследование. Предмет научного исследования можно понимать, как логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

В магистерской диссертации в обязательном порядке необходимо сформулировать рабочую гипотезу, теоретическое обоснование и проверка которой должна найти свое отражение в содержании магистерской диссертации. Постановка проблемы в неявном виде предполагает формулирование гипотезы как возможного варианта ее решения. Чем конкретнее сформулирована гипотеза, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут её результаты. В качестве гипотезы могут быть выдвинуты предположения о существовании какого-либо феномена, о взаимосвязи нескольких свойств и условиях возникновения или функционирования изучаемого объекта и др.

Магистерская диссертация должна обладать признаками новизны, которая может выражаться не в терминах научной новизны, что характерно для диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Новизну магистерской диссертации могут составлять авторские подходы к решению поставленных задач, выбор методов решения проблемы, выявленные взаимосвязи элементов объекта, уточненные характеристики явлений, классификации, модели, неописанные ранее детали изучаемых явлений, модификация известных методик и их апробация на новом контингенте учащихся, интерпретация наблюдаемых явлений, фактов, событий и многое другое.

Основная часть магистерской диссертации должна содержать не менее двух глав, каждая из которых имеет название и состоит их нескольких параграфов. Каждый параграф имеет свое название, не повторяющееся в дальнейшем тексте магистерской диссертации.

Первая глава магистерской диссертации, как правило, посвящена анализу опубликованных в открытой научной печати материалов, относящихся к теме работы, реферированию точек зрения различных авторов. Данная часть работы свидетельствует об уровне сформированности профессиональных компетенций соискателя в области теоретической подготовки. Логика аналитического обзора опубликованных материалов должна соотноситься с наиболее значимыми компонентами профессиональных компетенций, закрепленных в матрице распределения дисциплин и компетенций, являющейся неотъемлемой частью образовательной программы направления подготовки 44.04.01(050100.68) Педагогическое образование. В завершении первой главы работы рекомендуется сформулировать соответствующие выводы, которые должны иметь конкретный характер, соотносится с наиболее значимыми результатами теоретического анализа проблемы и раскрывать профессиональную компетентность выпускника магистратуры, как интегрального качества, возникающего в результате использования компетентностной модели подготовки.

Вторая глава магистерской диссертации, как правило, должна содержать совокупность материалов, отражающих собственный вклад автора в исследование соответствующей проблемы. Во второй части диссертации приводится последовательное описание комплекса выполненных работ, который отражает логику решения, решение сформулированных задач, направленных на доказательство выдвинутых гипотез. Необходимым является описание всех промежуточных и окончательных результатов, анализ и научная интерпретация полученных данных в рамках соответствующих теоретических моделей. При анализе количественных данных рекомендуется применять адекватные методы математической и/или статистической обработки, которые должны быть обоснованы в работе. Содержание раздела должно отражать уровень сформированности основных профессиональных компетенций выпускника магистратуры, которые относятся к тем видам деятельности, которые определяются ФГОС ВО направления подготовки 44.04.01(050100.68) Педагогическое образование с учетом профильной направленности образовательной программы. Выводы по второй главе магистерской диссертации должны отражать основные результаты деятельности, направленные на решение поставленных в работе задач, и допускать оценку профессиональной компетентности выпускника магистратуры.

Заключение является самостоятельной частью магистерской диссертации, которая содержит краткую характеристику основных результатов и выводов по теме исследования и представляет собой интегрированное сочетание обоснования решения поставленных задач, новизны, практической и теоретической значимости работы. В заключении не могут быть использованы суждения, которые выходят за рамки задач магистерской диссертации. Кроме того, заключение по работе может содержать соответствующие предложения и рекомендации. В целом, представленные в заключении выводы и результаты должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы, что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования. Содержание заключения по диссертационной работе должно допускать оценку уровня сформированности профессиональных компетенций, закрепленных для оценивания на защите магистерской диссертации с учётом профильной направленности программы магистерской подготовки.

