Прецедентные тексты. Прецедентные единицы. Использование прецедентных единиц в коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прецедентные тексты. Прецедентные единицы. Использование прецедентных единиц в коммуникации.



Феномены (лингвистические и экстралингвистические), хорошо известные членам того или иного социума (от семьи до национально-культурного сообщества), входят в наследственное когнитивное пространство коммуникантов и являются прецедентными.
Следует говорить о трех типах прецедентных феноменов:
Социумно-прецедентные - феномены, известные любому среднему представителю того или иного социума (социального, конфессионального, профессионального) то есть феномены, которые могут не зависеть от национальной культуры;
Национально-прецедентные - феномены, известные любому среднему представителю того или иного национально-культурного сообщества;
Универсально-прецедентные - феномены, известные любому среднему представителю вида homo sapiens;
Нужно отметить, что последний тип носит на сегодняшний день чист гипотетический характер, однако он представляется вполне реальным.
Вопрос о границах названных типов заслуживает особого внимания: во-первых, социумные когнитивные пространства могут одновременно входить в несколько когнитивных баз (например, коллективное когнитивное пространство представителей одной области знаний, но различных национально-культурных сообществ); во-вторых, границы между типами когнитивных пространств подвижны: те или иные когнитивные структуры могут относиться одновременно ко всем трем коллективным когнитивным пространствам или принадлежать к одному или двум коллективных когнитивных пространств; при этом феномены могут со временем переходить из категории, например, национально-прецедентных в категорию универсально-прецедентных.
В лингвистической литературе рассматриваются такие прецедентные феномены, как прецедентный текст, прецедентное высказывание, и символ прецедентных текстов.
В.Н. Караулов дает следующее определение прецедентному феномену: "Под прецедентным феноменом мы понимаем:
значимые для той или иной личности в познавательном или эмоциональном отношениях;
имеющие сверхличностный характер, то есть хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников;
обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности.
Это то общее, что объединяет прецедентные феномены, которые могут быть как вербальными (тексты в самом широком смысле этого слова), так и невербальными (произведения живописи, скульптуры, архитектуры, музыкальные творения).
Прецедентный феномен в когнитивной базе хранится в форме когнитивной структуры, которая включает в себя дифференциальные признаки самого прецедентного феномена, его атрибуты и оценку.
Смирнова отмечает, что непременным условием эффективной коммуникации является осознание того, что прецедентный текст может содержать оценку, которая подразумевает определенный взгляд на факты, что может быть адекватно истолковано, если мы учитываем угол зрения, под которым автор рассматривает данное событие. Таким образом, целью любого общения является обмен информацией (интеллектуальной и эмоциональной). При этом важно не просто получить или передать информацию. Мы должны, с одной стороны, попытаться адекватно понять ту информацию, которую мы получаем, а с другой - облечь свою информацию в форму, максимально доступную и понятную для реципиента. Иначе наше общение будет напоминать переписку корреспондентов, которые, получая почту, не распечатывают конверты.
Передавая информацию, автор всегда надеется, что будет "правильно понят". Автору необходима "обратная связь", то есть подтверждение реципиентом получения информации. Адекватное понимание коммуникантами друг друга обеспечивает успешное протекание коммуникации и помогает избежать коммуникативного провала.
Среди факторов, обусловливающих адекватность понимания коммуникантами друг друга в процессе общения, следует назвать корпус знаний и представлений, которым располагает каждый из коммуникантов. Совокупность этих знаний и представлений есть когнитивное пространство индивидуума, формируемое когнитивными структурами, которые могут быть либо лингвистическими, либо феноменологическими. К лингвистическим когнитивным структурам мы относим те, которые лежат в основе языковой компетентности и формируют совокупность знаний и представлений о законах языка, о его синтаксическом строении, лексическом запасе, фонетико-фонологическом строе, о законах функционирования его единиц и построения речи на данном языке. Феноменологические когнитивные структуры формируют совокупность знаний и представлений о феноменах экстралингвистической природы, то есть об исторических событиях, реальных личностях, законах природы, произведениях искусства, в том числе и литературных.
Близким к понятию "прецедентность" в философии и культурологи выступает понятие "универсалии". Так, в современной философии понятие "универсалии" используется в значении универсальной культуры, то есть основ понимания мира и места человека в нем, имплицитно формирующихся у каждого индивида в таком процессе, как социализация, и служащих своего рода мыслительным инструментарием для человека каждой конкретной эпохи, задавая в своем исторической варьировании систему координат, исходя из которых человек воспринимает явления действительности и сводит их в своем сознании воедино. Универсалии выступают инструментарием чувственно артикулируемых мироощущения, мировосприятия, миропредставления и миропереживания. Набор культурных универсалий достаточно стабилен (мир, причина, целое - универсалии объектного ряда; человек, счастье, государство, справедливость - универсалии субъектного ряда; познание, истина, деятельность - как универсалии субъектно-объектного ряда).
В пределах большинства различных направлений культурологических исследований присутствует исходное допущение о существований культурных универсалий, обеспечивающих упорядоченность разнообразных культурных феноменов и основывается на ограниченном наборе фундаментальных признаков.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.7 (0.005 с.)