Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Поощрения и ответственность государственых служащих↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственные служащие, как и всякие работники, обязаны соблюдать дисциплину труда, добросовестно выполнять возложенные на них обязанности. За неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей государственные служащие несут установленную законом ответственность. В процессе прохождения государственной службы аппаратные, как и другие служащие, могут привлекаться к различным видам юридической ответственности: дисциплинарной, материальной, административной, уголовной, гражданско-правовой. Основанием для наступления ответственности является совершение служащим по службе противоправного виновного деяния, т.е. неисполнения или ненадлежащего исполнения по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышения должностных полномочий, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, а равно несоблюдения установленных законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой [25, с. 294]. Каждому виду ответственности присуще свое специфическое противоправное деяние. Для уголовной ответственности присуще преступление как общественно опасное деяние, характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом Республики Беларусь, и запрещенное им под угрозой наказания; административной — административное правонарушение как противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях, деяние, за которое установлена административная ответственность; гражданско-правовой гражданско-правовое деяние (правонарушение). Укрепление государственной дисциплины и обеспечение законности в системе государственного управления во многом обусловлены эффективностью действия института юридической ответственности в отношении государственных служащих. Как отмечает Г.В. Атаманчук, юридическая ответственность может возникать в рамках урегулированных правом отношений, в которых субъект управления, призванный сознательно выполнять определенные обязанности, умышленно или по неосторожности не выполняет их или выполняет с нанесением социально значимого вреда интересам государства, общества, граждан, в результате чего создается юридический факт, в связи с которым специальные органы от имени государства применяют к нарушителю меры воздействия либо наказания, цель которых - восстановить нарушенный интерес (право) потерпевшего, покарать нарушителя, воспитать его и пресечь возникновение подобных нарушений со стороны других субъектов управления, создавая тем самым условия для стабильного развития системы государственного управления и правопорядка [21, с. 422]. Зачастую действия государственных служащих основываются на распоряжениях вышестоящих должностных лиц. Закон в этом случае обязывает государственного служащего в случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа или распоряжения незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему приказ или распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие - руководитель, издавший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждают указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием [24, с. 188]. Согласно ст. 56 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных настоящим Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, государственный служащий несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. В зависимости от предмета противоправного посягательства, а также от степени его общественной опасности, юридическая ответственность подразделяется на виды, каждый из которых отличается санкциями и порядком применения. Наиболее значимыми и распространенными видами правовой ответственности государственных служащих являются дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная и административная [24, с. 189]. Дисциплинарная ответственность государственных служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. К государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном служебном соответствии; 4) понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев; 5) увольнение с занимаемой должности. К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю соответствующего государственного органа. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе. До применения дисциплинарного взыскания должно быть истребовано письменное объяснение государственного служащего. Отказ государственного служащего от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей [24, с. 190-191]. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства. В соответствии со ст. 200 Трудового кодекса Республики Беларусь, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни государственного служащего или пребывания его в отпуске. Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому государственный служащий непосредственно подчинен [4]. Основания, порядок и особенности привлечения к дисциплинарной ответственности судей, прокурорских работников, работников таможенных органов устанавливаются законодательством. Юридическая ответственность в государственном управлении непосредственно связана с правонарушениями, т.е. противоправными и общественно-опасными деяниями, совершаемыми должностными лицами или иными государственными служащими. Как указывается в ст. 58 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий [16]. В случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа, распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему приказ, распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждают указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерных приказа, распоряжения несет подтвердивший эти приказ, распоряжение руководитель [16]. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания любой государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарной ответственности. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа (распоряжения), постановления [24, с. 192]. Допускается также досрочное снятие наложенного дисциплинарного взыскания. Особенности гражданско-правовой ответственности государственных служащих определены в ст. 938-940 Гражданского кодекса Республики Беларусь. В соответствии со ст. 938 Гражданского кодекса Республики Беларусь вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы [2]. В рамках применения гражданско-правовых санкций к государственным органам или должностным лицам в наибольшей степени реализуются не только карательные, но и правовосстановительные функции юридической ответственности. Более того, от соблюдения порядка применения данных санкций зависит эффективность практической реализации одного из важнейших принципов правового государства - взаимной ответственности государства и личности. Именно поэтому ст. 939 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных законодательством, - за счет казны административно-территориальной единицы в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законодательством. В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Республики Беларусь, казны административно-территориальной единицы, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если только в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Республики Беларусь эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Как было отмечено выше, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате служебной деятельности, подлежит возмещению лишь при наличии вины государственного служащего. После возмещения вреда государственный орган, должностное лицо вправе предъявить регрессный иск к виновному в причинении вреда государственному служащему. Причиненный материальный ущерб может быть возмещен государственным служащим полностью или частично в добровольном порядке. В противном случае руководитель государственного органа вправе издать приказ (распоряжение) о возмещении ущерба путем удержания из заработной платы. Такое распоряжение может быть сделано, если размер ущерба не превышает среднемесячного заработка государственного служащего, не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного ущерба и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом государственному служащему. До издания распоряжения об удержании из заработной платы от государственного служащего должно быть затребовано письменное объяснение по поводу причиненного ущерба. Если государственный служащий не согласен с вычетом или его размером, возмещение ущерба производится в судебном порядке. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб государственному органу. Наиболее существенные особенности уголовной ответственности государственных служащих содержатся в гл. 35 Уголовного кодекса Республики «Преступления против интересов службы» [6]. В данную главу включены преступления, которые, как правило, предполагают наличие специального субъекта совершения: злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424); бездействие должностного лица (ст. 425); превышение власти или служебных полномочий (ст. 426); служебный подлог (ст. 427); служебная халатность (ст. 428); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429); получение взятки (ст. 430); дача взятки (ст. 431); посредничество во взяточничестве (ст. 432); получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433). Санкции перечисленных норм Уголовного кодекса Республики Беларусь безусловно свидетельствуют о применении к государственным служащим повышенных мер негативной юридической ответственности. Кроме того, государственный служащий, являющийся должностным лицом, использовавший свои властные или иные служебные полномочия для совершения преступления, не названного среди вышеперечисленных, несет ответственность по совокупности преступлений. Правило о совокупности преступлений не применяется, если совершение должностным лицом преступления предусмотрено в качестве признака иного преступления. В качестве примера можно привести ст. 285 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливающую уголовную ответственность за деятельность по созданию преступной организации либо руководство преступной организацией или входящими в нее структурными подразделениями, а также участие в преступной организации в любой иной форме, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий [6]. Характерной особенностью привлечения государственных служащих к уголовной ответственности являются правила, сформулированные в ст. 40 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Не является преступлением причинение вреда охраняемым законным интересам лицом, действующим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке. Как уже отмечалось по отношению ко всем видам правовой ответственности государственных служащих, уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Вместе с тем лицо, совершившее умышленное преступление по заведомо преступному приказу или распоряжению, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом лицо, не исполнившее заведомо незаконный приказ или распоряжение, не подлежит уголовной ответственности [24, с. 196]. В настоящее время практика применения ст. 23 Закона о государственной службе свидетельствует о том, что в отношении государственных служащих, допустивших указание в декларации о доходах и имуществе неполных или недостоверных сведений, применяются меры административной ответственности, предусмотренные положениями ст. 23.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [3]. При этом к административной ответственности эти лица привлекаются налоговыми органами на основании деклараций и их данных, не соответствующих предоставляемым государственными органами, организациями, по результатам проверки этих деклараций. Для государственных служащих предусмотрено также и поощрение. Например, в статье 49 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» говориться, что государственные служащие за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения в труде поощряются: объявлением благодарности; единовременным денежным вознаграждением; награждением ценным подарком; досрочным присвоением очередного класса государственного служащего по занимаемой должности [16]. Следует отметить, что к государственным служащим могут применяться и иные меры поощрения, предусмотренные законодательством. Допускается одновременное применение нескольких мер поощрения. За особые заслуги государственные служащие представляются в установленном законодательством порядке к награждению государственными наградами Республики Беларусь. Подводя итоги к данной главе, необходимо отметить следующее: Во-первых, в зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности. Во-вторых, юридическая ответственность выражается в применении к служащему карающих принудительных мер воздействия правового характера за совершенное им противоправное виновное деяние (правонарушение).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев ряд вопросов правового статуса государственных служащих в Республике Беларусь, можно подвести некоторые итоги и сделать определенные выводы. Во-первых, правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства. Государственная служба призвана служить обществу, обеспечивать устойчивую связь государства и общества, государства и его граждан, в своей деятельности практически реализовывать демократические принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы, а также максимально делегировать функции управления общественным институтам, гражданам. Словом, развивать и поддерживать их свободную жизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных принципов, ценностей, которые являются определяющими для народного самосознания. Во-вторых, государственная служба представляет собой систему правоотношений, которые регулируются не только административно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: международного, конституционного (государственного), трудового, финансового, гражданского, уголовного. В-третьих, институт прохождения государственной службы складывается из организации подбора кадров в управленческий аппарат, осуществления перемещения сотрудников по службе, установления и реализации способов увольнения с государственной службы. Прохождение государственной службы начинается с момента официального вступления в должность (занятия должности) в результате поступления на государственную службу. Вступление гражданина в должность изменяет его правовой статус. С одной стороны, он продолжает оставаться гражданином вне службы со всеми его правами и обязанностями, с другой, на службе - он государственный служащий (иной статус, чем просто гражданина). В-четвертых, продвижение по службе зависит также и от объективных моментов, например от качества правового регулирования в части поощрения государственных служащих, регулярного продвижения по службе, проведения необходимых аттестаций и т.д. Содержанием процесса прохождения службы является выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций. К сожалению, нормативно-правовая база, регулирующая порядок прохождения государственной службы не совершенна и требует доработки. На мой взгляд, целесообразно дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний. Поскольку государственная служба неразрывно связана с нравственностью, неудивительно, что в качестве самостоятельной выделена обязанность государственного служащего соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики. Поскольку государственным служащим в силу специфики государственной службы зачастую становятся доступными сведения, касающиеся частной жизни, чести и достоинства граждан, Законом "О государственной службе в Республике Беларусь" установлена обязанность государственных служащих не разглашать полученные при исполнении обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан. Государственный служащий не вправе принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств. Этот запрет объясняется необходимостью обеспечения независимости государственных служащих, устранения препятствий, когда государственный служащий, получивший такую награду, ставит себя в зависимое положение, если речь идет о принятии в государственном органе какого-либо решения, касающегося иностранного государства. Ответственность государственных служащих - это применение к ним государственными органами и должностными лицами установленных государством мер воздействия за плохую работу, нарушение государственной дисциплины и законности. Административную ответственность государственные служащие несут за совершение административного правонарушения (проступка) в общем порядке, т.е. как все граждане. Должностные лица несут ответственность не только за нарушения общеобязательных правил своими собственными действиями, но и за некоторые административные правонарушения, которые связаны с ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей (например, непринятие мер по частному определению суда и т.д.) и которые считаются упущениями по службе. Таким образом, государственная служба - это не только особые условия или гарантии деятельности, но и повышенные меры ответственности, цель которых обеспечить неуклонное следование принципам законности со стороны всех должностных лиц аппарата государственного управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.87 (0.012 с.) |