Список использованной литературы оформляется в соответствии с правилами оформления библиографического описания на основании ГОСТа, действующего на момент оформления диссертации выпускника магистратуры. Список должен содержать полные сведения об источниках, использованных в магистерской диссертации. На каждый источник списка в тексте выпускной квалификационной работы должна быть соответствующая ссылка. Помещение в список источников, на которые в тексте работы нет ссылки, не допускается. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке и включает монографии,учебники, учебные пособия, авторефераты диссертаций, научные статьи. Список использованных источников должен содержать порядка 100 наименований. Ссылка на материалы, опубликованные в электронном виде, должна содержать все необходимые выходные данные для электронной публикации. Список использованных источников характеризует степень изученности проблемы и является элементом оценки уровня сформированности соответствующих компонент профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО направления подготовки Педагогическое образование.

Полная формулировка профессиональных компетенций (ПК-1, ПК-2 …), сформированность которых будет определяться на защите магистерской диссертации, составляет массив ПК диссертации, который непосредственно связан с темой и задачной структурой работы и может несущественно отличаться для различных диссертационных исследований и дополняться специальными компетенциями в соответствии с профилем.

Массив ПК магистерской диссертации направления подготовки 44.04.01(050100.68) Педагогическое образование:

· способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

· готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

· готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

· готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

· готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

· готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

· способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

· готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).

Массив ПК является основой для определения уровня сформированности профессиональных компетенций на этапе защиты магистерской диссертации.

Приложения. Для дополнения основной части магистерскойдиссертации в её содержание могут быть включены приложения, которые носят вспомогательныйхарактер. Объём диссертации определяется количеством страниц без учёта приложений.Приложения необходимы для того, чтобы освободитьосновную часть от большого количества вспомогательного материала. В приложения чаще всего включается первичный экспериментальный материал в виде схем, таблиц и т.п.

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

Темы магистерских диссертаций разрабатываются выпускающей кафедрой, утверждаются советом факультета и оформляются приказом по учебному заведению в сроки, установленные специальным локальным актом вуза. Студент может самостоятельно в установленные сроки предложить тему магистерской диссертации с необходимым обоснованием целесообразности её разработки. Тема магистерской диссертации может быть изменена или уточнена по просьбе научного руководителя, при согласовании с руководителем магистерской программы, с последующим её утверждением на заседании выпускающей кафедры. В этом случае по представлению руководителя магистерской программы издается дополнение к приказу о закреплении тем магистерских диссертаций.

После утверждения темы магистерской диссертации вся дальнейшая работа по её выполнению контролируется научным руководителем, в соответствии с индивидуальным планом магистранта. В нём определяется время на выполнение отдельных этапов и видов работы. Каждая магистерская диссертация проходит этап предварительной защиты, которая проводится не позднее, чем за месяц до даты официальной защиты магистерской диссертации на заседании ГЭК.

Первым практическим шагом при выполнении магистерской диссертации является подбор и изучение литературы по теме, включая современные периодические отечественные и зарубежные источники. Стандартными методами поиска источников информации являются:

- использование фондов библиотеки учебного заведения и научных библиотек региона;

- использование ресурсов электронных библиотечных систем и сети INTERNET;

- консультации с научным руководителем и ведущими учеными кафедр учебного заведения.

В процессе разработки темы магистерской диссертации рекомендуется делать выписки с указанием библиографических данных на работы, которые предполагается включить в список использованной литературы. Каждый источник, включенный в список литературы, должен иметь ссылку в тексте работы, порядковый номер которого указывается в квадратных скобках, например [2], [10] и т. д. Если же в тексте даётся цитата из какого-либо источника, то ссылка оформляется с указанием страницы, откуда она взята. Например, [2, c. 46] – это значит, что цитата (текст) взята с 46-ой страницы источника, который в списке литературы находится под номером 2. Полный список использованной литературы помещается в конце работы. Нумерация источников осуществляется последовательно по алфавиту. Повторная ссылка на тот же источник обозначается той же цифрой. При работе с первоисточниками следует иметь в виду, что при оформлении списка литературы потребуются:

- фамилия и инициалы автора (или авторов);

- полное и точное название источника;

- место издания (название города; для Москвы и Санкт-Петербурга соответственно М. и СПб., в остальных случаях название города не сокращается);

- название издательства (например: «Наука», «Высшая школа» и т.п.);

- год издания;

- количество страниц в издании.

