ГЛАВА 4. ПООЩРЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕНЫХ СЛУЖАЩИХ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 4. ПООЩРЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕНЫХ СЛУЖАЩИХ



 

Государственные служащие, как и всякие работники, обязаны соблюдать дисциплину труда, добросовестно выполнять возложенные на них обязанности. За неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей государственные служащие несут установленную законом ответственность.

В процессе прохождения государственной службы аппарат­ные, как и другие служащие, могут привлекаться к различным видам юридической ответственности: дисциплинарной, матери­альной, административной, уголовной, гражданско-правовой.

Основанием для наступления ответственности являет­ся совершение служащим по службе противоправного виновного деяния, т.е. неисполнения или ненадлежащего исполнения по вине государственного служащего возложенных на него служеб­ных обязанностей, превышения должностных полномочий, нару­шения трудовой и исполнительской дисциплины, а равно несоб­людения установленных законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой [25, с. 294].

Каждому виду ответ­ственности присуще свое специфическое противоправное деяние. Для уголовной ответственности присуще преступление как общественно опасное деяние, характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом Республики Беларусь, и запрещенное им под угрозой наказания; административной — административное пра­вонарушение как противоправное виновное, а также характеризу­ющееся иными признаками, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях, деяние, за которое установлена административная ответственность; гражданско-правовой гражданско-правовое деяние (правонарушение).

Укрепление государственной дисциплины и обеспечение закон­ности в системе государственного управления во многом обусловле­ны эффективностью действия института юридической ответствен­ности в отношении государственных служащих.

Как отмечает Г.В. Атаманчук, юридическая ответственность может возникать в рамках урегулированных правом отношений, в которых субъект уп­равления, призванный сознательно выполнять определенные обязан­ности, умышленно или по неосторожности не выполняет их или вы­полняет с нанесением социально значимого вреда интересам государства, общества, граждан, в результате чего создается юриди­ческий факт, в связи с которым специальные органы от имени госу­дарства применяют к нарушителю меры воздействия либо наказа­ния, цель которых - восстановить нарушенный интерес (право) потерпевшего, покарать нарушителя, воспитать его и пресечь возникновение подобных нарушений со стороны других субъектов уп­равления, создавая тем самым условия для стабильного развития си­стемы государственного управления и правопорядка [21, с. 422].

Зачастую действия государственных служащих осно­вываются на распоряжениях вышестоящих должностных лиц. Закон в этом случае обязывает государственного служащего в случае со­мнения в правомерности полученных для исполнения приказа или распоряжения незамедлительно сообщить об этом в письменной фор­ме своему непосредственному руководителю, руководителю, издав­шему приказ или распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие - руководитель, из­давший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждают указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обя­зан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение яв­ляется административно либо уголовно наказуемым деянием [24, с. 188].

Согласно ст. 56 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных настоящим Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, государственный служащий несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

В зависимости от предмета противоправного посягательства, а также от степени его общественной опасности, юридическая ответ­ственность подразделяется на виды, каждый из которых отличается санкциями и порядком применения. Наиболее значимыми и распро­страненными видами правовой ответственности государственных служащих являются дисциплинарная, гражданско-правовая, уголов­ная и административная [24, с. 189].

Дисциплинарная ответственность государственных служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

К государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном служебном соответствии; 4) понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев; 5) увольнение с занимаемой должности.

К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю соответствующего государственного органа. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе.

До применения дисциплинарного взыскания дол­жно быть истребовано письменное объяснение государственного слу­жащего. Отказ государственного служащего от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей [24, с. 190-191].

Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства.

В соответствии со ст. 200 Трудового кодекса Республики Бела­русь, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни государственного служащего или пребывания его в отпуске. Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому государствен­ный служащий непосредственно подчинен [4].

Основания, порядок и особенности привлечения к дисциплинарной ответственности судей, прокурорских работников, работников таможенных органов устанавливаются законодательством.

Юридическая ответственность в государственном управлении непосредственно связана с правонарушениями, т.е. противоправны­ми и общественно-опасными деяниями, совершаемыми должност­ными лицами или иными государственными служащими. Как указывается в ст. 58 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий [16]. В случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа, распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему приказ, распоряжение, и вышестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждают указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерных приказа, распоряжения несет подтвердивший эти приказ, распоряжение руководитель [16]. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыс­кания любой государственный служащий не будет подвергнут ново­му дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарной ответственности. При этом дисциплинарное взыс­кание погашается автоматически без издания приказа (распоряже­ния), постановления [24, с. 192]. Допускается также досрочное снятие наложенного дисциплинар­ного взыскания.

