Глава 2. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы



Прохождение службы в государственном аппарате, как отмечает А.Г. Тиковенко, начинается с момента вступления служащего в его служебные правоотношения [15, с. 68].

Прохождение государственной службы начинает­ся с момента официального вступления в должность (занятия должности) в результате поступления на государственную службу. Вступление гражданина в должность изменяет его правовой статус. С одной стороны, он продолжает оставаться гражда­нином вне службы со всеми его правами и обязанностями, с дру­гой, на службе — он государственный служащий (иной статус, чем просто гражданина). Государственный служащий наделен особыми обязанностями, которые должен повседневно выпол­нять, исключая дни, предусмотренные законодательством и слу­жебными правами. Иными словами, служащий наделен полномо­чиями для реализации задач и функций соответствующего структурного подразделения и в целом органа. Такие задачи и функции в большинстве своем являются управленческими. Надо признать в связи с этим, что государственный служа­щий, осуществляя управленческие задачи и функции, участвует в реализации государственного управления в той или иной облас­ти — управления образованием, здравоохранением, культурой, промышленностью или в организации прокурорско-следственной работы, работы суда и т.д. Следовательно, прохождение службы требует умелой, на научной основе организации управленческой деятельности. По этой причине каждый государ­ственный аппаратный служащий должен владеть основами науки управления, научной организацией управленческого труда [14, с. 284-285].

В Республике Беларусь, как и в других странах, сложи­лась своя система отбора государственных служащих. Ста­тья 39 Конституции Республики Беларусь гласит: «Гражда­не Республики Беларусь в соответствии со своими способно­стями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах» [1]. Под равенством здесь подразумевается, прежде всего, независимость от расы, национальной принадлежности, убежде­ний и пола.

Прохождение государственной службы - совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, измене­ние и прекращение государственно-служебных отношений.

Элементы прохождения государственной службы — поступление на государственную службу, аттестация государственных служащих, перемещение по службе, льготы и стимулирование служебной деятельности, ответственность государственных служащих, прекращение государственной службы.

Право на поступление на государственную службу име­ют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными актами о государственной службе.

В ряде случаев соответствующие нормативные документы (уставы и положения о службе) предусматривают минималь­ный и максимальный возрасты для поступления на службу. В соответствии со статьей 116 Конституции Республики Бе­ларусь, предельный возраст члена Конституционного суда — 70 лет. Положением о прохождении военной службы солдат и сержантов по контракту во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь установлен воз­раст принимаемых на службу солдат и сержантов в пределах 20-35 лет.

Обязательным условием для поступления на государствен­ную службу является наличие гражданства.

В ряде случаев к претендентам предъявляются иные, спе­циальные требования. Например, при поступлении на служ­бу в вооруженные силы Министерства внутренних дел, транс­порта эти требования касаются состояния здоровья. Замеще­ние отдельных государственных должностей связывается со стажем работы по специальности. Это положение распространяется на судей, прокуроров, некоторых медицинских работников.

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются: соответствующее образование, за исключением слу­чаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется; необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государ­ственной должности они не установлены; владение государственными языками Республики Бе­ларусь; знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих дол­жностных обязанностей.

Поступление на государственную службу осуществляется путемназначения, утверждения либоизбрания.

Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Так, шесть судей Конституционного суда, в соответствии со статьей 98 Конституции Республики Беларусь, избираются Советом Республики [1]. Таким же образом занимает должности часть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Назначение на должность осуществляется актом уполно­моченного должностного лица. Согласно статье 84 Конститу­ции Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь назначает на долж­ность премьер-министра, министров и других членов Прави­тельства, шесть судей Конституционного суда и некоторых других служащих государственного аппарата [1]. В остальных случаях государственных служащих могут назначать мини­стры (в том числе и премьер-министр), руководители служб министерств, предприятий, учреждений и организаций.

Поступлению на государственную службу может пред­шествовать проведение конкурса на занятие государствен­ной должности, а также устанавливаться предварительное испытание.

Конкурс на занятие государственной должности проводится соответствующим государственным органом, имею­щим вакантные должности. Конкурс может быть открытым либо закрытым. Положения о проведении конкурса утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлению результатов голосования, на основании чего также заключается трудовой договор (контракт).

Для гражданина, впервые поступающего на государственную службу, по соглашению сторон может устанавливаться предварительное испытание на срок от трех до шести месяцев. Предварительное испытание не устанавливается при поступлении на государственную службу путем утверждения либо избрания по конкурсу. Если срок предварительного испытания истек и государственный служащий не уволен, он считается выдержавшим испытание.

Контрактная форма поступления на государственную службу состоит в том, что с гражданами руководителем соответствующего государственного органа заключается контракт на срок не менее одного года. Контракт - это трудовой договор, заключенный в письменной форме на оп­ределенный срок, содержащий в отношении вопросов по­ступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими норами зако­нодательства о труде.

Прохождение государственной службы отдельными категориями служащих связано с их периодическойаттестацией, повышением квалификации в специально создан­иив учебных заведениях, на курсах и т.д.

Aттестация проводится в отношении определенных ка­тегорий государственных служащих, замещающих должности по назначению, перед возобновлением контракта, а так­же в целях присвоения разряда для оплаты труда.

В ходе аттестации проверяются и оцениваются профессиональные, деловые и личные качества государственного служащего, определяется его соответствие требованиям занимаемой должности.

В соответствии с законодательными и иными норматив­ными актами, регулирующими прохождение государственной службы,перемещение по службе производится на следующие должности:

- вышестоящую в порядке продвижения по службе - с согласия работника;

- равнозначную - с согласия служащего, при необходи­мости замещения другой должности либо для более целесообразного использования служащего с учетом его деловых, личных качеств и профессиональной под­готовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;

- нижестоящую - при сокращении штатов или зани­маемой должности (с согласия служащего) по состо­янию здоровья, по личной просьбе; - по служебному несоответствию (в аттестационном по­рядке, в дисциплинарном порядке - в связи с совер­шением грубого дисциплинарного проступка и др.).

Подводя итоги к третьей главе можно сделать следующие выводы:

Во-первых, путемназначения, утверждения либо избрания осуществляется поступление на государственную службу.

Во-вторых, государственным служащим предоставляются ежегод­ные отпуска, отпуска по болезни, родам и уходу за ребенком.

В-третьих, для отдельных категорий служащих установлен особый пен­сионный режим, предусматривающий возможность получе­ния пенсии за выслугу лет в системе вооруженных сил, Ми­нистерстве внутренних дел, юстиции и некоторых других.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.008 с.)