Законодательные основы государственной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательные основы государственной службы



 

Правовую основу государственной службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» и иные законодательные акты.

В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» определяется система законодательства Республики Беларусь о государственной службе, его источники, структура и соотношение с трудовым, пенсионным и иным законодательством [16].

Закон о государственной службе - первый принципиально новый акт в системе законодательства о государственной службе (состоит из 10 глав, разделенных на 64 статьи). Будучи базовым, он содержит основы (начала) всех иных законодательных и нормативных правовых актов о государственной службе.

Закон о государственной службе регулирует весь комплекс основных вопросов государственной службы. В нем установлены базовые принципы организации и функционирования государственной службы в Беларуси, основы ее прохождения, правового положения, материального и социального обеспечения государственных служащих.

Положения Закона о государственной службе создают условия для формирования высокопрофессиональной государственной службы, укрепления служебной, исполнительской дисциплины, способствуют развитию правовой базы для борьбы с бюрократизмом, коррупцией, произволом государственных служащих.

Закон о государственной службе направлен на повышение требований к государственным служащим, на выполнение ими своих обязанностей, на обеспечение их правовой и социальной защищенности.

Государственная служба является комплексным, преимущественно публично-правовым институтом. В связи с этим она не может регулироваться только одним Законом о государственной службе.

Государственные служащие должны руководствоваться прежде всего Основным Законом Республики Беларусь - Конституцией Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь закрепляет такие исходные основы, как верховенство конституционных норм (ст. 137), права (ст. 7), равенство всех перед законом и судом (ст. 22), разделение и взаимодействие властей (законодательной, исполнительной и судебной) (ст. 6), приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 2, 7, 21 и 59), приоритет общепризнанных принципов международного права (ст. 8), недопустимость придания обратной силы нормативным актам, ухудшающим положение участников правоотношений (ч. 6 ст. 104), равный доступ граждан к любым должностям в государственных органах (ст. 39), некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 34, ст. 40, 59 и др.) [1].

Весьма важное значение имеет положение ст. 60 Конституции Республики Беларусь о возможности обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) должностных лиц.

Для отдельных категорий государственных служащих Конституция Республики Беларусь устанавливает запрет на членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели (ст. 36).

В значительной степени государственная служба регулируется декретами и указами Президента Республики Беларусь. Они оказывают наиболее важное влияние на формирование института государственной службы, повышение его престижа в обществе и государстве, укрепление правового статуса государственных служащих. Следует отметить следующие указы Президента Республики Беларусь:

- Указ Президента Республики Беларусь от 26.07.2004 N 354 (ред. от 30.09.2011) «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций» [10];

- Указ Президента Республики Беларусь от 24.01.1997 N 100 (ред. от 30.09.2011) «О совершенствовании организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров государственных органов» [8];

- Указ Президента Республики Беларусь от 02.11.2000 N 577 (ред. от 12.01.2012) «О некоторых мерах по совершенствованию работы с кадрами в системе государственных органов» [9] и т.д.

В целях укрепления исполнительской дисциплины действует Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» [7].

Постановления Совета Министров Республики Беларусь, с помощью которых регулируются различные стороны государственной службы. В качестве примера можно отметить следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь:

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.05.1997 N 471 «Об утверждении Положения о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы» [19];

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2004 N 347 «О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей в республиканских органах государственного управления, областных и городских Советах депутатов, местных исполнительных и распорядительных органах и признании утратившими силу постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам государственной службы» и др.

В систему законодательства о государственной службе входят нормативные акты Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регулирующие отдельные вопросы прохождения государственной службы (например, Квалификационный справочник «Государственные должности государственных служащих», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.10.2003 N 135) [20], дисциплинарные уставы, действующие в отношении отдельных категорий работников (например, должностных лиц таможенных органов), положения о конкретных органах и их структурных подразделениях, содержащие нормы о правовом положении тех или иных должностных лиц, должностные инструкции и т.п.

Соотношение Закона о государственной службе и трудового, пенсионного и иного законодательства, регулирующего отношения, связанные с государственной службой, вопросы специфики деятельности отдельных категорий государственных служащих, основано на принципе субсидиарности. К примеру, значительная часть норм трудового законодательства дополняет регулирование отношений, связанных с прохождением государственной службы, о чем указывает и Закон о государственной службе (ст. 22, 30, 32, 40, 50, 57) [16].

На государственных служащих распространяется законодательство о труде по вопросам заключения, изменения и прекращения контрактов, рабочего времени и времени отдыха, трудовой дисциплины, дисциплинарной и материальной ответственности и др. Такое положение вполне обоснованно, поскольку государственная служба, по определению утратившего силу Закона Республики Беларусь от 23.11.1993 N 2581-XII «Об основах службы в государственном аппарате», является видом трудовой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.006 с.)