Особенности гражданско-правовой ответственности государ­ственных служащих определены в ст. 938-940 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 938 Гражданского кодекса Республики Беларусь вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результа­те незаконных действий (бездействия) государственных органов, ор­ганов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежит возмещению. Вред возме­щается соответственно за счет казны Республики Беларусь или каз­ны административно-территориальной единицы [2].

В рамках применения гражданско-правовых санкций к государ­ственным органам или должностным лицам в наибольшей степени реализуются не только карательные, но и правовосстановительные функции юридической ответственности. Более того, от соблюдения порядка применения данных санкций зависит эффективность практи­ческой реализации одного из важнейших принципов правового госу­дарства - взаимной ответственности государства и личности. Именно поэтому ст. 939 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что вред, причи­ненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконно­го привлечения к уголовной ответственности, незаконного примене­ния в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных законодатель­ством, - за счет казны административно-территориальной единицы в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дозна­ния, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, уста­новленном законодательством.

В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и ины­ми актами законодательства причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Республики Беларусь, казны административно-террито­риальной единицы, от имени казны выступают соответствующие фи­нансовые органы, если только в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданс­кого кодекса Республики Беларусь эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Как было отмечено выше, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате служебной деятельности, подлежит возмещению лишь при наличии вины государственного служащего. После возмещения вреда государственный орган, должностное лицо вправе предъявить регрессный иск к виновному в причинении вреда государственному служащему.

Причиненный материальный ущерб может быть возмещен государственным служащим полностью или частично в добровольном ­по­рядке. В противном случае руководитель государственного органа впра­ве издать приказ (распоряжение) о возмещении ущерба путем удержания из заработной платы. Такое распоряжение может быть сде­лано, если размер ущерба не превышает среднемесячного заработка государственного служащего, не позднее двух недель со дня обнару­жения причиненного ущерба и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом государственному служащему.

До издания распоряжения об удержании из заработной платы от государственного служащего должно быть затребовано письменное объясне­ние по поводу причиненного ущерба. Если государственный служа­щий не согласен с вычетом или его размером, возмещение ущерба производится в судебном порядке. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения государственного служащего к дисципли­нарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб государственному органу.

Наиболее существенные особенности уголовной ответственнос­ти государственных служащих содержатся в гл. 35 Уголовного кодек­са Республики «Преступления против интересов службы» [6]. В данную главу включены преступления, которые, как правило, пред­полагают наличие специального субъекта совершения: злоупотребле­ние властью или служебными полномочиями (ст. 424); бездействие дол­жностного лица (ст. 425); превышение власти или служебных полно­мочий (ст. 426); служебный подлог (ст. 427); служебная халатность (ст. 428); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429); получение взятки (ст. 430); дача взятки (ст. 431); посредниче­ство во взяточничестве (ст. 432); получение незаконного вознагражде­ния работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433). Санкции перечисленных норм Уголовного кодек­са Республики Беларусь безусловно свидетельствуют о применении к государственным слу­жащим повышенных мер негативной юридической ответственности.

Кроме того, государственный служащий, являющийся должност­ным лицом, использовавший свои властные или иные служебные пол­номочия для совершения преступления, не названного среди вышепе­речисленных, несет ответственность по совокупности преступлений. Правило о совокупности преступлений не применяется, если совер­шение должностным лицом преступления предусмотрено в качестве признака иного преступления.

В качестве примера можно привести ст. 285 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливающую уголовную ответственность за деятельность по созданию преступной организации либо руководство преступной организацией или входя­щими в нее структурными подразделениями, а также участие в преступной организации в любой иной форме, совершенные должност­ным лицом с использованием своих служебных полномочий [6].

Характерной особенностью привлечения государственных слу­жащих к уголовной ответственности являются правила, сформули­рованные в ст. 40 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Не явля­ется преступлением причинение вреда охраняемым законным интересам лицом, действующим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, отданных в установленном поряд­ке.

Как уже отмечалось по отношению ко всем видам правовой ответственности государственных служащих, уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Вместе с тем лицо, совершившее умыш­ленное преступление по заведомо преступному приказу или распо­ряжению, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом лицо, не исполнившее заведомо незаконный приказ или распоряжение, не подлежит уголовной ответственности [24, с. 196].