При использовании статей из журналов указываются:

- фамилия и инициалы автора (или авторов);

- полное название статьи;

- название журнала без сокращений;

- год опубликования;

- том и номер журнала;

- номера страниц, на которых помещена статья.

Список использованной литературы рассматривается как составная часть магистерской диссертации и отражает степень теоретической изученности темы работы. Общий список литературы должен содержать учебники, учебные пособия и статьи в периодических изданиях.

Работу над первоисточниками рекомендуется проводить в следующем порядке:

- общее ознакомление с работой в целом;

- изучение введения или предисловия;

- выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенному иллюстративному материалу с целью выявления материала, представляющего интерес;

- выписка представляющих интерес материалов, включая необходимые иллюстрации;

- критическая оценка записанного, его редактирование и запись как фрагмента будущей диссертационной работы.

Из таких фрагментов формируется содержание работы, представляющее собой связное и сжатое описание обработанного материала. При работе с литературой необходимо концентрировать внимание на основных элементах знаний. Для этого целесообразно пользоваться обобщенными планами по изучению каждого элемента, выделяя то главное, что необходимо знать.

В результате изучения подобранной литературы и выделенного материала, который предполагается включить в содержание работы, целесообразно составить развернутый план диссертации, который согласовывается с научным руководителем. Особое значение следует уделить выбору методов исследования и соответствующего инструментария. К ним могут относиться: наблюдение, анкетирование, опрос, метод экспертных оценок, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент и др.

При проведении экспериментальной работы следует различать следующие её этапы:

1. Констатирующий эксперимент – эксперимент, который позволяет установить имеющееся состояние исследуемого явления или объекта.

2. Формирующий эксперимент – эксперимент, в ходе которого реализуется задуманное изменение исследуемого явления, например, новое планирование изучаемой темы, новое содержание и т.д.

3. Контрольный эксперимент – эксперимент, который дает возможность установить характер произошедших изменений после формирующего этапа педагогического эксперимента.

Основные результаты педагогического эксперимента должны иметь соответствующую математическую и/или статистическую обработку и интерпретацию в рамках соответствующих теоретических моделей. При описании педагогического эксперимента должны быть четко отражены все основные его этапы, цели, задачи, организационные формы и необходимые средства проведения, описание методики реализации, обработка полученных результатов, формулировка основных выводов и предложений, оценка результатов на достоверность и воспроизводимость.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

При оформлении магистерской диссертации необходимо придерживаться следующих основных требований. Не следует включать в текст работы определения общеизвестных понятий, подробно излагать сведения, заимствованные из общедоступных учебников и справочников, если эти данные не представляют собой конкретных рекомендаций по теме диссертации. Если в работе применяются типовые решения, то необходимо их давать в кратком виде, указав источник, откуда они взяты. Текст работы должен быть по возможности кратким, исключающим субъективноетолкование. В тексте работы необходимо использовать общепринятую научную терминологию и условные обозначения. Содержание работы оформляется от третьего лица в изъявительном наклонении.

Материалы магистерской диссертации оформляются в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman 14, межстрочный интервал – 1,5 с использованием необходимых сервисов Microsoft Office. Ширина левого поля – 25 мм, правого поля – 10 мм, верхнего и нижнего полей – 20 мм. Выравнивание по ширине с автоматическим переносом слов. Абзац – 10 мм. Текст работы оформляется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210´297 мм). Объем диссертации не должен превышать 100 страниц. Оформление работы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 (отчет о научно-исследовательской работе), ГОСТ 7.1-2003 (библиографическая запись).

Титульный лист магистерской диссертации оформляется в соответствии с примером, приведенным в приложении 1. За титульным листом помещается лист, на котором приводится содержание работы, в соответствии с примером в приложении 2. Содержание работы рекомендуется формировать в автоматическом режиме с использованием стандартных сервисов Microsoft Word. Все страницы нумеруются арабскими цифрами без пропусков и повторений.

Некоторые пунктуационные правила, которые необходимо соблюдать при оформлении выпускной квалификационной работы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 4119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.121 с.)