Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом. Традиционная концепция разделения на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно – хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 года. Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и т.д. Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать: - Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество. - Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов. - Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, оно основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании. - Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества. - Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества. - Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики. - Формирование правового государства требует сбалансированных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, скажем, от политической. Все необходимо делать параллельно. Таким образом, к основным характеристикам правового государства можно отнести следующие положения: 1. Верховенство закона, что означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе права, действующей в государстве. 2. Господство права поддерживается тем, что государство соблюдает установленные правовые нормы и эти нормы обязательны как для государственных органов, так и для рядовых граждан. 3. В основе правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. 4. Важнейшим условием функционирования правового государства является независимый суд. Верховенство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от каких-либо государственных и общественных структур. 5. Соблюдение и охрана прав и свобод граждан являются одной из важнейших задач правового государства. Правовое государство, устанавливая верховенство закона, устанавливает и равенство всех граждан перед законом и независимым судом. 6. Правовое государство – это демократическое, социальное, светское государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти. Идеи гражданского общества как совокупность представлений о справедливом устройстве общества и государства выдвигались еще древними мыслителями. Гражданское общество как философское определение было внесено в науку Аристотелем. Он считал, что гражданское сообщество существует только там, где верховная власть действует в интересах всеобщего блага. То есть существует такая форма правления, при которой и власть, и законы обеспечивают счастливую и самодовольную жизнь для граждан (не рабов, а полноправных граждан), которые принимают равное участие во всех выгодах общественной жизни. Аристотелю принадлежит ортодоксальный подход, согласно которому общество и государство имеют органическую связь и общество без государства существовать не может. В отличие от своего ученика Платон считал, что идеальное общежитие стоит выше государства и законодательства и не нуждается в них. Идеи гражданского общества были выдвинуты в сочинениях крупных мыслителей раннекапиталистической эпохи: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. Они считали, что люди находятся в хаотическом или «естественном» состоянии, когда каждый поступает по собственному произволу и «не завися от чьей-либо воли». Это состояние обладает рядом «неудобств». Для их устранения люди должны объединиться на договорных началах в «политическое или гражданское общество», наделив его определенной властью. В таком обществе договор «устанавливает между всеми гражданами такое равенство, что они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны все пользоваться одними и теми же правами». При этом мыслители отождествляли гражданское общество с государством. Мыслитель итальянского возрождения Николо Макиавелли представлял гражданское общество как совокупность противостоящих интересов – классовых, сословных, партийных. Здесь он не видел почвы для демократии, так как демократия требует от народа должной этической основы. Он усматривает причину социальных и государственных перемен в порче или исправлении нравов. Общество, которое лишь изредка откликается на сопротивление непосильному гнету, не может считаться гражданским. Руссо считал, что через общественный договор человек переходит из состояния естественного в состояние гражданское, для которого характерны следующие качества, создающие личность: право собственности, гражданская свобода и свобода моральная, которая мешает ему поступать как гражданину, то есть по первому побуждению. Отсюда человек в гражданском обществе выступает в двух ипостасях: как гражданин, участвующий в верховной воле и как подданный, вынужденный подчинять свою особенную волю государству. Английский философ Дж. Локк называл частную собственность важнейшим компонентом перехода от естественного состояния к гражданскому обществу и государству. Для понимания сущности гражданского общества следует иметь в виду и тот постулат И. Канта, согласно которому общественное в человеке не может и не должно убивать или стеснять его природный индивидуализм, личностный интерес, до которого государству, если индивид не преступает закона, нет дела вообще. По теории общественного договора, которую поддерживали все вышеперечисленные мыслители, законным считалось то правительство, учредить и повиноваться которому все граждане соглашались по доброй воле. Любое же отклонение от этого требования, установление отношений господства и подчинения, основанных на насилии форм общественной организации, рассматривалось ими как отрицание гражданского общества. Вместе с тем мыслители хорошо понимали, что реальное государство склонно подавлять гражданское общество. Следовательно, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан. Т. Гоббс связывал переход от естественного состояния и естественных законов к гражданскому обществу с образованием собственности, которая обуславливает необходимость соглашения между людьми. Отождествляя государство и гражданское общество, он говорил об относительной самостоятельности некоторых гражданских объединений. Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество – это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. «Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства». По Гегелю, гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства. Особый подход к проблеме гражданского общества разработал К. Маркс. Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество – это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства – основного орудия угнетения. В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей. Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества. Одни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины. Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса. Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы. Либеральная концепция гражданского общества восходит к работам Т.Гоббса (1588 – 1679) и Дж.Локка (1632 – 1704). Экономическая интерпретация термина связана с именем Адама Фергюссона (1723 0 1816). Классик либеральной мысли Адам Смит (1723 – 1790) считал, что построить гражданское общество возможно исключительно на основании принципа невмешательства. Согласно Гегелю основой гражданского общества выступает частная собственность. Однако, не гражданское общество, а государство являлось по Гегелю движущей силой прогресса. Марксистская концепция представлена взглядами К.Маркса, А.Грамши. Современные теории гражданского общества представляют концепция социетального общества Т.Парсонса и теория социалистического гражданского общества А.Грамши. В литературе выделяются следующие наиболее общие идеи и принципы, лежащие в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны: - экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; - признание и защита естественных прав человека и гражданина; - легитимность и демократический характер власти; - равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; - правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; - политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; - свобода слова и печати, независимость СМИ; - невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; - классовый мир, партнерство и национальное согласие; - эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. За последние годы в России возникло и развилось множество движений и организаций, реализующих на практике функции гражданского общества; правозащитные организации; общества по защите прав потребителей; экологические организации; объединения в сфере науки, культуры и образования; женские движения и др. Однако масштаб их деятельности не отвечает реальным потребностям формирования гражданского общества. Это – только начальное формирование субъектов гражданского общества, способных регулировать социальные процессы без помощи государственной власти.
Контрольные вопросы 1 Назовите признаки государства. 2 Перечислите основные функции государства. 3 В чём состоит суть правого государства, социального государства? 4 Назовите признаки правого государства. 5 Перечислите характерные черты гражданского общества.
Проблемный вопрос 1 Можем ли мы жить без государства, его аппарата? Ответ обосновать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.40 (0.007 с.) |