В настоящее время практика применения ст. 23 Закона о государственной службе свидетельствует о том, что в отношении государственных служащих, допустивших указание в декларации о доходах и имуществе неполных или недостоверных сведений, применяются меры административной ответственности, предусмотренные положениями ст. 23.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [3]. При этом к административной ответственности эти лица привлекаются налоговыми органами на основании деклараций и их данных, не соответствующих предоставляемым государственными органами, организациями, по результатам проверки этих деклараций.

Для государственных служащих предусмотрено также и поощрение. Например, в статье 49 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» говориться, что государственные служащие за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения в труде поощряются: объявлением благодарности; единовременным денежным вознаграждением; награждением ценным подарком; досрочным присвоением очередного класса государственного служащего по занимаемой должности [16].

Следует отметить, что к государственным служащим могут применяться и иные меры поощрения, предусмотренные законодательством. Допускается одновременное применение нескольких мер поощрения. За особые заслуги государственные служащие представляются в установленном законодательством порядке к награждению государственными наградами Республики Беларусь.

Подводя итоги к данной главе, необходимо отметить следующее:

Во-первых, в зависимости от характера правонарушений, совершен­ных государственными служащими, они могут привлекать­ся к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.

Во-вторых, юридическая ответственность выражается в применении к служащему карающих принудительных мер воздействия правово­го характера за совершенное им противоправное виновное деяние (правонарушение).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рассмотрев ряд вопросов правового статуса государственных служащих в Республике Беларусь, можно подвести некоторые итоги и сделать определенные выводы.

Во-первых, правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства.

Государственная служба призвана служить обществу, обеспечивать устойчивую связь государства и общества, государства и его граждан, в своей деятельности практически реализовывать демократические принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы, а также максимально делегировать функции управления общественным институтам, гражданам. Словом, развивать и поддерживать их свободную жизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных принципов, ценностей, которые являются определяющими для народного самосознания.

Во-вторых, государственная служба представляет собой систему правоотношений, которые регулируются не только административно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: международного, конституционного (государственного), трудового, финансового, гражданского, уголовного.

В-третьих, институт прохождения государственной службы складывается из организации подбора кадров в управленческий аппарат, осуществления перемещения сотрудников по службе, установления и реализации способов увольнения с государственной службы.

Прохождение государственной службы начинает­ся с момента официального вступления в должность (занятия должности) в результате поступления на государственную службу. Вступление гражданина в должность изменяет его правовой статус. С одной стороны, он продолжает оставаться гражда­нином вне службы со всеми его правами и обязанностями, с дру­гой, на службе - он государственный служащий (иной статус, чем просто гражданина).

В-четвертых, продвижение по службе зависит также и от объективных моментов, например от качества правового регулирования в части поощрения государственных служащих, регулярного продвижения по службе, проведения необходимых аттестаций и т.д.

Содержанием процесса прохождения службы является выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций. К сожалению, нормативно-правовая база, регулирующая порядок прохождения государственной службы не совершенна и требует доработки.

На мой взгляд, целесообразно дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.

Поскольку государственная служба неразрывно связана с нравственностью, неудивительно, что в качестве самостоятельной выделена обязанность государственного служащего соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики.

Поскольку государственным служащим в силу специфики государственной службы зачастую становятся доступными сведения, касающиеся частной жизни, чести и достоинства граждан, Законом "О государственной службе в Республике Беларусь" установлена обязанность государственных служащих не разглашать полученные при исполнении обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан.

Государственный служащий не вправе принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств. Этот запрет объясняется необходимостью обеспечения независимости государственных служащих, устранения препятствий, когда государственный служащий, получивший такую награду, ставит себя в зависимое положение, если речь идет о принятии в государственном органе какого-либо решения, касающегося иностранного государства.

Ответственность государственных служащих - это применение к ним государственными органами и должност­ными лицами установленных государством мер воздействия за плохую работу, нарушение государственной дисциплины и законности.

Административную ответственность государственные служащие несут за совершение административного право­нарушения (проступка) в общем порядке, т.е. как все граж­дане. Должностные лица несут ответственность не только за нарушения общеобязательных правил своими собствен­ными действиями, но и за некоторые административные правонарушения, которые связаны с ненадлежащим испол­нением ими своих служебных обязанностей (например, не­принятие мер по частному определению суда и т.д.) и кото­рые считаются упущениями по службе.

Таким образом, государственная служба - это не только особые условия или гарантии деятельности, но и повышенные меры ответ­ственности, цель которых обеспечить неуклонное следование прин­ципам законности со стороны всех должностных лиц аппарата госу­дарственного управления.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.027 с.)