Глава 3. Основы административно-правового статуса государственных служащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Основы административно-правового статуса государственных служащих



 

Правовой статус, иначе правовое положение государственных служащих определяет содержание служебных отношений. Правовое положение государственных служащих раскрывается, как правило, через установление прав и обязанностей государственных служащих, гарантии их реализации, ответственности за надлежащее осуществление прав и исполнение обязанностей, а также уровень их правовой, материальной, социальной защищенности.

Правовой статус государственного служащего возникает на основе законодательства в связи с замещением государственной должности. Именно должность в государственном аппарате является базовой характеристикой правового положения государственного служащего. Особенности в правовом положении госслужащих - производные от статуса самой государственной службы как организационного и правового института. По своей сути правовой статус государственного служащего - это установленные и гарантированные государством права, обязанности, ограничения, гарантии лиц, исполняющих должностные обязанности, в области государственно-служебных отношений. С изменением характера этих отношений, меняется и правовой статус госслужащего (например, повышение или понижение в должности, временное исполнение и т.д.).

Правовое положение государственных служащих закреплено в Законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь». Так, в статье 20 говориться, что государственный служащий имеет право на:

1) письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

2) принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;

3) посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

4) получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

5) повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;

6) повышение в должности, классе государственного служащего;

7) заработную плату и дополнительное стимулирование труда;

8) участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;

9) публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей;

10) ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

11) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

12) уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

13) отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

14) свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

15) здоровые и безопасные условия труда;

16) отставку по основаниям, предусмотренным Законом;

17) государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и др. [16].

Необходимо отметить, что государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой (например, по вопросам поступления на государственную службу и ее прохождения; реализации прав государственного служащего; перевода на другую государственную должность; дисциплинарной или материальной ответственности; несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты; освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

В статье 21 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» регламентированы обязанности государственного служащего. В соответствии с которыми государственный служащий обязан:

● поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;

● исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

● соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами;

● обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

● исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

● соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

● не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

● соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

● в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

● сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

● не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

● поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей [16].

Законодательными актами могут быть установлены иные обязанности государственного служащего.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 50 вышеупомянутого Закона государственным служащим гарантировано право на трудовой и социальный отпуск.

Итак, государственному служащему ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с выплатой единовременного пособия на оздоровление в соответствии с законодательством.

Необходимо отметить, что государственному служащему после пяти лет стажа государственной службы предоставляется дополнительный трудовой отпуск продолжительностью два календарных дня, после десяти лет стажа государственной службы – четыре календарных дня. Дополнительный трудовой отпуск присоединяется к основному трудовому отпуску государственного служащего продолжительностью 28 календарных дней. Государственному служащему предоставляются социальные отпуска в соответствии с законодательством о труде.

Отдельным категориям государственных служащих могут быть предоставлены основной трудовой отпуск иной продолжительности в соответствии с законодательством о труде, а также иные дополнительные трудовые отпуска в соответствии со специальным законодательством.

Государственные служащие имеют право на выходное пособие. Выходное пособие государственным служащим выплачивается при:

- досрочном расторжении контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением его условий по вине нанимателя – в размере трех среднемесячных заработных плат. При этом не выплачивается выходное пособие государственным служащим, достигшим пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) и имеющим право на полную пенсию, а также государственным служащим, не достигшим указанного возраста, но получающим пенсии (кроме трудовых пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий);

- выходе в отставку – в размере трех среднемесячных заработных плат;

- ликвидации государственного органа, сокращении численности или штата государственных служащих при стаже государственной службы до 5 лет – в размере трех среднемесячных заработных плат, от 5 до 10 лет – в размере четырех среднемесячных заработных плат, от 10 до 15 лет – в размере пяти среднемесячных заработных плат, свыше 15 лет – в размере шести среднемесячных заработных плат [16].

При этом непосредственно при увольнении указанное пособие выплачивается в размере, не превышающем трех среднемесячных заработных плат, а оставшаяся часть выплачивается по истечении трех месяцев только лицам, обратившимся за содействием в трудоустройстве в государственную службу занятости населения, при невозможности их трудоустройства. При увольнении государственных служащих, достигших общеустановленного пенсионного возраста, соответствующее выходное пособие выплачивается полностью.

Государственным служащим могут быть предоставлены служебные жилые помещения государственного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Пенсионное обеспечение государственных служащих, в том числе за особые заслуги перед Республикой Беларусь, осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством с учетом особенностей, установленных Законом «О государственной службе в Республике Беларусь».

Государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в полном размере при достижении возраста мужчинами 60 лет, женщинами – 55 лет и наличии стажа государственной службы не менее 20 лет (при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 года) (ст. 54 «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Пенсия за выслугу лет государственным служащим назначается в размере 40 процентов заработной платы за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы на государственных должностях.

За каждый полный год стажа государственной службы свыше 20 лет размер пенсии увеличивается на 2 процента заработной платы. При этом общая сумма пенсии не может превышать 50 процентов заработной платы государственного служащего [16].

При ликвидации государственного органа (прекращении его полномочий), сокращении численности или штата работников пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается в полном размере досрочно, но не более чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. В период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается.

Составляющей правового статуса государственного служащего являются установленные Законом о государственной службе ограничения. Занятие государственной должности предполагает не только наделение государственного служащего определенными правами и установление его обязанностей, но и определение ряда ограничений и запретов, обусловленных самим характером государственной службы, спецификой выполняемых государственным служащим функций. Положения об ограничениях правового статуса лиц, находящихся на государственной службе, предусмотрено законодательством большинства стран. Ограничения государственного служащего в правах установлены Законом о государственной службе с целью обеспечения надлежащего выполнения служащим своих служебных обязанностей, защиты прав и свобод других лиц.

Запрещение быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему, обусловлено тем, что осуществление функций представителя означало бы использование служебного положения в интересах частных лиц, что входит в прямое противоречие с правовым статусом государственного служащего. Например, государственному служащему запрещено принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством [17].

Подводя итоги к данной главе, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, каждому государственному служащему присущ свой правовой статус, определяемый в соответствии с законодательством видом государственной службы, местом государственного органа в структуре государственного механизма, а также уровнем занимаемой государственной должности.

Во-вторых, особенности правового статуса отдельных категорий государственных служащих обуславливаются спецификой выполняемых задач и реализуемых государственным служащим государственных функций и полномочий. Эти особенности могут проявляться в особых правилах поступления на службу, прохождения государственной службы, в установлении специфических прав и обязанностей, ограничений по службе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.016 с.)